Отчет по теме самообразования "Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся".
материал
Технология развивающего обучения видится ключевым инструментом для решения проблемы, так как ее главная цель – не просто вооружить ребенка знаниями, а научить его мыслить, выдвигать гипотезы, искать пути решения и самостоятельно открывать новые знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по теме самообразования «Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся»
учителя начальных классов МБОУ Гимназия №2
Лукьяновой Дарьи Сергеевны
Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует педагога не на простое усвоение суммы знаний, а на формирование универсальных учебных действий, развитие личности и познавательных способностей ребенка. В связи с этим встала проблема: как преодолеть противоречие между требованием обеспечивать прочные предметные знания и необходимостью развивать у учащихся мышление, самостоятельность и умение учиться.
Технология развивающего обучения видится ключевым инструментом для решения проблемы, так как ее главная цель – не просто вооружить ребенка знаниями, а научить его мыслить, выдвигать гипотезы, искать пути решения и самостоятельно открывать новые знания.
Цель: повышение профессиональной компетентности в области технологии развивающего обучения и ее практическое применение для формирования у учащихся начальных классов прочных, осознанных знаний и развития их познавательных способностей.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы и психолого-педагогические принципы технологии развивающего обучения (системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и Л. В. Занкова).
2. Проанализировать и адаптировать методы и приемы развивающего обучения применительно к предметам в начальной школе.
3. Выявить наиболее эффективные приемы и формы работы, направленные на развитие логического мышления, творчества и учебной самостоятельности младших школьников.
В процессе самообразования мною были изучены труды ведущих отечественных психологов и педагогов: Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова. Было выявлено, что в основе развивающего обучения лежат следующие ключевые принципы:
1. Создание проблемных ситуаций. Вместо того чтобы давать знания в готовом виде, нужно создавать на уроках условия, при которых дети сталкиваются с трудностью, которую не могут решить известным им способом.
2. Организация учебного диалога и исследовательской деятельности. Урок строится как коллективный поиск решения. Учитель выступает в роли организатора и координатора, задает наводящие вопросы, побуждает детей к дискуссии, аргументации своей точки зрения.
3. Работа в парах и малых группах. Этот метод позволяет каждому ребенку быть вовлеченным в процесс, учиться сотрудничать, слушать друг друга, совместно преодолевать трудности.
4. Использование заданий повышенной сложности и творческого характера.
Применение элементов развивающего обучения позволяет достичь следующих результатов:
- Повышение учебной мотивация. Дети становятся более активными, любознательными, не боятся высказывать свое мнение, даже если оно ошибочно.
- Формирование основ теоретического мышления. Учащиеся начинают чаще задавать вопросы «почему?» и «как?», стремятся докопаться до сути явления.
- Улучшение качества знаний. Знания, добытые самостоятельно в ходе преодоления трудности, становятся личным достоянием ученика и усваиваются гораздо прочнее.
- Развитие коммуникативных УУД: умение вести диалог, слушать собеседника, работать в команде.
Технология развивающего обучения – это не просто набор приемов, это философия преподавания, которая позволяет вырастить не просто знающего, но и мыслящего, творческого и самостоятельного человека.
Использованные источники
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2020. – 358 с.
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : ИНТОР, 1996. – 544 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. – Москва : Педагогика, 1990. – 424 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования: «Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»
Отчет по теме самообразования:«Современный урок, как способ реализации ФГОС в начальном образовании»...

Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»
Отчет по теме самообразования: «Решение задач разными способами, как средство повышения интереса и качества обучения»...

Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся
Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний, обучающихся...

Урок русского языка по программе развивающего обучения_ 2класс_Способ выделения окончания
Урок русского языка по программе развивающего обучения_ 2класс_Способ выделения окончания....

Урок по психологии в четвертом классе на тему: «Ощущения, как способ формирования чувственного восприятия». для обучающихся с ОВЗ
Цель:Ознакомление обучающихся с ОВЗ с различными видами ощущений.Задачи: Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «ощущение» и раскрыть значение...

Технология развивающего обучения как способ формирования багажа прочных знаний обучающихся
Использование технологии развивающего обучения в начальных классах....

Выступление на тему "Технология развивающего обучения как способ формирования прочных знаний обучающихся"
В данном выступлении рассматривается технология развивающего обучения, способствующая формированию самостоятельных, критически мыслящих и уверенных в себе личностей, готовых к вызовам и возможностям б...