Использование арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
статья

Борисова Кристина Юрьевна

Само понятие «Арт-терапия» состоит из двух слух: от англ. art —

искусство и терапия — лечение. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными

нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного рас-

ширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа

эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле и рассматривается арт-терапия в современном мире.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование арт-терапевтических методов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Само понятие «Арт-терапия» состоит из двух слух: от англ. art —

искусство и терапия — лечение. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными

нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного рас-

ширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа

эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле и рассматривается арт-терапия в современном мире.

Основной принцип арт-терапии — безоценочное одобрение творческой деятельности, будь то ребенок или взрослый. Именно безоценочное отношение и безусловное принятие создают атмосферу доверия и понимания, необходимую для достижения намеченных целей. Занятия по арт-терапии отличаются от обучающих занятий изобразительной деятельностью, танцами, музыкой и другими видами искусства. Главное отличие заключается в том, что лечение искусством не учит, как правильно рисовать, лепить, танцевать

или играть на музыкальных инструментах, а создает игровое пространство для

самовыражения, раскрытия творческого потенциала, создания своего

неповторимого мира, для развития познавательных процессов и самопознания.

Именно ярко выраженная в детстве способность перенестись

из реального мира в мир воображаемый, самостоятельного создать

пространство для своих фантазий, умение найти заместители реальных предметов способствует развитию образного мышления, развивает творческий потенциал. Поэтому детские психологи говорят, что

игра — это серьезно. К сожалению, многие родители больше внимания уделяют развитию логического мышления, интеллектуальным

занятиям, обучению различным умениям и навыкам, а развитию эмоциональной сферы уделяется гораздо меньше времени. Применение в

развивающих занятиях с ребенком арт-терапевтических упражнений

могут восполнить этот пробел.

Существуют две формы проведения занятий по арт-терапии: активная и пассивная. Активная форма предполагает создание собственных

творений: рисунков, рассказов, поделок из пластилина и т.п. Пассивная форма включает в себя восприятие произведений искусства

и возможность осознать и выразить свои чувства с помощью этих

произведений.

Арт-терапия имеет множество разных видов и направлений:

  • Изотерапия или рисуночная терапия. Арт-терапия-в узком смысле слова рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего. В широком смысле включает в себя множество направлений.
  • Имаготерапия (терапия образами). Имаготерапия (терапия образами) - разновидность арт-терапии при которой главным средством достижения терапевтического эффекта является развитие и обогащение личности пациента путём активизации творческой активности пациента или группы пациентов. В процессе имаготерапии используются технические приёмы возрастающей сложности: пересказ прозаического литературного произвеждения, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, участие пациента в воспроизведении фрагментов драматических произведений, выступление в спектакле.
  • Библиотерапия (терапия чтением, в том числе сказкотерапия). Чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
  • Игровая терапия.
  • Маскотерапия. Маскотерапия - это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски.
  • Драматерапия. Драматерапия - это направление арт-терапии использующая такой широко распространённый технический приём, как драматизация-разыгрывание какого-либо сюжета.
  • Фототерапия - относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
  • Песочная терапия.
  • Танцевальная терапия или данс-терапия.
  • Музыкотерапия.

Арт-терапия в коррекционно-развивающей

работе с детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (Дети с ОВЗ) – это дети в возрасте от 0 до 18 лет имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Проведение занятий с детьми с ОВЗ требует бережного и чуткого

подхода. Его обеспечивает арт-терапевтический метод, который посредством творческой деятельности даёт ребёнку комфортное эмоциональное самочувствие и улучшение психологического здоровья. Как говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Цель проведения занятий с элементами арт-терапии — это коррекция внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ОВЗ, коррекция проблем эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутистов (РАС), задержке умственного развития или при наличии дефекта интеллекта, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций. Арт-терапия решает следующие задачи: пробуждает жизненные силы, активизирует внутренние ресурсы, в том числе память и работоспособность, создает новые мотивы, установки, закрепляя их в реальной жизни с помощью творческой деятельности, развивает познавательную и эмоциональную сферы, творческие способности, компенсирует недостающие возможности, помогает формировать навыки межличностной коммуникации налаживает внутреннюю целостность и общение с самим собой, оптимизирует личностные качества и ресурсы, обеспечивает социальную адаптацию. При проведении занятий прорабатываются реальные проблемы и фантазии, с которыми сложно работать вербально. Эффективность арт-терапии проявляется в коррекции отклонений и нарушений личностного развития, в использовании внутренних ресурсов детей с ОВЗ, особенно механизмов саморегуляции. Она помогает ребенку чувствовать себя нужным, узнавать о себе хорошее, развивать добрые отношения с людьми и окружающим миром. Арт-терапия ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой и социумом.

Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:

  • Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
  • Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
  • Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
  • Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
  • Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
  • Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе. Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.

С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?

  • Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
  • Снижение уровня стресса.
  • Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
  • Преодоление возрастных кризисов.
  • Решение семейных конфликтов.
  • Повышение навыков коммуникации.
  • Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
  • Проработка психологических травм.
  • Преодоление фобий.

Принципы интерпретации в арт-терапии:

1.Принцип детализации. Мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.

2.Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.

3.Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии. 4.Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка. 5.Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает. «В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Тема: «Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями»

Внутренний мир ребенка с проблемами в речевом  развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Проблема использования ар...

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)

В педагогической практике применяют су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки наде...

МЕТОД РАЗРАБОТКА «Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках в группах»

quot;Коррекционная работа с детьми с ТМНР в рамках сказкотерапии в группах" Занятие  подгрупповое, в подгруппе 2-3 человека. Мы пробираем группу так, чтобы она была однородна...

мастер-класс " Использование многофункционального ландшафтного стола для коррекционной работы с детьми ОВЗ"

Мастер-класс "Использование многофункционального ландшафтного стола  для работы с детьми слабовидящими с ОВЗ"...