Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
методическая разработка (4 класс)

Клепец Елена Александровна

Закрепление знаний о спряжении глаголов настоящего и будущего времени по неопределённой форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glagolov.doc89.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4 А

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Тема урока

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

Цель урока

Закрепление знаний о спряжении глаголов настоящего и будущего времени по неопределённой форме

Задачи урока

  • Обучающие: продолжить знакомство  с 1 и 2 спряжением глаголов по неопределённой форме, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием.
  • Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Формируемые учебные универсальные действия:

  • Личностные – развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.
  • Регулятивные – целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план способа действия в случае расхождения эталона. Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Познавательные – работая, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать тему и цель урока после предварительного обсуждения; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
  • Коммуникативные – оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Высказывать свою точку зрения и попытка её обосновать, приводя аргументы.

Основные термины, понятия

Глагол,  неопределённая форма, спряжение

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности

2 минуты

1.1. Приветствие.

Все за парты тихо встали,

На гостя  все посмотрели.

Улыбнулись,  тихо сели

1.2. Настрой на работу.

Девиз нашего урока:

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний

10 мин

1б.

3б. +1 б.

1 б.

2 б.

1 б.

2.1. Минутка чистописания.

-Ребята, откройте свои тетради и запишите дату.

-Посмотрите на доску. Сегодня на минутке чистописания мы рассмотрим заглавную букву «Г» и ее соединение со строчной «г». Пропишите их до конца строки. Кто считает, что написал красиво, как на образце, поставьте себе 1 балл.

2.1. Словарная работа.

-Молодцы! Теперь мы проведем словарную работу.

Приготовьтесь, сейчас я начну диктовать слова. Когда закончите работу, поставьте руку на локоть, чтобы я видела вашу готовность. Приступайте.

(Держите спину ровно, не наклоняйтесь близко к тетради и держите ее под наклоном, будьте аккуратны и внимательны.)

Самопроверка.

-Теперь сверху над словами укажите, сколько в них звуков и букв. Каждая группа работает над одним словом. Проверьте в группах. Выступающий от группы работает над одним словом у доски.

Сравните слова (сверкать и сеялка) , используя карточку №3

Какое слово лишнее и почему?

Записывают.

Прописывают «Гг»

-Ставим в слове ударение и выделяем орфограммы, в конце словарной работы ставим точку. (1 б.)

Записывают словарные слова: сверкать,  сеялка, командир, директор, салют, сахар.

8 б., 7 зв.; 6 б., 7 3в. 8 б., 8 зв.; 8 б., 8 зв.;  5 б., 5 зв., 5 б.,5 зв.

По сравнению со  словом сверкать, в котором 2 слога, в слове сеялка 3 слога.

Сравнивая слова можно сказать, что в слове сверкать  8 букв, а в слове сеялка 6 букв

В Отличие от слова сверкать , где ударение падает на второй слог, в слове сеялка на первый.

Так же как и в слове сверкать в слове сеялка 7 звуков.

Если слово сверкать глагол, то слово сеялка существительное.

Лишнее слово сверкать, потому что это глагол, а остальные слова – существительные.

 

3. Целеполагание.

3 мин.

        1 б.

1 б.

3.2. Создание проблемной ситуации. Определение темы урока.         

Прочитайте стихотворение на экране. О какой части речи идёт речь в стихотворении?

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит.

Всё расскажет нам…

  - Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о глаголе?

- Задайте вопросы о глаголе, используя карточку №1.

На слайде спряжение глаголов

- Как вы думаете, что я сделала с глаголами «спасти» и «лететь»?

-О чём конкретно мы будем говорить, вы узнаете, если прочитаете эту запись, убрав каждую вторую букву.

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ

ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

- Итак, тема нашего урока «Спряжение глаголов».

- Поставьте  теперь цель урока. Сформулируйте ответ, используя слова-подсказки.

Я повторю …

Я пойму…

Я смогу различать …

- О глаголе

- Что такое глагол?

-Что понимается под словом «спряжение»?

- Что называется неопределённой формой глагола?

- Что понимается под настоящим (будущем)   временем глагола?

- На какие группы по  личным окончаниям  делятся глаголы настоящего и будущего времени?

-Как определить лицо глагола?

- Какие грамматические признаки имеет глагол?

-Глагол изменила по лицам и числа

спряжение

4. Первичное восприятие.

5 мин.

2б.

4 б.

        5. Физкультминутка

1-2 мин.

5 минут

6  б.

5 мин.

3 б. + 1 б. за выделение окончания + 1 б. за спряжение

4.1. Работа по учебнику.

-Попробуем вспомнить  алгоритм действий, который поможет нам правильно определять спряжение глаголов по неопределённой форме.

-Давайте вернёмся к нашему стихотворению и распределим глаголы в зависимости от их окончаний на две группы. Какие? (индивидуальная работа)

Проверка в группах. Выступающий от  групп по 2 слова. (карточки со словами)

- Если выделите окончание, ещё 1 балл.

-Как определить, что глагол варит относится ко 2 спряжению, а глагол пишет к 1 спряжению? Выстройте доказательство.

Используя правило, приступим к выполнению упражнения 194. Прочитайте задание. На какие группы можно разделить все слова. Запишите их в тетрадь  в 3 столбика.

Проверьте в группах. Выступающий от группы.

.

4.2. Работа в парах.

-А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Я раздам вам карточки со словами. Ваша задача: образовать от данных глаголов глаголы 2 лица ед.числа и глаголы 3 лица мн.числа. Определить спряжение и выделить окончания.  Работайте прямо на карточках.

Индивидуальный труд. Проверка в парах.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, кузнечек, мячик, вечерочик, орешик.

Какие выводы по этой работе вы можете сделать?

Когда ваша пара выполнит задание, дружно поднимите руки.

Говорить- говоришь, говорят (2 спр.)

Молчать-

Кричать-

Дышать-

Петь-

-Докажите, что глагол дышать 2 спряжения?

-Вы были очень внимательны при выполнении этого задания, нашли все допущенные ошибки и умело доказали свою точку зрения.

  1. Поставить глагол в неопределённую форму.
  2. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на –ить-, то это глагол 2 спряжения.
  3. Если глагол, оканчивается на –ать-, -еть-, -оть-, -уть-, -ыть-, то это глагол 1 спряжения.
  4. Вспомнить является ли глагол исключением.

1 спр.        2 спр.

Живёт        чертит

Расскажет        варит

Пишет        жарит

Вышивает        чистит

Пашет

моет

        

1 спр.        2 спр.        исключения

Веять        наклеить        держать

Болеть        варить        смотреть

Доказать        запомнить        вертеть

Мечтать        ловить        вертеть

Прыгнуть        беспокоить        обидеть

сверкать

Записывает глаголы, выделяет окончания и спряжение, повторяет правило.

Молчишь, молчат (2 спр.)

Кричишь, кричат (2 спр.)

Дышишь, дышат (2 спр.)

Поешь, поют (1 спр.)

6. Работа по теме урока.

1 мин.

3 б.

6.1. Самостоятельная работа.

-Хорошо! Сейчас мы проведем небольшой диктант, чтобы проверить, все ли вы хорошо усвоили. Я буду вам диктовать глаголы, а вы должны правильно записать спряжение в карточку.  Начинаем!

-Теперь посмотрите на экране на ключ к заданию. Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте его работу.

а. пилить (2)

б. сеять (1)

в.  забивать (1)

г. смотреть (2)

д. летать (1)

е. брить (1)


а

б

в

г

д

е

2

1

1

2

1

1

7. Подведение итогов урока.

1-2 мин.

-Сейчас подведём итоги нашей работы.

На уроке:

-Я работал над темой

-Я научился

- Мне понравилось

-Я затруднялся

-Моё настроение

8. Домашнее задание.

1-2 мин.

-А сейчас откройте дневник и запишите домашнее задание (на доске).

Дифференцированная карточка

  • «Легкое»- определите спряжение.
     

             Встать, пожить, узнать, сделать, догнать, вырубить, видеть, встретить, слышать, стонет.

  •  «Средней сложности» – образуйте глаголы 2 лица ед.ч и глаголы 3 лица ед.ч. используя данные слова. Определите спряжение.

       Встать, пожить, узнать, сделать, догнать, вырубить, видеть, встретить, слышать, стонет.

  •  «Сложное»-вставьте пропущенное окончание, определите спряжение. 

      1. Реж (е,и) шь, отвеча (е,и) шь, ман (е,и) шь,барабан (е,и) шь, пиш (е,и) шь, вид (е,и) шь.

      2. Верт (е,и) те, крут (е,и) те, дума (е,и) те, смотр (е,и) те.

      3. Терп (ю,я) т, кле (ю,я) т, кол (ю,я) т.

            - Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках)

Открывают дневник, записывают домашнее задание.

9. Рефлексия деятельности. 1мин.

-Ребята, вы сегодня так хорошо поработали! Посчитайте свои баллы. Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Минутка чистописания

Слайд 2

Словарная работа сверкать командир директор салют сахар сеялка

Слайд 3

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам…

Слайд 4

САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ

Слайд 5

Я повторю… Я пойму… Я смогу различать…

Слайд 6

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит. Всё расскажет нам…

Слайд 7

Алгоритм: 1. Поставить глагол в неопределённую форму. 2. Если глагол в неопределённой форме оканчивается на – ить -, то это глагол II спряжения. 3. Если глагол, оканчивается на – ать -, - еть -, - оть -, - уть -, - ыть -, то это глагол I спряжения. 4. Вспомнить является ли глагол исключением.

Слайд 8

Работа с учебником l спр . l l спр . Глаголы-исключения l l спр .

Слайд 9

Говорить- Молчать- Кричать- Дышать- 1. Образовать от глаголов неопределённой формы глаголы 2 лица ед.ч. и 3 лица ед.ч. 2. Определить спряжение. 3. Выделить окончания

Слайд 10

а б в г д е I I I I I I I I

Слайд 12

« Легкое »- определите спряжение. Встать, пожить, узнать, сделать, догнать, вырубить, видеть, встретить, слышать, стонет. «Средней сложности» – образуйте глаголы 2 лица ед.ч и глаголы 3 лица ед.ч. используя данные слова. Определите спряжение. Встать, пожить, узнать, сделать, догнать, вырубить, видеть, встретить, слышать, стонет. «Сложное»- вставьте пропущенное окончание, определите спряжение. 1. Реж ( е,и ) шь , отвеча ( е,и ) шь , ман ( е,и ) шь,барабан ( е,и ) шь , пиш ( е,и ) шь , вид ( е,и ) шь . 2. Верт ( е,и ) те, крут ( е,и ) те, дума ( е,и ) те, смотр ( е,и ) те. 3. Терп ( ю,я ) т, кле ( ю,я ) т, кол ( ю,я ) т. - Что объединяет глаголы каждой группы? (укажи в скобках) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Слайд 13

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями», программа " Школа России"

Тип урока – открытие «нового» знания, при использовании проблемно-диалогической технологии.Данный урок проходит в рамках учебного курса русский язык в  четвёртом классе общеобра...

Технологическая карта урока «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Цели деятельности учителя:формирование умения правильного написания глаголов с безударными личными окончаниями;отработка навыка определения спряжения глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать л...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глагола с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:развитие умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;совершенствование умения определять лицо, число, спряжение глаголов.Планируемые...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;·...

Конспект урока по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя:развитие умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;развитие умения определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....