Коррекционно-развивающая работа с обучающимися: понятия, виды, средства
консультация

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися: понятия, виды, средства

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГАОУ «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра психологии развития Ростов-на-Дону 2020 год Подготовила магистрант 1 года обучения по направлению 44.04.02 Практическая психология образования Крицкая Дарья Коррекционно-развивающая работа с обучающимися: понятия, виды, средства

Слайд 2

Развивающая и коррекционная работа Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление» Развитие подразумевает реализацию возможностей, заложенных в человеке

Слайд 3

Коррекционная работа Наибольшую известность получили классы коррекции выравнивания компенсирующего обучения коррекционно-развивающие Система коррекционно-развивающего обучения была предложена в середине 90-х годов XX столетия Институтом коррекционной педагогики РАО. Система коррекционно-развивающих классов предусматривает комплексный подход и вариативность образования. В школе, имеющей указанные классы, обязательно должна быть бригада специалистов, состоящая из дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога и врача, которые должны взаимодействовать на уровне психолого-медико-педагогического консилиума.

Слайд 4

Развивающая работа Для того чтобы группа развития принесла ожидаемый результат, необходимо скрупулезное соблюдение методологических принципов, заложенных в ее основу. Принципы : 1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка; 2) субъектное отношение к ребенку; 3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка; 4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес; 5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными ; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех; 6) ребенок должен иметь право на ошибку; 7) успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу; 8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Слайд 5

Основная задача группы развития — формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. В итоге у ребенка появляется учебная мотивация. Основной содержательный материал, используемый в группах развития, — развивающие игры, среди которых обязательно должны быть следующие: ♦ игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка; ♦ логические игры; ♦ игры с правилами; ♦ игры, развивающие фонематический слух; ♦ игры, развивающие внимание и память; ♦ игры , развивающие мелкую и крупную моторику ребенка; ♦ игры на ориентацию в пространстве.

Слайд 6

Развивающая работа В связи с тем что многие сегодняшние дошкольники не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, взрослому приходится организовывать эти игры в группе развития и обучать детей ролевой игре, в ходе которой развиваются символическая функция, внутренний план действия фантазия и др. Но кроме всевозможных игр существенное место в программе групп развития должно быть уделено занятиям по литературе, на которых дети знакомятся с хорошими детскими книгами. На этих же занятиях ребята учатся правильно и литературно говорить. На занятиях обязательно надо уделять время составлению детьми рассказов по сюжетным картинкам. По мере появления познавательного интереса у детей и улучшения их психического развития в целом, после того как они с удовольствием начнут слушать книги, будут справляться с играми на фонематический слух и с логическими играми, можно начинать обучение чтению и счету.

Слайд 7

Работа психолога Предлагаемые группы развития лучше всего проводить с ребятами в возрасте от 5,5 до 7 лет до начала обучения в I классе школы. Группа развития, функционирующая параллельно с учебой в I классе, дает эффект только в том случае, если действия психолога и учителя согласованы. Но, к сожалению, это не всегда получается. Чаще всего ребенок, не готовый к школьному обучению, обучаясь в I классе, приобретает еще и отрицательное отношение к школе и к учебе вообще, поскольку в классе он постоянно испытывает неуспех. В связи с этим в группе развития, работающей параллельно с обучением в школе, очень сложно решить одну из главных задач, ради которых она создается, а именно — развить у ребенка учебную мотивацию.

Слайд 8

Группы развития обладают еще и диагностической функцией. Через год занятий они достаточно точно позволяют выделить детей, которым требуется обучение в специальной школе или коррекционно- р азвивающем классе. Это будут умственно отсталые дети и дети с тяжелыми формами задержки психического развития, для которых Целенаправленная развивающая работа не дает ожидаемого эффекта. Можно сказать, что группы развития позволяют более точно определить контингент специальных школ, поскольку направление в такие школы ребенка психолого-медико-педагогической комиссией до на-чала обучения не исключает ошибки. После групп развития многие проблемные дети смогут учиться в обычных общеобразовательных классах и их не придется определять в коррекционно-развивающие классы .

Слайд 9

Литература Дубровина И.В. Практическая психология образования

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для учащихся, обучающихся в классе коррекции «Умники и умницы».

Цель: Коррекция познавательных процессов учащихся с помощью специально подобранных игр, упражнений.Задачи:  1) Научить учащихся работать в коллективе сверстников, выполнять устные инструкции взро...

Коррекционно-развивающее занятие с группой обучающихся первого класса на развитие мелкой моторики «Помощники королевича Елисея»

Программное содержание:Закрепить знания сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».Совершенствовать умение держать ручку, карандаш, фломастер.Развитие умения произв...

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...

КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Хозяйственно-бытовой труд» Тема «Виды обуви и её назначение. Уход за обувью»

Ход занятия Название упражнения,Частные задачиДеятельность педагогаДеятельностьдетейI. Вводная часть1. Организационный момент (4 мин)1.Круг приветствияЗадача: создания эмоционального настроя и мо...