Открытое занятие педагога-психолога "Общение – наш путь к успеху". 7-й класс
план-конспект занятия по теме

Курочкина Лариса Александровна

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  • практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
  • выработать индивидуальный стиль общения;
  • стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie.docx17.63 КБ
Файл prilozhenie1.docx232.2 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие педагога-психолога "Общение – наш путь к успеху". 7-й класс

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  • практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
  • выработать индивидуальный стиль общения;
  • стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;

ХОД УРОКА

– Как вы считаете, общение важно для нас? Почему?
– Можно ли научиться общаться лучше?
Коммуникабельность – это одно из требований современного общества.

Разыгрывается ситуация:
Двое ребят пытаются начать диалог, один из них стоит в «закрытой позе» и не проявляет интереса к собеседнику, второй пытается войти с ним в полноценный контакт.

Обсуждение:

– Сложно было общаться с человеком, не проявляющим интереса? Почему? Что мешало установить контакт?
Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.

Презентация «Как научиться общаться лучше».

В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:

1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».
2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.
3. Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.
4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.
5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи.
6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.
7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.
8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется – ДРУГОЙ.
9. Больше слушайте, чем говорите.
10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.
11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его?

– узнайте, что он сам думает о своем поступке,
– начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»),
– никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его достоинство; лучше – один на один.

– Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)

– А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные – умение понимать состояние и настроение человека по его внешнему виду.

Упражнение – разминка. Учитель раскладывает на столе маленькие записки на которых написаны различные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).

Список состояний:

– хочу спать;
– я устал;
– я уверен в себе;
– как вы мне все надоели;
– пожалей меня;
– у меня хорошее настроение;
– обратите на меня внимание;
– а у меня по контрольной «5»;
– ой, боюсь, боюсь;
– у меня есть тайна;
– мне это нравится;
– мне скучно;
– я вам всем покажу!;
– я стесняюсь;
– ну почему все так плохо;
– ребята, давайте жить дружно.
– я влюбилась!
– мне стыдно!
– я голодный!
– мне холодно;
– мне жарко.

Обсуждение:

Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение).
Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая
гибкость – умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.

Упражнение «Карусель». Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Сейчас учитель будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем – он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.

Задания:

– поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, …;
– представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным, …);
– скажите собеседнику комплимент;
– задайте человеку один интересующий вас вопрос;
– перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется;
– в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы – его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами;
– рядом с вами – расплакавшийся ребенок, успокойте его;
– вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном.

Обсуждение

– Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?

Вывод:

– Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем?

– Я, как педагог-психолог разработала для вас рекомендации, которые вы можете использовать в повседневной жизни, и которые помогут вам наладить как можно больше правильных контактов. (Приложение 1)

Общение – наш путь к успеху, так давайте будем успешными людьми.



Предварительный просмотр:

Как правильно общаться

  • Помни золотое правило: «Относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе»
  • Чаще улыбайся.

Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.

  • Во время разговора не перебивай собеседника.
  • Научись уступать другим.
  • Если чувствуешь, что не прав, не настаивай на своём.
  • Всегда оказывай помощь, если тебя об этом просят, это обязательно к тебе вернётся.
  • Никогда не обзывай, не оскорбляй, и не унижай людей.

                   

Постарайся следовать этим советам,

и у тебя всегда будет много друзей.

Приложение №1

.

Десять правил общения

  1. В первую очередь интересуйтесь другими людьми и делайте это искренне, ваше дело – вторично. Хорошего контакта не будет, если Вас волнуют только собственные дела.
  2. Будьте хорошим слушателем. Умейте слушать. Часто это бывает более ценным, чем умение говорить. Позвольте сначала высказаться другому человеку, а потом говорите сами, с учетом услышанного.
  3. Скажи, что ты можешь дать. Люди хотят общаться с теми, кто может принести «пользу». Не расхваливайте себя или качество своих услуг и способностей. Лучше скажите конкретно, что будет иметь человек, если примет Ваши предложения. 
  4. Критикуйте  осторожно. Часто критика бывает бумерангом. Критикуйте не личность, а только действия и поступки.  Не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, неспособности слушать, в неумении сдерживаться. Перестаньте обвинять вообще!  
  5. Без металла в голосе. Большинство людей не любят, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях или говорят с ними в приказном, высокомерном, назидательном или поучительном тоне. Убирайте металлические нотки в своем голосе! Представьте, что перед Вами хороший приятель или человек, желающий им стать. Не возвышайте себя, говорите мягко, спокойно, доверительно. 
  6. И Вы можете быть виноваты.
    Если случилось нечто приятное, то, каждый желает сделать себя «героем» успеха. Во всякого рода неприятных происшествиях, люди склонны искать причину не в себе, а винить других людей. Научитесь разделять с другими  ответственность за случившееся, а лучше ищите причину в себе.
     
  7. Хвалите людей. Говорите о достоинствах других людей.
  8. Сделайте «агрессора»  своим другом.
    Когда мы имеем дело с агрессивным и нетерпимым человеком, как правило, у нас возникают раздражение или обида. Попробуйте войти в его положение.
  9. Не ссорьтесь. Уважайте мнение другого человека.
    Этот принцип вовсе не означает уступки и полное молчание. Будьте выше ссоры.
  10. Улыбайтесь!
    Глядя на добродушно улыбающегося человека, даже самые агрессивные люди становятся более миролюбивыми. Искренняя, доброжелательная улыбка не может испортить ни одно лицо, а подавляющее большинство лиц делает более привлекательными.

Успехов в общении!

Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил:
1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.
2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»).
3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).
4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека — вы разные).
5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» — под запретом. Не стоит поучать — пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

ОСНОВА ОТНОШЕНИЯ СОБЕСЕДНИКА К НАМ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ
В  ПЕРВЫЕ 15 СЕКУНД ОБЩЕНИЯ С НИМ.

Специалистами  замечено:   чтобы  с  самого  начала  знакомства  или беседы расположить к себе собеседника,  нужно дать ему, как минимум три психологических  «плюса»,  существует,  конечно,  множество возможных «плюсов», но наиболее универсальные   из   них:  
комплимент,   улыбка,   имя   собеседника   и   поднятие его значительности. 

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»

Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...

Открытое занятие в ГПД по теме "Праздники для всех" 2 класс

Открытый урок по окружающему миру по теме "Праздники для всех" 2 класс УМК " Перспектива"...

Конспект открытого занятия внеурочной деятельности «Сенсорное и интеллектуальное развитие» во 2 классе для детей с ОВЗ по теме «В мире фигур»

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, воспитателям и родителям детей с ОВЗ. В данной методической разработке нашли свое отражение такие принципы современной педагогики, как принцип...

Открытое занятие по ЗОЖ и Викторина по ПДД для 2 класса

Открытое заняти по ПДД для 2 класса. Викторина....

Сценарий экономической игры по станциям «Путь к успеху» для начальных классов

Данная экономическая игра предназначена для учащихся 3-4  классов. Можно использовать во внеурочной деятельности “Финансовая грамотность. Командная игра развивает у детей умение  работ...

Рабочие листы к занятиям внеурочной деятельности "Путь к успеху" (математика 2 класс).

Рабочие листы к занятиям внеурочной деятельсти "Путь к успеху" по математике. Данные рабочие листы могут быть использованы и на уроках математики....