Методические рекомендации к уроку. Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс
опыты и эксперименты по русскому языку (4 класс)

Протасова Светлана Викторовна

Методические рекомендации к уроку.  Обобщение по разделу «Язык как средство общения» русский язык 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx24.62 КБ
Файл 12.10_2019g.pptx569.8 КБ

Предварительный просмотр:

               Русский язык в 4 классе

                         

Тема: Обобщение по разделу «Язык как средство общения»

Цель: вырабатывать навык нахождения орфограмм в словах и алгоритм их

         проверки;

.

         общения;

         развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: на доске – «волшебный» цветок, реквизиты для инсценировки, презентация, карточки для индивидуальной работы.

                                            Ход урока

I. Оргмомент.

- Проверьте готовность к уроку.

- Давайте поприветствуем наших гостей: с помощью мимики – улыбнитесь, с помощью жеста – наклон головы, с помощью слов родного языка – поздоровайтесь!

                    Слайд 1

 - Урок русского языка начну  с высказывания И.С. Тургенева.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает… Пушкин!

                                                                           (И. Тургенев)

  - К чему призывает нас Тургенев?

(Бережно относиться к языку – это значит глубоко, вдумчиво изучать его, говорить чистым, правильным, литературным языком, учиться грамотно писать на нём.)

Проверка Д.з.

- Как люди общались в древности?

Всегда ли удобен такой способ? Почему?

В чем  великий секрет р.я.?

Определим тему урока «Обобщение по разделу…»

Цель: обобщить знания полученные при изучении раздела.

 -  Какие задачи мы перед собой поставим?

                            Слайд 8

. активизировать знания об основных языковых единицах; уметь видеть красоту речи.вспомнить известные орфограммы, повторить алгоритм проверки слов, учиться подбирать проверочные слова; развивать орфографическую зоркость

II. Актуализация

Языковая разминка

                          Слайд 2

 - Прочитайте загадку.

                         Лист…я клёна пож…лтели.

                         В страны юга ул…тели быстрокрылые стр..ж…,

                        Что за мес..ц, подск…ж…!

                                                                                     (Август)      Лепесток работает?

- Запишем однокоренные слова к слову листья. Выделим орфограмму.

          (На доске и в тетради.)

 - Листья, листок, листочек, листопад, листва, листать.

Вывод.Вы уже знаете, что обозначать звуки буквами не всегда просто. При написании слов действуют свои правила.

III. Выявление места и причины затруднения

Подумайте, какая форма слова записана? (звуковая)

Мини- опрос

Что такое звук? (единица звучащей речи). На какие группы делятся звуки русского языка? (гласные - согласные)  Чем отличаются гласные звуки от согласных?  Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Гласных букв? (10 )Что можете сказать о согласных звуках? (37 звуков парные непарные по твердости мягкости; парные непарные по звонкости глухости)

Подумайте, какое задание можно подобрать к данным словам?! (перевести из звуковой в буквенную форму слова)

( г р а м    а к у р а т н ы й,    а п, и т, и т    к а л, и к т, и ф

б  а с, э й, н  ) Грамм, аккуратный, аппетит, коллектив, бассейн.

Запишите полученные слова. Проверим по образцу.  Подумайте, почему они объединены в одну группу?  Что это за слова? (словарные с удвоенной согласной)   Лепесток.

                         

IY.Построения проекта выхода из затруднения

Учитель: Как называется наука, которая исследует правильность написания слов?

(Орфография)

Орфография (правописание) – это система правил, которые устанавливают единообразие в написании слов.

- Как вы понимаете единообразное написание? ( В однокоренных словах безударные гласные и ударные гласные, парные согласные пишутся одинаково)

                           

                           

Y. Реализация построенного проекта

 - какие  правила  орфографии мы уже повторили ?

 - Откройте учебник на с. 45, упр.64.

                (Называют правила орфографии)

      (Учитель готовит такой же сказочный цветок на доске)

Учитель: Работаем в группах.

                - Выйти по цепочке к доске, «сорвать» лепесток цветка, написать слова на эту орфограмму, при проверке назвать проверочное слово.

Учитель: Собери цветок. (Дети поочерёдно зачитывают слова и называют проверочные.)

 - К словам с какими орфограммами вы не смогли подобрать проверочные слова?

 - Как узнать правописание этих слов?

    (Запомнить правило. Обратиться к орфографическому словарю.)

Учитель: Прочитайте сообщение профессора Самоварова на с. 46.

Учитель: Почему эти буквосочетания так пишутся?

    (По традиции.)

Учитель: Цветок собрали. Правила запомнили.

YI. Физминутка

       Учитель: -Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова. Если я называю слова с корнем -лет- вы разводите руки в стороны, изображая самолет, а если слова с корнем -лес-, то потягиваетесь, поднимаете руки вверх, изображая деревья.

Летчик, лесной, улетать,  лесоруб, перелететь,  лететь, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолет, лесник,  летательный, полет.

YII. Закрепление изученного

 

                       Слайд 8

Учитель:  Какие языковые средства помогают предать в речи наши мысли, чувства, позволяют нам сделать наше общение ярким насыщенным разнообразным? (антонимы, омонимы, омографы , омофоны, фразеологизмы)

Замените выделенные слова синонимами. Запишите текст. Выделите  орфограмму.

Позади весёлое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

Слова для справок: ненас..ные, поз…ней, ярос…ный, радос..ное, чудес..ная.

Проверка по эталону.

                                     Позади радостное лето.

                                    Пришла чудесная золотая осень.

                                   Стоят ненастные дни поздней осени.

                                  Яростный ветер срывает с деревьев последние листья.

Учитель: Объясните правописание слов синонимов. Назовите орфограмму.

Учитель: Оцените свою работу с помощью знаков: !      +             -

в) Работа в парах.

В конверте карточка. Найдите и обведите слова, которые спрятались в каждой строке. Запишите эти слова в тетрадь.

Брулебедьчпал

Флагнолсжираф

Чфмняэщзамёрз

Тробвснегзаклюв

Проверка. Назовите слова, которые вы записали.

                                       лебедь

                                        флаг

                                      жираф

                                     замёрз

                                     снег

                                    клюв

Учитель: Какая орфограмма объединила слова? (Парные согласные)

                Оцените свою работу с помощью знаков.

Покажем, как мы умеем точно подбирать слова для своей речи, опираясь на изученные правила!

1) Вставьте пропущенные слова, опираясь на мои подсказки, и у вас получится красивейшее высказывание о русском языке А.Н. Толстого.

***

Дивной                         плёл наро… (т, д) невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед в…сеннему д…ждю, меткого как стрелы,  

как песня над колыбелью, п…вучего.   Дремучий мир, на который он                        

волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный       .
                                                                                                               А.Н.Толстой

***

  • существительное ж.р., в Т.п.  

                                     

  • прилагательное, однокоренное слову «душа»

  • глагол прош.вр.

  • существительное м.р., в котором звуков меньше,

чем букв

2) Прочитайте высказывание.

3) Удивите Его величество Язык знанием проверяемых орфограмм. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.

4) Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы.

5) Взаимопроверка по доске. Оценка товарища.

Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего. Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.
                                                                                                                  А.Н.Толстой

YIII. Итог урока

 - По какой теме работали?

 - Сколько правил орфографии изучили?

 - Какие орфограммы можно проверить?

 - Какие орфограммы не проверяются, а запоминаются?

 - Какие буквосочетания мы пишем по традиции?

 - Чему учились на уроке?

(Находить орфограмму в словах и подбирать проверочные слова.)

IX. Рефлексия

Учитель: На уроке мы работали со сказочным цветком.

                 А сей час создадим сказочную поляну.

                  В конверте у вас два цветка. Возьмите по одному.

                  Оцените свои знания по данной теме с помощью цветов.

                  Вам необходимо оставить цветок на поляне.

Зелёный кружок - я усвоил правила орфографии и научился применять их при проверке слов.

Синий кружок – я усвоил правила орфографии, но иногда ошибаюсь при проверке слов.

Красный кружок –я усвоил правила орфографии, но мне трудно подбирать проверочные слова.

Учитель: Спасибо всем за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Слайд 2

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает… Пушкин ! И.Тургенев

Слайд 3

лебедь флаг жираф замёрз снег клюв

Слайд 4

Дивной________ плел наро … (т, д) невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед в… сеннему д… ждю , меткого как стрелы, _________ как песня над колыбелью, п… вучего . Дремучий мир, на который он ___________ волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный __________. 1.существительное ж.р ., в Т.п. конь 2.прилагательное, однокоренное слову «душа» накинул 3.глагол прош.вр . вязью 4.существительное м.р ., в котором звуков меньше, чем букв. задушевного

Слайд 5

Дивной вязью плел наро д невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед в е сеннему д о ждю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, п е вучего. Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь .

Слайд 6

Замените выделенные слова синонимами. Запишите текст. Выделите орфограмму . Позади весёлое лето. Пришла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья. Слова для справок: ненас .. ные , поз…ней, ярос … ный , радос .. ное , чудес.. ная .

Слайд 7

Позади радос т ное лето. Пришла чуде сн ая золотая осень. Стоят нена ст ные дни поз д ней осени. Ярос т ный ветер срывает с деревьев последние листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

методические рекомендации по разработке кимов по русскому языку

данный материал поможет начинающим учителям начальных классов по разработке кимов по русскому языку. Ответит на вопросы по каким критериям выбирать материал, как оценивать и как анализировать, чтобы п...

Методическая рекомендация для учителей начальных классов «Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы)

Методическая рекомендация для учителей начальных классов«Работа над ошибками на уроках русского языка» (из опыта работы) Туаева Зарина Михайловна,МБОУ «Средняя общеобразовательн...

Конспект урока по родному языку 1 класс Тема урока: «Язык как средство общения. Для чего нужна речь. Устная и письменная речь. Говорим и пишем».

Цель: закреплять условия для формирования первоначальныхпредставлений об устной и письменной речи, о языке как средстве речевогообщения.I. Определение темы и цели урока-Вспомните, какие значения имеет...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»

Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Методические рекомендации по проведению тестовых диагностических работ в 3 классе по русскому языку к разделу "Как устроено слово?" (система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)

Данные методические рекомендации разработаны для учителей начальных классов работающих по развивающей системе Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова.Система таких диагностических работ позволяет учителю не тол...