Изучение эмоционального компонента экологического воспитания младших школьников
статья (4 класс)
В данной статье уточняется понятие экологическое воспитание младших школьников, рассматриваются особенности изучения эмоционального отношения третьеклассников к экологическим ситуациям на основе адаптированной к экологическому воспитанию младших школьников методик Люшера и Т.А. Соловьевой; представлены результаты эмоционального отношения к экологическим ситуациям по 6 основным критериям; дана сравнительная характеристика проявления эмоционального отношения к экологическим ситуациям в школе 24 им. М. Б. Раковского г. Липецка и 23 школы с углубленным изучением английского языка г. Пскова. Статья представляет интерес для учителей начальных классов, преподавателей и студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 379.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение эмоционального компонента экологического воспитания младших школьников
Фаткина Анастасия Михайловна
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского»
Научный руководитель: А. Ж. Овчинникова доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования
Аннотация. В данной статье уточняется понятие экологическое воспитание младших школьников, рассматриваются особенности изучения эмоционального отношения третьеклассников к экологическим ситуациям на основе адаптированной к экологическому воспитанию младших школьников методик Люшера и Т.А. Соловьевой; представлены результаты эмоционального отношения к экологическим ситуациям по 6 основным критериям; дана сравнительная характеристика проявления эмоционального отношения к экологическим ситуациям в школе 24 им. М. Б. Раковского г. Липецка и 23 школы с углубленным изучением английского языка г. Пскова. Статья представляет интерес для учителей начальных классов, преподавателей и студентов.
Ключевые слова: экологическое воспитание, эмоциональный компонент младший школьник, диагностика, экологические ситуациии.
Проблема экологического воспитания младших школьников на современном этапе приобретает особое значение. В ФГОС нового поколения оно является приоритетным. Это связано с уничтожением растительного мира,
с гибелью лесов, с пожарами, вымиранием птиц, редких пород животных, загрязнением атмосферы, её загазованностью. Неблагоприятные прогнозы учёных экологов на изменения окружающей среды порождают необходимость принятия учащимися экологических ценностей, которые влияют на отношение личности к окружающей действительности, и требует новых технологий экологического воспитания младших школьников.
В психолого-педагогической литературе данный феномен рассматривается многосторонне. Различные аспекты экологического воспитания младших школьников получили освещение в исследованиях С.П. Баранова, Л.И. Буровой, Н.Ф. Виноградовой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, З.А. Клепининой, А.Ж. Овчинниковой, А.А. Плешакова, Т.А. Соловьевой и других. В настоящее время данное понятие также не имеет однозначного толкования.
В педагогическом словаре современных терминов оно рассматривается как развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе [3]. Авторы при этом понимают природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы».
Современная трактовка понятия «экологического воспитание» связана с изучением сложных взаимосвязей в природе; всех организмов и среды их обитания. Она интегрирует в себе знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами, знать и любить родную природу и бережно относиться к ней; руководствоваться экологическими ценностями в индивидуальной и коллективной деятельности; стремлением к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования. Экологическое воспитание также способствует формированию чувства ответственного отношения к природе, окружающей среде и здоровью людей.
В психолого-педагогических исследованиях экологическое воспитание связано с созерцательной и преобразующей деятельностью личности (А.Г. Асмолов, В.Н. Мясищев и др.), и в то же время, оно выступает против варварского отношения к природе и окружающему миру.
Наиболее эффективно экологическое воспитание осуществляется благодаря эмоциональному отношению младшего школьника, в основе которого, по мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, лежит опыт эмоциональной деятельности, являющийся важнейшим компонентом содержания образования. Его сущностная характеристика рассматривается как «целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей личности с различными сторонами и объектами действительности, которые выражаются в действиях человека, его реакциях и переживаниях» [2, с. 48].
Эмоциональный компонент экологического воспитания младших школьников включает в себя эмоции и чувства. В «Большом психологическом словаре» эмоции определяются как особый класс психических процессов и состояний человека, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [1]. Чувства, в отличие от эмоций, являются устойчивыми эмоциональными переживаниями, возникающими в процессе отношений личности с окружающим миром (Там же).
По мнению С.П. Баранова, Л.И. Буровой, А.Ж. Овчинниковой, образы, отражающие в сознании ребёнка под эмоциональным воздействием, богаче, ярче [1]. Они порождают мыслительную деятельность, учат размышлять об экологических ценностях. Известно, что любое эмоциональное отношение к экологическим ценностям характеризуется векторностью (направленностью на что-то), знаком осознанности (который может быть окрашен как позитивно, так и негативно), и связью с переживаниями (эмоциями, чувствами, состояниями) [4].
В данной статье будет представлены результаты для оценивания эмоционального компонента экологического воспитания младших школьников на основе экологических ситуаций. Эксперимент проходил в школе № 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка в 3 «А» классе (f 24учащихся) и школе № 23 с углубленным изучением английского языка г. Пскова в 3 « Б» классе (f 20учащихся).
В ходе эксперимента были поставлены следующие задачи:
1) найти и разработать экологические ситуации удобные для оперативного анализа;
2) критерии эмоционального отношения третьеклассников к экологическим ситуациям. Данные задачи взаимосвязаны между собой.
Решение первой задачи предполагало нахождение экологических ситуаций, характерных для Липецкой и Псковской областей. В статье представлены и проанализированы две экологические ситуации.
Решение второй задачи связано с определением критериев эмоционального отношения учащихся к эти ситуациям и сравнительный анализ результатов исследования третьеклассников разных школ.
В процессе исследовательской деятельности мы использовали модернизированные к проблеме исследования тесты М. Люшера [7] и методику эмоционального отношения младших школьников к экологической обстановке Т.А. Соловьевой [6]. Согласно данным методикам каждый цвет соответствовал кратковременным эмоциональным состояниям младших школьников при их знакомстве с экологическими ситуациями.
Третьеклассники после восприятия каждой ситуации выбирали два цветных карандаша из следующего списка (красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый, серый, фиолетовый, чёрный) и закрашивали ими поделённый по диагонали небольшой прямоугольник. Обучающимся сообщалось, что они должны выбрать два цвета, соответствующие их чувствам, которые они испытывают, «мысленно помещая себя» в эту ситуацию.
Расположение цветов, их сочетание имело свою символику и их значение. Опираясь на методику Т.А. Соловьевой, были выделены следующие критерии эмоционального отношения к экологическим ситуациям на основе сочетания цветов:
1) позитивная оценка ситуации без проявлений активности (синий и зелёный, красный и синий, красный и жёлтый);
2) негативная оценка ситуации, без проявлений активности (коричневый и жёлтый, синий и фиолетовый, синий и серый, синий и чёрный, зелёный и чёрный);
3) оценка ситуации без осознания активности (синий и красный, красный и чёрный, чёрный и синий);
4) оценка ситуации с осознанием невозможности проявления активности (зелёный и фиолетовый, жёлтый и серый, зелёный и коричневый, фиолетовый и зелёный, фиолетовый и красный);
5) оценка ситуации с осознанием собственной активности (жёлтый и зелёный, серый и коричневый, красный и зелёный, чёрный и коричневый);
6) оценка ситуации с проявлением склонности к сотрудничеству, вплоть до коллаборатства, то есть совместной деятельности над одним проектом даже с конкурентом ради выгоды или общей пользы (жёлтый и коричневый, фиолетовый и синий, коричневый и красный) [6].
Остановимся подробнее на ситуации №1. Третьеклассникам предлагалось рассмотреть фотографию и прочитать комментарий: «Каждый день в атмосферу твоего родного города попадают вредные выбросы от двигателей автотранспорта. Проиллюстрируйте, как транспортные средства влияют на экологию Липецкой области или Псковской области».
Рисунок.1.Иллюстрация к первой экологической ситуации | Рисунок.2. Иллюстрация ко второй экологической ситуации |
.
Благодаря проведённому диагностированию эмоционального отношения к экологическим ситуациям (тест М. Люшера, Т.А. Соловьевой), была выявлена экологическая воспитанность младших школьников по вышеназванным критериям:
12,5% учащихся 3 «А» класса школы № 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка и 10,0% учащихся 3 «Б» класса школы № 23 с углубленным изучением английского языка г. Пскова в 3 « Б» классе в целом довольны сложившейся экологической ситуацией или она вызывает небольшое беспокойство.
16,7% учащихся 3 «А» класса 24 школы им. М.Б Раковского г. Липецка и 10,0% 23 школы г. Пскова дают негативную оценку ситуации, без проявлений активности, стремление к покою, то есть нежелание вмешиваться в сложившуюся ситуацию.
Неудовлетворённость ситуацией в городах с осознанием собственной активности были выявлены у 12,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 10,0% учащихся 23 школы г. Пскова.
20,3% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского и 20,0% учащихся 23 школы г. Пскова оценивают ситуацию с осознанием невозможности проявления активности. У них появилось чувство безнадежности, обреченности, стремление уйти от беспокойных мыслей; 5,0%;учащихся выразило беспокойство, страх от увиденного и прочитанного.
16,7% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 20,0% учащихся 23 школы г. Пскова дают оценку ситуации с проявлением активности. У них наблюдалось яркие эмоции, вызванные экологической обстановкой, эмоциональным возбуждением. Из них у 15,0% третьеклассников наблюдалось негативное отношение (злость) данной ситуации и сопровождалось желанием получить помощь, или подспудным стремлением уйти от неблагоприятной ситуации (например, переехать).
21,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 30,0% учащихся 23 школы г. Пскова проявили склонность к сотрудничеству, вплоть до коллаборатства. Сравнительные данные учащихся школ г. Липецка и г. Пскова представлены на рисунке 1
Рисунок 1 Сравнительные данные эмоционального отношения третьеклассников к экологической ситуации № 1.
Анализ результатов исследования показывает, что самый высокий % эмоционального отношения учащихся в 24 школе им. М.Б. Раковского г. Липецка (21,5%) и в 23 школе г. Пскова (30%) связан со склонность к сотрудничеству и с осознанием невозможности проявления активности (20,3% учащихся 24 школы им. М. Б. Раковского г. Липецка; 20% учащихся 23 школы г. Пскова). Наименьший % эмоционального отношения учащихся связан с тем, что экологическая ситуация вызывает небольшое беспокойство без осознания активности (12,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка; 10% учащихся 23 школы г. Пскова). Наибольшее расхождение результатов исследования наблюдается по последнему критерию: (21, 5%; учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка; 30% учащихся 23 школы г. Пскова).
Ситуация №2 связана с предприятиями Липецкой и Псковской областей, загрязняющими атмосферу. Данная ситуация рассматривалась с разных точек зрения. С одной стороны, Липецкая область, и в частности г. Липецк, входит в 12 промышленных городов и имеет достаточно высокий уровень загрязнения воздуха; Псковская область является одной из десяти самых чистых регионов России. С другой стороны, на территории Липецкой и Псковской областей в течении последних 25 лет закрылось множество заводов, больших и малых промышленных предприятий. В связи с этим, 37, 5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 30,0% учащихся 23 школы г. Пскова позитивно, оптимистично оценили экологическую ситуацию в регионе, без проявления активности. У них возникло чувство безопасности, облегчения (всё нормально).
У 12,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 10,0% третьеклассников закрытие предприятий и заводов было негативно оценено без проявлений активности, лишь вызывая небольшое беспокойство, желание уйти от беспокойных мыслей без осознания активности.
12,5% респондентов 24 школы им. М.Б. Раковского и 25,0% респондентов проявили чувство досады, то есть проявления активности, из-за невозможности её изменить.
16,7 % учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 15,0% учащихся 23 школы г. Пскова высказали желание обсудить ситуацию.
У 16,7% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 15,0% учащихся 23 школы г. Пскова было зафиксировано активное желание поддерживать сложившуюся экологическую ситуацию.
4,1% и 5,0% оценили ситуацию с проявлением склонности к сотрудничеству.
Рисунок 2 Эмоциональное отношение третьеклассников к экологической ситуации 2
Сравнительный анализ результатов исследования по второй экологической ситуации, показал, что не наблюдается больших расхождений в школе 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка и школе 23 г. Пскова.
Наиболее высокие результаты связаны с позитивной оценкой экологическую ситуации в регионе (37,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка; 40% учащихся 23 школы г. Пскова).
Таким образом, результаты диагностики показали, что у большинства учащихся негативная оценка сложившейся экологической ситуации проявляется не достаточно остро. Учащиеся не готовы к активному действию.
У некоторых младших школьников экологическая обстановка вызывает разочарование, беспокойство, страх. Немногие готовы обсуждать ситуацию и действовать совместно. Все это позволяет наметить эффективные пути экологического воспитания младших школьников в процессе обучения.
Список литературы:
- Баранов С.П., Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова Методика обучения и воспитания младших школьников. ‒ М. Издательство «Академия», 2015. - 464 с.
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. ̶ М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
- Педагогика: словарь системы основных понятий. / Под ред. А. М. Новикова– М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
- Соловьева Т.А. Диагностический инструментарий оценивания эмоционального отношения младших школьников к экологической обстановке // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы IX междунар. науч. конф., 7-8 ноября 2019г. / отв. ред. доц. М. И. Морозова. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. 276 с. - С.98-103
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.
- Тест Люшера // Психологические тесты /Ахмеджанов Э.Р. Составление, подготовка текста, библиография. – М.,1996. - 320с. – С.13-25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-51271-1445354656.jpg)
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-395893-1391242989.jpg)
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/16/picture-791424-1463429142.jpg)
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/16/picture-1367501-1639637490.jpg)
Методика исследования по теме ВКР "Экологическое воспитание младших школьников при изучении естествознания".
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. Всестороннее, далеко неблагополу...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/18/picture-551026-1552910484.jpg)
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/12/picture-403160-1392221864.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...