Семейные факторы, влияющие на появление неврозов у школьников
презентация к уроку

Михайлова Юлия Станиславовна

Семейные факторы, влияющие на появление неврозов в школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ, влияющие на появление невроза у школьников Михайлова Ю. С. 8.02.20 23

Слайд 2

по официальным данным ВОЗ, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза

Слайд 3

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Для проведения границ между реально болезненными и нервными детьми и педагогически запущенными школьниками . В обеих группах могут иметься сходные черты личности и поведения – нарушения настроения, грубость и склонность к аффективным поступкам, агрессия и нарушение успеваемости. природа нарушений различна – поэтому их важно различать . первую группу детей необходимо лечить и проводить физиотерапевтическую работу, во второй группе детей необходима коррекция воспитания и помощь психолога . И тех, и других детей важно научить умениям сдерживать себя в коллективе, владению собой и желанию добиваться целей, уравновесить у них процессы возбуждения и торможения . Зачем нужно знать?

Слайд 4

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Английский врач Уильям Каллен 15 апреля 1710 — 5 февраля 1790) изучал медицину в Эдинбурге обосновал «нервный принцип»регуляции всех жизненных процессов Ввёл термин «невроз » Профессор в Глазго, затем в Эдинбурге преподавал химию, фармакологию, теоретическую и практическую медицину «причины всех страданий лежат в нервной системе, содержащей особое жидкое начало ( Fluidum ). Болезни обусловливаются усиленным или ослабленным движением Fluidi » Автор понятия

Слайд 5

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Определение, последствия: Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей . Дизонтогенез при неврозах - это прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических и физических функций . НЕВРОЗ - психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери.

Слайд 6

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Невроз — это реакция личности на психотравмирующую ситуацию ( в школе таких немало ) Личность ребенка в этот период совершенно незрелая очень опасны детские неврозы, особенно длительно текущие вызывают искажение развития личности — так называемое «невротическое развитие», формируются невротические черты характера Все это в дальнейшем помешает ребенку занять полноценное место в обществе Чем младше ребенок — тем больше страдает физическое здоровье. ( это проявляется в заикании, различного рода тиках, энурезе , также возможно кусание ногтей, выдергивание волос Невроз — это заболевание эмоций, а эмоции — это инструмент разума, поэтому при неврозе нарушается и эмоциональная сфера жизни ребенка. Он становится рассеянным, забывчивым, снижается качество обучения.

Слайд 7

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Лечение невроза Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся невролог (поможет лечить непосредственно неврологические нарушения, при необходимости выписывает успокоительные лекарства, проводит диагностику) детский и семейный психолог (помогает восстановить психологически благоприятный микроклимат в семье, выбрать оптимальную модель воспитания) психотерапевт (поможет лечить навязчивые состояния, может проводить сеансы гипноза, работа с этим специалистом максимально важна для подростков и взрослых) другие специалисты узкого профиля (может потребоваться консультация психиатра и эндокринолога, а лечить невротические состояния также помогает рефлексотерапевт , иглотерапевт , массажист). Если врач–невропатолог поставил ребенку диагноз «невроз», возможно, он назначит приём транквилизаторов, антидепрессантов, снотворных препаратов. сами по себе эти препараты не излечивают невроз. Основной способ лечения невроза – выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс.

Слайд 8

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru В психологическом отношении невроз - Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся парадоксальное средство решения проблем , реактивно-защитный способ их переработки, неосознаваемая попытка избавиться от них и обрести душевное равновесие. Неосуществимость такой попытки порождает пессимизм, неверие в свои силы и личностный регресс. Вместо присущих детям доверчивости, наивности и непосредственности развиваются недоверчивость, настороженность и страх , представляющие собой неадекватную форму приспособления к действительности, основу для тревожно-мнительного и паранойяльно-защитного развития их личности

Слайд 9

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Формирование невроза Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся несоответствие внутренних возможностей внешним требованиям внутренний конфликт депривация стресс нервно-психическое напряжение истощение психофизиологических ресурсов

Слайд 10

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Причины Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся

Слайд 11

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Общая характеристика ребенка-невротика: Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся эмоциональная неустойчивость склонность к слезам и капризам раздражительность повышенная возбудимость непереносимость различных раздражителей ( резких звуков, запахов, температурных колебаний) двигательная расторможенность, суетливость быстрая потеря интереса к играм неустойчивость внимания, отвлекаемость потеря аппетита расстройство сна Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается. Использовать в сопроводительной характеристике ученика

Слайд 12

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Особенности нервной системы и психики : Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся повышенная чувствительность, эмоциональность. очень сильно реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости Неумение защитить свои интересы, беззащитность. Тревожность , склонность к беспокойствам и страхам. Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию). Противоречивость , неустойчивость (как правило между рационализмом и эмоциональной составляющей). Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя). Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

Слайд 13

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Основные направления изменений личности у детей и подростков : Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся снижение общей продуктивности и активности за счет нарастания астенических расстройств и пораженческих настроений увеличение беспокойства и тревожности, появление аффективной настороженности и защитно-избегающего эгоцентрического типа поведения угнетённый, подавленный, связанный с пониженной самооценкой, с утратой потребности быть значительным, заметным, первым фон настроения развитие неуверенности в себе и затруднений в прогнозировании событий зависимость от других в общении вследствие аффективно-заостренного ожидания повышенного внимания к себе, сочувствия и поддержки

Слайд 14

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Основные направления изменений личности у детей и подростков : Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Субъективизм в оценках при реактивно обусловленной негибкости мышления и его иррациональной переработке Непоследовательность и противоречивость в поступках Невротические изменения личности еще более осложняют процессы адаптации детей к жизнедеятельности в обществе, что, в свою очередь, становится источником еще больших переживаний и затруднений адаптации Ребенок попадает в «замкнутый круг», и изменения личности и симптомы невроза становятся тем более выраженными, чем длительнее течение невроза и тяжесть неблагоприятно сложившейся жизненной ситуации в целом

Слайд 15

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Физиологические симптомы : Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся нарушения сна (бессонница, прерывистый сон, могут быть ночные кошмары, особенно у детей 3 года – 6 лет ); нарушения аппетита (невроз у детей раннего возраста выражается чаще снижением аппетита или рвотными симптомами, у подростков может возникать невротическая булимия или анорексия); головные боли, головокружения, спазмы сосудов мозга; мышечная вялость, слабость, быстрая утомляемость; нервный кашель; недержание мочи и кала (чаще всего так проявляется невроз у детей раннего возраста, изредка – младшего школьного возраста); спазматические боли в области сердца или желудка; нервные тики, судороги, нарушения двигательных функций.

Слайд 16

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Психологические симптомы : Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся раздражительность , перепады настроения (максимально проявляются у подростков); чувствительность , ранимость, уязвимость (чаще наблюдается у малышей 3 года-6 лет, дети школьного возраста начинают скрывать эти признаки, возникает интроверсия); угнетенное , депрессивное состояние (максимально проявляется у подростков); страхи , фобии; истерики , падения на пол с рыданиями (ярче всего выражены в дошкольном периоде, у подростков тоже встречаются, но выглядят иначе).

Слайд 17

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Совокупность факторов Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Особенно легко невроз развивается вследствие недосыпания и психической перегруженности ребенка. наследственность конституция как проходила беременность и роды пол возраст перенесенные психические заболевания воспитание семья .

Слайд 18

Вариант работы психолога с семьей ребенка проводим экскурс в семью на консультации с родителями дополняем данные с помощью различных методов диагностики детей, родителей ( по согласованию с родителями , при получении письменного согласия на работу с ребенком ) составляем общую картину окружения ребенка, определяем особенности семейной истории , выстраиваем гипотезу «вскрываем нарыв» совместно с родителями на повторной консультации ( боль , обида, возражения,негативная реакция, несогласие, уход от разговора или глубокое доверие, углубление в проблему, понимание, осознание…. ) слезы на этом этапе уточняем, готов ли родитель менять что-то в своей семье, своей роли ищем экологичные варианты решения проблемы договариваемся о самом подходящем варианте отслеживаем результат

Слайд 19

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Биологические семейные факторы Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся нервно-соматическая ослабленность , понижение биотонуса организма Причина : неблагоприятные влияния на организм матери во время беременности: эмоциональное неблагополучие, инфекции и травмы головного мозга, невропатии , резидуальная церебральная органическая недостаточность, вегето-сосудистая дистония , хроническое течение соматических заболеваний , гормональная неустойчивость в подростковом возрасте и т.п . Роль биологических факторов не является ведущей. Особенности нервной системы выступают в роли «почвы », на которую ложатся социальные влияния, развитие невроза зависит от взаимодействия биологических и социальных факторов.

Слайд 20

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Патогенные факторы , влияющие на появление невроза: Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся «История» до родов: первая беременность, или предшествующие аборт или непроизвольный выкидыш, заболевания женской половой сферы, воспалительные заболевания матки и придатков; долгое отсутствие беременности, гормональные расстройства; нежелательная беременность, несоответствие пола родившегося ребенка ожиданиям родителей; наличие эмоционального стресса и невротического состояния; угроза самопроизвольного выкидыша, токсикозы первой и второй половины беременности и др . «История» родов: преждевременные роды, слабость родовой деятельности, асфиксия ребенка в родах. «История» после родов : эмоциональный стресс матери, который сопровождается внутренней неудовлетворенностью, аффективной напряженностью, беспокойством и вызван в первую очередь эмоционально неровными отношениями с мужем и родителями, общей неустроенностью, проблемами ухода за ребенком, возникновением новой беременности.

Слайд 21

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Семейные факторы Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье ); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, известная изолированность семьи в сфере внешних конта ктов. социально-психологического характера

Слайд 22

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Семейные факторы Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся проблемы , связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения. неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним. социально-культурного характера социально-экономического характера

Слайд 23

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Разнообразие семейных факторов: Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся развод родителей; ссоры в семье; грубое и строгое отношение родителей ; ситуация депривации; воспитание вне семьи; баловство ; неодинаковое и противоречивое отношение; симбиотическая связь с одним из родителей; чрезмерные амбиции родителей; ссоры с братьями и сестрами; узнавание об усыновлении Общей особенностью воспитания детей, страдающих различными формами неврозов, являются избыточные ограничения: «творческая активность, самостоятельность, уверенность ребенка в себе не поощрялась, а в отдельных случаях и жестоко наказывалась. Культивировались такие качества характера, как послушание, вежливость, уступчивость»

Слайд 24

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Особенности семей Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Отцы детей и подростков, страдающих неврозами, меньше времени проводят в семье , У матерей детей с неврозами больше физическая и психологическая нагрузка , для них характерно отрицательное отношение к своей роли в семье. Неврозы чаще возникают у единственных и у первых детей в семье , у мальчиков из неполных семей. Родители детей и подростков с неврозами значительно чаще имеют высшее образование , имеют в среднем более высокий интеллект и чаще относятся к профессиональной группе инженерно-технических служащих, чем в норме : Проблема здесь в особенностях мышления, адекватного для производства, но не всегда естественно приложимого к воспитанию детей. Обычно гипертрофируется его интеллектуальная сторона, что сопровождается повышенными требованиями в отношении раннего оперирования абстрактными понятиями, умения считать и писать. Не придавая значения детской непосредственности и эмоциям, эти родители нередко воспринимают своего ребенка как «почти готового взрослого», чрезмерно рационализируют его чувства и строят воспитание на заранее заданных схемах, трафаретах, шаблонах. Дети выздоравливают только тогда, когда родители перестраивают подобный стиль отношений с ними

Слайд 25

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Особенности семей Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Психологические особенности родителей Родители детей с неврозами значительно чаще сами страдают невротическими расстройствами ( чаще матери) и психосоматическими заболеваниями (чаще отцы), чем в норме. Для родителей с неврозами так же, как и для их детей, характерны перечисленные выше свойства темперамента ( сензитивность , тревожность, ригидность и т.п.), пониженная адаптируемость , низкий уровень самопринятия , отсутствие открытости и непринужденности в общении . не только передача наследственной предрасположенности от родителей к детям, но и дети нередко перенимают образцы поведения своих родителей , родители, страдающие неврозами, не могут построить здоровые отношения со своими детьми развитие неврозов у детей

Слайд 26

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Особенности семей Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Особенности взаимодействия в семье родители чаще испытывают раздражение и неприятие друг друга и находятся в напряженных, конфликтных отношениях между собой по типу соперничества или изоляции, чем в норме. каждый родитель предпочитает действовать по-своему. Конфликтными являются и взаимоотношения родителей и детей . Для таких семей характерна рассогласованность, дезинтеграция, отсутствие взаимопонимания между членами семьи, большая эмоциональная дистанция между ними, низкий уровень удовлетворенности отношениями в семье. для родителей детей с неврозами характерен опыт неблагоприятных взаимоотношения с собственными родителями того же пола в детстве .

Слайд 27

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Особенности семей Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Особенности воспитания и отношения родителей к детям. Деформация семейных ролей родителей : отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей (эгоизма, эгоцентризма, склонности обвинять других и т.д.), конфликтный характер воспитания (противоречивость, непоследовательность, рассогласованность требований, напряженность), односторонний характер воспитания (доминирование одного и изоляция других членов семьи в процессе воспитания), инверсия семейных ролей ( роль матери выполняет бабушка ) и т.д. Завышенные требования к ребенку , не соответствующие его реальным возможностям, в сочетании с недостатком эмоционального тепла, преобладание рациональности в ущерб эмоциональности, формальности и шаблонности в ущерб непосредственности, негибкость воспитания; внушение ребенку чувства личностной недостаточности («ты ничего не можешь, ты все делаешь не так»).

Слайд 28

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Особенности семей Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Непонимание ребенка и неприятие его (это может относится только к одному из нескольких детей в семье), отсутствие эмоционального контакта родителей с ребенком, недостаточная отзывчивость. Тревожность и беспокойство в отношениях с детьми, аффективность , наличие постоянных эмоционально бурных проявлений со стороны родителей – (чаще всего, раздражения и недовольства, «итальянская семья» ), властность и авторитарность (безапелляционность, категоричность и директивность), недоверие к детям и их возможностям. Деструктивный стиль воспитания : гиперопека (чрезмерная забота о ребенке), ограничивающий контроль (избыточные ограничения, запреты, «военная» дисциплина, высокий уровень психологического давления на ребенка, частые порицания, угрозы, физические наказания).

Слайд 29

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru способы нервно-психического реагирования Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся общие, в том числе и генетически обусловленные, способы или типы нервно-психического реагирования, опосредованные конкретным характером отношений в семье. Признаки: Сензитивность (" очень ранимый, чувствительный, легко расстраивается ") Эмоциональная лабильность ( повышено эмоциональный, легко меняется настроение ) Тревожность (часто беспокоится, тревожится, плохо переносит ожидание) Мнительность (часто волнуется по поводу того, что может произойти, во всем сомневается, мнительный ) Гиперсоциальность (заостренное чувство долга, обязанности, ответственности , трудность компромиссов ) Ригидность (трудность изменения своей точки зрения, неуступчивость, упрямство) Вместе они образуют невротический контур личности.

Слайд 30

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Наиболее негативные модели воспитания: Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки); гиперопека (потворствующая гиперпротекция ) (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе); авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения); вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе).

Слайд 31

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Зависимость формы невроза от стиля воспитания: Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Неврастения возникает при гиперопеке : родители всячески старались уберечь ребенка от истинной информации о возможных проблемах, заболеваниях, трагических событиях. Невротические симптомы появлялись тогда, когда сформированная родителями идеальная схема рушилась и ребенок сталкивался с угрожающей реальностью. Формировались такие черты характера, как: тревожность, пугливость, склонность к обращению к родителям и старшим за помощью Истерический невроз возникает при воспитании по типу «кумира семьи»: У детей при завышенных самооценке и уровне притязаний отсутствовала реальная самостоятельность, подготовленность к жизненным трудностям Невроз навязчивых состояний формируется в ответ на тревожно-мнительные черты личности родителей , отражающиеся в особенностях воспитания: чрезмерно много внимания уделялось здоровью, благополучию ребенка и других членов семьи с тревожными опасениями, ожиданием несчастья без подсказки ребенку реальных выходов из них, что вело к формированию у ребенка тревожных, ипохондрических, соматоформных расстройств

Слайд 32

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Негативные факторы воспитания: Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся непонимание родителями своеобразия личностного развития детей ; непринятие их индивидуальности ; несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей; негибкость в отношениях с детьми ; неравномерность воспитания в различные годы жизни детей эффекты родительской депривации в первые годы и гиперопека и чрезмерный контроль в последующем непоследовательность в обращении с детьми ; несогласованность воспитания между родителями.

Слайд 33

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Патогенные факторы воспитания : Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся аффективность и неровность в отношениях с детьми ; тревожность; создание эмоциональной зависимости детей от родителей ; феномен "замены" индивидуальности ребенка характерологически и невротически измененным образом "я" родителей ; реактивно-защитный, невротически мотивированный характер взаимодействия с детьми ; излишняя принципиальность в отношениях с детьми, недоверие к их опыту, навязывание мнений и принижение чувства собственного достоинства ; индуцирующее воздействие на детей патологии родителей посредством механизмов внушения, "заражения", идентификации и привязанности.

Слайд 34

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Профилактика и лечение невроза Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся будет успешным лишь в том случае, если удастся устранить причину . Психотерапевтические методики : изучение психологического климата в семье ( групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция ( психолог ) ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации; арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша; аутогенная тренировка (внушение) и гипноз используются преимущественно у подростков; гомеопатия, сказкотерапия , иппотерапия (катание на лошадях), канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), дельфинотерапия и др. Иногда приходится применять и медикаментозные способы лечения. Но главным врачом ребенка станет все же спокойная и радостная обстановка в доме, отсутствие ссор и домашних конфликтов.

Слайд 35

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Родителям: что делать? Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Учитывать своеобразие темперамента ребенка, его индивидуальные особенности и личностные качества; Соблюдать основные режимные моменты (еда, сон и т. д.), но не стараться одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях. Необходимо помнить, что здоровый ребенок не может всегда беспрекословно подчиняться взрослым, и этим невольно создается почва для неврозов; Не относиться к ребенку предвзято, научиться принимать его таким, какой он есть – по полу, темпераменту, характеру; Не фиксировать внимание на его отрицательных качествах, не забывать хвалить ребенка, когда он этого заслуживает; Предъявлять разумные требования, соответствующие его возрасту, не требовать невозможного; Контролировать свои чувства, эмоции, поступки; Научиться анализировать собственные недостатки характера, являющиеся отрицательным примером для детей;

Слайд 36

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Родителям: что делать? Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Наладить конфликтные взаимоотношения с другим родителем; Быть гибким в воспитании и общении, научится признавать свои ошибки, уметь уступать. Создать ребенку четкий режим дня. Это помогает стабилизировать работу его неуравновешенной нервной системы. Внимательно следить за нагрузкой в жизни ребенка. При первых признаках неврологического неблагополучия – консультируйтесь с неврологом (поддерживающий курс лечения) и с педагогами (снижайте нагрузку). Обязательно обеспечить ребенку посильную физическую нагрузку, она снижает психическое напряжение. При психологических проблемах в семье, не затягивать визит к семейному психологу. По возможности, обеспечить ребенку посещение детского психолога и методы борьбы со стрессом ( игротерапия , сказкотерапия , арт-терапия).

Слайд 37

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Родителям: отрицательная перспектива Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся В детском и подростковом возрасте, когда происходит становление психологических особенностей человека , неврозы накладывают отпечаток на формирование личности и нередко приводят к невротическому развитию личности – симптомы неврозов прогрессируют и усложняются и приводят к формированию психологически нездоровой личности .

Слайд 38

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Прекращение конфликта между родителями Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся осознание родителями психогенных источников заболевания ребенка и взаимообусловленного характера семейных проблем; паритетное участие в жизни ребенка ; выполнение одних и тех же рекомендаций врача, психолога переключение внимания на проблемы взаимоотношений с ребенком и непроизвольное использование врача для отреагирования ранее имевших место конфликтных напряжений; оказание им индивидуальной психотерапевтической помощи; подкрепление позитивных сдвигов в их отношениях улучшением в состоянии ребенка.

Слайд 39

Издательство «Учитель » www.uchitel-izd.ru Родителям : средства релаксации Профессиональная переподготовка Курсы повышения квалификации в режиме онлайн Вебинары в режиме онлайн Курсы повышения квалификации в режиме офлайн Вебинары в режиме офлайн Международные научно-практические конференции Международный конкурс проектных и исследовательских работ обучающихся Главное знать при лечении неврозов у детей, что никакое лечение не станет эффективным, если не изменить жизнь ребёнка. страхи и агрессии создают отрицательные эмоции , смех и радость — формируют положительные эмоции. Смех у детей — это механизм, стирающий ненужные стереотипы. средства релаксации: хвойная ванна, аромолампа с успокаивающими маслами, дыхательная гимнастика методы мышечной релаксации прием успокоительных трав и сборов. приемы медитации . Йога - хороша для всех возрастов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Факторы, влияющие на погоду"

Исследовательская работа "Факторы, влияющие на погоду" в виде презентационных слайдов....

факторы влияющие на качество образования

выступление на педогогическом совете школы от 04.04.2011года по теме "Факторы влияющие на качество образования в 1-4 классах"...

Родительское собрание " Факторы, влияющие на здоровье ребенка"

Здоровый ребенок-это оптимальный уровень физического,психического,интеллектуального развития для каждого возраста.Это способность к адаптации и адаптированию,способность сопротивляться и  приспос...

Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной а...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИЙ НА УСПЕВАЕМОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ....

Презентация «Казачество как фактор, влияющий на развитие личности школьника»

Презентация «Казачество как фактор, влияющий на развитие личности школьника»...

Факторы, влияющие на формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности.

Факторы, влияющие на формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности...