диагностические методики
методическая разработка (1, 2, 3 класс)

Пешехонова  Людмила  Борисовна

Диагностические методики по культуре поведения, уровню тревожности, межличностных отношений  и   изучения удовлетворённости учащихся  школьной жизнью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета № 1.

 Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+»; те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком «-».

- громко кричать;                                                                                      - свистеть;

 - перебивать в разговоре другого человека;                                         - ругаться;

- списывать из чужой тетради во время контрольной;                         - жадничать;

- задавать неуместные вопросы;                                                             - сплетничать;

- навязываться в друзья;                                                                          - ябедничать;

- проявлять подлость;                                                                              - врать;

  - заниматься вымогательством;                                                            - драться;

- не обращать внимания, если над кем-то издеваются;

- молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;

- приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;

- завидовать кому-то;

- жаловаться на кого бы то ни было;

- быть равнодушным к чужой беде.

                                                                                                             

                                                                     Анкета № 2

 Продолжи предложения:

Добрый человек – это тот, который……………………………………………………………...

Злой человек – это тот, который…………………………………………………………………

Честный человек– это тот, который……………………………………………………………...

Правдивый человек– это тот, который…………………………………………………………..

Жестокий человек– это тот, который……………………………………………………………

Грубый человек– это тот, который……………………………………………………………...

Подлый человек– это тот, который……………………………………………………………...

Преступник – это тот, который……………………………………………………………........

Вежливый человек– это тот, который…………………………………………………………..

Эгоист – это тот, который…………………………………………………………….................

Анкета № 3

Из приведённых ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к  тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный,  хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный, безответственный, требовательный, любознательный, крикливый, добросердечный.

Анкета для родителей

Из приведённых ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребёнка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный, эгоистичный, безответственный.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

  1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
  2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
  3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, очень скоро он скажет то же самое о вас.
  4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.
  5. Не бойтесь извиниться перед кем – то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете,  лишь приобретёте его уважение.
  6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка.

Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!



Предварительный просмотр:

Выявление уровня  тревожности у подростков.

                                               Методика  Кондаша.

Ф.И. учащегося______________________________________

Класс________________

Возраст_____________

Дата проведения______________

Инструкция.

На следующей странице перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными,  вызвать волнение, беспокойство, тревогу,  страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа:0,1,2,3,4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

Если она немного волнует, беспокоит  Вас, обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру 2.

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести её и она вызывает у Вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.  

Тест методики.

1.

Отвечать у доски

0 1 2 3 4

2.

Пойти в дом к незнакомым людям

0 1 2 3 4

3.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.

0 1 2 3 4

4.

Разговаривать с директором школы

0 1 2 3 4

5.

Думать о своём будущем

0 1 2 3 4

6.

Учитель смотрит по журналу,  кого бы  спросить

0 1 2 3 4

7.

Тебя критикуют, в чём-то упрекают

0 1 2 3 4

8.

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь(наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0 1 2 3 4

9.

Пишешь контрольную работу

0 1 2 3 4

10.

После контрольной учитель называет оценки

0 1 2 3 4

11.

На тебя не обращают внимания

0 1 2 3 4

12.

У тебя что-то не получается

0 1 2 3 4

13.

Ждёшь родителей с родительского собрания

0 1 2 3 4

14.

Тебе грозит неуспех, провал

0 1 2 3 4

15.

Слышишь за своей спиной смех

0 1 2 3 4

16.

Сдаёшь экзамены в школе

0 1 2 3 4

17.

На тебя сердятся (непонятно почему)

0 1 2 3 4

18.

Выступать перед большой аудиторией

0 1 2 3 4

19.

Предстоит важное, решающее дело

0 1 2 3 4

20.

Не понимаешь объяснений учителя

0 1 2 3 4

21.

С тобой не согласны, противоречат тебе

0 1 2 3 4

22.

Сравниваешь себя с другими

0 1 2 3 4

23.

Проверяются твои способности

0 1 2 3 4

24.

На тебя смотрят как на маленького

0 1 2 3 4

25.

На уроке учитель неожиданно задаёт тебе вопрос

0 1 2 3 4

26.

Замолчали, когда ты подошёл (подошла)

0 1 2 3 4

27.

Оценивается твоя работа

0 1 2 3 4

28.

Думаешь о своих делах

0 1 2 3 4

29.

Тебе надо принять  для себя решение

0 1 2 3 4

30.

Не можешь справиться с домашним заданием

0 1 2 3 4

Виды тревожности

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1,  4,   6,    9,   10,  13,  16,  20,  25,  30

Самооценочная

3,  5,  12,  14,  19,  22,  23,  27,  28,  29

Межличностная

2,  7,  8,   11,  15,  17,  18,  21,  24,  26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности.

Уровень тревожности

Уровень

тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности,               баллы

класс

пол

общая

школьная

самооце-

ночная

межлич-

ностная

1.Нормальный

8

Ж

30 – 62

7 – 19

11 – 21

7 – 20

М

17 – 54

4 – 17

4 – 18

5 – 17

9

Ж

17 – 54

2 – 14

6 – 19

4 – 19

М

10 – 48

1 – 13

1 – 17

3 – 17

10

Ж

35 – 62

5 – 17

12 – 23

5 – 20

М

23  - 47

5 – 14

8 – 17

5 – 14

2. Несколько

повышенный.

8

Ж

63 – 78

20 – 25

22 – 26

21 – 27

М

55 – 73

18 – 23

19 – 25

18 – 24

9

Ж

55 – 72

 15 – 20

20 – 26

20 – 26

М

49 – 67

14 – 19

18 – 26

18 – 25

10

Ж

63 – 76

18 – 23

24 – 29

21 – 28

М

48 – 60

15 – 19

18 – 22

15 – 19

3. Высокий

8

Ж

79 – 94

26 – 31

27 – 31

28 – 33

М

74 – 91

 24 – 30

26 – 32

25 – 30

9

Ж

73 – 90

21 – 26

27 – 32

27 – 33

М

68 – 86

20 – 25

27 – 34

26 – 32

10

Ж

77 – 90

24 – 30

 30 – 34

29 – 36

М

61 – 72

20 - 24

 23-  27

20 - 23

4. Очень высокий

8

Ж

Более 94

Более 31

Более 31

Более 33

М

Более 91

Более 30

Более 32

Более 30

9

Ж

Более 90

Более 26

Более 32

Более 33

М

Более 86

Более 25

Более 34

Более 32

10

Ж

Более 90

Более 30

Более 34

Более 36

М

Более 72

Более 24

Более 27

Более 23

5. «Чрезмерное

   спокойствие»

8

Ж

Менее 30

Менее 7

Менее 11

Менее 7

М

Менее 17

Менее 4

Менее 4

Менее 5

9

Ж

Менее 17

Менее 2

Менее 6

Менее 4

М

Менее 10

-

-

Менее 3

10

Ж

Менее 39

Менее 5

Менее 12

Менее 5

М

Менее 23

Менее 5

Менее 8

Менее 5

Методика «Атмосфера в группе»

Л.Г.Жедунова

Замерять психологическую атмосферу в классе можно при помощи несложной методики, в которой приводится 11 противоположных по смыслу пар слов. Испытуемый должен поставить знак « x » под чёрточкой между каждой из пар, причём чёрточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по девяти бальной шкале слева направо по схеме:

9 8 7 6 5 4 3 2 1

Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе.

Ф.И. учащегося______________________________________

Класс________________

Возраст_____________

Дата проведения______________

Дружелюбие             _ _ _ _ _ _ _ _ _      Враждебность

Согласие                    _ _ _ _ _ _ _ _ _     Несогласие

Уверенность              _ _ _ _ _ _ _ _ _     Неуверенность

Удовлетворённость   _ _ _ _ _ _ _ _ _    Неудовлетворённость

Увлечённость            _ _ _ _ _ _ _ _ _     Равнодушие

Продуктивность        _ _ _ _ _ _ _ _ _     Непродуктивность

Теплота                      _ _ _ _ _ _ _ _ _     Холодность

Сотрудничество        _ _ _ _ _ _ _ _ _     Его отсутствие

Взаимная

поддержка                 _ _ _ _ _ _ _ _ _     Недоброжелательность

Занимательность      _ _ _ _ _ _ _ _ _      Скука

Успешность              _ _ _ _ _ _ _ _ _      Неуспешность  

«Определение индекса групповой сплочённости»

                                                    методика Сишора.

 Эта методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответ кодируется в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5 баллов).

В ходе опроса баллы учитывать не нужно.

  1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе? 1) чувствую себя её членом; (5)

        2) участвую в большинстве видов деятельности; (4);

        3) участвую в одних  видах деятельности и не

            участвую в других; (3)

        4) не чувствую, что являюсь членом группы; (2)

        5) живу и существую отдельно от неё; (1)

        6) не знаю, затрудняюсь ответить; (1)

  1. Перешли бы Вы в другой класс, если бы Вам предоставилась такая возможность?
  1. да, очень хотел бы перейти; (1)
  2. скорее перешёл бы, чем остался; (2)
  3. не вижу никакой разницы; (3)
  4. скорее всего остался бы в своём классе; (4)
  5. очень хотел бы остаться в своём классе; (5)
  6. не знаю, трудно сказать; (1)
  1. Каковы взаимоотношения между членами Вашего класса?
  1. лучше, чем в большинстве классов; (3)
  2. примерно такие же, как и в большинстве классов; (2)
  3. хуже, чем в большинстве классов; (1)
  4. не знаю; (1)
  1. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями?

1)  лучше, чем в большинстве классов; (3)

2)  примерно такие же, как и в большинстве классов; (2)

3)  хуже, чем в большинстве классов; (1)

4)  не знаю; (1)

  1. Каково отношение к делу (учёбе)в Вашем классе?
  1. лучше, чем в большинстве классов; (3)
  2. примерно такие же, как и в большинстве классов; (2)
  3. хуже, чем в большинстве классов; (1)
  4. не знаю; (1)

Методика «Приятно ли со мной общаться?»

(метод групповой оценки)

Цели методики:

- стимулировать учащихся к самопознанию,

  самовоспитанию;

- определять и анализировать самооценку, оценку себя

  глазами своих одноклассников;

- умение видеть свои особенности на фоне своих

  сверстников.

Инструкция:

  1. Беседа «Какие качества нужны человеку для общения».

Результаты записать на доску. Например,

- умение слушать собеседника;

- способность сочувствовать и сопереживать;

- тактичность;

- деликатность;

- отзывчивость.

    2. Задание:   определите,  в какой мере вам самим присущи

                          эти качества.

Для этого раздаются листочки бумаги размером ≈  25х 4 см.

(оценочные листы)

Подростки должны оценивать степень развития определённых качеств как у самих  себя, так и у всех своих одноклассников.

    3. Критерии оценок записать на доске:

«5» – определяемые качества проявляются всегда, общение

          с этим человеком приносит радость и удовлетворение;

«4» – эти качества проявляются часто;

«3» – трудно сказать, часто или редко они проявляются;

«2» -  проявляются редко, общение часто приносит

          разочарование и неудовлетворение;

«1» -  не проявляются никогда, общение грозит конфликтом.

4. Получив оценочный лист, подростки должны написать в

    верхней его части свою фамилию, а внизу поставить себе

   оценку по каждому критерию.

   Затем нижний край  загибается  и передаётся соседу. Он

   оценивает степень  развития качеств общения у того, чья

   фамилия написана сверху. Ставится оценка,  и лист снова

   загибается и  передаётся дальше. И так до тех пор, пока все

  одноклассники  не проставят свои оценки данному человеку.

  Лист возвращается владельцу. Развернув их, учащиеся видят

  как их качества общения оценивают одноклассники.

  Здесь полезно подсчитать среднюю оценку, выставленную

  товарищами, и сравнить её со своей самооценкой.

  Можно обратить внимание учащихся на следующий факт.

  Психологи заметили, что человек при оценке других склонен

  приписывать им свои черты и качества. В данном случае это

  означает, что если кто-то на оценочных листах выставлял в

  основном «4» или «5», то он сам с большей вероятностью

  обладает определёнными качествами.

  При использовании метода групповой оценки учителю

  необходимо иметь ввиду, что при наличии конфликтной

  ситуации в классе кто-то может получить резко отрицатель-

  ные оценки. Поэтому он должен решать в каждом конкрет-

  ном случае, возможно ли использование описанного приёма

  или нет.

  Подобные занятия должны быть частью воспитательной или

  психолого- коррекционной работы. После проведения таких

  уроков подростки охотно обращаются за консультацией к

  психологу, общаются с классным руководителем.



Предварительный просмотр:

Диагностика межличностных отношений

Л.Н.Собчик

Инструкция 1 и опросник

«Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек?»

Я - человек, который: (или - он/она человек, который:)

  1. Умеет нравиться
  2. Производит впечатление на окружающих
  3. Умеет распоряжаться, приказывать
  4. Умеет настоять на своем
  5. Обладает чувством достоинства
  6. Независимый
  7. Способен сам позаботиться о себе
  8. Может проявить безразличие
  9. Способен быть суровым
  10. Строгий, но справедливый
  11. Может быть искренним
  12. Критичен к другим
  13. Любит поплакаться
  14. Часто печален
  15. Способен проявлять недоверие
  16. Часто разочаровывается
  17. Способен быть критичным к себе
  18. Способен признать свою неправоту
  19. Охотно подчиняется
  20. Покладистый
  21. Благодарный
  22. Восхищающийся и склонный к подражанию
  23. Уважительный
  24. Ищущий одобрения
  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи
  26. Стремится ужиться с другими
  27. Доброжелательный
  28. Внимательный и ласковый
  29. Деликатный
  30. Ободряющий
  31. Отзывчивый к призывам о помощи
  32. Бескорыстный
  33. Способен вызывать восхищение
  34. Пользуется у других уважением
  35. Обладает талантом руководителя
  36. Любит ответственность
  37. Уверен в себе
  38. Самоуверен и напорист
  39. Деловитый, практичный
  40. Соперничающий
  41. Стойкий и крутой, где надо
  42. Неумолимый, но беспристрастный
  43. Раздражительный
  44. Открытый и прямолинейный
  45. Не терпит, чтобы им командовали
  46. Скептичен
  47. На него трудно произвести впечатление
  48. Обидчивый, щепетильный
  49. Легко смущается
  50. Неуверенный в себе

 

  1. Уступчивый
  2. Скромный
  3. Часто прибегает к помощи других
  4. Очень почитает авторитеты
  5. Охотно принимает советы
  6. Доверчив и стремится радовать других
  7. Всегда любезен в обхождении
  8. Дорожит мнением окружающих
  9. Общительный и уживчивый
  10. Добросердечный
  11. Добрый, вселяющий уверенность
  12. Нежный и мягкосердечный
  13. Любит заботиться о других
  14. Щедрый
  15. Любит давать советы
  16. Производит впечатление значительности
  17. Начальственно-повелительный
  18. Властный
  19. Хвастливый
  20. Надменный и самодовольный
  21. Думает только о себе
  22. Хитрый
  23. Нетерпим к ошибкам других
  24. Расчетливый
  25. Откровенный
  26. Часто недружелюбен
  27. Озлоблен
  28. Жалобщик
  29. Ревнивый
  30. Долго помнит обиды
  31. Самобичующий
  32. Застенчивый
  33. Безынициативный
  34. Кроткий
  35. Зависимый, несамостоятельный
  36. Любит подчиняться
  37. Предоставляет другим принимать решения
  38. Легко попадает впросак
  39. Легко поддается влиянию друзей
  40. Готов довериться любому
  41. Благорасположен ко всем без разбора
  42. Всем симпатизирует
  43. Прощает все
  44. Переполнен чрезмерным сочувствием
  45. Великодушен и терпим к недостаткам
  46. Стремится помочь каждому
  47. Стремящийся к успеху
  48. Ожидает восхищения от каждого
  49. Распоряжается другими
  50. Деспотичный
  51. Относится к окружающим с чувством превосходства
  52. Тщеславный
  53. Эгоистичный
  54. Холодный, черствый
  55. Язвительный, насмешливый
  56. Злой, жестокий
  57. Часто гневлив
  58. Бесчувственный, равнодушный
  59. Злопамятный
  60. Проникнут духом противоречия
  61. Упрямый
  62. Недоверчивый и подозрительный
  63. Робкий
  64. Стыдливый
  65. Услужливый
  66. Мягкотелый
  67. Почти никому не возражает
  68. Навязчивый
  69. Любит, чтобы его опекали
  70. Чрезмерно доверчив
  71. Стремится снискать расположение каждого
  72. Со всеми соглашается
  73. Всегда со всеми дружелюбен
  74. Всех любит
  75. Слишком снисходителен к окружающим
  76. Старается утешить каждого
  77. Заботится о других
  78. Портит людей чрезмерной добротой

Инструкция 2

«Далее заполните следующую сетку и по тем же пунктам опросника дайте оценку идеала Я, к которому Вы стремитесь. При этом не забудьте помечать крестом те свойства реального Я, которые Вы хотели бы оставить и в идеале».

Дальнейшее исследование может касаться значимых окружающих - членов трудового коллектива или семьи - по рекомендации экспериментатора. Тогда используется инструкция № 3.

Инструкция 3

«А теперь таким же образом дайте характеристику реального и идеального (желаемого) образа каждого из тех лиц, которые включены в исследование».

Регистрационный лист

http://d-m-o.ru/image/image6.jpg

Ключ для обсчета данных

http://d-m-o.ru/image/image7.jpg

Таблица для занесения данных по каждому из обследованных и циркограммы ДМО

Психограммы ДМО

http://d-m-o.ru/image/image8.jpg

http://d-m-o.ru/image/image9.jpg



Предварительный просмотр:

Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью

                                    (по методике А.А.Андреева)

  1. Я иду утром в школу с радостью.
  2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашем классе хороший классный руководитель.
  4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый учитель.
  6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.
  7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимые школьные предметы.
  9. Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью

                                    (по методике А.А.Андреева)

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью

    в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих

    способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по – настоящему готовит меня к самостоятельной  

    жизни.

  1.  На летних каникулах я скучаю по школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....

Диагностические методики

ДИАГНОСТИКИ ПО ПСИХОЛОГИИ...

диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе

В материале представлены диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе. Материалы апробированы в ходе эксперимента....