развивающая программа
рабочая программа

Лебёдкина Елена Дмитриевна

Развивающая программа для детей,

обучающихся в начальной школе

«Увлекательная переменка»

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dinamicheskaya_pauza.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

        

Развивающая программа для детей,

обучающихся в начальной школе

«Увлекательная переменка»

                                                                             

Педагог - психолог: Лебёдкина Е.Д.

Москва 2017-18 г.

Пояснительная записка

 Программа «Увлекательная переменка» является формой работы по направлению – психологическое сопровождение внедрения ФГОС в начальной школе.  В разработке и апробации программы приняли участия педагоги – психолог   Лебёдкина Е.Д.

Основные направления работы по данной программе были намечены в результате анализа основах пунктов положения о Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а  именно:

Подпункт 3.1. Требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования.

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

Подпункт 4.1.3. Базисный учебный план начального общего образования

  • Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Подпункт 4.1.7.  Примерная программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни.

  • Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

В результате детального анализа основных требований стандарта были выделены приоритетные направления развивающей работы:

  • Развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы
  • Развитие статодинамической (двигательной) функции
  • Развитие мыслительной сферы ребенка

Цель - данные направления должны формировать и развивать знания, умения и навыки, а также личностные качества ребенка необходимые для успешного прохождения адаптационного периода и освоения новых требований в системе образования.

В соответствии с целью формулируются следующие задачи (линии развития)

  • Развитие коммуникативных умений и навыков совместной деятельности.
  • Формирование социальных навыков:
  • Развитие мыслительных операций в частности знаково – символической функции
  • Развитие моторно - двигательной сферы (профилактика нарушения осанки и гиподинамии)

Для реализации поставленных задач необходима такая форма работы, которая позволяла бы объединить данные направления развития и давала возможность не только сформировать новый навык, но и автоматизировать  его. Другими словами перевести качественно новое образование из зоны ближайшего развития в зону актуального развития ребенка первоклассника.

Игры сгруппированы в соответствии с линиями развития: «игры, способствующие более успешному процессу адаптации», «игры направленные на развитие мыслительной сферы ребенка» и т.д.

Условия реализации

  1. Сорки проведения – в течение учебного года.
  2. Участники  развивающего процесса – ученики 1-4 класса общеобразовательной школы.
  3. Время проведения одной игры 5-15 минут.
  4. Количество участников определяется спецификой предлагаемой игры (места проведения, игрового замысла, возраста участников и т. д.)
  5. В связи с тем, что  «Увлекательная переменка» является работой развивающего направления, проведение игр может реализовывать следующий участник образовательного процесса:
  • педагог – психолог школы;
  • учитель (классный руководитель);
  • руководитель группы продленного дня;
  • учитель физкультуры;
  • вожатый;
  • старшеклассник (в присутствии учителя).
  1. В связи со спецификой школьных перемен (проветривание классов, большое скопление учеников в коридоре и т.д.) взывающих затруднения проведения «Динамических пауз» необходим подбор игр с учетом специфики проведения:

  • характеристика игрового пространства;
  • рекомендации к проведению;
  • четкие инструкции, регламентирующие последовательность (очередность) действия каждого участника;
  • характеристика места и время (урочное, внеурочное) проведения;
  • нюансы пространства школы.
  1. С целью оптимизации качества и количества проведенных игр задействовать время не только школьных перемен, но и время урока (10 минут урока по нормативам) а также время продленного дня.

Специфика игры и упражнений

Для успешной реализации поставленной цели программы перед нами стаяла задача подбора «универсальный» игр и упражнений. В практической реализации это означает, что в процессе проведения одной игры создается возможность  для формирования всех знаний, умней и навыков заявленных как основные линии развития.

В процессе подбора и анализа материала нами было  признано целесообразным структурирования перечня игр и упражнений на основе ведущего направления развития.

В результате используемые игры и упражнения в учетной форме соответствуют задачам программы, а именно:

  • Игры на развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы
  • Игры на развитие статодинамической (двигательной) функции
  • Игры на развитие мыслительной сферы ребенка

Отдельным пунктом выделяются игры, рекомендуемые к проведению в первые три недели адаптации ребенка к школе.

Так же в учетной форме было признано целесообразным не указывать цели данной конкретной игры, а определять ее специфику формулирование возможностей данного взаимодействия.

Это поможет специалисту точнее подобрать именно ту игру, которая отвечает актуальным потребностям группы детей на данный конкретный момент.

Специфика организации игр:

  • характеристика игрового пространства;
  • рекомендации к проведению;
  • четкие инструкции, регламентирующие последовательность (очередность)                          действия каждого участника;
  • характеристика места и время (урочное, внеурочное) проведения;
  • нюансы пространства школы.

В процессе подбора игры и упражнений были проанализированный  

следующие источники:

Фопель, К. «Как научить детей сотрудничать? : в 4-х частях

О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»

Начальная школа (1-4 классы)

С.В. Кривцова «Жизненные навыки» Уроки психологии

М.Р. Битянова «Практикум по психологическим в играм с детьми и подросткаки»

А.З. Зак «Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6 – 7 лет»

Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов «Развитие логического мышления у детей»

Н.В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению»

Чистякова М.И. Психогимнастика

О, Н. Козак «Путешествие в страну игр»

Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников// Логопед, 2005 - №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку(письмо) и литературному чтению (Азбука) по развивающей программе Занкова

Рабочая программа по письму (русскому языку )и азбуке (литературное чтение) по развивающей системе Занковаструктура программы:1.пояснительная записка2.содержание программы учебного курса3. учебно-тема...

Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса

          Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса  Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...

Коррекционно-развивающая программа для работы с учащимися начальной школы, имеющими трудности в усвоении учебной программы.

Целью коррекционно-развивающих занятий является развитие познавательных процессов у учащихся начальной школы (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления) и психологических предпосылок ...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с РАС"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение учащихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации. (2018-2019 учебный год)...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ТНР"

Авторско-составительская программа (в соавторстве). Рабочая программа психологического сопровождения учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в образовательном процессе (2018-2019 учебный год)...