Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов".
план-конспект занятия (2 класс)

Изгалина Юлия Николаевна

Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие во 2-м классе "Развитие познавательных процессов

Цель занятия:

  • Развитие внимания;
  • Произвольной памяти;
  • Словесно-логического мышления;
  • Развитие речи;
  • Создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
  • Воспитание аккуратности и ответственности.

Материалы и оборудование: презентация, колокольчик, буквы алфавита б,ё,к,в,з,л,ф,с,м ( буквы наклеить на тетрадь), тетради с печатной основой, шаблоны чашки разбитой каждому, компьютер, видеопроектор, диск с музыкой, 14 листов для лодочки, плакат с ручьём, игровое поле, геометрич. цветными фигурами.

Ход занятия.

I. Вводная часть

а) Тихо садятся те дети, у которых имя  начинается с согласной буквы, теперь садятся те, у кого имя начинается с гласной буквой.

б) Эмоциональный настрой

- Какое сейчас время года?
- Сегодня на занятии мы совершим мысленно  прогулку в весенний лес, встретимся с животными леса,  выполняя при этом разные задания, будем продолжать работать над развитием внимания, память, мышление.
- А какое время года было до  наступления весны?
- Чем отличается зима от весны?
- Весной просыпается природа, звенят ручьи, прилетают птицы.
- Весна – волшебное время года и не любит хмурых и сердитых людей.
- И поэтому, - теперь мы улыбнёмся, как весеннее солнышко,  и скажем  друг другу добрые и хорошие, приятные слова: (Обязательные условия «Комплимента»: 1.Обращение по имени. 2.Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.)
- Я рад, что сижу с тобой за партой; 
- Мне нравится  твоё имя, потому что есть цветы «лилии,- красивые очень.
- Я желаю получить тебе «5» на уроке;
- Ты сегодня красивая; и не жадная;
- Я хочу с тобой дружить, потому что ты добрый мальчик;
Итог:  - Ребята, вы чувствовали, как от добрых слов нам стало хорошо, тепло и уютно! Презентация

в) Мозговая гимнастика «Ленивая восьмерка»

(Активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости  «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обоими руками.

II. Основное содержание.

Психолог:

- «Дорога нам предстоит  неблизкая, и чтобы не заблудиться, давайте проверим, хорошо ли мы знаем друг  друга по голосу»

1.Упражнение «Узнай по голосу»

Цель: развитие слухового восприятия, развитие внимания, умение узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

«…..(имя) , ты сейчас в лесу, мы кричим тебе «АУ!».
 Глазки …..(имя)  открывай, кто позвал тебя, узнай!»

- Один из играющих говорит  водящему «АУ!», водящий узнает  того, кто его позвал  (если ребенку не удалось угадать, можно второй раз его, называя по имени).

Игра повторяется 2-3 раза.

2. Упражнение «Сказочный герой»

- Посмотрим,  кто самый внимательный?
- Я буду называть Сказочного героя, если это положительный персонаж – хлопните в ладоши, Если отрицательный – поворачиваете голову из стороны в сторону
 ( нет- нет)
Золушка, Баба – Яга, Кащей, , Айболит, Иван- Царевич, Пират, Змей Горыныч.

3. Упражнение «Назови животное»

 (Слайды  с буквами)

Психолог: - Как вы знаете, в лесу  живет много разных животных (птиц, зверей, насекомых). 
- Давайте назовем некоторых из них, а помогут в этом нам буквы алфавита.
(на ваших тетрадях прикреплена красная буква. Все следят за буквой на экране)

Задача учащихся: назвать дикое животное, название Которого  начинается на эту букву.
Например: 
б- белка,барсук; в – волк; р – рысь 
е – еж; з – заяц;з - зубр;ф- филин
к – кабан; л– лось, лиса;с- сова; м – медведь.(12  штук)
(Затем на демонстрационных слайдах поочередно появляется определенная буква алфавита. Ребенок, у которого эта же буква на карточке, должен встать быстро и назвать животное, название которого начинается на эту букву.)
Итог: Очень много живёт в лесу  животных, мы назвали только некоторых.

4. Упражнение «Установить связь между словами» (Слайды)

Цель: развитие мыслительной операции аналогии

Здесь нарисованы 2 картинки:

1. Сверху зайка – внизу морковка.
- Подумайте как они между   собой связаны.?
- Догадайтесь, что же под птичкой должно быть нарисовано?
2. Cверху птичка, внизу- гнездо.
- Как они между собой связаны?( Птичка живёт в гнезде).
- Справа сверху еще 1 картинка-лиса, а внизу- 3 картинки на выбор.
- Из них нужно выбрать только одну, которая будет иметь такое же отношение к лисе, как гнездо к птице. Т.е. она должна обозначать, где живёт лиса. Значит, что будет… и т. д.
3. Сверху белочка, внизу- гриб,  рядом - медведь, но что будет под медведем.

5. Физкультпауза  «Медведь»

(Внимание, чувство ритма, двигательная память)

- Ребята, какое животное самое неуклюжее?
- Кто до весны спит в берлоге?
- Верно, медведь. Давайте попробуем изобразить, как дышит медведь, когда он спит в берлоге, как бьётся его сердце.
Дети вствают в круг, берутся за руки.
Шаг назад и – вдох.
Шаг вперёд – выдох.
2 шага назад  и – глубокий вдох. 
2 шага вперёд и -– глубокий выдох. (повтор несколько раз) 
Так дышит медведь.
Затем:
Шаг назад и – притопывание ногой.
Шаг вперед и – притопывание ногой.
2 шага назад и – притопывание ногой.
2 шага вперед и – притопывание ногой.
Так бьётся сердце медведя.

6. Работа в тетради.

а) Страница 13, задание 3 (слайд)

- Что нарисовано?(божья коровка- жук)
- Чем отличаются рисунки? 
(они не дорисованы)
- Дорисуй каждую фигурку  жука так, чтобы они все 3 были одинаковыми.

Стихотворение про жука:

На лужайке, на ромашке
Жук сидел в цветной рубашке
Жу- жу- жу,  жу- жу- жу,
Я с ромашками дружу
Тихо по ветру качаюсь, низко – низко наклоняюсь.

б) Страница 30, задание 1. (задание слайд, проверка - слайд)

Корректурная проба.

Цель: развитие произвольного внимания
Задание: Найди и зачеркни буквы: О, Л, С.  
- Начать и закончить работу надо всем вместе, значить работать дружно, не отвлекаясь.

в) Упражнение «Светофор»

Красный ясный  путь опасный
Желтый тоже что и красный
А зеленый впереди проходи-проходи.

- У каждого из вас есть вот такое игровое поле

1. Расставь в клетках,  красные, желтые, зелёные кружки  так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.  (Проверка - слайд)
2. Я буду покажу образец расстановки  на  поле   геометрических  фигур. 
- Ваша  задача  -  запомнить  его   и восстановить на  своём   игровом   поле.   После   чего  вы   показываете,  что  у  вас  получилось.
- Побеждает тот, кто ни разу не ошибётся.

7.  Физминутка «Покажите, как живут зверята»

Собираем детвору
Поиграть в одну игру, 
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята, 
Как лисёнок просыпается - (потянулись)
Как бельчонок умывается - (умываются лапками)
Как зайчонок поскакал - (скачут)
Как волчонок пробежал - (бег на месте)
Как ежонок и ежиха
Собирает ежевику. - (показывают)
Только медвежонок спит- (головку на стол)
Просыпаться не спешит
Отдохнули и посмотрели на экран.

8. Упражнение  на развитие памяти «Стол» (Слайды)

- Пришли с прогулки мы, приготовлен чай на столе. Посмотрите внимательно на эту картинку 10-20 секунд.
- Пока переодевались, щенок потянул скатерть со стола.
- Вспомните, какие предметы стояли на столе, и представь,  в какой последовательности они падали. 
- Рассказы детей. 
- Проверка (
Слайд)
- Потянул щенок, упала чашка и разбилась.

9. Упражнение «Собрать разбитую чашку»

Цель: умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов; волевых усилий; стойкость интереса.
- Чашка упав со стола разбилась. Необходимо собрать все осколки, чтобы затем склеить  разбившуюся  чашку.

10. Оригами.

а) Творческая деятельность «Изготовление лодочки»

- Оригами -  искусство превращения простого листа бумаги в игрушку.
- Оригами делает волшебниками всех, кто  прикоснется к нему:
- Делай за мной, делай как я,
- Делай лучше меня,
- Теперь вы – волшебники.

б) Создание весеннего ручья и запуск лодочки.

Итог: - Посмотрите, какое чудо появилось на наших глазах.
Ведь вместе мы можем сделать очень много,  Сколько в ручье лодочек. Действительно пришла весна.

III. Заключительная часть

Подведение итогов:

11. Упражнение «Оцени свою работу»

- Поднимите в стороны  руки те, кто сегодня был внимательным.
- А теперь поднимите обе руки вверх те, кто сегодня был самым внимательным учеником на уроке.

12. Игра «Быстрая реакция»

- Сейчас я буду быстро зачитывать слова. Ваша задача: слушая, записывать вторую букву каждого слова.

мея, Волк, Слон, Лось, Удав, Белка, Сцена.

- Что получилось из букв. Прочитай про себя. Хором теперь.
   МОЛОДЕЦ (
слайд)
- Что означает эта группа слов. ( животные, лишнее – сцена)

Рефлексия занятия

- Хлопните в ладоши те, кому понравилось занятие.
- Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии?
- А что лучше всего получилось?
- Я благодарю вас за  хорошую работу на сегодняшнем уроке.

13. Упражнение «Коробочка настроения».

Описание: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518656/img1.jpg

- Посмотрите на коробочки: на них изображены равнодушные, веселые, грустные и равнодушные   личики. 
- Опустите свой  жетон  в коробочку с изображением, соответствующем  вашему  настроению.

 

Ритуал прощания.

До сви-да-ни-я!

Занятие окончено.

Развивающие занятия в рамках внеурочной деятельности

для обучающихся 2х классов

Цели занятия: развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).

Вводная часть занятия проводится в кругу.

Ритуал приветствия. Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!», «Давайте поздороваемся и поприветствуем друг друга ручками, ножками, носиками, глазками…» и т.д. «Скажите добрые слова друг другу».

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, способствует расслаблению мышц шеи и плеч): «Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение; подбородок вычерчивает линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно».

Игра «Поменяйтесь местами те, кто….»

  • проснулся рано утром
  • пришел в школу пешком
  • любит рисовать
  • ходит в школу с удовольствием
  • скучает по детскому саду
  • любит шоколад (мороженое)
  • кого провожает в школу мама
  • кому не нравится учиться в школе
  • любит танцевать
  • у кого красивый ранец и т. д.

             Игра «ГОВОРИ!»

Инструкция: Я буду задавать вам вопросы, но отвечать на них можно только после слова «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

  • «Какие времена года вы знаете?»… «Говори!»
  • «В каком городе мы живем?»… «Говори!»
  • «Столица нашей Родины?» … «Говори!»
  • «Столица Украины?» … «Говори!»
  • «Что такое пара?»… «Говори!»
  • «Где живет бегемот?»… «Говори!»
  • «Сколько будет 28-5+11?» … «Говори!»
  • «Сколько будет 3*6?» … «Говори!» и другие.

Основная часть занятия проводится за партами.

Упражнение 1. Корректурная проба (Приложение №1)

Материал к заданию: индивидуальный бланк с корректурной пробой (буквенная).

Задание детям: обведите в кружок букву «Н», зачерните букву «А», подчеркните одной линией букву «К».

А теперь возьмите работу соседа по парте, проверьте ее и отметьте ошибки,  если есть, цветным карандашом.

Важно обеспечивать самостоятельность деятельности.

Упражнение 2. Пропавшее число (Приложение №2)

Материал к заданию: индивидуальный бланк с таблицами

Инструкция: перед вами две таблицы. Первая таблица заполнена цифрами, вторая пустая. Нужно перенести цифры из первой таблицы во вторую в порядке возрастания. Будьте внимательны, некоторые цифры пропущены!

А теперь напишите пропущенные, недостающие цифры в строчку под таблицами.

Важно обеспечивать самостоятельность деятельности. По окончании обсуждаются ошибки.

Упражнение 3. Найди отличия (Приложение №3)

Материал к заданию: индивидуальный бланк с изображением картинок.

Инструкция: Перед вами две картинки с одинаковым сюжетом, но отличаются друг от друга некоторыми деталями. Найдите эти отличия!

Важно обеспечивать самостоятельность деятельности.

Упражнение 4. Сорви яблоко.

Исходное положение - стоя.

Инструкция: представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Срывайте яблоко! Наклонитесь и положите яблоко в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно вдохните.

Я теперь, давайте сорвем еще одно яблочко, но только тянуться за ним будем левой рукой.

Молодцы, садитесь за парты, продолжим работу.

         Упражнение 5. Найди 8 ошибок в приведенных ниже примерах.

Материал к заданию: индивидуальный бланк с примерами.

3+12=15                            15-8=17                              16+4=22

3+3=10                              16+8=23                           13-4=9                            

16-9=7                               16+9=28                             13-2==11

12-6=6                               15+9=25                             15-4=11

15-2=13                             19+5=24                             12-4=16  

15+5=10                            14-9=5                                12-9=3

5+17=22                            7+18=25                              2+11=13

Важно обеспечивать самостоятельность деятельности. По окончании обсуждаются ошибки.

Упражнение 6. Предложение без пробелов

Материал к заданию: индивидуальный бланк с предложениями.

Туристыостановилисьнаотдыхразвеликостерпоставилипалаткиприготовилиужин

Инструкция: перед вами предложения, в которых все слова написаны слитно. Прочитайте предложение.  А теперь переверните бланк текстом вниз и письменно постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Сколько всего слов в предложении?
  • В какое время суток остановились на отдых туристы?
  • Сколько глаголов в предложении?

Важно обеспечивать самостоятельность деятельности. По окончании обсуждаются ошибки.

Упражнение 7. Графический диктант.

Инструкция:  возьмите листок в клетку и отступите 3 клеточки слева, 10 клеточек сверху, поставьте  точку и начинаем.

1

1

5

1

7

3

8

3

4

3

3

2

1

4

3

1

Все узнали, кто у нас получился? Правильно – слон.  Дорисуйте слону хвостик и глаз.

Упражнение 8.  «Найди путь». (Приложение №4)

Материал к заданию: индивидуальные бланки с представленными лабиринтами, карандаши.

Нужно помочь зайчику добраться до морковки. По какой дорожке ему надо бежать?

Правильную дорожку раскрасить цветным карандашом.

Заключительная часть - рефлексия.

Подведение итогов занятия. Обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Обучающиеся сами отвечают на вопросы о том, чем же они занимались и чему научились на данном занятии.

Приложение №1

Приложение №2

1

16

9

11

13

19

20

5

23

7

2

14

15

18

12

17

4

10

22

6

                                                                                                         

Приложение №3

Приложение №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Коррекционно-развивающее дефектологическое занятие по теме "Овощи и фрукты"

Тема:   «Овощи и фрукты».Цель:  уточнение и закрепление знаний по теме: "Овощи и фрукты"Учебные задачи ·         Развивать связную речь  дет...

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие во 2 речевом классе "Планета Дружба"

Интегрированное занятие логопед-психолог-учитель как вариант работы с детьми с ОВЗ в контексте ФГОС...