Упражнения и игры на формирование познавательных УУД
картотека (1, 2, 3, 4 класс)

Мурая Ольга Викторовна

Упражнения и игры на формирование познавательных УУД

При формировании познавательных универсальных учебных действий акцент делаю на развитие памяти, воображения, мышления, пространственно – временных представлений, умения составлять схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_i_igry_na_formirovanie_poznavatelnyh_uud.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры на формирование познавательных УУД

При формировании познавательных универсальных учебных действий акцент делаю на развитие памяти, воображения, мышления, пространственно – временных представлений, умения составлять схемы.

Упражнение «Раскрась по инструкции»

Цель: развитие познавательных психических процессов.

Дети должны раскрасить геометрические фигуры в соответствии с инструкцией (с учетом пространственной ориентировки: право-лево; верх-низ, порядковый номер и т.д.)

Игра «Закончи слово»

Цель: развитие познавательных психических процессов, активизация мыслительной деятельности, создание мотивации на работу в группе.

 Учитель: «Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч, и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие умений классифицировать.

Задание: прочитай предложенные ниже слова и найди пару.

лист

Чашка

пуговица

Рыбка

аквариум

Игла

цыплята

Курица

блюдце

Дерево

Упражнение «Что это?»

Цель: развитие умений давать определения понятиям.

Задание: отгадай загадку.

Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками. Кто она, узнайте сами! (черёмуха).

2. Маленький Тимошка, голова да ножка. Подрастёт немножко, попадёт в лукошко (гриб).

3. Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи высокой осколок неба над землёй (василёк).

4. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них реснички и, как солнышко глазок (ромашки).

 5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке (подснежник).

Упражнение «Сочини сказку»

         Цель: умение видеть проблему.

Задание: сочините сказку самостоятельно, используя приведённое начало (по выбору).

1. На море – на океане, на острове – не Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха…

2. Жил – был царь, у него было три дочери, да такие красавицы. Что ни в сказке сказать, ни пером описать…

3. Жил – был мужик; у него было три сына…

4. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был…

Упражнение «Исключение понятий»

Цель: развитие способности к классификации и анализу.

Задание: Перед тобой ряд слов, объединенных общим родовым понятием. Выбери из этой лексической группы одно слово, которое не имеет родового понятия со всеми другими словами и подчеркни его.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.

4. Лист, ветка, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах

Упражнение «Обобщение»

Задание: найди подходящее для этих слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?

1. Автобус, самолет, пароход – …

 2. Грабли, метла, тяпка – …

3. А, О, У, И, Э – …

4. Вишня, арбуз, клубника, ежевика – …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Роль дидактической игры в формировании познавательных и коммуникативных умений

В настоящее время главными задачами  учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций,  умения  видеть  перспективу применения по...

Физические упражнения и игры для формирования правильной осанки

Методичка - настольная книга учителям при проведении физминуток на уроках...

Упражнения и игры на формирование личностных УУД

С целью формирования личностных универсальных учебных действий упор делаю на развитие самооценки обучающегося, его мотивации, нравственности, на осмысление значения и смысла....

Упражнения и игры на формирование регулятивных УУД

Упражнения и игры на формирование регулятивных УУДДля формирования регулятивных универсальных учебных действий провожу игры и упражнения на развитие волевых качеств, внимания, навыков целеполагания, п...

Упражнения и игры на формирование коммуникативных УУД

Набор упражнений и игр на формирование коммуникативных УУД у обучающихся начальных классов....