Зачем нужны эмоции?
статья

Григорьева Наталья Геннадьевна

Материалы данной статьи могут быть использованы в работе с родителями и в воспитательном процессе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_nuzhny_emotsii_-_statya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужны эмоции?

Чувствительный человек – точно безоружный среди хорошо вооруженных.

Б. Авербах

Эмоции неразрывно связанны со всей деятельностью человека: и с удовлетворением наших низших витальных потребностей, и с общением, и с учебой, и с творчеством. Трудно даже представить себе, что человек может есть не испытывая при этом ни каких эмоций, напротив он выбирает именно то блюдо, которое не только утолит его голод, но и вызовет у него массу приятных положительных эмоций. Не говоря уже о том, сколько различных эмоций у нас возникает при общении с любимым или наоборот нелюбимым человеком. Многие психологи даже рассматривали эмоции, как важную мотивирующую силу, которая детерминирует деятельность человека с первых месяцев его жизни. Ведь мы всегда с большей охотой делаем то, что приносит нам радость. Таким образом, эмоции оказывают значительное влияние на сознательное регулирование нашего поведения, то есть на волевые процессы. Причем эмоции могут как ослабить, так и укрепить волю человека. Также от эмоций зависит работоспособность и желание человека работать: воодушевленному человеку «море по колено», и наоборот равнодушный или негативно настроенный человек не обладает такими способностями. Итак, что бы мы ни делали, ни думали, ни говорили – все так или иначе связанно с эмоциями, поскольку они, являясь субъективной формой выражения потребностей, представляют собой непосредственное переживание человеком жизненного смысла всех ситуаций и явлений внешнего и внутреннего мира.

Эмоциональный мир человека чрезвычайно многообразен. Существует бесчисленное множество оттенков положительных и отрицательных эмоций. Одни события у нас вызывают восхищение, другие наоборот отвращение. Наши эмоции, чувства и настроения делают жизнь яркой и насыщенной, придают ей краски, без которых она была бы слишком серой и унылой. Эмоции способны всего лишь за несколько секунд изменить поведение человека. Стоит только вспомнить ту внезапную всеобъемлющую радость, которая охватывает нас, когда неожиданно мы узнаем какую-либо хорошую новость. Эмоции способны изменять отношение человека к себе и к другим людям. В зависимости от чувств, которые мы испытываем, мы смотрим на мир «сквозь розовые очки» или видим все «в черном свете».

Однако не всегда в нашей жизни случается так, что события вызывают у нас только положительные эмоции. Как раз наоборот… Подчас мы испытываем такие ужасные эмоции, что кажется, что лучше бы их совсем не было. Нам не выносима горечь утраты близкого человека или любимого домашнего животного, мы испытываем ужасные эмоции, когда у нас что-то не получается, или когда не удается осуществить давно задуманные планы. А иногда даже не надо никаких отрицательных внешних факторов, чтобы душевное состояние было отвратительное. Когда плохое настроение мы не можем сосредоточиться, все раздражает и любая мелочь  способна вызвать гнев. Но если с плохим настроением или пусть даже сильным горем можно как-то справиться, например, простым усилием воли, то с некоторыми более серьезными эмоциональными состояниями сам человек часто справиться не может. Например, иногда сильный стресс может привести к серьезным последствиям: психическим расстройствам, депрессии и т.д. – для устранения которых уже необходима помощь специалиста. Также практически невозможно вовремя побороть состояние аффекта, при котором сознательный контроль деятельности если и не отсутствует, то значительно ослаблен. И это лишь небольшая часть таких ситуаций, когда хочется стать бесчувственной машиной, роботом, который руководствуется лишь холодной логикой. А иногда это желание переходит в объективную необходимость. Например, когда на экзамене вместо того, чтобы хотя бы прочитать задание, пытаешься перестать думать о том, как тебе страшно, и о том, что ты ничего не знаешь. Обычно в таких ситуациях эмоции кажутся совершенно излишними, и надо бы их уже просто выключить, но, к сожалению, это невозможно…

Такие пессимистичные рассуждения, заставляют сомневаться в действительной необходимости эмоций. Может, и правда, лучше было бы без них? Не надо было бы тогда расплачиваться за те ошибки, которые совершаешь не подумав, когда действуешь, повинуясь минутному эмоциональному порыву. Можно было бы не бояться стрессов и других сильных переживаний, которые способны приводить к истощению физических сил организма, снижению иммунитета, а иногда и к появлению серьезных соматических заболеваний. Можно было бы всегда действовать рассудительно, принимать трезвые, взвешенные решения. Не было бы столько горя и несчастья, пустых волнений и напрасных переживаний… Вот она жизнь без обид и разочарований – мечта любого!

Но с другой стороны, чего бы мы лишились, не будь у нас эмоций? Эмоции выполняют целый ряд важных функций. Эмоции являются «абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм», благодаря чему человек может наиболее гибко приспособиться к условиям окружающей среды. Помимо этого эмоции способны мобилизовать, активировать организм, для выполнения какой-либо деятельности, обеспечивая тем самым необходимый оптимальный уровень возбуждения. Эмоции дают нам информацию об успешном или неуспешном выполнении какой-либо деятельности. Появление положительных или отрицательных эмоций по окончанию задуманной деятельности, является показателем того, насколько полученный результат соответствует желаемому. В этом состоит биологическая целесообразность эмоций. Даже отрицательные эмоции и другие негативные эмоциональные состояния имеют огромное значение для человека. Например, аффект, который, казалось бы, только дезорганизует поведение человека, выполняет важную функцию «аварийного» реагирования. Ведь иногда в экстремальных ситуациях совершенно нет времени на раздумья и необходимо немедленно действовать, пусть даже не самым подходящим стереотипичным образом, например, начинать бежать или громко кричать, именно состояние аффекта навязывает нам подобные способы поведения. Также свое положительное влияние имеют стрессы, которые способны удовлетворить нашу потребность в эмоциональных переживаниях; стрессы делают нас сильнее, укрепляя нашу волю, и выносливее, повышая устойчивость к трудным жизненным ситуациям.

Однако, если все выше перечисленные функции имеют либо биологический приспособительный характер, либо достаточно негативную обратную сторону, то следующие две тесно связанные функции, как мне кажется, неоспоримо являются наиболее важными и полезными именно для человека. Речь идет об экспрессивной и коммуникативной функциях эмоций. Дело в том, что практически все эмоции человека сопровождаются не только физиологическими и биохимическими изменениями, но и особыми поведенческими реакциями. К подобным внешним проявлениям эмоций относятся мимика, пантомимика, голосовые выражения эмоций. Все эти поведенческие реакции приобрели огромное значение в процессе эволюции человека. Экспрессивная и коммуникативная функции состоят в том, что благодаря своим внешним проявлениям эмоции позволяют различать даже самые незначительные изменения во внутреннем состоянии, что дает нам возможность лучше понимать друг друга. Особенно большую роль эта особенность эмоций играет при межличностном общении, когда нам необходимо чувствовать то, что чувствует партнер, настраиваться на его состояние. Не секрет, что все эмоционально-выразительные движения являются невербальными (несловесными) средствами общения, которые обеспечивают до девяноста процентов поступающей информации при общении. Таким образом, эмоции – это особый язык, с помощью которого люди обмениваются информацией о своих чувствах, мыслях, внутренних состояниях.

Еще одной важной особенностью эмоций, влияющих на всю деятельность человека, является их связь с познавательными процессами, то есть с восприятием, памятью, мышлением, вниманием и воображением. Эмоции – это основной фактор, обуславливающий непроизвольное внимание и запоминание. Когда процесс обучения и запоминания связан с приятными эмоциями, то информация усваивается намного лучше. Именно поэтому особенно в младшей школе важно создать позитивную эмоциональную обстановку на уроке, тогда детям будет интереснее и проще учиться.

В связи с познавательной активностью также будет уместно упомянуть про эвристическую функцию эмоций. Согласно некоторым исследованиям эмоции способны обозначать примерную область, в которой находится решение. То есть еще до того, как у человека появилась готовая модель решения, происходит фиксация в определенной зоне предполагаемого решения. Если проверка данного решения показывает, что оно неверно, то поиск начинается заново именно с того эмоционально окрашенного момента.

Эмоциональные переживания человека открывают перед ним совершенно особый мир – мир творчества и искусства. Необходимым условием для осуществления любого творческого замысла, для реализации уникальной идеи является вдохновение, а ведь это ни что иное, как своеобразное эмоциональное состояние человека, характеризующееся сильным напряжением и подъемом душевных творческих сил. Часто чувства человека представляют собой непосредственный материал для творчества: когда эмоции соединяются с воображением, рождается новый творческий образ. Например, многие писатели наделяют своего героя собственными чувствами, а про художников мы говорим, что они буквально выплескивают свои эмоции на полотно. Таким образом, эмоции побуждают и сопровождают любой творческий процесс, будь то открытие нового научного закона или написание эссе. Не будь эмоций, мы не смогли бы оценить неповторимую привлекательность поэзии, музыки и живописи. Эмоции делают мир человека более богатым и интересным, они задают вектор развития личности. Благодаря способности чувствовать мы имеем возможность восхищаться прекрасными произведениями искусства, сочувствовать герою фильма или книги, переживая все, что переживает он, плакать и радоваться вместе с ним.

Таким образом, только в единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, первая из которых отвечает за отражение объективных условий деятельности, а вторая – за отражение субъективной значимости этих условий, достигается конечная цель деятельности, состоящая в удовлетворении потребностей. Не смотря на то, что часто эмоции берут верх над нами в самые неподходящие моменты, что только наши чувства приносят нам столько горя и несчастья, именно эмоции придают настоящий вкус жизни, делая ее более яркой, красочной и насыщенной. Пусть причина многих наших бедствий, болезней кроется в чрезмерной эмоциональности и чувствительности, пусть эмоции мешают нам иногда принимать правильные, адекватные решения, все же человек многого бы лишился, не будь у него эмоций. Как, наверное, печально выглядел бы мир без любви, радости, всеобъемлющего восхищения. И как, наверное, скучно было бы жить без импульсивных, необдуманных поступков, которые порой делают жизнь только интересней, не так ли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 1 классе УМК "Гармония" "Зачем нужны переводчики"

 Цели урока.- Углубить знания учащихся о родном и иностранном языках, познакомить с работой и ролью переводчиков.- Повторить сведения о группах слов, об именах собственных.- Совершенствовать умение пи...

Зачем нужны автомобили и поезда

Работа предназначена для учащихся первых классов по предмету «Окружающий мир», способствующая расширению кругозора  и общему развитию детей младшего возраста.   При создании презентации...

Презентация "Зачем нужна гигиена"

Урок окружающего мира по системе Л.В. Занкова (4 класс)...

Зачем нужно мыть руки и чистить зубы (окружающий мир 1 класс)

Разработка урока с презентацией (шаблоны для работы)...

Зачем нужно знать особенности темперамента ребенка?

Материал для родителей, заинтересованных в развитии потенциала ребенка, включает тест для определения темперамента ребенка, его описание и рекомендации....

Зачем нужна школе Служба Сопровождения

Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач - создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социал...