Открытое занятие "Секреты общения"
план-конспект занятия (4 класс)

Аленичева Маргарита

Опорный конструкт занятия с элементами тренинга для обучающихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sekrety_obshcheniya.doc64 КБ
Файл pamyatka.docx244.22 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для обучающихся 4 класса по теме: «Секреты общения»

Опорный конструкт занятия по программе, реализуемой в 4 классе «Вместе играем и развиваемся»

Цель: развитие коммуникативных компетенций младшего подростка.

        Задачи:

1. Создать условия для обучающихся в преодолении трудностей в коммуникативной сфере.

2. Научить навыкам позитивного общения обучающихся.

3. Формировать мотивацию построения позитивных взаимоотношений.

4. Развивать навыки сотрудничества, умение слушать и слышать другого человека.

        Используемые материалы:

  • презентация PowerPoint;
  • картинки на каждого участника в виде солнца, звезды, тучи;
  • карточки со словами к упражнению «Крокодил»;
  • Цветные карандаши;
  • Листы А4;
  • Памятки на каждого ребенка о секретах и правилах общения.

        План занятия:

  1. Приветствие. Упражнение «Плечо к плечу». Упражнение «Барометр настроения»
  2. Введение в тему. Информационный блок (что такое общение, способы общения)
  3. Основное содержание занятия. Упражнение «Крокодил». Упражнение «Картина четырех художников». Упражнение «Пять ключей общения».
  4. Подведение итогов занятия, рефлексия. Упражнение «Барометр настроения».

        Контингент: обучающиеся 4 «В» класса

        Литература:

1. Карандашев, В.Н. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы / В.Н. Карандашев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 319 с.

2. Пилипко, Н.В. Приглашение в мир общения (часть 1). - М.: УЦ «Перспектива», 1999 – 112с.

3. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие для педагогов и школьных психологов/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2010. – 544 с.

4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). - 9-е изд. - М.: Генезис, 2018. - 312 с.

Секреты общения

1. Организационный момент

1.1. Приветствие

Цель: создание позитивного психологического климата в группе

Ведущий здоровается с участниками занятия и предлагает поприветствовать друг друга, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Плечом к плечу»

Ведущий:

«Ребята, вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я предлагаю вам поздороваться без слов, прикосновениями. Встаньте, пожалуйста, в круг. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого ведущий просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т. п.

1.2. Разминка

Участники рассаживаются на свои места.

Упражнение «Барометр настроения»

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: А с каким настроением вы пришли на наше занятие?

Выбирает пожалуйста, карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние:

  • солнышко – радостное настроение,
  • звездочку– настроение спокойное, нейтральное,
  • тучку– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.

На нашем занятии мы с вами постараемся, чтобы у всех было хорошее настроение.

(Психолог диагностирует по выбранной карточке эмоциональное состояние ребенка)

2. Введение в тему. Информационный блок

Ведущий открывает на доске тему занятия: «Секреты общения» и эпиграф к уроку:

«Единственная известная мне роскошь —

это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

«Человек может обойтись без многого – но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова.

Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар  доказал, что одинокий человек в океане  мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся.

Сегодня мы продолжим с вами учиться правильно общаться, ладить друг с другом и окружающими нас людьми., чтобы не оказаться в  ситуации одиночества.

А что же такое общение? (ответы детей)

Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями, и проявляющаяся во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии.

Общение - это и вчерашний разговор по телефону,  беседа на уроке с учителем или одноклассником, и ссора с родителями из-за нежелания выполнять домашнее задание, запретов на игры за компьютером.  В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, знакомыми и незнакомыми. Если бы не было общения, мы не стали бы теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки,  сходить с друзьями в поход, понять объяснение учителя и многое другое. Только в общении с другими людьми происходит развитие личности.  Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, школе, на улице.

Дискуссия "Способы общения"

Давайте подумаем, как люди общаются друг с другом, какими способами? (ответы детей)

Язык — самый распространенный способ общения человека. Одну и ту же фразу человек может сказать по-разному.

Задание для детей: Скажите фразу с разной интонацией (весело, грустно, испуганно, со злостью): «У меня в кармане дырка!»

А как  люди выражают свои мысли и настроение? (ответы детей)

Молодцы, вы назвали много разных способов общения.

Самый распространенный способ общения — жесты. Жест — это движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь.

Задание для детей: поздороваться друг с соседом с помощью жеста (без слов), изобразить в воздухе фигуру …

Иногда мы в разговоре непроизвольно делаем те или иные жесты, по ним мы можем определить состояние человека.

Например:

смыкаем кончики пальцев обеих рук — уверенность в себе;

скрещиваем руки — негативное оборонное состояние;

руки в боки — агрессия, наступление и т.д.

Но кроме жестов при общении мы «используем» выражение нашего лица — мимику. Мимика — это работа мышц лица, выражающая человеческое состояние.

Задание для детей: представьте, что на столе стоит стакан с жидкостью. При помощи мимики изобразите, какая на вкус жидкость в стакане, так, чтобы класс догадался о вкусе жидкости (сладкая, кислая, горячая, горькая)

Подведем итоги:

Способы общения

вербальные  (словесные)

невербальные (эмоциональные)

устная речь, письменная речь, интонация

взгляды, выражение лица (мимика), жесты, позы.

3. Основное содержание занятия

Теперь давайте немного потренируемся.

Упражнение «Крокодил»

Участникам необходимо объяснить своей команде слова, не используя жестов, мимики, пантомимики, однокоренных слов

1 команда: ёлка, музыка, кровать, кукла

2 команда: самолёт, лес, ручка, кошка

Упражнение «Картина четырёх художников»

Каждая команда получает лист бумаги формата А4 и карандаш. Дети вчетвером выполняют следующее задание: держась одновременно за один карандаш и не разговаривая друг с другом, им предстоит нарисовать дом, кошку, цветок. Когда рисунок будет готов, «художники» ставят (опять же не произнося ни слова) одну подпись. Затем работы демонстрируются всем и подводятся итоги.

Вопросы для команды:

- Как они действовали: рисовал кто-то или они менялись ролями?

- Как изъяснялись друг с другом без слов?

- Все ли довольны результатом?

- Как можно достичь единства в чем-либо, избежав неравенства в отношениях?

Теперь мы с вами подошли к разгадке пяти секретов общения, но для того, чтобы их узнать, вам необходимо справиться с некоторыми заданиями.

Упражнение «Пять ключей общения»

1. Исключи повторяющиеся буквы и прочти ключевое слово.

Т П И П С Ж М Т С Я Ж

(имя)

Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

2. Расшифруй ключевое слово.

42516253

М     Н     Е     В     И     А

1       2      3      4     5      6

(внимание)

Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

3. Чтобы прочитать ключевое слово, расставь слоги в правильной последовательности.

ЛИВЕЖВОСТЬ

(вежливость)

Будь вежлив, и у тебя будет много настоящих друзей.

4. Отгадай шифр и прочти слово.

ИАНАФАОАРАМАААЦАИАЯ

(информация)

Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

5. Отгадай ребус

                                               

                                                             МАНИЕ

                                                 (понимание)

Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.

Теперь вы знаете секреты общения и сможете их применять в своей жизни. А чтобы вы о них не забыли, я приготовила небольшие памятки о правилах и секретах общения.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Наше занятие подходит к концу. Скажите, что больше всего понравилось на занятии?
Что вы узнали нового и полезного?

Упражнение «Барометр настроения»

Цель: диагностика психоэмоционального состояния.

Психолог: Помните, в начале занятия мы оценивали своё настроение. Я предлагаю повторить это упражнение. Выберите карточку, обозначающее ваше эмоциональное состояние после проведения нашего сегодняшнего занятия. Напомню, что

  • солнышко – радостное настроение,
  • звездочка– настроение спокойное, нейтральное,
  • тучка– плохое настроение и прикрепите его на экран настроения.

Я вижу, что ваше настроение улучшилось и надеюсь, что оно сохранится на долгое время.

Всем спасибо за занятие!



Предварительный просмотр:

Как правильно общаться

  • Помни золотое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе»
  • Чаще улыбайся.

Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.

  • Во время разговора не перебивай собеседника.
  • Научись уступать другим.
  • Если чувствуешь, что не прав, не настаивай на своём.
  • Всегда оказывай помощь, если тебя об этом просят, это обязательно к тебе вернётся.
  • Никогда не обзывай, не оскорбляй, и не унижай людей.

                   

Постарайся следовать этим советам,

и у тебя всегда будет много друзей.

МБОУ-СОШ №20 г. Орла

C:\Users\2\Desktop\Рисунок1.png

Материал подготовила:

педагог-психолог Аленичева М.А.

Десять правил общения

  1. В первую очередь интересуйтесь другими людьми и делайте это искренне, ваше дело – вторично. Хорошего контакта не будет, если Вас волнуют только собственные дела.
  2. Будьте хорошим слушателем. Умейте слушать. Часто это бывает более ценным, чем умение говорить. Позвольте сначала высказаться другому человеку, а потом говорите сами, с учетом услышанного.
  3. Скажи, что ты можешь дать. Люди хотят общаться с теми, кто может принести «пользу». Не расхваливайте себя или качество своих услуг и способностей. Лучше скажите конкретно, что будет иметь человек, если примет Ваши предложения. 
  4. Критикуйте осторожно. Часто критика бывает бумерангом. Критикуйте не личность, а только действия и поступки. Не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неспособности слушать, в неумении сдерживаться. Перестаньте обвинять вообще!  
  5. Без металла в голосе. Большинство людей не любят, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях или говорят с ними в приказном, высокомерном, назидательном или поучительном тоне. Убирайте металлические нотки в своем голосе! Представьте, что перед Вами хороший приятель или человек, желающий им стать. Не возвышайте себя, говорите мягко, спокойно, доверительно. 
  6. И Вы можете быть виноваты. Если случилось нечто приятное, то, каждый желает сделать себя «героем» успеха. Во всякого рода неприятных происшествиях, люди склонны искать причину не в себе, а винить других людей. Научитесь разделять с другими ответственность за случившееся, а лучше ищите причину в себе. 
  7. Хвалите людей. Говорите о достоинствах других людей.
  8. Сделайте «агрессора» своим другом. Когда мы имеем дело с агрессивным и нетерпимым человеком, как правило, у нас возникают раздражение или обида. Попробуйте войти в его положение.
  9. Не ссорьтесь. Уважайте мнение другого человека.
    Этот принцип вовсе не означает уступки и полное молчание. Будьте выше ссоры.
  10. Улыбайтесь!
    Глядя на добродушно улыбающегося человека, даже самые агрессивные люди становятся более миролюбивыми. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство лиц делает более привлекательными.

Успехов в общении!

Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил:
1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.
2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»).
3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).
4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека — вы разные).
5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» — под запретом. Не стоит поучать — пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

ОСНОВА ОТНОШЕНИЯ СОБЕСЕДНИКА К НАМ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ В ПЕРВЫЕ 15 СЕКУНД ОБЩЕНИЯ С НИМ.

Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических «плюса», существует, конечно, множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные из них: комплимент, улыбка, имя собеседника и поднятие его значимости. 

                                        p70_smaylik.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Открытый классный час в 3 классе "Культура общения"

Конспект открытого классного часа и презентация...

Открытый урок. «Этикет общения по телефону».

Мы живем в век информационных перегрузок. Скорость обмена информацией заметно возросла с использованием современных средств связи: радио, телевидения, компьютера, факса, Интернета, телефона....

Открытое занятие педагога-психолога "Общение – наш путь к успеху". 7-й класс

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.Задачи:практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;выработать индивидуальный стиль общения;стимулировать процесс...

Речь и культура общения. Открытый урок

Урок посвящен русскому речевому этикету...Цели урока: Познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение. Развивать навыки обобщения, правильного применения в...

ОТКРЫТЫЙ урок : «Правила безопасности при общении с природой»

ОТКРЫТЫЙ урок : «Правила безопасности при общении с природой»...

Урок закрепления и открытия новых знаний «Язык – главный помощник в общении» , русский язык, 3 класс.

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».Задачи урока:Личностные: - осознание того, что ...