Урок закрепления и открытия новых знаний «Язык – главный помощник в общении» , русский язык, 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока:

Личностные:

- осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Предметные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- находить дополнительную информацию; 

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

- использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_yazyk_-_glavnyy_pomoshchnik_v_obshchenii.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок закрепления и открытия новых знаний

«Язык – главный помощник в общении»

3В класс, учитель Малышева Е.В.

Цель урока: способствовать развитию речи учащихся; познакомить с причинами возникновения трудностей в письменной речи; повторение раздела «лексика».

Задачи урока:

Личностные:

- осознание того, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства, что язык – это великая ценность и культурное достояние русского народа;

- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. 

Предметные:

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- находить дополнительную информацию;  

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

- доказывать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства;

Метапредметные:

Познавательные:

- использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания;

- использовать словари для нахождения нужной информации.

Регулятивные:

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть, начинаем наш урок! (Презентация.)

 Язык, великолепный наш язык.

 Речное и степное в нём раздолье,

 В нём клёкоты орла и волчий рык,

 Напев, и звон, и ладан богомолья.

                                                           (К.Д.Бальмонт).

- Сегодня мы будем говорить о богатстве русского языка, вспомним, что изучает лексика – наука о словарном составе языка.

II. Актуализация знаний.

- Язык – это природный алмаз. И, как всякий алмаз, от огранки начинает сверкать всеми своими линиями, так и в творчестве наших писателей, русский язык стал необыкновенно блистательным.

Работа по учебнику.

Упр. 36, с. 31 – минутка чистописания.

- Перепишите высказывание о русском языке каллиграфически точно и красиво, как в учебнике.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

                                                   (А.Н.Толстой).

- От огранки алмаз начинает больше сверкать, а что вы должны делать, чтобы ваша речь стала богаче и выразительнее? (Трудиться над изучением русского языка).

III. Словарная работа.

- Недавно вы писали сочинение «Летние каникулы». Почему не у всех текст получился красивый, образный, богатый? (В предложениях мысли повторялись, не использовали синонимы и антонимы, мало применяли эпитеты).

Минус- плюс, огонь- вода,

Дерзкий- осторожный.

Все антонимы всегда

Противоположны. (В. Синицын).

Синонимы близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна – как много в них священного для нас!

- Нашу речь делает красивой и богатой многообразие слов, которое  изучаются в разделе «лексика».

- Запишите слова в алфавитном порядке:

Синонимы, антонимы, омонимы, словосочетания.

- Закончите определения:

Слова одной и той же части речи с одинаковым значением, но разные по написанию – это… (синонимы).

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это… (антонимы).

Слова одной и той же части речи с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению – это… (омонимы).

- Какими словарями можно пользоваться, чтобы найти подсказки в поиске нужных антонимов и синонимов? (Словарь антонимов и Словарь синонимов).

- А что такое словосочетания?

- Замените словосочетания одним словом – синонимом (дети записывают в тетрадь):

Очень сильный дождь - … (проливной), очень тёмные тучи- … (мрачные), очень неаккуратный вид - … (неряшливый).

- Спишите, заменив прилагательные антонимами:

Теплый ветер, сладкое яблоко, глубокий пруд, суровая зима.

(Холодный ветер, кислое яблоко, мелкий пруд, мягкая зима).

- Почему в предложениях мысль выражена не точно:

Принесите лук. (Овощ или оружие?).

Кран не работает. (Водопроводный или подъемный?).

- Являются ли омонимами выделенные слова. Спишите и обозначьте части речи выделенных слов:

Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплая печь – печь пироги.

III. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня на  уроке вас ждёт новое  исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну. Для этого вам нужно выполнить задание. Вы готовы к этому?

-Откройте учебник на с.31. Какое слово с непроверяемым написанием предлагает рубрика «Твой словарик»? (Колыбель).

-Назовите лексическое значение слова.

-Составьте предложение с этим словом.

-Слово имеет и переносное значение. Колыбель- место возникновения, зарождения кого – либо «Возвращаются  птицы  в лесные свои колыбели…» - в каком значении употребляется слово?

-Прочитайте слова орфоэпически, то есть так, как вы говорите.

-Прочитайте слова орфографически, то есть так, как выпишите.

-Запишите слово в тетради, разделяя его на слоги и для переноса. Образуйте однокоренные слова, запишите их с подходящими по смыслу словами.

-Запишите под диктовку.

Всё она

Колыбель вам кто качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки кто дарит?

Мама золотая.

                                                  И. Косяков

-Какое слово в стихотворении употреблено в переносном значении? (Золотая мама.)

Работа по учебнику С.31

-Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Чем огорчён профессор? (Ребятам не хватает слов для выражения своих мыслей.) Нам это тоже знакомо.

-Чем занимаются учёные лингвисты?

-Чему мы будем учиться на уроках русского языка при изучении этой темы? (Красиво говорить и писать, используя словарное богатство русского языка).

IV. Первичное закрепление знаний.

Работа по пособию «Как научиться писать сочинения» (С.А.Есенина):

С.10 – раздели текст про осень на предложения, подбери синонимы, подбери антонимы, объясни фразеологизмы, найди в тексте повторяющуюся мысль. (По заданиям. Самостоятельно, с проверкой по выполнению каждого задания.)

VI. Самостоятельная работа.

Напиши в тетради мини- сочинение – описание «Ясный осенний день» или «Хмурый осенний день».

(Выборочная проверка).

VII. Физкультминутка.

Упражнения на расслабление кистей рук, плечевого пояса, глаз.

VIII. Закрепление изученного материала.

- Какой раздел русского языка изучает словарное многообразие?

- Что такое определить лексическое значение слова?

- Что такое переносное значение слова?

- Какие слова делают нашу письменную речь более богатой и многообразной?

- На что нужно обращать внимание при написании сочинения?

IX. Подведение итогов урока.

- Кому сегодня было трудно?

- Кому что-то было не понятно сегодня на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

Х. Рефлексия.

- Кто доволен своей работой?

- Кого из одноклассников можно похвалить за работу на уроке?

XI. Задание на дом.

Подробный разбор домашнего задания – написать сочинение «Краски осени» по предложенному в пособии плану (с.10).

- Спасибо за работу на уроке! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа №2 "Язык-главный помощник в общении", 3 класс

Проверочная работа №2 "Язык - главный помощник в общении", 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок «открытия» нового знания Сравнение дробей. Урок математики в 4-м классе

Знания, добытые самими учащимся  закрепятся прочно и надолго.  Урок будет интересен не только для начальной школы, но и учителям  математики 5 классов...

План-конспект урока«Перенос слова»в теме: «Язык-главный помощник в общении» Предметная программа и ее автор: «Русский язык.3 класс» автор Л.Ф.Климанова и др., учебно-методического комплекса «Перспектива

1.      Цель урока:1) повторить правило переноса слова; 2)продолжить формировать опыт применения ранее сформированных знаний и действий.2.     Тип урока: к...

План-конспект урока по теме: Главный помощник в общении – родной язык

План-конспект урока по теме: Главный помощник в общении – родной языкКласс: 2 Тип урока: открытие нового знания...

Презентация по теме "Язык - главный помощник в общении" русский язык, "Перспектива" 3 класс

Учитель может использовать презентацию на этапе  актуализации знаний учащихся  по теме "Язык - главние средство общения", и даёт задание   орфографической минутки....

Методические рекомендации к уроку. Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс

Методические рекомендации к уроку.  Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс...

В мире общения. Русский язык 1 класс. Урок 1.

УМК Перспектива. Русский язык 1 класс. Урок 1 "В мире общения" стр.3-7. Наглябные пособия из учебника и рабочей тетради. Полный конспект-презентация к уроку....