Конспект занятия "Я бы в мастера пошел, пусть меня научат..."
видеоурок (4 класс)

Данилина Наталья Сергеевна

В 4 классе это было первое занятие, поэтому его целью является обобщение знаний ребят в данной сфере и постепенное включение новой информации (о малоизвестных профессиях). Основная информация о новых профессиях начнет рассматриваться со следующего занятия с использованием нерешенных всеми детьми предложенных заданий (расшифровка профессии маркшейдера и кибердворника, а также начало прочтения Атласа профессий).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya_k_zanyatiyu.docx813.93 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

https://kartinki.pics/uploads/posts/2022-03/1646961060_51-kartinkin-net-p-kartinki-po-professiyam-52.jpg

https://a2b2.ru/storage/images/person/146120/news/21596/44454_Y7lTupPIc-s.jpeg

https://img.labirint.ru/rcimg/19747500795583a38edda5822bc2b51f/1920x1080/comments_pic/1011/02labd9li1269018907.jpg?1269018911

Приложение 2.

РИНАТЕРЕВ -                   , ЧЕРАГОК-            , ЛКИЧТЁ -                 , КАРЕПЬ-      , ТООФРФАГ-              , ЖУНДИХОК-              , ЛЕРЬСАС-          , НУКОЛ-       , ЕЦЕВП-                , ТИРЮС -         , ДЕЕЛМОРЬ-             , МИНОКОСЭТ-              , РИЕЛНААБ -          , ДЕШКРАЙМЕР -  

РИНАТЕРЕВ-                   , ЧЕРАГОК-            , ЛКИЧТЁ -                 , КАРЕПЬ-      , ТООФРФАГ-              , ЖУНДИХОК-              , ЛЕРЬСАС-          , НУКОЛ-       , ЕЦЕВП-                , ТИРЮС -         , ДЕЕЛМОРЬ-             , МИНОКОСЭТ-              , РИЕЛНААБ -          , ДЕШКРАЙМЕР -  

РИНАТЕРЕВ-                   , ЧЕРАГОК-            , ЛКИЧТЁ -                 , КАРЕПЬ-      , ТООФРФАГ-              , ЖУНДИХОК-              , ЛЕРЬСАС-          , НУКОЛ-       , ЕЦЕВП-                , ТИРЮС -         , ДЕЕЛМОРЬ-             , МИНОКОСЭТ-              , РИЕЛНААБ -        , ДЕШКРАЙМЕР -        

Приложение 3.

1) «Человек - природа»: метеоролог, пекарь, геолог, лесник, ветеринар, зоотехник, садовод, взрывник, кинолог, мастер-сыродел…

2) «Человек - техника»: машинист, строитель, столяр, пилот, электрик, слесарь, каменщик, монтажник, кибердворник, водитель…

3) «Человек - человек»: официант, учитель, врач, адвокат, переводчик, парикмахер, полицейский, кассир, продавец, проводник, менеджер, секретарь…

4) «Человек – художественный образ»: скульптор, портной, художник, пианист, кружевница, артист, фотограф, искусствовед, дирижёр …

5) «Человек – знаковая система»: программист, штурман, картограф, чертёжник, экономист, бухгалтер, астроном, химик, фармацевт…

Приложение 4.

Землю труд красит, а человека – солнце.

На работу с гордостью, а с работы с радостью.

Человека узнают в полёте, а птицу в работе.



Предварительный просмотр:

Данилина Наталья Сергеевна,

педагог-психолог МКОУ СОШ №2 п. Жигалово

Номинация 1.  «Лучший открытый урок, направленный на раннюю профориентацию учащихся начальных классов»

Внеклассное занятие в 4 классе по теме:

«Я бы в мастера пошёл, пусть меня научат…»

Направление занятия: «Мир профессий»

Целевая аудитория: обучающиеся 4 класса

Обоснование выбора темы занятия: знакомство с миром профессий осуществляется на внеурочных занятиях педагога-психолога, которые проводятся 1 раз в месяц. Если в 1 и 2 классах это был разговор о профессиях родителей и членов семьи, то в 3 и 4 классах круг профессий расширяется. Первоначально знакомлю обучающихся с наиболее распространенными профессиями в игровой форме и диалоге с детьми, а также мы проговариваем на основе опыта детей о качествах, необходимых представителям той или иной профессии.

В 4 классе это было первое занятие, поэтому его целью является обобщение знаний ребят в данной сфере и постепенное включение новой информации (о малоизвестных профессиях). Основная информация о новых профессиях начнет рассматриваться со следующего занятия с использованием нерешенных всеми детьми предложенных заданий (расшифровка профессии маркшейдера и кибердворника, а также начало прочтения Атласа профессий).

Планируемые результаты:

Личностные:

- формирование познавательного интереса к осознанному профессиональному самоопределению;

- развитие личной заинтересованности и организованности к самостоятельной работе;

Предметные:

- расширение знаний и представлений обучающихся о многообразном мире профессий;

- изучение своих интересов, склонностей и возможностей при выборе профессии;

- предоставление возможности обучающимся познакомиться с  различными профессиями через игровые ситуации;

- подготовить обучающихся к дальнейшему знакомству с миром новых и малоизвестных профессий;

Регулятивные:

- уметь анализировать условия достижения цели, ставить перед собой новые задачи;

- уметь оценивать свои возможности для достижения определенной цели;

Коммуникативные:

- умение работать в группе, выражать свои мысли и аргументировать их.

Технологии и приемы: проблемно-диалогическое обучение, игровой метод.

Виды деятельности обучающихся: работа в группах.

Характер взаимодействия учителя с обучающимися: учебный диалог.

Оборудование занятия: конверты с заданиями, жетоны, толковые словари (один на группу), презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Создание благоприятного психологического настроя.

Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на нашем занятии. Чтобы нам настроиться на плодотворную работу и для  приветствия друг друга я приглашаю вас в круг.

Мотивация детей на занятие

Упражнение «Здравствуйте»

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу.

Участники игры становятся в круг. Учитель предлагает ребятам поздороваться со своими соседями справа и слева определенным способом. Например, как принято в некоторых странах, при этом он называет страну и принятый способ приветствия:

в России принято пожимать друг другу руку;

в Италии – горячо обниматься;

в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

Упражнение «Загадки» - мы готовы к работе и я предлагаю вам несколько загадок:

Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу.

                                                       (Водитель)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

                                                       (Доктор, врач)        

Ты учишь буквы складывать, считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И с юных лет страну свою любить.

                                                      (Воспитатель)        

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он ...

                                                      (Артист)

Наведёт стеклянный глаз,

Щёлкнет раз - и помним вас.

                                                     (Фотограф)        

Кто учит детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать?

                                                     (Учитель)

Ребята, как вы думаете, чему сегодня будет посвящено наше занятия?

ребята высказывают свои версии темы занятия, учитель обобщает сказанное детьми

Слайд 1. - Верно, миру профессий или я его назвала «Я бы в мастера пошёл, пусть меня научат…»

  1. Актуализация знаний

Слово «профессия», я думаю, каждый из вас слышал не один раз, а что же оно означает? – ребята высказывают свои варианты.

Давайте для закрепления данного понятия обратимся к толковому словарю:

Ребята проговаривают полученные и записанные на листах определения. Итог учителя представляется на слайде.

Слайд 2. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности человека. Это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

В мире насчитывается более 100 тысяч разных профессий. Выбрать профессию – право каждого человека. Любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Путь к любой профессии начинается с детства. Как можно раньше мы должны узнать, какие профессии бывают, определить ту, к которой у нас есть интерес, способности и склонности. Чтобы впоследствии овладеть «своей» профессией, уже сейчас, на лучше учиться, развивать свои умственные, творческие способности.

Слайд 3. Профессий много есть на свете,

                Но выбрать вы должны лишь ту,

                Что всех дороже вам на свете,

                Чтоб посвятить себя труду.

  1. Этап открытия нового знания

Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Для правильного выбора профессии необходимо сочетание трех  условий:  Надо – могу – хочу. Давайте по рассуждаем:

Ребята высказывают свои варианты, учитель обобщает.

Слайд 4.

1. Профессия должна быть нужна обществу или быть востребована на рынке труда (НАДО);

2. У человека должны быть способности и знания в данном направлении деятельности, МОГУ - это все, что нужно для общества, страны;

3. Профессия должна приносить удовлетворение, радость и доход, ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа, хочу получать за это достойную зарплату.

И сейчас мы проведём небольшую игру. Она поможет ориентироваться в мире профессий. При входе в класс каждый из вас получил жетон разного цвета, с помощью которого вы разделитесь на команды.

Обучающиеся пересаживаются согласно цвету жетона,  обсуждают название команды.

Слайд 5. И так первое задание:

Алфавит профессий

Задание: команда вытягивает карточку с буквой (В, К, М, Д, П, Р) и называет 3 профессии на эту букву (1балл за каждое верное название).

ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ.

Со сколькими карточками справилась каждая команда, столько баллов  получила?

     

Слайд 6. Собери пазлы

Задание: собрать из разрезанных кусочков картинку и назвать профессию человека (2балла), также необходимо назвать 3 главных качества, необходимых представителю этой профессии (1балл за каждое обоснованное качество).

ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ.

Слайд 7. Что спрятано?

Задание: команда берёт 1 карточку и разгадывает профессию, зашифрованную на ней (1балл). Сколько профессий расшифровали, столько баллов и получили.

РИНАТЕРЕВ (ветеринар), ЧЕРАГОК (кочегар), ЛКИЧТЁ (лётчик), КАРЕПЬ (пекарь), ТООФРФАГ (фотограф), ЖУНДИХОК (художник), ЛЕРЬСАС (слесарь), НУКОЛ (клоун), ЕЦЕВП (певец), ТИРЮС (юрист), ДЕЕЛМОРЬ (модельер), МИНОКОСЭТ (экономист), РИЕЛНААБ (балерина), ДЕШКРАЙМЕР (маркшейдер).

Ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ. Учитель выслушивает ответы, анализирует их, делает акцент на сложности некоторых слов. Последняя профессия мало известна обучающимся, учитель интересуется, смогли ли назвать ее ребята. Говорит о загадочности фишровки.

Слайд 8. Группы профессий

Задание: Все профессии (а их более 100 тысяч!) можно разделить на 5 больших групп потому, с кем или с чем человек общается в своей работе. Каждой группе необходимо  распределить карточки с названием профессий в  5 групп, объяснив затем свой выбор. За каждую правильно собранную группу команда получит 5баллов. Вспомните при этом профессии своих родителей, может быть это поможет вам правильно определиться.

Учитель перед началом работы поясняет особенность каждой из представленных на слайде групп профессий, направляет ребят.

1) «Человек - природа»: метеоролог, пекарь, геолог, лесник, ветеринар, зоотехник, садовод, взрывник, кинолог, мастер-сыродел…

2) «Человек - техника»: машинист, строитель, столяр, пилот, электрик, слесарь, каменщик, монтажник, кибердворник, водитель…

3) «Человек - человек»: официант, учитель, врач, адвокат, переводчик, парикмахер, полицейский, кассир, продавец, проводник, менеджер, секретарь…

4) «Человек – художественный образ»: скульптор, портной, художник, пианист, кружевница, артист, фотограф, искусствовед, дирижёр …

5) «Человек – знаковая система»: программист, штурман, картограф, чертёжник, экономист, бухгалтер, астроном, химик, фармацевт…

Ребята работают в группе, высказывают свои мысли, обсуждают готовый ответ.

Учитель выслушивает ответы групп, обобщает, при необходимости поправляет.

Слайд 9. Народная мудрость или Собери пословицу

Дерево смотри в плодах, а руки делают.

Глазам страшно, а людей смотри в делах

Птицу узнают в полёте, а человека в работе.

Обсуждение смысла пословиц.

Подведение итогов работы в группах - Подсчет балов, подведение итогов.

Рефлексия

Сегодня мы говорили о разных профессиях. Скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? Нет! А почему? (Все профессии важны, все профессии нужны!)

А какой труд сейчас важен для вас? (Учиться)

Правильно, ваш труд – это учёба. Но уже сейчас многие из вас задумались о том, чем бы они хотели заниматься в будущем, что у них получается лучше всего, к чему есть способности.

У каждого из вас есть смайлик с разными эмоциями. Если вы считаете, что занятие были интересным и познавательным, поднимите весёлого смайлика, если вы испытываете другие эмоции, поднимите задумчивого или расстроенного смайлика.

          Спасибо, вам, ребята. Играя, мы освежили свою память и вспомнили многообразие профессий, а так же узнали новое. Кроме достаточно распространенных и традиционных профессий нам сегодня встретились малознакомые, с ними мы продолжим знакомство на дальнейших занятиях. На нашем следующем занятии мы поработаем с Атласом новых профессий Слайд 10. и  посмотрим, какие профессии через 10-15 лет устареют, а какие наоборот станут актуальными в нашем обществе.

Использованные источники:

  1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: рабочая тетрадь учащегося – М., 2005
  2. Орлов В., Галецкая Л. Шаги к профессии//Школьный психолог/ №13, 2006
  3. Резапкина Г.В. Профессия и карьера//Школьный психолог/ №2, 2009
  4. Вострикова Е. Дорога в страну профессий// Школьный психолог/ №2,2009
  5. Родионов В., Ступницкая М. Мотивационный профориентационный тренинг//Школьный психолог/ №5,6,7,9,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Быть отличником хочу! Пусть меня научат!"

Кто из родителей не желает видеть своего ребенка отличником? Вы таких знаете? Я нет. Каждый мечтает, чтобы его ребенок учился на пятерки или четверки. А как этого хотят сами ребятишки!  Но не у к...

Час общения "Толерантным быть хочу, пусть меня научат"

Обучающиеся знакомятся с понятием "толерантность", осознают значимость толерантности как качества личности. Учатся проявлять терпимость, доброту и уважение к людям....

Сценарий конкурсно-игровой программы "Я бы в армию пошел, пусть меня научат"

Данное мероприятие носит познавательно-игровой характер, разработанно для обучающихся начальной ступени обучения (3-4кл.) и посвященно празднику Дню защитника Оечества....

Проект: «Я бы в армию пошел, пусть меня научат».

Приближается знаменательная дата - 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, праздник, который является символом национальной гордости, славы, доблести и беспримерного подвига нашего народа, отст...

Сценарий спортивного праздника "Я б в пожарные пошел – пусть меня научат" ________________________________________

Цель: пропаганда правил пожарной безопасности для детей младшего школьного возраста....