Технологическая карта индивидуального развивающего занятия с обучающимся с ОВЗ 3 класса, педагога-психолога МБОУ «Баскаковская средняя школа», Полищук Ольги Константиновны.
план-конспект занятия (3 класс)

Полищук Ольга Константиновна
  1. Аннотация.

  Работа проводится с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, который имеет рекомендацию обучаться по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1) .  Для данного обучающегося составлена развивающая психолого-педагогическая программа, направленная на наиболее полное раскрытие его интеллектуально-личностного потенциала, формирование и развитие его социально-психологических умений и навыков, развитие креативности.

   У обучающихся с ЗПР наиболее ощутимы проблемы с различными видами памяти. Им трудно запоминать правила на уроках русского языка, есть проблемы с заучиванием стихотворений, очень сложно дается устный счет по математике. Данное обстоятельство связано с низким уровнем познавательной активности. Преобладает кратковременный тип памяти.

   Именно поэтому на данном занятии я выбрала индивидуальную форму работы. Моя цель, используя яркие впечатления и образы, в сочетании с элементами методики «Эйдетика», обучить приемам запоминания информации.

  Начало занятия проводится в игровой форме. Для этого я выбрала активный метод «Поздоровайся локтями». Он одновременно и расслабит ребенка, и настроит на позитивный лад.

  На этапе «Разминка», я использовала метод рисования образов в воображении. Он относится к развивающим технологиям. Перед его применением провела актуализацию опорных знаний обучающегося, чтобы понять насколько глубоко он владеет понятиями «Небесные тела», «Планеты», «Звезды». В том случае, если выяснится, что он не имеет о них представления, дала некоторую информацию. Затем, опираясь на внутренний опыт и мои представления, ребенок должен нарисовать образы в собственном воображении и восстановить на бумаге, придумав, в некотором смысле проект своей собственной планет. Далее, можно помочь в ему в процессе додумать и рассказать о ней, одновременно развивая связную речь.

  На последующих этапах занятия, я использую развивающую методику «Эйдетику». Вариантов развития памяти, при помощи много, но в данной работе я использовала два приема: развитие запоминания чисел, преобразованием их в яркие образы и заучивание стихотворения его рисованием. Оба эти приема работают исключительно. Иногда, советую такой рисунок подсказку брать на урок и использовать.

  На этапе рефлексии, в некотором смысле воплотила авторскую задумку, на основе похожих видов работ. Так как цвет, которым работает ребенок, говорит о его настроении, то даже, если он раскрасил ту планету, которая указывает на то, что он хорошо поработал, но при этом выбрал темный цвет, можно сделать вывод о том, понравилось ли ему занятие.

  На своем занятии я комплексно применяю развивающие, здоровьесберегающие и игровые технологии обучения. Таким образом, достигая нужной мне цели по развитию произвольной и непроизвольной видов памяти. Одновременно, я обучаю ребенка использовать данные формы работы, при выполнении домашнего задания. Прием изображения стихотворения очень часто применяю при выполнении домашнего задания с собственным сыном.

   Благодаря превращению сложного материала, который надо запомнить, приложив усилия,  в яркий и красочный, ребенок получает положительный эмоциональный заряд, начинает фантазировать. Одновременно с памятью идет процесс развития воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_s_ovz.docx163.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта индивидуального развивающего  занятия с обучающимся с ОВЗ 3 класса, педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ, МБОУ «Баскаковская средняя школа», Полищук Ольги Константиновны.

  1. Аннотация.

  Работа проводится с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, который имеет рекомендацию обучаться по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для детей с задержкой психического развития (вариант 7.1) .  Для данного обучающегося составлена развивающая психолого-педагогическая программа, направленная на наиболее полное раскрытие его интеллектуально-личностного потенциала, формирование и развитие его социально-психологических умений и навыков, развитие креативности.

   У обучающихся с ЗПР наиболее ощутимы проблемы с различными видами памяти. Им трудно запоминать правила на уроках русского языка, есть проблемы с заучиванием стихотворений, очень сложно дается устный счет по математике. Данное обстоятельство связано с низким уровнем познавательной активности. Преобладает кратковременный тип памяти.

   Именно поэтому на данном занятии я выбрала индивидуальную форму работы. Моя цель, используя яркие впечатления и образы, в сочетании с элементами методики «Эйдетика», обучить приемам запоминания информации.

  Начало занятия проводится в игровой форме. Для этого я выбрала активный метод «Поздоровайся локтями». Он одновременно и расслабит ребенка, и настроит на позитивный лад.

  На этапе «Разминка», я использовала метод рисования образов в воображении. Он относится к развивающим технологиям. Перед его применением провела актуализацию опорных знаний обучающегося, чтобы понять насколько глубоко он владеет понятиями «Небесные тела», «Планеты», «Звезды». В том случае, если выяснится, что он не имеет о них представления, дала некоторую информацию. Затем, опираясь на внутренний опыт и мои представления, ребенок должен нарисовать образы в собственном воображении и восстановить на бумаге, придумав, в некотором смысле проект своей собственной планет. Далее, можно помочь в ему в процессе додумать и рассказать о ней, одновременно развивая связную речь.

  На последующих этапах занятия, я использую развивающую методику «Эйдетику». Вариантов развития памяти, при помощи много, но в данной работе я использовала два приема: развитие запоминания чисел, преобразованием их в яркие образы и заучивание стихотворения его рисованием. Оба эти приема работают исключительно. Иногда, советую такой рисунок подсказку брать на урок и использовать.

  На этапе рефлексии, в некотором смысле воплотила авторскую задумку, на основе похожих видов работ. Так как цвет, которым работает ребенок, говорит о его настроении, то даже, если он раскрасил ту планету, которая указывает на то, что он хорошо поработал, но при этом выбрал темный цвет, можно сделать вывод о том, понравилось ли ему занятие.

  На своем занятии я комплексно применяю развивающие, здоровьесберегающие и игровые технологии обучения. Таким образом, достигая нужной мне цели по развитию произвольной и непроизвольной видов памяти. Одновременно, я обучаю ребенка использовать данные формы работы, при выполнении домашнего задания. Прием изображения стихотворения очень часто применяю при выполнении домашнего задания с собственным сыном.

   Благодаря превращению сложного материала, который надо запомнить, приложив усилия,  в яркий и красочный, ребенок получает положительный эмоциональный заряд, начинает фантазировать. Одновременно с памятью идет процесс развития воображения.

  1. Технологическая карта.

  Тип занятия: развивающее.

Форма организации: индивидуальная.

Цель: Развитие воображения и памяти обучающегося с ОВЗ.

Задачи:

 - развитие образного воображения обучающегося с ОВЗ, при помощи игровых технологий;

- умение удерживать материал в памяти, методами «Эйдетики»;

- развитие саморегуляции обучающегося, при помощи здоровьесберегающих технологий;

- обучение умению снятия напряжения методами релаксации, при помощи здоровьесберегающих технологий.

Ход занятия.

  1. Ритуал приветствия.

(Игра «Поздоровайся локтями»).

Ребенок ставит руки на пояс, распрямив локти, педагог опирается ладонями в колени. Задача обоих поздороваться локтями. Сначала правыми, затем левыми. После этого попробовать двумя.

(Задание помогает расслабиться, настроиться на позитивный лад, вызывает улыбку и понимание того, что ребенка здесь ждали).

  1. Разминка.

(Прием рисования образов в воображении).

- Сегодня мы отправимся в космическое путешествие.

- Что находится в Космосе?

- Какие небесные тела тебе известны?

- Чем отличаются звезды от планет?

- Какие планеты тебе знакомы? (Можно показать Солнечную систему и вспомнить названия планет, используя плакат или презентацию).

- Кто обитает в Космосе?

- Сейчас я включу музыку, а твое задание сесть удобно, закрыть глаза и представить все то, что я буду говорить.

(Педагог включает музыку).

- Представь, что ты летишь далеко в Космос. Ты сидишь в ракете и наблюдаешь в иллюминаторе, как мимо тебя проносятся все известные тебе планеты. Вот ты пролетаешь мимо Солнца. Стало очень жарко. Ты летишь на планету к своему инопланетянину другу. Какая она по форме? Цвету? Размеру? Что есть на этой планете? Кто на ней живет? Есть ли на ней необычные жители, растения, животные? Придумай ей название.

(Далее педагог дает задание нарисовать планету и рассказать о ней).

  1. Рефлексия прошлого занятия.

(Методика «Эйдетика»,  прием запоминания числового ряда, при помощи прорисовки образа).

- На прошлом занятии я давала тебе задание выучить ряд чисел, при помощи, превращения их в образы. Давай повторим, как мы это делаем.

На листе бумаги записаны числа:

8    6    9   4   3   5.

Обучающемуся дается задание превратить их в живые образы и составить короткий рассказ. Затем лист бумаги переворачивается и ему необходимо записать в том же порядке данные числа, рассказывая историю, которую он сочинил.

  1. Основное содержание занятия.

(Методика  «Эйдетика»,  прием заучивание стихотворения его рисованием).

- Сегодня мы научимся запоминать стихотворения, рисуя их. Раз уж мы отправились в Космос, то и стихотворение будет о нем:

Глянешь в небо из окошка

Темной звездной ночкой:

Мать-медведица большая

Топает с сыночком.

Умка - резвый медвежонок -

Шалостям не чуждый,

Но на небе свой порядок:

Нарушать не нужно!

(Л. Арвачева)

Педагог читает стихотворение. Затем рисует на доске образы из стихотворения. Записывает отдельные слова, символы. Затем, вместе с обучающимся, восстанавливает текст стихотворения, опираясь на картинки на доске. Объясняет, что таким образом легко запоминается любое стихотворение .

  1. Рефлексия прошедшего занятия.

(Игра «Долетели до цели»).

(Распечатать раскраску Солнечной системы).

C:\Users\USER\Desktop\raskraski-mars26.jpg

- Как ты считаешь, получилось ли у тебя быстро выучить стихотворение? Сложно ли было? Как же можно легко, без усилий выучить стихотворение?

- Сегодня мы с тобой летали в Космос. Если ты считаешь, что ты хорошо выполнил задания, раскрась планету, ближайшую к Солнцу. Если были трудности, выбери планету подальше. А если совсем ничего не вышло, тогда планету Нептун.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лобаскинская средняя школа"

Материал содержит Актуальность, концептуальность, теоретическую базу опыта, ведущую педагогическую идею, оптимальность и эффективность средств, результативность опыта, возможность тиражирования, налич...

Программа "Развитие познавательных процессов" для обучающихся 1 класса педагога-психолога И.П. Влазневой

Данная программа предназначена для обучающихся 1 класса с низким уровнем готовности к школе (интеллектуальной незрелостью). Содержит конспекты каждого коррекционно-развивающего занятия (всего 16 занят...

Технологическая карта урока русского языка «Обучающее изложение» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Обучающее изложение»Цель урока: учить детей правильно воспринимать текст.  Передавать его содержание в соответствии с планом. Планируемые результа...

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе (Обучение грамоте) по ФГОС .УМК "Школа России"

Разработка урока по  литературному чтению (Обучение грамоте). 1 класс по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Отрывок из фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы» «Кустики»» учителя начальных классов «МБОУ «Баскаковская средняя школа»

УчительПолищук Ольга Константиновна Ссылка на видеоурок: https://disk.yandex.ru/i/MHq-OWqHGxiPKwКласс4Автор УМК (программы учебного курса)Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Вино...

Проект внеурочного занятия учителя начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» по теме «Как стать счастливым?»

Проект внеурочного занятия учителя начальных классов МБОУ «Баскаковская средняя школа» по теме «Как стать счастливым?», в 4 классе Полищук Ольги Константиновны.Тема занятия: Ка...