Исследование особенностей мышления и выделение существенных признаков у младших школьников
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Жаровская Валерия Олеговна

В статье рассматриваются  методики по изучению особенностей мышления и выделение существенных признаков у младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование особенностей мышления и выделение существенных признаков у младших школьников

Методика "Выделение существенных признаков"

Чтобы пройти тест Вам понадобятся лист бумаги и ручка.

Описание:

Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от не существенных, второстепенных.

По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

Инструкция:

В каждой строчке бланка Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее – пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Тестовый материал:

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2.
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3.
Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4.
Сарай (сеновал, лошадь, крыше, скот, стены).
5.
Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6.
Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7.
Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
8.
Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).
9.
Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10.
Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11.
Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).
12.
Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13.
Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14.
Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15.
Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16.
Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18.
Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19.
Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20.
Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Обработка результатов и интерпретация теста:

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но потом их исправляет, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность.

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

9

20

8

-

7

19

6

18

5

16-17

4

14-15

3

12-13

2

10-11

1

9

Ключ к тесту:

1. Растения, земля.
2. Берег, вода.
3. Здания, улица.
4. Крыша, стены.
5. Углы, сторона.
6. Делимое, делитель.
7. Диаметр, округлость.
8. Глаза, текст.
9. Бумага, редактор.
10. Игроки, правила.
11. Сражение, солдаты.
12. Бумага, текст.
13. Голос, мелодия.
14. Колебания почвы, шум.
15. Книги, читатели.
16. Почва, дерево.
17. Состязания, победа.
18. Врач, больные.
19. Чувства, человек.
20. Родина, человек.

Методика "Выделение существенных признаков"

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

 

Бланк

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

20. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

 

Ответы (ключ).

1. Растения, земля. 11. Сражения, солдаты.

2. Берег, вода. 12. Бумага, текст.

3. Здания, улица. 13. Голос, мелодия.

4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум.

5. Углы, сторона. 15. Книги, читатели.

6. Делимое, делитель. 16. Почва, дерево.

7. Диаметр, окружность. 17. Состязания, победа.

8. Глаза, текст. 18. Врач, больные.

9. Бумага, редактор. 19. Чувства, человек.

10. Игроки, правила. 20. Родина, человек.

 

Этот тест обычно включают в батарею тестов на мышление. Во всех случаях самостоятельного выполнения заданий решения испытуемого, следует обсудить, задавая ему вопросы. Нередко в процессе обсуждения испытуемый дает дополнительные суждения, исправляет ошибки.

Все решения, вопросы, а также дополнительные суждения испытуемого записываются в протокол. Тест предназначен в основном для индивидуального обследования.

 

Интерпретация.

Наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает в начале ошибочные ответы, то это можно интерпретировать как поспешность и импульсивность. Оценка результатов осуществляется по таблице.

Оценка в

Баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество

правильных

ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

 

 http://doospc.dop.obrazovanie33.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О возможности использования инструментария международных исследований PIRLS и TIMSS для формирования УУД у младших школьников

Рассмотрены возможности инструментария международных исследований качества образования для формирования и диагностики УУД в начальной школе...

Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника

Краткое описание одного из направлений духовно-нравственного развития, работа с сопряжёнными нравственными понятиями...

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК...

Педагогическое исследование «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности у младших школьников»

Практическая значимость исследования заключается в том, чтовыделенные и апробированные условия развития самостоятельности младшихшкольников на основе проектной деятельности, разработанные иапробирован...

Особенности проведения уроков по физической культуре с младшими школьниками, имеющими особенности в развитии (задержка психического развития).

У школьника с ЗПР могут возникнуть трудности при усвоении программного материала по физической культуре. У учащихся могут наблюдаться нарушения пространственной ориентировки, дети затрудняются в поним...