Программа внеурочной деятельности по курсу "Основы коммуникации". Направление: социальное
рабочая программа (1 класс)
Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» является частью АООП НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, разработанной на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 6.3.).
Программа по основам коммуникации направлена на коррекцию отклонений в личностно-социальном развитии, в речевом и психофизическом развитии обучающейся с НОДА. Специальные коррекционные занятия помогут обучающейся в освоении учебной программы, сформируют умения и навыки ориентировки в быту, сформируют навыки общения, социальной и психологической адаптации в социуме, в окружающем пространстве, поспособствуют коррекции познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Лицей № 5»
Рассмотрено на педагогическом совете Прокол № 1 от 31.08.2022 года | Согласовано: Заместитель директора по ВР Абрашина К.В. _____________ 31» августа 2022 года | Утверждаю:
Директор МБОУ г. Мценска «Лицея № 5» Коин О.Н.___________________ Приказ № 177 от «31» августа 2022 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
По курсу «Основы коммуникации»
(вариант 6.3)
1класс
Срок реализации рабочей программы: 2022-2023 учебный год
Количество часов в год: 33, в неделю: 1
Составитель: педагог-психолог
Будаговская Елена Павловна
Мценск, 2022
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Основы коммуникации» является частью АООП НОО обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, разработанной на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 6.3.).
Программа по основам коммуникации направлена на коррекцию отклонений в личностно-социальном развитии, в речевом и психофизическом развитии обучающейся с НОДА. Специальные коррекционные занятия помогут обучающейся в освоении учебной программы, сформируют умения и навыки ориентировки в быту, сформируют навыки общения, социальной и психологической адаптации в социуме, в окружающем пространстве, поспособствуют коррекции познавательной деятельности.
Курс направлен на овладение обучающейся коммуникативными умениями и навыками, в основе которых лежат принятые в обществе нормы и стереотипы коммуникативного поведения.
Цель программы: коррекция и развитие у ребенка с ограниченными возможностями здоровья познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в системе комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- Формировать различные формы общения обучающейся со взрослыми и сверстниками. Тренировка различных коммуникативных умений.
- Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для обучающейся, способствующие формирование и совершенствование навыков коммуникативной деятельности.
- Способствовать совершенствованию обобщенных действий в различных видах деятельности, общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у обучающейся в условиях совместной учебно- игровой деятельности.
- Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
- Развивать у обучающейся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога. Коррекция личностных и поведенческих особенностей детей с ОВЗ. Совершенствование социо-культурных навыков.
Предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки ребенку младшего школьного возраста, имеющего трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер, способствует поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Программа разработана в соответствии с нормативными актами:
-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
-Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; 1599;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
-Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога МБОУ г. Мценска «Лицей № 5».
Данная рабочая программа разработана на основе следующих программ: О.Л. Князева «Я – ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников», Л.В. Коломойченко «Дорогою добра. Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников», С.А. Козлова «Я – человек. Программа социального развития ребенка».
Структура программы
Программа состоит из 4 разделов:
I раздел «Человек среди людей»;
II раздел «Кто такие взрослые?»;
III раздел «Эмоции, чувства, желания и взгляды»;
IV раздел «Социальные навыки».
Первый раздел – «Человек среди людей» – направлен на то, чтобы обратить внимание ребенка на самого себя, на свое тело, свой организм, на свои возможности и способности, научить оценивать и ценить себя, создать предпосылки к самовоспитанию. На основе познания себя формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям, животным.
Второй раздел – «Кто такие взрослые» – направлен на развитие в детях интереса к миру взрослых, развитие желания следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность; познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых людей; воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к людям.
Третий раздел – «Эмоции, чувства, желания и взгляды» – поможет научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учит пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других, а также познакомит детей с альтернативными способами коммуникации.
Четвертый раздел – «Социальные навыки» – предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Данный раздел направлен на формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Педагог обучает детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения; помогает понять, как легко может возникнуть ссора; способствует осознанию причин конфликтов; обучает способам и приемам их самостоятельного разрешения
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Основы коммуникации» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Мценска «Лицей № 5», рассчитан на 1 год обучения, 33 часа в год, 1 раз в неделя, 1 академический час.
Общая характеристика коррекционного курса
В основе реализации программы лежит теоретическая модель индивидуальной работы с обучающейся, которая включает три основных компонента: аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей. Он предполагает осознание обучающимися ценности, уникальности себя и окружающих.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у обучающейся потребности в саморазвитии, побуждает к последующей самореализации.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи.
Структура занятий:
- Ритуал приветствия
- Вводное упражнение
- Работа по теме занятия
- Рефлексия
- Ритуал прощания
Форма проведения – индивидуальная.
Срок реализации данной рабочей программы – 1 год.
Формы контроля: входная, итоговая диагностика.
Тематическое планирование занятий по курсу «Основы коммуникации»
Раздел | Наименование темы | Задачи | Количество часов |
Человек среди людей | Моё и твоё имя | Учить ребенка откликаться и называть имя | 2 |
Учить ребенка называть своих одноклассников по имени | |||
Учить ребенка называть своё имя и имена своих одноклассников | |||
Учить ребенка узнавать себя на фотографиях | |||
Обучение альтернативной коммуникации с использование жестов | |||
Тело века | Формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека. | 2 | |
Познакомить с возможностями тела человека . | |||
Развивать способность рассматривать себя и других людей. | |||
Я-мальчик, я-девочка. | Учить сравнивать внешний вид и одежду девочек и мальчиков. | 2 | |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками. | |||
Воспитывать у ребенка культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения | |||
Говорим вежливые слова. | Формировать умения ребенка использовать в своей речи вежливые слова. | 2 | |
Учить здороваться и благодарить. | |||
Я среди людей | Формировать чувство принадлежности к сообществу людей. | 2 | |
Кто такие взрослые? | Моя семья | Формировать у ребенка представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. | 2 |
Воспитывать желание заботиться о близких | |||
Труд взрослых | Формирование представления ребенка о труде взрослых. | 2 | |
Формирование знаний ребенка о трудовых действиях, о результатах труда | |||
В мире профессий (учитель, воспитатель, водитель, повар) | Формирование представлений детей о профессиях сотрудников лицея. | 2 | |
Воспитывать у ребенка уважение к людям, работающим в лицеи | |||
Взрослые – это…. | Формирование представления ребенка о взрослых людях | 1 | |
Эмоции, чувства, желания и взгляды | Что такое настроение? | Формирование представления о настроении, о причинах его изменения | 2 |
Радость Грусть | Формирование представлений о причинах возникновения основных эмоциональных состояний (радость-грусть), учить определять их по внешнему проявлению. | 2 | |
Чего я боюсь? | Формирование представлений о причинах страха. | 1 | |
Изменения настроения | Помочь понять причины и внешние проявления изменения настроения. | 1 | |
Злость Доброта | Обучение приемлемым и адекватным вербальным и невербальным способам выражения своих эмоций. | 2 | |
Социальные навыки | Друзья | Развитие элементарных представлений о дружеские отношения. | 2 |
Ссора | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры. | 2 | |
Как помириться | Обучение простым способам выхода из конфликтов. | 2 | |
Что такое хорошо, что такое плохо | Формирование элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо | 2 |
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Задачи и планируемы результаты 1 класса
Название раздела | Задачи раздела |
Человек среди людей |
|
Планируемые результаты: – знает свое имя, фамилию, отчество, возраст;
| |
Кто такие взрослые? |
|
Планируемые результаты: – соблюдает дистанцию в общении со взрослыми;
| |
Эмоции, чувства, желания, взгляды |
состоянием, избирать адекватные ситуации общения формы эмоционального реагирования. |
Планируемые результаты: – проявляет доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми; – эмоциональные реакции адекватны ситуации общения. | |
Социальные навыки |
общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться;
формах поведения в школе, дома, на улице и т.д. |
Планируемые результаты:
|
Система оценки достижения обучающейся планируемых результатов коррекционного курса
Личностные результаты овладения коррекционным курсом включают овладение обучающейся социальными компетенциями, навыками самоконтроля и саморегуляции в процессе общения, навыками рефлексии и эмпатии.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными компетенциями.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки (специалисты ПМПк), метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов.
Предметные результаты овладения коррекционным курсом включают овладение обучающейся знаниями правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребенка житейских ситуациях, умениями решать актуальные житейские задачи, используя вербальную и невербальную коммуникацию, как средство достижения цели, умениями корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, умениями получать и уточнять информацию от собеседника, умениями начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу.
Программа оценки предметных результатов овладения коррекционном курсом
Критерий | Параметры оценки | Индикаторы |
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия | Сформированность навыков коммуникации со взрослыми. | Способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми. |
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. | ||
Способность обращаться за помощью | ||
Сформированность навыков коммуникации со сверстниками | Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками. | |
Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях. | ||
Способность обращаться за помощью. | ||
Владение альтернативными средствами коммуникации | Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. | |
Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия. | Способность правильно применить ритуалы Социального взаимодействия согласно ситуации. |
Оценка предметных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении коммуникативными компетенциями.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися коммуникативными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки (специалисты ПМПк), метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов, тестирования обучающихся.
Система оценки предметных результатов овладения коррекционным курсом:
Низкий уровень – ребенок не овладел коммуникативными компетенциями, не стремиться к общению со сверстниками и взрослыми, либо использует неадекватные и неприемлемые способы общения.
Уровень ниже среднего – ребенок усвоил некоторые коммуникативные компетенции, однако адекватно их использует лишь при контроле со стороны взрослого.
Средний уровень – ребенок усвоил основную часть коммуникативных компетенций, однако требуется контроль со стороны взрослого за их соблюдением.
Высокий уровень – ребенок усвоил все коммуникативные компетенции и способен их применять в повседневной жизни без контроля со стороны взрослого.
Список литературы
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.– М.: Школьная пресса, 2012. – 64 с.
- Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3 – 5 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломойченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
- Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломойченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
- Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 6 – 7 лет по социально – коммуникативному развитию и социальному воспитанию / Под ред. Л.В. Коломойченко. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
- Коломойченко Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально – коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 176 с.
- Купина Н.А., Богуславская Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – М.: Флинта, 2010. – 176 с.
- Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / ав. – сост. Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – Волгоград: Учитель, 2016. – 153 с.
- Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессее дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с.
- Шоакбарова С.И. Конспекты психолого – педагогических развивающих занятий для дошкольников. – М.: Детсво – Пресс, 2013. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/05/picture-2940.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное» для 1-4 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Уроки самопознания » Направление «Социально-личностное»для 1-4 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-572427-1422132581.jpg)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путь к успеху» (социальное направление)
Цели курса:формирование ключевых компетентностей у учащихся посредством интеграции самостоятельной познавательной исследовательской деятельности, направленной на исследование актуальных социальных ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944248-1504606892.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология" (социальное направление)
Рабочая программа, календарно тематическое планирование внеурочной деятельности "Моя первая экология"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-203279-1360775416.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» по социальному направлению
В даннойпрограмме представлена программа курса по социальному направлению и ктп с 1по 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1282452-1603702251.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс" (социальное направление)
Программа разработана с требованиями ФГОС на основе программы В.А.Герасимова "Классный час играючи" Эта программа призвана помочь ребёнку в формировании ответственности за свои поступки...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-516030-1522677368.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ШКОЛА ДОБРЫХ ДЕЛ» (социальное направление)
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы МБОУ СШ №2г. Сычевки и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчиваетс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-1431334-1667933115.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Азбука общения" Направление: социальное.
Параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социа...