Конспект урока по теме: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени» (4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Голобородько Любовь Николаевна

Цели деятельности учителя:

  • развитие умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;
  • развитие умения определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени;
  • развитие умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать личные окончания глаголов;
  • знать спряжение глаголов в настоящем времени;
  • уметь определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов;
  • уметь определять спряжение глаголов в настоящем времени.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 06.04.2020 г.                                                                                                                  ФИО учителя: Владыкина З.А.

Школа: МОУ СОШ №49                                                                                                                   ФИ студента: Голобородько Л.

Класс: 4 «Б»                                                                                                                                         ФИО методиста: Кошкарова Л.С.    

Кабинет: 203                                          

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени»

Цели деятельности учителя:

  • развитие умения выделять личные окончания глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени;
  • развитие умения определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени;
  • развитие умения спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать личные окончания глаголов;
  • знать спряжение глаголов в настоящем времени;
  • уметь определять лицо, число у глаголов, выделять личные окончания у глаголов;
  • уметь определять спряжение глаголов в настоящем времени.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

13:20 – 13:22

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение.

- Молодцы.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя и отвечать на вопросы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

13:22 – 13:24

- Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину. Я буду зачитывать вопросы, а ваша задача – хлопнуть если это правда, если же это ложное высказывание, то вы молчите.

- Кому не понятно задание? Отлично.

- Первое высказывание: будущее время бывает сложным?

- Отлично. Дальше: глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

- Молодцы. Следующее высказывание: если форма будущего времени состоит из двух глаголов, то при спряжении изменяются только личные окончания второго глагола.

- Отлично.

Слушают учителя.

Хлопают.

Молчат.

Хлопают.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

13:24 – 13:29

- Сейчас самостоятельно выполните следующее задание: прочитайте глаголы, выпишите сначала глаголы настоящего времени, а затем будущего. Укажите число, лицо, спряжение и выделите окончания. Глаголы: читаем, отдохнешь, гуляет, ужинает, будет плакать, завтракают.

- Молодцы. Начнем проверку задания. По цепочке зачитывайте глагол и рассказывайте про него информацию.

- Отлично. Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Верно. Мы сегодня поговорим про спряжение и их окончания. Какие цели мы можем поставить?

- Молодцы.

Выполняют задание.

- Читаем – настоящее время, множественное число, 1 лицо, окончание ем.

- Отдохнешь – будущее время, единственное число, 2 лицо.

- Гуляет – настоящее время, единственное число, 3 лицо.

- Ужинает – настоящие время, единственное число, 3 лицо.

- Будет плакать – будущее время, единственное число, 3 лицо.

- Завтракают – настоящее время, множественное число, 3 лицо.

- Спряжение глаголов.

- Цели: узнать, как пишутся глаголы с безударными личными окончаниями.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Практический: работа с книгой.

Словесный: диалог.

Практический: работа в карточках.

13:29 – 13:33

- Откройте учебник на странице 89. Внимательно посмотрите на таблицу.  В парах прочитайте ее и обратите внимание на окончания.

- Скажите, пожалуйста, какие окончания у глаголов I спряжения?

- Какие отношения имеют глаголы II спряжения?

- Молодцы. Найдите № 185. Прочитайте задание.

- Отлично. Кто прочитает загадку?

- Какой ответ?

- Верно.

- Сейчас один человек у доски, все остальные в тетради выполняем это задание.

- Отлично. Молодцы.

- Сейчас ваша задача глаголы из неопределённой формы поставить в форму настоящего или будущего времени во 2-ом или 3-ем лице. Например, глагол стучать. Ты стучишь. Окончание ить.

- Кому не понятно задание? Отлично. Выполняем его устно по цепочке.

- Молодцы. Скажите, пожалуйста, легко ли вам узнать личные окончания глаголов?

- Как вы думаете почему?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Отлично.

Смотрят таблицу на 89 странице.

C:\Users\Анастасия\Desktop\Безымянный.png

- у, ешь, ет, ёт, ете, еме, ут, ю.

- ю, ит, ишь, им, ите, ят, ат.

- Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

- То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь — горе!

Продырявит море!

- Ответ: утюг.

Ходит – наст. вр., ед. ч., 3 л., II спр.

Бродит - наст. вр., ед. ч., 3 л., II спр.

Остановишь – буд. вр., ед. ч., 2 л., II спр.

Продырявит - буд. вр., ед. ч., 3 л., II спр.

Слушают учителя.

- Петь – поёшь, жить – живёшь, говорить – говорите. Шепнуть – шепнёшь, сгореть – сгоришь, решить – решишь, уснуть – уснёшь.

- Да легко.

- Так как они стоят под ударением.

- Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с карточками.

Словесный: диалог.

13:33 – 13:43

 - Сейчас мы с вами немного разомнемся. Встаем все.

Физкультминутка.

- Молодцы. Садитесь, пожалуйста.

- Откройте учебник на странице 93 и обратите внимание на таблицу. В парах разберите ее.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Отлично. Сейчас выполним номер 190. Кто прочитает задание?

- Хорошо.

- Отлично. Сейчас все вместе по цепочке прочитаем текст.

- Молодцы. Сейчас по одному человеку к доске, находим глагол с безличным окончанием и определяем его число, лицо и спряжение.

- Молодцы. Возникли ли у вас трудности с определением спряжения?

- Как вы думаете, есть ли алгоритм определения спряжения глаголов?

- Попробуем его составить?

- Отлично. С чего мы начнем?

- Хорошо. Предлагаю вам ознакомиться с правилом определения спряжения глаголов. На странице 94. В рамочке давай прочтем правило.

- Отлично.

Проводят физкульинутку.

Изучают таблицу на странице 93.

- Мы может сделать вывод. Что есть два спряжения.  У них разные окончания.

- Прочитайте. Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. Выделите их окончание. После каждого глагола укажите в скобках его лицо, число спряжение.

- В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подает через кусты, и когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит.

- Переходишь (2 л., ед. ч., 2 спр.)

- Встречает (3 л., ед. ч., 1 спр.)

- Смотрит (3 л., ед. ч., 2 спр.)

- Да возникли трудности с определением спряжения.

- Есть алгоритм определения спряжения глаголов.

- Мы попробуем его составить.

- Глагол нужно поставить в неопределённую форму.

 C:\Users\Анастасия\Desktop\Безымянный.png

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя.

Практический: работа с карточками.

13:43 – 13:49

- Сейчас мы с вами порешаем номер 192 на странице 94. Прочитаете задание.

- Отлично. Выполним мы это задание устно. По цепочки читаем глагол и рассуждаем.

- Молодцы.

- Прочитайте. Объясните, как определить спряжение глаголов по неопределенной форме.

- Зеленеть – глагол заканчивается на еть, значит, это глагол I спряжения.

- Просить - глагол заканчивается на ить, значит, это глагол II спряжения.

- Веять - глагол заканчивается на ять, значит, это глагол I спряжения.

- Дружить - глагол заканчивается на ить, значит, это глагол II спряжения.

- Видеть - глагол заканчивается на еть, но глагол видеть исключение, значит, это глагол II спряжения.

- Думать - глагол заканчивается на ать, значит, это глагол I спряжения.

- Рыть - глагол заканчивается на ыть, значит, это глагол I спряжения.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

Практический: работа с книгой.

Словесный: беседа.

13:49 – 13:58

- Откройте рабочую тетрадь на странице 50. Посмотрите на номер 114.

- Прочитайте задание.

- Сейчас каждый самостоятельно делает это задание.

- Давайте проверим то, что у вас получилось. По очереди читаем предложение и называем.

- Отлично. Молодцы.

Открывают рабочую тетрадь.

- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания глаголов. Укажите спряжение глаголов.

- Лесные – т не пишет, проверочное слово лес.

- Жители – орфограмма жи-ши пиши с буквой и.

- Поют – 1 спряжение.

- Играют- 1 спряжение.

- Голосами - голос, о под ударением.

- Соловьи – словарное слово.

- Скрипят – 1 спряжение.

- Кузнечики – суффикс чик.

- Барабанят – 2 спряжение.

- Свистят – 1 спряжение.

- Лает – 1 спряжение.

- Лисица – лисы, и под ударением.

- Кашляет – 1 спряжение.

- Воет – 1 спряжение.

- Ухает – 1 спряжение.

- Жужжат - 1 спряжение.

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

13:58 – 14:00

- Скажите, пожалуйста, какую тему мы сегодня изучали?

- Отлично. Какие цели мы ставили на уроках?

- Реализовали ли мы их?

- Ребята, на ваших партах лежат кружки, ваша задача поднять кружок того цвета, какое у вас настроение.

- Зеленый цвет – вам все понравилось, у вас хорошее настроение.

- Желтый цвет – вы затрудняетесь.

- Красный цвет – вам не понравилось, вам было трудно.

- Молодцы. Спасибо. Откройте дневники и запишите домашнее задание. Выучить правило и алгоритм определения спряжения глаголов. Рабочая тетрадь, стр. 51 номера 115, 116.

- Тема: «Спряжение глаголов».

- Цели: узнать, как пишутся глаголы с безударными личными окончаниями.

- Да, реализовали.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"

Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глагола с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:развитие умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, правильно ставить вопросы к глаголам, писать безударные личные окончания глаголов.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;совершенствование умения определять лицо, число, спряжение глаголов.Планируемые...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:·        создание условий для формирования умения правильно писать безударные личные окончания глаголов;·...

Урок русского языка 4 класс по теме: Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

На уроке учащиеся научатся обосновывать и писать безударные личные окончания глаголов....

Конспект урока "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями"

Цель урока: закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин. Задачи ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями" (УМК "Школа России", 4 класс)

Конспект урока по русскому языкуТема урока: «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умения правильно пис...