"Коммуникативная компетентность родителей и детей"
статья

Сачкова Татьяна Васильевна

Способы и приемы конструктивного общения. Профилактика конфликтности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_kompetentnost_roditeley_i_detey.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Коммуникативная компетентность родителей и детей. Способы и приемы конструктивного общения. Профилактика конфликтности»

Коммуникация с другими людьми, то есть общение является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр. Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.

Основы коммуникативных умений закладываются в раннем детстве, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Как часто родителям приходится слышать, что они должны больше времени уделять общению с детьми. И как часто родители говорят о том, что при современном ритме жизни у них совсем не остается времени на разговоры и игры с ребенком. Но проблема общения родителей с ребенком это не вопрос времени, а вопрос качества этого общения, так как даже при наличии времени надо знать, как можно его эффективно использовать.

Правильное общение с ребенком позволяет родителям наладить контакт с ним и предотвратить появление многих трудностей. Чтобы общение с ребенком приносило радость и оказывало положительное влияние на развитие ребенка необходимо придерживаться некоторых правил.

Способы и приемы конструктивного общения

1. Безусловное принятие – это любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что он есть. Безусловное принятие не исключает выражения недовольства по отношению к ребенку, но родители должны помнить, что:

  • можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком в целом;
  • можно осуждать действия ребенка, но не его чувства;
  • недовольство не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие ребенка.

2. Активно слушать ребенка – это значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства словами. Активное слушание базируется на способности родителей к сочувствию и сопереживанию своему ребенку.

3. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми ребенок справляется самостоятельно. Позволяйте ребенку самостоятельно справляться с тем, что он уже умеет, даже если при этом он допускает некоторые ошибки. Только сталкиваясь с отрицательными последствиями своих действий, ребенок взрослеет и становится сознательным.

4. Помогайте ребенку, когда он вас об этом просит, при этом:

  • возьмите на себя только, то с чем он не может справиться сам;
  • при совместной деятельности сохраняйте дружелюбный тон и позицию «на равных»;
  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

5. Поддерживайте успехи ребенка. Необходимо хвалить ребенка даже за незначительные успехи. Однако необходимо помнить, что похвала должна быть честной (успех должен быть реальным), избегайте сравнения ребенка с другими (можно сравнивать лишь его собственные достижения).

6. Сообщать ребенку о своих чувствах, если его поведение вызывает у вас негативные переживания. Высказывания родителей относительно плохого поведения ребенка, чтобы не стать разрушительными для ребенка и ваших с ним отношений, должны быть высказаны в определенной форме – в форме «Я–сообщений», которое строится по схеме:

  • описание факта поведения ребенка (когда…, если…)
  • чувство родителя (я чувствую…)
  • предпочитаемый исход (мне хотелось бы…, я был бы рад…)

7. Соответствие ваших ожиданий возможностям ребенка. Не требуйте от ребенка

невозможного, лучше посмотрите, что вы можете изменить в окружающей ребенка обстановке. Старайтесь отделить собственные амбиции и ожидания от реальных возможностей ребенка.

8. В жизни ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Однако, устанавливая для ребенка правила необходимо помнить:

  • правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими;
  • требования родителей не должны вступать в явное противоречие с потребностями

ребенка;

  • правила должны быть согласованы между значимыми взрослыми;
  • требование необходимо сообщать дружественно-разъяснительным тоном;
  • наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

9. Стремитесь к конструктивному разрешению возникших конфликтов, т.е. чтобы обе стороны были в выигрыше. Даже при разрешении конфликта необходимо помнить о всех правилах общения. Конструктивное разрешение споров проходит обычно в несколько стадий:

  • прояснить ситуацию, используя при этом активное слушание ребенка и «Я –сообщения» для изложения собственных пожеланий.
  • сбор альтернативных решений спора (лучше дать ребенку возможность первому высказать свое предложение);
  • оценка предложений и выбор наиболее приемлемого, на этом этапе необходимо соблюдать уважение к позиции другого;
  • выработка способов выполнения принятого решения, необходимо точно оговорить время начала действия новой договоренности, кто и как будет оценивать правильность выполнения решения;
  • выполнение и проверка решения, необходимо обсуждать удовлетворенность сторон результатом и при необходимости вносить коррективы.

10. Используйте в повседневном общении приветливые фразы («Я рад тебя видеть», «Я по тебе соскучился», «Мне хорошо с тобой» и т.п.). Цените время, которое вы можете провести вместе.

Профилактика конфликтности

Конфликт детей и родителей - самый известный, чаще всех встречающийся в нашей жизни конфликт. Конфликты между детьми и родителями, которые регулярно встречаются в социальной среде, сопровождают взросление ребенка, формирование его личности. 

При урегулировании конфликта применяют неконструктивные и конструктивные методы. Неконструктивные методы являют собой победу лишь одной стороны.

1. Победа взрослого. В сложившейся ситуации родители, не осознавая даже этого, преломляют детскую волю, что оставляет негативный отпечаток на его дельнейшем жизненном пути.

Взрослые таким поведением не являются хорошим примером для ребенка, формируя в нем эгоистические черты. При достижении своей цели, ребенок не будет принимать во внимание интересы других людей. Ведь на детей легко повлиять и направить их на путь по линии поведения взрослого. Потому, когда ребенок становится старше, он совершает те же ошибки, и тогда разгорается наиболее опасный конфликт между детьми и родителями.

           Еще одна версия инцидента - взрослые в мягкой форме, однако настойчиво обязывают исполнения предъявляемых требований. В итоге ребенок придет к пониманию того, что интересы его, родителями не ставятся во внимание - он будет вынужден в любом случае поступать так, как велят взрослые.

            В конечном итоге, при таком продолжительном воздействии на ребенка, он может вырасти излишне агрессивным, и напротив, инертным во всех сферах жизни.

2. Победа ребенка. В данной сложившейся конфликтной ситуации родители стремятся любыми способами избегать накала страстей, или в полной мере отдают себя в жертву, чтобы их ребенок был счастлив. Следовательно, из детей вырастают безмерно избалованные капризные эгоисты.

            В семейном микроклимате данное поведение ребенка не проявляется так остро, однако при взаимодействии в социуме, у него создаются серьезные трудности.

            Конструктивный метод являет собой победу обеих сторон. Возникновение конфликтных ситуаций между детьми и родителями неминуемо. Тем не менее, данный метод способствует разрешению сложившегося конфликта - выигрывают оба оппонента. Он состоит из нескольких этапов:

- Следует прояснить первопричину конфликта, его суть.

- Обсудить варианты разрешения конфликта.

- Подобрать приемлемый метод выхода из конфликтной ситуации.

- Содержательно обсудить поэтапные действия для разрешения конфликта.

- Выполнить все.           

Профилактика конфликтов детей и родителей должна быть направлена:

1. На совершенствование педагогичной образованности родителей, которая позволяет учесть психологические особенности возраста ребенка, его переживания.

2. Объединение семьи на основе коллективности. Единые планы на будущее, общепринятый круг обязанностей, традиции взаимовыручки, совместные хобби являют собой основу вскрытия и устранения проявляющихся конфликтов.

3. Сопровождение вербальных просьб, притязаний, обстоятельствами в ходе воспитания.

4. Проявление интереса к внутренней природе ребенка, его привязанностям, тревогам.

Рекомендации родителям в конфликтах с детьми

Применение конструктивных методов решения конфликтов детей и родителей могут способствовать такие решения:

- неизменно помнить, что каждый ребенок индивидуален;

- принимать во внимание, что в новой ситуации необходимо принимать свежие решения;

- стремиться к пониманию потребностей ребенка;

- вместе находить выход из ситуации посредством ее изменения;

- снизить количество запретов,  увеличить количество дозволенного;

- наказания использовать редко, руководствуясь их целесообразностью и объективностью;

- дать понять, что каждый проступок неизбежно приведет к негативному последствию;

- разумно объяснить ребенку о негативных последствиях;

- учитывать, что ребенок быстро переключается с одного на другое.

           Практически каждому знаком конфликт «Отцов и детей» – конфликт поколений. Однако, существует возможность его миновать. Необходимо просто придерживаться  следующих рекомендаций:

- любить ребенка со всеми его недостатками, не нужно принуждать его жить вашими амбициями;

- решительно возбраняется переходить на крик в беседе с ребенком;

- недопустимо попрекать его собственными успехами;

- в наказании ребенка необходимо проявлять осторожность, не принимать суровые меры;

- проявлять интерес к жизнедеятельности ребенка необходимо тактично;

- проявление любви, сентиментальности должно быть дозированным, осторожным;

- следует неизменно хвалить его и подчеркивать его положительные особенности;

- в случае необходимой помощи, ребенка следует попросить, но не принуждать.

            И самое важное - человек есть личность неповторимая, у каждого свое будущее, своя жизнь, необходимо помнить об этом. Так к какому же образцу семьи стоит стремиться?  Наилучший образец семьи, где все ее члены - партнеры. Несомненно, данный способ взаимодействия детей и родителей является самым приемлемым.

            Как к нему прийти? В случае желания родителей, чтобы их ребенок пошел на сближение с ними, то не следует ограждать  его от радостей и невзгод взрослых, нужно сделать его соучастником их треволнений. При этом следует доступно и открыто все объяснить ребенку, не стоит его запугивать, нагнетать обстановку, а лучше поделиться своими ожиданиями.

            Необходимо все сделать общим: и веселье, и печаль, и восторг. Сплоченность, единые цели, надежды, планы - это скрепляет семью, делает его крепче. Ребенок должен быть полноправным участником в советах, в принимаемых решениях. И гораздо легче будет принять решение, если при обсуждении поведения ребенка вознаграждения и запреты будут обсуждаться  совместно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад: «Организация работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»ограниченными возможностями здоровья»...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности родителей младших школьников является актуальной. Вопросом сотрудничества учителя начальных классов и родителей младших школьников занима...

Методическая разработка родительского собрания на тему "Коммуникативная компетентность родителей в процессе освоения ребёнком новой социальной роли (на примере формирования орфографической зоркости в 1-4 классах)

     Методическая разработка указанного родительского собрания с презентацией посвящена вопросу формирования орфографической зоркости на примере работы над словарными словами. По...

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...