Исследовательская работа
проект (3 класс)

Кузнецова Инна Викторовна

Исследовательская работа посвящена изучению леворуких детей, их особенностей, причин леворукости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_sheenko_ivan.docx685.31 КБ

Предварительный просмотр:

 ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ И ИНИЦИАТИВ «ЛЕОНАРДО» (региональный этап)

                                             Исследовательский проект

«Леворукость - норма или уникальность?»

                             

Секция: социально-психологическая

Выполнил:

Шеенко Иван Игоревич,

обучающийся 3  «В» класса

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района

 Белгородской области

руководитель:

Кузнецова Инна Викторовна

учитель начальных классов

2022 год

                                                     

Введение……………………………………………………………… 3-4

1.Исследование литературы……………………………………………............................4-5            1.1. Причины феномена леворукости……………………..………….....4-5

1.2. Таланты и просто гении…………………….. ……………………5

2.Практическая часть………………………………………………......6

1.2. Причина моей леворукости……………………………......................6

2.2. Определение ведущей руки……………………………………….6-7

2.4. Мир «против» левшей…………………………………………..7-8

Заключение………………………………………………………………….8-9

Список использованной литературы ..………………………………..10

Приложения ……………………………………………………………...11-16


Введение

   Я никогда не замечал, какой рукой держу, скажем, вилку или открываю дверь.  Когда я пришел в 1 класс, мне казалось, что я такой же, как и все. Но когда мы стали учиться писать, оказалось, многие мальчики и девочки из моего класса пишут не той рукой, которой пишу я. Потом оказалось, что они едят, играют, несут портфели и даже открывают дверь другой рукой. Я – «левша». Мне стало интересно «почему»?  Мне также интересно ответить на следующие вопросы:

Тяжело ли быть левшой?

Может ли леворукость быть препятствием для достижения успеха в жизни?

Что может быть интереснее, чем изучать себя - с одной стороны, а с другой стороны, что может быть сложнее этого! В целом, тема мне показалась очень интересной и актуальной не только для меня самого, так как я – левша, но и для многих других людей. Ведь практически у каждого есть хотя бы один родственник или знакомый – левша.

Цель исследования: изучение феномена леворукости.

Гипотеза: если изучить особенности левши, можно доказать, что леворукость является нормой или, даже, уникальностью.

Для этого мы поставили перед собой такие задачи:

  1. Изучить литературу и другие источники по этому вопросу;
  2. Провести опрос одноклассников по данной теме;
  3. Организовать экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости;
  4. Оформить работу в форме проекта;
  5. Создать памятку для школьников-левшей и родителей.

Методы исследования:

1.Чтение специализированной литературы и изучение интернет – источников;

2.Опрос одноклассников и сбор данных;

3.Практическая реализация экспериментов в классе;

4. Наблюдение за результатами и анализ;

Этапы исследования:

1.Я изучу литературу по данному вопросу;

2.Проведу опрос одноклассников;

3. Организую экспериментальную площадку в классе по выявлению леворукости;

4. Оформлю работу в форме проекта;

5.Создам памятку для школьников-левшей и родителей.

Предмет исследования: леворукость

Объект – я (Шеенко Иван) и одноклассники.

Конечный продукт:

Памятка для левшей-школьников

  1. Исследование литературы.

1.1. Причины феномена леворукости

Изучением особенностей левшей ученые занимаются давно . Они выдвигают различные теории и пытаются добраться до истины.    

Одна из теорий  связана с учениями Дарвина. Наши предки – гоминиды – правой рукой цеплялись за ветки, а левой – подносили пищу ко рту, шло время, менялся климат, люди спустились на землю и правую руку стали использоваться для более точных движений – метания копья при охоте. Так как этим чаще занимались мужчины, то левшей среди них меньше.  Другая теория: женщины прижимали левой рукой ребенка к сердцу, чтобы он слышал его стук и успокаивался, правой рукой.

. Термины "левша" и "правша" применимы не только к людям, но и к животным. Все белые медведи — левши, среди кошек большинство — правши, среди мышей попадается много амбидекстров. Сотрудница зоопарка Линкольна в Чикаго опубликовала данные, согласно которым две трети диких шимпанзе, выуживая термитов из гнезд, держали прутики в левой руке. Приматы, находящиеся в неволе, обычно орудуют правой рукой. Вероятно, при этом они попросту "обезьянничают", перенимая эту привычку у человечества.

Отмечено, что левши появляются чаще всего в семьях, где, кто - либо из родителей – левша. Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 %, если один родитель праворук – 17 %, у двух левшей – 46 %. В мире насчитывается примерно 9–11 %  леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 %.  В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга.

1.2. Таланты и просто гении

Александр Пушкин, Юлий Цезарь,Лев Толстой, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – что объединяет этих людей, помимо гениальности? Все они левши. Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не завоевали  бы первые места.

В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, в литературе – А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой

Вывод: причины леворукости на данный момент научно не доказаны, но сопоставив различные источники, можно выделить 3 основные предположения.

(см.  приложение 1)

2.Практическая часть

1.2. Причина моей леворукости

Почему некоторые люди предпочитают левую или правую руку? Может им так удобно?   Я предположил, что праворукость – это результат тренировок. Возможно, маленькому ребенку все равно, какой рукой брать предметы, и поэтому его учат пользоваться правой рукой. Так может, меня попросту не научили с раннего детства работать нужной рукой? Хотя я могу держать ложку и в правой руке, но это не очень удобно.

Вывод: человек рождается уже левшой или правшой.            

А теперь попробую разобраться в вопросе: что определяет ведущую руку человека.

Из литературы я узнал, что левое полушарие мозга управляет движениями правой руки и правой ноги. Правое полушарие мозга управляет движениями левой ноги и левой руки.

 Вывод: я – левша, потому что у меня главным является правое полушарие головного мозга.

Каковы же причины этого? Почему мои полушария «поменялись ролями»?  Может моя леворукость признак наследственности?

Я провел исследование на наличие в моей родне левшей. Мама говорит, что она, сестра и папа - правши. Наблюдал за мамой и за сестрой. Они действительно все делают правой рукой. Папа тоже, вроде, пишет правой. Зная теперь свою наследственность, прихожу к выводу:

Вывод: Я первый в семье левша.

  1. Определение ведущей руки

Я выяснил, что левша. Но мне стало интересно мнение одноклассников по этому вопросу. Ребятам были заданы вопросы:

  1. Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой?
  2. Отличаются ли левши чем-то особенным? Если да, то чем?

 (см.  приложение 2.1, 2.2)

После такого опроса у меня возник вопрос к ребятам: а вдруг ты тоже левша?

Мы решили провести эксперименты.

                     Эксперименты для определения ведущей руки.

1.        «Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.                                              (см.  приложение 3.1)

                     Эксперименты для определения ведущего глаза.

1.«Рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно ведущим глазом.

 (см.  приложение 3.2)

                     Эксперименты для определения ведущего уха.

1. Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.

 (см.  приложение 3.3)

Вывод: захотели участвовать в исследовании – 9 учеников.

«правши» – 6 ученика.

 «левши» – 2 ученика.

«частичный левша» - 1 ученик

Я –полный левша. У меня ведущая левая рука. Я выяснил, что у меня ведущим является левый глаз, левое ухо.

  1. Мир «против» левшей.

Но мир вокруг нас создан правшой. Кто не согласен, пусть попробует левой рукой открыть дверь или, скажем, окно. Или нажать спусковую кнопку на фотоаппарате, которая в ста процентах случаев находится справа. Еще одно испытание - возьмите в левую руку ножницы и попробуйте разрезать ими бумагу - лист загибается, мнется - что угодно, только не режется. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Именно поэтому, чтобы привлечь внимание к проблемам левшей, был объявлен «Международный День левшей» - 13 августа. Целью являются такие проблемы: переучивание детей-левшей (учителями или родителями) к письму правой рукой, что ведет только к психологическим травмам; производство бытовых товаров, приспособленных для левшей.

Поэтому хотелось бы отметить, что в Америке, Японии и некоторых европейских

странах есть специальные магазины для леворуких. В нашей же стране этому вопросу пока уделяется недостаточно внимания. Но и в этом мире мы научились приспосабливаться

Заключение

В ходе данного исследования был проведен анализ литературы и интернет-источники по проблеме леворукости. Я сделал вывод, что леворукость – это один из вариантов нормального развития организма, часто зависящего от врожденных особенностей строения мозга.

Леворукость - не привычка, не болезнь, а достоинство человека, его уникальность и неповторимость. Левша – настоящая загадка природы.

В ходе исследования я установил:  

1. Я - левша, так как правое полушарие моего головного мозга преобладает над левым, а оно отвечает за левую сторону моего тела.

2.Леворукость не может быть причиной снижения умственных способностей, если, только, левшу не переучивать. 

3. Я такой в мире не один. Нас много, и мы уникальны.

Тем самым моя гипотеза подтвердилась.

Изучив особенности левшей, мы создали памятку для школьника- первоклассника.

(см.  приложение 4)

К сожалению, на некоторые вопросы о леворукости пока нет четкого и однозначного ответа. Поэтому, я буду продолжать вести свою работу, буду следить за новыми открытиями в этой области.

В заключении, хочу добавить: Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми. Поэтому каждый человек имеет право на существование. Такими нас создала природа. Еще древние философы говорили: «Познай себя!».

Значит, написав эту работу, я сделал шаг по дороге познания себя. Думаю, что это поможет мне в жизни стать хорошим человеком.

Список использованной литературы.

1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предматеми. Определение ведущей руки и развытие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - 2-е изд. - М.: АРКТИ, 2008. - 88 с

2. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. (Будущий первоклассник. Подготовка к школе). - 2-е изд. дораб. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 64 с.

3. Безруких.М.М. «Если ваш ребёнок левша». – М.; Генезис, 2011

4. Брагина Н. Н. «Левши». – М.; 2009

5. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».; - М.; 2009

6. Маркина Н. «Мозг правшей и левшей - в чем разница?» - М.: Аверсеф, 2010

7. Пятница Т.В. «Леворукость как норма развития» - М.: Аверсеф, 2007.

10. https://ru.wikipedia.org/wiki 

11.  https://psychology.academic.ru/ 

12. http://veselajashkola.ru/interesno/rebenok-levsha-problemy-v-shkole/ 

Приложение

(приложение 1)

        Наследственный                        

Вынужденная                                фактор                              Поражение

леворукость                                                                      левого полушария

 (приложение 2.1)

  1. Как вы думаете, по каким причинам человек становится левшой?

Из 27 одноклассников – 15 считают, что левши такими родились, 8 человек – их так научили, трое считают, что это просто привычка, а 1 одноклассник думает, это отклонение от нормы.

  1. Отличаются ли левши чем-то особенным? Если да, то чем?

(приложение 2.2)

Мнения разделились так: 18 человек считают, что левши обладают уникальными способностями, 9 человек утверждают, что левши ничем не отличаются от других.

(приложение 3.1)

C:\Users\DOM\Desktop\шеенко\1642618087427.jpg                                                                           

(приложение 3.2)

F:\шеенко\1642618087416 (1).jpg

(приложение 3.3)

F:\шеенко\1642618087422.jpg

(приложение 4)

                                                               

Памятка

1. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, там же нужно располагать необходимые образцы для копирования, а необходимые канцелярские принадлежности – слева.

2. Для правильной позы при письме необходимо:

- сидеть прямо, опираясь спиной на спинку стула;

- не касаться грудью стола;

- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край. Рабочее место леворукого ребенка должно располагаться с левой стороны, чтобы сталкиваться с локтем соседа.

3. Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

4.Для того, чтобы легче запомнить правильное расположение принадлежностей при письме, можно использовать коврик-помощник с разметкой, который можно приобрести в магазине или изготовить самому.

5.Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

6.Если есть возможность, то советуем Вам приобрести специальные канцелярские принадлежности для левшей. Например, шариковая ручка со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев. Ножницы для леворуких, благодаря перевернутым лезвиям, легко режут бумагу. Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы. В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...