Упражнения и игры на формирование коммуникативных УУД
картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Мурая Ольга Викторовна

Набор упражнений и игр на формирование коммуникативных УУД у обучающихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения и игр на формирование коммуникативных УУД

Упражнение «Подари сердце другу»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание доброжелательной атмосферы, воспитание уважения друг к другу.  

Учитель предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных сердечка, украсить их и подарить тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе свое сердце, потому что ты самый…»(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

Упражнение «Мостик дружбы»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание доброжелательной атмосферы, воспитание уважения друг к другу.

Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-то из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами и ладошками).

 Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

Упражнение «Доброе животное»

Продолжительность: 5-10 минут.

Цель: развитие чувства единства.

Процедура: Ведущий говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. Вдох - все делают шаг вперед с правой ноги, выдох - шаг назад левой. Наше животное дышит ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое и доброе сердце, стук - топнуть правой ногой, еще стук - топнуть левой ногой (варианты: держась за руки и т.д.). Нашему животному очень хорошо и оно поет песенку от удовольствия (на усмотрение ведущего)».

Упражнение «Рукавички» ( 1 класс)

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: обучение эффективной совместной деятельности.

Необходимый материал: вырезанные из бумаги рукавички по количеству участников игры. На каждой паре контуры различного орнамента. Наборы красок, фломастеров, мелки, кисти.

Процедура: Ведущий по залу разбрасывает рукавички. Дети берут одну рукавичку и ищут свою пару. Нужно как можно быстрее договориться с партнером, и совершенно одинаково раскрасить обе рукавички. В ходе выполнения ведущий наблюдает за парами, как они организуют совместную работу, как делят материал, как договариваются. В конце идет обсуждение.

Упражнение «Несуществующее животное»

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: обучение эффективной совместной деятельности.

Необходимый материал: листы бумаги по количеству участников игры и цветные карандаши, наборы красок, фломастеров, мелки, кисти.

Инструкция: Задача обучающихся нарисовать несуществующих животных. Затем  один из детей диктует свой рисунок, второй может задавать уточняющие вопросы. Затем меняются местами. В ходе выполнения ведущий наблюдает за парами, как они организуют совместную работу, как делят материал, как договариваются. В конце идет обсуждение.

Игра «Стиральная машина»

Все встают в круг. В центре стоит человек, которого будут «стирать», он сам выбирает «режим стирки». Если человек говорит, что он будет «грязными джинсами», то все начинают его энергично мять руками. Если человек говорит, что он «праздничное платье», то режим стирки будет очень легкий (поглаживания). В круг встают по очереди все желающие.

Коммуникативная игра «Кораблекрушение»

Задачи: -  развитие навыков эффективного общения, умений действовать сообща;

- выявить статус членов группы, личностные качества.

Оборудование: карта полушарий, магнитофон, бумага, ручки, карандаши, фломастеры, списки предметов.

Ход игры.

1 этап игры. Вводная беседа.

Представьте себе, что мы оказались на большом океанском корабле, совершающим рейс через Атлантику /музыка/. Путешествие было приятным и интересным. Но в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было осложнено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему кораблю. Началась паника. /Изобразите ее/

К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, поэтому одна часть пассажиров оказалась в одной шлюпке, вторая – в другой, некоторые попали в третью шлюпку. /Деление на микрогруппы/

-  Встаньте те, кто довольно неплохо умеет плавать. /Вы попадаете в 1-ю шлюпку/.

-  Те, кто может держаться на воде, вам достается 2-я шлюпка.

- Те, кто не умеет плавать, панически боится воды, сразу же тонет. Вы попадаете в 3-ю шлюпку

2-й этап игры.

1. В каждой шлюпке находился набор предметов, необходимый для выживания /задания на карточках/.

Карточки микрогруппам.

Ваша задача – распределить предметы в списке в соответствии с их значимостью для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, 2 – у следующего и т. д. Аргументируйте свой выбор (устно).

 - Зеркало для бритья

 - Канистра с водой

- Рыболовная снасть

- Карты тихого океана

- Надувная подушка

- Небольшая канистра солярки

-  Транзисторный приемник

- Прибор, отпугивающий акул

- 5 квадратных метров непрозрачной пластиковой пленки

- Бутылка спирта

-  5 метров нейлоновой веревки

- 2 коробки шоколада

Аргументируйте свой выбор значимости предметов с точки зрения выживания /Выступления от микрогрупп/.

Люди и весь груз в шлюпки не помещались, поэтому, от чего - то нужно было избавиться: либо от каких - то вещей, предметов, либо от 1 человека /раненого/

-  Как вы поступите? /Человека отправите за борт или некоторые предметы, предназначенные для выживания/.

-  Решайте! 1 минута! /Ответы микрогрупп/

-  Какие 3 предмета вы обязательно оставите в шлюпке? /Ответы микрогрупп/

Итак, пока пассажиры каждой шлюпки принимали решение, штормовые волны разметали шлюпки в разные стороны от места кораблекрушения.

Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на /2 – 3 шлюпках/ увидели на горизонте землю. Их чувствам не было предела. Они кричали, обнимались, целовались.

2.  Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а остров, во-вторых, о скрытых под водой рифах.  Почти у самого берега все шлюпки разлетелись в щепки от ударов о каменные рифы, но до берега можно было добраться собственными ногами. Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных.

Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах.

 Целые сутки вы обследовали остров. Как он выглядит…..

Вам дается 15 минут для того, чтобы решить, что делать в такой ситуации? Как вы проведете на этих островах ближайшую неделю /музыка/

Через 15 минут предоставляется слово каждой команде/

3.  Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными.

Однако проходит день за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем предполагали. Надо как-то обустраиваться. Что же вы придумаете? /5 минут/.

Через 5 минут вам нужно рассказать о своем житье-бытье.

- Как вы строите отношения друг с другом?

- Есть ли у вас лидер? Кто он?

- Как вы решаете сложные вопросы вашей жизни?

- Как происходит разделение труда, обязанностей?

-  Кто за это отвечает? /слово командам/

4.  И так, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло 2 года.

И однажды волны прибоя вынесли на берег острова небольшую яхту. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Но в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты – топоры, пилы, гвозди, и прочее, кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка породила у вас идею отправить письмо, доверить его волнам и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы.

Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в бутылку. /Напоминаю, координат всего острова вы не знаете/ - 5 минут.

-  Через 5 минут попрошу зачитать письмо. /Слово командам/

-  Письмо отправлено. Но у вас появились плотницкие инструменты.

-  Что вы будете с ними делать?

-  Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?

- Что будет дальше?

Вы поплывете на изготовленном плоту /или лодке/, который встретит большой океанский корабль. Вы спасены!

         3-й этап игры.

Подведение итогов игры.

- Как вы думаете, каковы задачи игры? /отдых, развлечение, развитие ума и навыков/

О чем заставила задуматься игра? Что вы чувствовали во время игры? Какая атмосфера царила во время игры в микрогруппах? Кто оказал более сильное влияние на вас? Какие качества вы проявили в игре? /Обмен впечатлениями, анализ хода игры.

«Как возникли города»

На этапе практических действий ученикам предлагается выполнить аппликацию города, работая в паре. Для достижения результаты и выполнения качественной аппликации ученикам необходимо объяснить друг другу способ действия, который используется при выполнении данного вида деятельности; объяснить друг другу, как планирует каждый выполнение поделки, оказать помощь своему товарищу, поочередно выполнять задание, комментируя свои действия.

«Как быть?»

Группы получают задание: «Таня – ученица 3 класса. У неё есть младшая сестра, которая посещает старшую группу детского сада и считает себя достаточно взрослой. Лена постоянно берёт без разрешения Танины вещи: то куклу, то телефон, то книгу. А когда Таня начинает возмущаться, Лена сразу бежит к маме, плачет, жалуется на Таню. Как быть?». Выслушиваются все варианты, обсуждаются.

«Карандаши»

Его суть состоит в удержании карандашей между пальцами стоящих рядом участников. Группа встает в круг, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев. Детям необходимо не договариваясь, что они будут делать, присесть или поднять руки с карандашами вверх так, 30 чтобы они не упали[48].Еще в пример можно привести упражнение «Два в одном». Его суть: двое участников держатся за руки, у одного свободна левая рука, у другого правая. Вместе должны сделать какое-либо действие (например, сложить из бумаги самолётик, разобрать и собрать ручку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки

Методичка - настольная книга учителям при проведении физминуток на уроках...

Мастер – класс Тема: «Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий.»

показать, как игровые технологии и  работа в группах могут способствовать  развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников....

«Игры и упражнения, способствующие формированию коммуникативных УУД младших школьников»

   Предлагаю вам систему работы, которую можно использовать по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Для начала рассмотрим виды коммуникаци...

Упражнения и игры на развитие коммуникативных универсальных учебных действий

Упражнения и игры на развитие коммуникативных универсальных учебных действий...

Упражнения и игры на формирование личностных УУД

С целью формирования личностных универсальных учебных действий упор делаю на развитие самооценки обучающегося, его мотивации, нравственности, на осмысление значения и смысла....

Упражнения и игры на формирование регулятивных УУД

Упражнения и игры на формирование регулятивных УУДДля формирования регулятивных универсальных учебных действий провожу игры и упражнения на развитие волевых качеств, внимания, навыков целеполагания, п...

Упражнения и игры на формирование познавательных УУД

Упражнения и игры на формирование познавательных УУДПри формировании познавательных универсальных учебных действий акцент делаю на развитие памяти, воображения, мышления, пространственно – време...