Изучение эмоционального компонента экологического воспитания младших школьников
статья (4 класс)

Фаткина Анастасия Михайловна

В данной статье уточняется понятие экологическое воспитание младших школьников, рассматриваются особенности изучения эмоционального отношения третьеклассников к экологическим ситуациям на основе адаптированной к экологическому воспитанию младших школьников методик Люшера и Т.А. Соловьевой; представлены результаты эмоционального отношения к экологическим ситуациям  по 6 основным критериям; дана сравнительная характеристика проявления эмоционального отношения к экологическим ситуациям в школе 24 им. М. Б. Раковского г. Липецка и 23 школы с углубленным изучением английского языка г. Пскова. Статья представляет интерес для учителей начальных классов, преподавателей и студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx379.63 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение эмоционального компонента экологического воспитания младших школьников

Фаткина Анастасия Михайловна

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского»

Научный руководитель: А. Ж. Овчинникова доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования

                        Аннотация. В данной статье уточняется понятие экологическое воспитание младших школьников, рассматриваются особенности изучения эмоционального отношения третьеклассников к экологическим ситуациям на основе адаптированной к экологическому воспитанию младших школьников методик Люшера и Т.А. Соловьевой; представлены результаты эмоционального отношения к экологическим ситуациям  по 6 основным критериям; дана сравнительная характеристика проявления эмоционального отношения к экологическим ситуациям в школе 24 им. М. Б. Раковского г. Липецка и 23 школы с углубленным изучением английского языка г. Пскова. Статья представляет интерес для учителей начальных классов, преподавателей и студентов.

                        Ключевые слова: экологическое воспитание, эмоциональный компонент младший школьник, диагностика, экологические ситуациии.

Проблема экологического воспитания младших школьников на современном этапе приобретает особое значение. В ФГОС нового поколения оно является приоритетным. Это связано с уничтожением растительного мира,

с гибелью лесов, с пожарами, вымиранием птиц, редких пород животных, загрязнением атмосферы, её загазованностью. Неблагоприятные прогнозы учёных экологов на изменения окружающей среды порождают необходимость принятия учащимися экологических ценностей, которые влияют на отношение личности к окружающей действительности, и требует новых технологий экологического воспитания младших школьников.

В психолого-педагогической литературе данный феномен рассматривается многосторонне. Различные аспекты экологического воспитания младших школьников получили освещение в исследованиях С.П. Баранова, Л.И. Буровой, Н.Ф. Виноградовой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, З.А. Клепининой, А.Ж. Овчинниковой, А.А. Плешакова, Т.А. Соловьевой и других. В настоящее время данное понятие также не имеет однозначного толкования.

                        В педагогическом словаре современных терминов оно рассматривается как развитие у обучающегося чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе [3]. Авторы  при этом  понимают природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы».

                        Современная трактовка понятия «экологического воспитание» связана с изучением сложных взаимосвязей в природе;        всех организмов и среды их обитания. Она интегрирует в себе знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами, знать и любить родную природу и бережно относиться к ней; руководствоваться экологическими ценностями в индивидуальной и коллективной деятельности; стремлением к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования. Экологическое воспитание также способствует формированию чувства ответственного отношения к природе, окружающей среде и здоровью людей.

В психолого-педагогических исследованиях экологическое воспитание связано с созерцательной и преобразующей деятельностью личности (А.Г. Асмолов, В.Н. Мясищев и др.), и в то же время, оно выступает против варварского отношения к природе и окружающему миру.

Наиболее эффективно экологическое воспитание осуществляется благодаря эмоциональному отношению младшего школьника, в основе которого, по мнению И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, лежит опыт эмоциональной деятельности, являющийся важнейшим компонентом содержания образования. Его сущностная характеристика рассматривается как «целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей личности с различными сторонами и объектами действительности, которые выражаются в действиях человека, его реакциях и переживаниях» [2, с. 48].

Эмоциональный компонент экологического воспитания младших школьников включает в себя эмоции и чувства. В «Большом психологическом словаре» эмоции определяются как особый класс психических процессов и состояний человека, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [1]. Чувства, в отличие от эмоций, являются устойчивыми эмоциональными переживаниями, возникающими в процессе отношений личности с окружающим миром (Там же). 

По мнению С.П. Баранова, Л.И. Буровой, А.Ж. Овчинниковой, образы, отражающие в сознании ребёнка под эмоциональным воздействием, богаче, ярче [1]. Они порождают мыслительную деятельность, учат размышлять об экологических ценностях. Известно, что любое эмоциональное отношение к экологическим ценностям характеризуется векторностью (направленностью на что-то), знаком осознанности (который может быть окрашен как позитивно, так и негативно), и связью с переживаниями (эмоциями, чувствами, состояниями) [4].

        В данной статье будет представлены результаты для оценивания эмоционального компонента экологического воспитания младших школьников на основе экологических ситуаций. Эксперимент проходил в  школе № 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка в 3 «А» классе (f 24учащихся) и школе № 23 с углубленным изучением английского языка г. Пскова в 3 « Б» классе (f 20учащихся).

В ходе эксперимента были поставлены следующие задачи:

1) найти и разработать экологические ситуации удобные для оперативного анализа;

2) критерии эмоционального отношения третьеклассников к экологическим ситуациям. Данные задачи взаимосвязаны между собой.

Решение первой задачи  предполагало нахождение экологических ситуаций, характерных для Липецкой и Псковской областей. В статье представлены и проанализированы две экологические ситуации.

Решение второй задачи связано с определением критериев эмоционального отношения учащихся к эти ситуациям и сравнительный анализ результатов исследования третьеклассников разных школ.

В процессе исследовательской деятельности мы использовали модернизированные к проблеме исследования тесты М. Люшера [7] и методику эмоционального отношения младших школьников к экологической обстановке Т.А. Соловьевой [6]. Согласно данным методикам каждый цвет соответствовал кратковременным эмоциональным состояниям младших школьников при их знакомстве с экологическими ситуациями.

Третьеклассники после восприятия каждой ситуации выбирали два цветных карандаша из следующего списка (красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый, серый, фиолетовый, чёрный) и закрашивали ими поделённый по диагонали небольшой прямоугольник. Обучающимся сообщалось, что они должны выбрать два цвета, соответствующие их чувствам, которые они испытывают, «мысленно помещая себя» в эту ситуацию.

Расположение цветов, их сочетание имело свою символику и их значение. Опираясь на методику Т.А. Соловьевой, были выделены следующие критерии эмоционального отношения к экологическим ситуациям на основе сочетания цветов:

 1) позитивная оценка ситуации без проявлений активности (синий и зелёный, красный и синий, красный и жёлтый);

2) негативная оценка ситуации, без проявлений активности (коричневый и жёлтый, синий и фиолетовый, синий и серый, синий и чёрный, зелёный и чёрный);

3) оценка ситуации без осознания активности (синий и красный, красный и чёрный, чёрный и синий);

4) оценка ситуации с осознанием невозможности проявления активности (зелёный и фиолетовый, жёлтый и серый, зелёный и коричневый, фиолетовый и зелёный, фиолетовый и красный);

5) оценка ситуации с осознанием собственной активности (жёлтый и зелёный, серый и коричневый, красный и зелёный, чёрный и коричневый);

6) оценка ситуации с проявлением склонности к сотрудничеству, вплоть до коллаборатства, то есть совместной деятельности над одним проектом даже с конкурентом ради выгоды или общей пользы (жёлтый и коричневый, фиолетовый и синий, коричневый и красный) [6].

Остановимся подробнее на ситуации №1. Третьеклассникам предлагалось рассмотреть фотографию и прочитать комментарий: «Каждый день в атмосферу твоего родного города попадают вредные выбросы от двигателей автотранспорта. Проиллюстрируйте, как транспортные средства влияют на экологию Липецкой области или Псковской области». 

Рисунок.1.Иллюстрация к первой экологической ситуации http://eco.na5bal.ru/pars_docs/refs/2/1195/1195_html_7a7fb061.jpg

C:\Users\HP PC\Desktop\Картинки эмоциогенных ситуаций\Минприроды%20считает,%20что%20в%20Саратовской%20области%20воздух%20стал%20загрязняться%20меньше.gif

Рисунок.2. Иллюстрация ко второй экологической ситуации

.

Благодаря проведённому диагностированию эмоционального отношения к экологическим ситуациям (тест М. Люшера, Т.А. Соловьевой), была выявлена экологическая воспитанность младших школьников по вышеназванным критериям:

12,5% учащихся 3 «А» класса  школы № 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка и 10,0% учащихся 3 «Б» класса школы № 23 с углубленным изучением английского языка г. Пскова в 3 « Б» классе в целом довольны сложившейся экологической ситуацией или она вызывает небольшое беспокойство.

16,7% учащихся 3 «А» класса 24 школы им. М.Б Раковского г. Липецка и 10,0% 23 школы г. Пскова дают негативную оценку ситуации, без проявлений активности, стремление к покою, то есть нежелание вмешиваться в сложившуюся ситуацию.

Неудовлетворённость ситуацией в городах с осознанием собственной активности были выявлены у 12,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 10,0% учащихся 23 школы г. Пскова.

20,3% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского и 20,0% учащихся 23 школы г. Пскова оценивают ситуацию с осознанием невозможности проявления активности. У них появилось чувство безнадежности, обреченности, стремление уйти от беспокойных мыслей; 5,0%;учащихся выразило беспокойство, страх от увиденного и прочитанного.

16,7% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 20,0% учащихся 23 школы г. Пскова дают оценку ситуации с проявлением активности. У них наблюдалось яркие эмоции, вызванные экологической обстановкой, эмоциональным возбуждением. Из них у 15,0% третьеклассников  наблюдалось негативное отношение (злость)  данной ситуации и сопровождалось желанием получить помощь, или подспудным стремлением уйти от неблагоприятной ситуации (например, переехать).

21,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 30,0% учащихся 23 школы г. Пскова проявили склонность к сотрудничеству, вплоть до коллаборатства. Сравнительные данные учащихся школ г. Липецка и г. Пскова представлены на рисунке 1

Рисунок 1 Сравнительные данные эмоционального отношения третьеклассников  к экологической ситуации № 1.

Анализ результатов исследования показывает, что самый высокий % эмоционального отношения учащихся в 24 школе им. М.Б. Раковского г. Липецка (21,5%) и в 23 школе г. Пскова (30%) связан со склонность к сотрудничеству и с осознанием невозможности проявления активности  (20,3% учащихся 24 школы им. М. Б. Раковского г. Липецка;  20% учащихся 23 школы г. Пскова). Наименьший % эмоционального отношения учащихся связан с тем, что экологическая ситуация вызывает небольшое беспокойство без осознания активности (12,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка; 10% учащихся 23 школы г. Пскова). Наибольшее расхождение результатов исследования наблюдается по последнему критерию: (21, 5%; учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка; 30% учащихся 23 школы г. Пскова).

Ситуация №2 связана с предприятиями Липецкой и Псковской областей, загрязняющими атмосферу. Данная ситуация рассматривалась с разных точек зрения. С одной стороны, Липецкая область, и в частности г. Липецк, входит в 12 промышленных городов и имеет достаточно высокий уровень загрязнения воздуха; Псковская область является одной из десяти самых чистых регионов России. С другой стороны, на территории Липецкой и Псковской областей в течении последних 25 лет закрылось множество заводов, больших и малых промышленных предприятий. В связи с этим, 37, 5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 30,0% учащихся 23 школы г. Пскова позитивно, оптимистично оценили экологическую ситуацию в регионе, без проявления активности. У них возникло чувство безопасности, облегчения (всё нормально).

У 12,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 10,0% третьеклассников закрытие предприятий и заводов было негативно оценено без проявлений активности, лишь вызывая небольшое беспокойство, желание уйти от беспокойных мыслей без осознания активности.

12,5% респондентов 24 школы им. М.Б. Раковского и 25,0% респондентов проявили чувство досады, то есть проявления активности, из-за невозможности её изменить.

16,7 % учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 15,0% учащихся 23 школы г. Пскова высказали желание обсудить ситуацию.

У 16,7% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка и 15,0% учащихся 23 школы г. Пскова было зафиксировано активное желание поддерживать сложившуюся экологическую ситуацию.

4,1% и 5,0% оценили ситуацию с проявлением склонности к сотрудничеству.

 Рисунок 2 Эмоциональное отношение третьеклассников  к экологической ситуации 2

Сравнительный анализ результатов исследования по второй экологической ситуации, показал, что не наблюдается больших расхождений в школе 24 им. М.Б. Раковского г. Липецка и школе 23 г. Пскова.

Наиболее высокие результаты связаны с позитивной оценкой экологическую ситуации в регионе (37,5% учащихся 24 школы им. М.Б. Раковского г. Липецка; 40% учащихся 23 школы г. Пскова).

Таким образом, результаты диагностики показали, что у большинства учащихся негативная оценка сложившейся экологической ситуации проявляется не достаточно остро. Учащиеся не готовы к активному действию.

У некоторых младших школьников экологическая обстановка вызывает разочарование, беспокойство, страх. Немногие готовы обсуждать ситуацию и действовать совместно. Все это позволяет наметить эффективные пути экологического воспитания младших школьников в процессе обучения.

Список литературы:

  1.  Баранов С.П., Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова Методика обучения и воспитания младших школьников. ‒ М. Издательство «Академия», 2015. - 464 с.
  2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – Спб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК,  2006. – 672 с.
  3.  Мясищев В.Н. Психология отношений. ̶ М.: Институт практической психологии, 1995. – 356 с.
  4. Педагогика: словарь системы основных понятий. / Под ред. А. М. Новикова– М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с
  5.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.)
  6. Соловьева Т.А. Диагностический инструментарий оценивания эмоционального отношения младших школьников к экологической обстановке // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы IX междунар. науч. конф., 7-8 ноября 2019г. / отв. ред. доц. М. И. Морозова. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2019. 276 с. -  С.98-103
  7.  Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.
  8. Тест Люшера // Психологические тесты /Ахмеджанов Э.Р. Составление, подготовка текста, библиография. – М.,1996. - 320с. – С.13-25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Методика исследования по теме ВКР "Экологическое воспитание младших школьников при изучении естествознания".

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. Всестороннее, далеко неблагополу...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...