Методическая разработка «Коррекционные и развивающие занятия в песочнице»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Самсонова Оксана Вячеславовна

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Все это может происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре. Песок может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения. А поскольку возиться с песком - естественная потребность человека, воспользуемся этим.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 657

Приморского района Санкт – Петербурга

Методическая разработка

«Коррекционные и развивающие занятия в песочнице»

                                  Составитель: педагог-психолог Самсонова О.В.

Санкт-Петербург

2021


Актуальность

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребёнка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто используют песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо испортить или сломать. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. Все это может происходить в форме сказки, легко и ненавязчиво, в игре. Песок может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения. А поскольку возиться с песком - естественная потребность человека, воспользуемся этим.


Цель: создание оптимальных условий для гармонизации личности ребенка и межличностных отношений, развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Задачи:

  • снижение психофизического напряжения
  • развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта
  • развитие умения говорить о своих чувствах
  • развитие внимания, воображения, памяти, мышления
  • развитие зрительно-моторной координации                                    
  • развитие мелкой моторики
  • развитие пространственных представлений
  • развитие умения действовать по правилам
  • развитие речи, творческих способностей
  • развитие умения взаимодействовать со сверстниками
  • развитие пространственных представлений
  • развитие эстетического восприятия окружающего
  • развитие и расширение представлений об окружающем мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека

Условия проведения занятий

1. Согласие и желание ребенка

2. Специальная подготовка педагога-психолога, его творческий подход к проведению занятий

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и     порезов на руках

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

   

Методическое оснащение

1. Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

  • лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
  • разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
  • миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр.;
  • различные здания и постройки;
  • бросовое оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы и др.

Форма работы с детьми: индивидуальные/подгрупповые занятия (2-4 человека)

Продолжительность занятий: 20 минут (индивидуальное занятие) / 40 минут (групповое занятие)

План занятий

Тема

Игры-упражнения

 1. Знакомство с песком

Цель:

-снижение психофизического напряжения

-регуляция мышечного напряжения

-расслабление

-развитие тактильно-кинетической чувствительности

- развитие умения говорить о своих чувствах

- развитие умения взаимодействовать с другими в общем пространстве

Здравствуй песок

Песочный дождик

Волшебный песок

Отпечатка наших рук

2. Игры на поверхности песка

(сухого и мокрого)

Цель:

- развитие зрительного и тактильного

восприятия

- развитие моторики

- развитие умения взаимодействовать с другими в общем пространстве

Необыкновенные следы

Песочный ветер

Я пеку, пеку, пеку.

Кто к нам приходил?

Заборчики

Песочный круг

Повтори узор

Нарисуй картинку пальцами

3. Игры и упражнения с погружением рук   в песок

Цель:

- развитие тактильной чувствительности

- развитие зрительного восприятия

- развитие моторики

- развитие мышления

- развитие умения взаимодействовать с другими в общем пространстве

Песочные прятки

Узнай сказку

Угадай на ощупь

Отгадай загадку

Спрячь игрушки

4. Дидактические игры-упражнения                                

Цель:        

- развитие зрительно-моторной координации

- развитие зрительной и слуховой памяти                                   - развитие мелкой моторики                                              

- развитие мышления, внимания

- развитие навыка классифицировать         предметы по заданным   признакам                                                                

- развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой   природы, о рукотворном мире человека

- развитие умения взаимодействовать с другими в общем пространстве

Общим словом назови и запомни

Детские секретики

Узоры на сухом песке

Узоры на мокром песке                            Цветные заборчики

Раздели и назови

Уроки волшебства (лес,

город, деревня и т.д.)

Домики для друзей

Дорисуй фигуру

Азбука настроения

Дорожка из счетных палочек

Песочный телеграф

1. Знакомство с песком

Здравствуй, песок!

Цель: снижение психофизического напряжения

Оборудование: Песочница

Ход игры:

Психолог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка, демонстрирует движения.

Ребенок/дети:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Песочный дождик

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление

Оборудование: Песочница

Ход игры: 

Психолог: «В сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Ты сам можешь устроить такой дождь и ветер. Смотри, как это происходит».

Ребенок/дети медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь

взрослого, на свою ладонь.

Ребенок/дети закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Волшебный песок

Цель: развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения, учить говорить о своих чувствах

Оборудование: Песочница

Ход игры: 

Психолог: "Перед тобой песок. Хочешь погрузить в него руки? (ответ ребенка/детей). Опусти руки в песок: расскажи о своих ощущениях (теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики). Пропусти между пальчиками. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделиться ими".

Упражнения на развитие тактильной чувствительности:

• скользи ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки);

•  выполни те же движения, поставив ладонь на ребро;

• сделай отпечатки кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней сделай причудливые узоры на поверхности песка, найди сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);

• пройдись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.);

• поиграй на поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

• погрузи в сухой песок кисти рук и начинай ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф;

• освободи руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.

Отпечатки наших рук

Цель: учить совместному действию, оценить собственные ощущения, учиться говорить о них

Оборудование: Песочница

Ход игры:

На ровной поверхности песка ребенок/дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Психолог начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты? "

2. Игры на поверхности песка (сухого и мокрого)

Необыкновенные следы

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения

Оборудование: Песочница

Ход игры:

Психолог демонстрирует движения, ребенок/дети повторяет

«Идут медвежата» — ребенок/дети кулачками и ладонями с силой надавливает на песок

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях)

«Бегут жучки-паучки» — ребенок/дети двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»)

«Кроказябла» — ребенок/дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны)

"Волшебные отпечатки на песке" ребенок/дети оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.

Песочный ветер

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.

Ход игры:

Ребёнок/дети учится дышать через трубочку, не затягивая в нее песок.  Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка (для начала, можно потренироваться сдувать кусочки бумаги с поверхности стола)

Для детей старшего возраста можно давать задания сложнее: «Пусть песочный ветер нарисует круг, цветок, дом и т.п.» (можно по образцу). Для этих игр используются одноразовые трубочки для коктейля

Я пеку, пеку, пеку

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры:

Ребенок/дети "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого  можно использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую.

Кто к нам приходил?

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игры:

Ребенок/дети отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок/дети отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры.

Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

Заборчики

Цель: Развитие мышления, моторики

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки

Ход игры:

Ребенок/дети руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

Песочный круг

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Ребенок/дети на песке рисует любыми способами круг (другие геометрические фигуры) и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок/дети может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Повтори узор

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Ребенок/дети выкладывает на песке узор из бусин, камешков, пуговиц, фасоли и т.п. по заданному образцу.

Нарисуй картину пальцами

Цель. Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры:

Психолог предлагает ребёнку/детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что он художник по «песочным» картинам, а вместо кистей у него - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Психолог добивается проговаривания вслух действий ребёнка. Украшают работу бросовым оборудованием.

3. Игры и упражнения с погружением рук   в песок

Песочные прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

Психолог: «Игрушки хотят поиграть с тобой/вами в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты/вы закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты/вы должен их найти в песке. Ты/вы можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки».

Чтобы усложнить игру (для детей постарше), психолог показывает детям игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок/дети должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте.      

Узнай сказку

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности

Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, кисточки. Для игры необходимо иметь ламинированные картинки со сказочными персонажами. Предварительно взрослый беседует с ребенком/детьми о его/их любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Ход игры:

Психолог: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай/те сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай/те глаза и скажи/те волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». Психолог закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку/детям сказки.  Можно оставить  видимым уголок картинки. «Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?»

Ребенок/дети постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он/они в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап (разыграть сказку в песочнице).

Угадай на ощупь

Цель: Развитие мышления, моторики

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

Ребёнок/дети отворачивается, а психолог в это время прячет в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем можно поменяться ролями.

Отгадай загадку

Цель: Развитие мышления, моторики

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

Психолог загадывает загадку, ребенок/дети отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

Спрячь игрушки

Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка

Оборудование: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природные материалы (каштаны, орехи, ракушки) на каждого ребенка

Ход игры:

Психолог: «Посмотри/те, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй/те спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. Мы прятали и находили игрушки, а теперь послушай/те, сколько игрушек я попрошу тебя/вас спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты/вы возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты/вы спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты/вы взял".

После того как ребенок/дети отберёт нужное количество игрушек (природного оборудования), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите.

Обратите внимание ребёнка/детей на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты/вы считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты/вы услышишь. Игрушки положи на поднос около себя». Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.

4. Дидактические игры-упражнения

Общим словом назови и запомни

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам

Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

Ребенку/детям дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он/они выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Психолог предлагает ребенку/детям запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок/дети отворачивается, а психолог в это время убирает одно животное. Ребенок/дети, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.  

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д. В конце игры можно сочинить сказочную историю.

Детские секретики

Цель: Научить ребёнка/детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение

Оборудование: песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка

Ход игры:

Ребёнок/дети вместе с психологом чертит карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок/дети по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка/детей просят отвернуться, а в это время психолог  прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок/дети поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок/дети прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Психолог отыскивает
.

Узоры на сухом песке

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др.

Ход игры:

Психолог: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников»

Вариант 1

Психолог пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок/дети должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Вариант 2

Психолог рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Вариант 3

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например, камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Узоры на мокром песке

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

Психолог: «В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хочешь посмотреть, как это происходит?»

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку/детям способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» — взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» — другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Психолог обращает внимание ребёнка/детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок/дети выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

Цветные заборчики

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия

Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки

Ход игры:

На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Психолог просит ребенка/детей выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Раздели и назови («Во саду ли, в огороде», «Город-деревня», «Дикие-домашние животные», «Травоядные – хищники», «По земле, по воздуху, в воде», «Африка-Антарктида»)

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики

Оборудование: песочница, игрушечные овощи, фрукты, животные, транспорт, дома и т.п.

Ход игры:

Например, «Во саду ли, в огороде» по взмаху волшебной палочки одна половина песочницы превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Ребёнку/детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания ребёнок/дети рассказывает, что где растет. Психолог просит ребенка/детей описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

По схеме игра усложняется: ребёнку/детям предлагается построить город/деревню, расселить диких/домашних животных, разделить воздушный/водный/наземный транспорт и т.д.

Уроки волшебства (лес, город, деревня, водоём)

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки (различной тематики)

Ход игры:

Психолог: «Сегодня ты/вы сможешь превратиться в волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. У нас сегодня в гостях Песочная фея. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты/вы закроешь глаза и подождешь немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок/дети закрывает глаза, психолог засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами).

Психолог: «Теперь можно открыть глаза и посмотреть — как красиво, интересно это у нее получилось!»

Психолог: «Предлагаю тебе/вам превратиться в волшебников и превратить нашу песочницу в город/деревню/море/зоопарк и т.д.» Придумать вместе с ребёнком/детьми волшебные слова.

Домики для друзей

Цель: ориентировка на плоскости песочного листа, умение найти или описать где живёт зверёк, используя в речи правый верхний угол, правый нижний угол левый верхний угол, левый нижний угол, середина (центр)

Оборудование: домик для игры в песке, мелкие игрушки.

Ход игры:

Психолог: «Предлагаю тебе/вам построить домики для зверей. Внимательно слушай/те, кто где будет жить! Белка будет жить в домике в правом верхнем углу песочницы, волк – в левом нижнем углу и т.д., а в центре песочницы построим парк. Там зверята будут встречаться и играть»

Дорисуй фигуру

Цель: закреплять названия геометрических фигур, закреплять названия цвета фигур, развивать воображение ребёнка, развивать мелкую моторику рук

Оборудование: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.

Ход игры:

Психолог: «Посмотри/те, сегодня я приготовила для тебя/вас «Чудесный мешочек», давай/те посмотрим, что там лежит?

Ребёнок/дети достаёт по одной геометрической фигуре и отвечает на вопросы:

  • Что за геометрическая фигура у тебя в руке?
  • Какого цвета?
  • Посмотри/те, на какие предметы в классе похожа эта фигура?

Психолог: «Давай/те подойдём к песочнице. Я положу на песок квадрат и пальчиком дорисую к нему треугольник – у меня получился дом. Подумай/те, что ты/вы можешь дорисовать к своей фигуре и нарисуй/те».

Азбука настроения

Цель: Научить ребёнка/детей изображать на песке различное настроение с помощью пиктограмм. Развивать творческие способности, речь, память, мышление, воображение. Способствовать развитию мелкой моторики руки. Создавать  бодрое, веселое настроение.

Оборудование: песочница с мокрым песком,  серия картинок «цепочка настроения».

Ход игры:

Психолог предлагает ребёнку/детям рассмотреть картинки с изображением котенка в разном настроении. Ребёнок/дети подбирает прилагательные к изображениям (веселый, грустный, злой, испуганный, хитрый).

Затем психолог знакомит детей со схематичными изображениями эмоций (пиктограммами) и предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию психолога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д.

В начале обучения пиктограммы остаются на доске, затем, в процессе запоминания, дети рисуют без опоры на образец.

Дорожка из счётных палочек

Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать умение дослушать до конца задание, развивать мелкую моторику рук

Оборудование: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки

Ход игры: Психолог указывает ребёнку направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.

Песочный телеграф

Цель:  обучить переводу тактильных ощущений в знаки.

Оборудование: песочница с песком.

Ход игры: 

Психолог «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Ребёнок полученное сообщение воспроизводит  палочкой на песке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка коррекционного- развивающего занятия " В мире много сказок"

Методическая разработка занятия по сказкам для детей с ограниченными возможностями здоровья. Игры, загадки, презентация....

Методическая разработка коррекционно-развивающего воспитательского занятия «Сказка «Колобок» в 1 классе (для глухих детей со сложной структурой дефекта)

Данная разработка может быть полезна воспитателям при работе с глухими детьми со сложной структурой дефекта....

Методическая разработка коррекционно - развивающего занятия для детей с ОВЗ

Развитие мелкой моторики рук и других психических функций....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с родителем

Полная схема работы с родителем "трудного" ребенка....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия "Правила дорожные всем знать положено"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по правилам дорожного движения для обучающихся с умеренными и глубокими нарушениями умственного развития...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия 1 класс

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятиядля учащихся 1 класса.Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов, работающих с детьми, имеющими проблемы в обла...