АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
консультация

Абайдулина Татьяна Викторовна

Конфликтная ситуация (из профессиональных отношений, из бытовых отношений, возможно на примере литературных героев) и разбор ее в соответствии с алгоритмом анализа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

          Содержание конфликта

       «Сказка о золотой рыбке». Конфликт между стариком и старухой.

Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано»

Характеристика конфликта

По отношению к субъекту – внешний

По распределению потерь и выигрышей – ассиметричный

По характеру – субъективный

По возникновению – бытовой

По степени проявления во вне –открытый

По последствия – конструктивный

        Статический анализ конфликтной ситуации

Характеристика конфликтующих сторон

Сторона 1 – «старик», мужчина  преклонных лет.

Социальная характеристика – малограмотный, женат

Психологическая характеристика – интроверт, общителен, хорошо чувствует людей, мнительный, относится к ригидному типу конфликтной личности.

Сторона 2 – «старуха», женщина преклонных лет.

Социальная характеристика – малограмотная, замужем, детей нет

Психологическая характеристика – экстраверт, социально активна, целеустремленна, проявляет импульсивное, взрывное поведение, можно отнести к неуправляемому типу конфликтной личности.

 

Косвенные роли

Провокаторы – присутствовали со стороны старика, мало разжигая энергетику конфликта.

   

Зона разногласий – бытовые и социальные проблемы

Мотивы сторон

Стороны 1 – потребность  самореализоваться в новом статусе

Стороны 2 – потребность в наживе бытовых предметов и богатства.

Представление сторон о зоне разногласий

Сторона 1 – чувствуя недостаток внимания к себе, объясняла это изменением отношения стороны 2, вызванное ее новым должностным статусом и демонстрацией его в чрезмерных требованиях, предъявляемых  его выполненных желаний.

Сторона 2 – поменяв статус в социуме, рассчитывала на поддержку и понимание «старика» и «золотой рыбки», требования, которые она к  предъявляла, считала обоснованными и в «мягкой интерпретации», была удивлена реакции стороны 1, и обижена на нее.

Действия сторон

Сторона 1 – систематизация требований, создание ситуаций для анализа выполнения желаний, положительное выполнение требований стороны 2 с целью прекращения интриг.

Сторона 2 – выполнение желаний не в полном объеме, объяснение Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись».

        Динамический анализ конфликтной ситуации

Энергетика конфликта

Стабильно высокая, развивается по нарастающей

Баланс сил

На стороне старухи «сила власти»

Предконфликтная ситуация

Старухе хотелось слишком многого и сразу.

.Непринятие данной ситуации стороной 1.

Инцидент

Предъявление старухи требований к старику о качественном выполнении обязанностей (просьбы старухи).

Эскалация

Эскалация развивалась по нарастающей, в открытой форме, через рост напряжения (обсуждение с золотой рыбкой).

Кульминация

Выплеск накопившейся обиды со стороны «старика» и  разрыв отношений через общение и просьб к золотой рыбке.

        Комментарии (рекомендации)

В данной конфликтной ситуации можно предложить старухе побольше прислушаться к мнению старика и не требовать слишком много от него. Старику же нужно быть понастойчивей, не идти на поводу у старухи, не выполнять все ее указания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины конфликтных ситуаций

Планируется цикл статей по анализу конфликтных ситуаций в современной школе.В первой вступительной статье(которая пока отличается несовершенностью и незавершенностью) предпринята попытка описать причи...

Классный час в форме беседы "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"

Разработка рефлексивного классного часа в форме беседы во 2 классе. Тема "Дружба. Способы разрешения конфликтных ситуаций"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ».

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....

Родительское собрание "Способы и решения конфликтных ситуаций в семье"

В интересной форме проходит рабочее родительское собрание....

Разрешение конфликтных ситуаций в детском коллективе.

Цель занятия: обучение методикам работы с детьми по формированию навыков разрешения конфликтных ситуаций....