Урок по психологии в четвертом классе на тему: «Ощущения, как способ формирования чувственного восприятия». для обучающихся с ОВЗ
план-конспект занятия (4 класс)

Бельская Олеся Николаевна

Цель:

  • Ознакомление  обучающихся с ОВЗ с различными видами ощущений.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение      этого психического процесса для человека;
  • Развивающая: способствовать расширению кругозора обучающихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.
  • Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.

          Оборудование:

  • Мнемосхема урока;
  • Материалы для опытов;
  • карточки с определениями;
  • раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по психологии в четвертом классе

на тему: «Ощущения, как способ формирования   чувственного восприятия».

                                                                                      Подготовила:

                                                                педагог-психолог

                                                                     1 квалификационной категории

                                                                Бельская О.Н.

2023

Калуга

Цель:

  • Ознакомление обучающихся с ОВЗ с различными видами ощущений.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение      этого психического процесса для человека;
  • Развивающая: способствовать расширению кругозора обучающихся, наблюдательности; содействовать выработке способов развития ощущений.
  • Воспитательная: воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями.

        Оборудование: 

  • Мнемосхема урока;
  • Материалы для опытов;
  • карточки с определениями;
  • раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, её нужно видеть и слышать.

Казимир Северинович Малевич

- Как Вы понимаете эту фразу (ответы детей)

Да. Мы сегодня узнаем правы ли вы в своих ответах.

- Хлопните в ладоши те, у кого сегодня был вкусный завтрак.

- Несколько раз моргните те, кто рад нашей встрече.

- Покажите зубы (широко улыбнитесь) те, кто готов активно играть и заниматься.

- Сделайте три глубоких вдоха и выдоха те, кто уже в нетерпении узнать, что будет на занятии.

- Спасибо. Вы очень активные и вижу ваш интерес.

- Посмотрите, перед вами лежат листы белой бумаги, на которой вы будете зарисовывать основные понятия сегодняшнего урока, в виде схем. А к концу урока у вас получится памятка (я вам чуть позже покажу, как примерно она будет выглядеть).

  1. Вводная часть:

(На экране слайд с фразой – Хочу все знать!). Слайд № 1

- Ребята, посмотрите, на экране написана фраза, прочтите ее.

- Как вы понимаете эту фразу?

- Правильно. Фраза: « Хочу все знать!» будет нашим девизом на уроке, потому что у нас сегодня урок открытия новых знаний, и мы вместе с вами узнаем много интересного.

- Как вы думаете, можно ли посчитать все свои знания в уме? («Нет».)

— Это сложнейшая задача. Наши знания не внезапны.Их накопление идет постепенно, через ощущение и восприятие. А это – мостик познания. И мы поговорим про ощущение.        

   3.   Основная часть:

        - Ощущение возникает только при непосредственном контакте с предметом. Чтобы в этом убедиться, сейчас мы проведем с вами эксперимент. Для этого мне нужно 3 человека. Я приготовила три мешочка. (Учащиеся прикасаются к ним: холодный, горячий и колючий).

        - Что вы почувствовали?

        - Как вы это узнали? («Ощутили»).

        - Чем ощутили? («Рукой, кожей»).

Да, это осязательное восприятие или кинестетическое.

        - А сейчас я прошу вас посмотреть на экран. Здесь множество линий, но среди них спряталась ворона. Попробуйте её найти - на листочках, которые лежат перед вами нужно закрасить их так, чтобы появилась ворона.

        - Есть те, кто справился? Отлично.

        - Итак, как вы догадались? С помощью зрения, т.е. зрительного восприятия.

        - А что ещё можно определить с помощью зрения, кроме контура предмета? («Цвет, форму, размер и др.»)

Молодцы!

- А теперь я включу несколько звуков. Попробуйте узнать кто или что их производит (Звуки животных, музыкальных инструментов, природных явлений по 3-4 каждого вида)

        - А теперь закройте глаза, а я подойду к вам и положу небольшой кусочек какого-то фрукта или овоща вам в рот, если вы догадаетесь, что это, скажите: «Я ощущаю» и объясните какой вкус.

- А как узнали вкус? («Ощутили»).

- Чем ощутили? («Ртом, языком»).

- А, в каком случае можно не узнать вкус? («Когда ты это ещё не пробовал, или когда вкусов много, как в салате и т.п.»

- А можем ли мы узнать, съедобен ли предмет, не пробуя его? («Да, на запах»).

Предлагаю трём желающим попробовать себя в роли специалистов по запахам: нужно понюхать эти закрытые марлей баночки и определить, что в них. Проводится опыт (9 баночек, по три на каждого претендента, во всех разные ингредиенты: фрукты, овощи, ароматическое масло с запахом цветов).

- Получилось? В чём были сложности? А какой запах понравился больше всех?

После урока желающие могут также проверить свой орган ощущения. А как этот орган называется? («Нос. Обонятельный»)

И ещё про один орган я вам расскажу сама. Это вестибулярный орган – он отвечает за равновесие, сохранение позы тела, умение располагать себя в пространстве.

- Как вы думаете, это важно? («Да, конечно…»

Физкульминутка «Органы чувств».

- А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Органы чувств». Сначала правая рука берет нос, а левая – правое ухо, а потом – левая рука берет нос, а правая – левое ухо; потом все сначала. Выполняем упражнение по хлопку.

- Ребята, у вас у всех с первого раза получилось? (ответы детей)

- А к концу у кого получилось? (ответы детей)

- Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? («Нужна тренировка»).

- Итак, мы познаем мир через ощущение. А что же такое ощущение? Как выдумаете, ребята? (ответы детей)

- Давайте запишем научное определение понятия ощущение. Ощущение – это мостик познания, через который каждый человек познает свойства окружающего мира. Слайд № 2 (Мнемосхема урока)

- Посмотрите на экран, почему сравнивают ощущения с мостиком? («Ощущение помогает познавать окружающий мир»). Нарисуйте на пустом листе похожую схему.

- Правильно, ощущение это мостик от нас к познанию окружающей действительности.

- С ощущениями человек знакомится с самого своего рождения. Выбирает из них любимые.

- А сейчас, я, предлагаю вам определить,  какие лакомства больше всего любят дети, отгадав загадку:

Разные ношу одежды,

Но внутри я, как и прежде:

Карамельна, шоколадна,

И сгущёна, мармеладна.

И с изюмом, и с орешком,

Вместе с кремом, вперемешку...

Во всём мире знают дети,

Нет вкусней меня на свете!

Разверните, посмотрите,

И сразу в рот меня кладите.

- Вы догадываетесь, о чем идет речь? (ответы детей) 

Предлагаю нарисовать схему на листах, как же мы ощущаем конфетку (перед вами пустые листы, в их центре нарисуйте конфету и дальше зарисуйте все органы ощущений, через которые мы можем её ощутить, опишите 1-2 предложениями, что делает каждый из них).

- Сколько органов чувств помогают нам ощущать и познавать мир?

( ответы детей)

- Как вы думаете, можно ли развивать ощущения? (ответы детей).

- Чтобы ощущения развивались, необходимо специально упражнять органы чувств. Добиться улучшения ощущений можно и другим путем: путем выполнения работы, где ощущения будут необходимы.

- Как вы думаете, людям каких профессий необходимо развивать свои ощущения и почему? («Художнику, танцору и др.»)

- В каждой профессии присутствуют ощущения, которые человеку необходимо развивать. А вы хотите попробовать развивать свои ощущения? Тогда мы с вами поиграем и узнаем, у кого ощущения развиты лучше.

Психогимнастическое упражнение «Чья ладошка?»

1. Один из участников с закрытыми глазами садится на стул лицом к группе. Его руки лежат на коленях, кисти развернуты ладонями вверх, раскрыты.

2. Остальные участники молча и по очереди подходят к нему, на несколько секунд кладут на его ладони свои. Контакт рук можно повысить – пощупать пальцы, обхватить легонько сжать руки оппонента в своих руках.

3. Сидящему на стуле требуется отгадать, чьи руки прикасаются к его рукам.

4. Если прикосновение угадано, место на стуле занимает следующий участник.

-  Ребята, вы заметили, что ощущения развиты у всех по-разному?

( ответы детей).

-  А зачем надо развивать свои ощущения? («Чтобы получать больше знаний и умений»).

- Но даже самая систематическая тренировка не позволяет перейти предел, за которым человек уже не различает предметов, не слышит звуков, не чувствует запахов. Работа органов чувств контролируется и ограничивается их возможностями, которые не являются беспредельными. Например, глаз человека – очень чувствительный прибор. Он различает около полумиллиона цветов и оттенков. Ученые считают, если бы воздух был совершенно чист, мы смогли бы увидеть пламя свечи на расстоянии 27 км.

Работа с карточками: Перед Вами карточки «Важность ощущений», запишите свои ответы:

- Представьте себе на мгновение, что нас лишили органов чувств. Попробуйте, закройте глаза. Каково это?

- Что произойдет, если нас лишат каких-либо органов чувств?

- А мы можем оказать помощь людям, лишенным какого-нибудь чувства? Приведите примеры. 

На самом деле, люди, лишенные каких-либо органов чувств, компенсирует эти чувства за счет других. Одно чувство у них отсутствует, а другое наоборот очень сильно развито.  Например, известная певица Диана Гурцкая лишена зрения, но при этом хорошо поет, так как у нее развит музыкальный слух. Ребята, к таким людям нужно быть внимательными и оказывать им посильную помощь.

4. Анализ урока:

- Ребята, а вы помните девиз нашего урока?

- Почему ощущения – это мостик познания?

- О каких ощущениях мы сегодня говорили на уроке? Перечислите их.

- Для чего нужно развивать ощущения?

- Какое задание Вам больше запомнилось, понравилось?

- А сейчас, я предлагаю вам на листе бумаге, приклеить:

- Тортик, если было вкусно и интересно – знания пригодятся;

-  Нотку, если вы не всё успели узнать и запомнить и хотели бы немного больше позаниматься по теме;

- Тёмные очки, если было скучно и ничего нового.

- Спасибо за урок, до свидания! Слайд № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов, как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся начальных классов.

Организация  исследовательского  проекта "Редкие и исчезающие животные Горной Шории "...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся

Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – спос...

Способы формирования интереса к чтению обучающихся с ОВЗ

Развитие интереса к чтению имеет важное значение в воспитании грамотного обучающегося с ОВЗ....

Статья "Способы формирования интереса к чтению обучающихся с ОВЗ"

Задача – помочь учащемуся с ОВЗ осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению, как общепризнанному средству развития и совершенствования чувств и качеств личности...

Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся

Использование технологии развивающего обучения в начальных классах....