Зачем нужна школе Служба Сопровождения
статья по теме

Организация Службы Сопровождения в ОУ предполагает решение, на наш взгляд, одной из основных задач - создание в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его социального положения и материального благосостояния, возможности выбора индивидуального образовательного маршрута для получения образования. соответствующего государственному стандарту, потребностям общества, интересам и способностям ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ НУЖНА ШКОЛЕ СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Где бы ни родился ты, сдружит и помирит

Школа на Гарькавого сорок шесть – четыре…


Школьные годы  чудесные …  Как здорово, если время обучения в школе для ребят действительно связано не только с трудностями в освоении знаний, но и с успехами в учебе, в творчестве, победами в спорте, с приобретением верных и надежных друзей. И  родители стоят перед выбором, в какое образовательное учреждение отдать своего ребенка. В связи с этим перед школой должна стоять задача обеспечения высокого уровня образования учащихся и удовлетворения социального запроса родителей.

Каждая школа имеет свои традиции, свои особенности и свой взгляд на приоритеты в обучении и воспитании. Основными направлениями деятельности нашей 285 школы  является создание условий для развития творческих способностей учащихся, обеспечение комфортных условий обучения и подготовка ребят к самостоятельной жизни.

Реализация этой цели в частности предполагает: создание  в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его  психологических особенностей, физических способностей и состояния здоровья возможности выбора    индивидуального образовательного маршрута  для получения образования, соответствующего государственному стандарту, потребностям общества, интересам и способностям ученика.  

В школе была создана «Служба Сопровождения», отвечающая за ту сторону образовательного процесса, которая обеспечивает психологическое здоровье школьников и их психическое развитие (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационное, коммуникативное). В состав «Службы Сопровождения» входят: педагог-психолог, социальный педагог, логопеды.

Наш практический опыт показал, что далеко не все дети, поступающие в школу, владеют необходимым комплексом предпосылок для безболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность. Отдельные учащиеся испытывают  перегрузки, обусловленные, прежде всего психологическими причинами: недостаточной сформированностью учебных и интеллектуальных умений и навыков, отсутствием положительной учебной мотивацией, неразвитой познавательной активностью, неадекватной самооценкой, неуверенностью в своих силах.

Реализация этой цели в частности предполагает: создание  в школе образовательного пространства для предоставления ребенку, независимо от его  социального положения  и материального благосостояния, возможности выбора    индивидуального образовательного маршрута  для получения образования, соответствующего государственному стандарту, потребностям общества, интересам и способностям ученика.

Результаты исследования службы психологического сопровождения по адаптации учащихся 1-х классов свидетельствуют о том, что дети, прошедшие дошкольную подготовку, адаптируются в течение 1-3–х месяцев, в то время как у других этот период может достигать полугода и более.

Успешность обучения ребенка в начальной школе в большей мере связана с его речевым развитием, которое включает в себя не только чистое произношение звуков, но и владение лексикой, грамматическим строем языка, умением правильно выражать свои мысли. В нашей школе развита система логопедической помощи, и каждый ученик начальной школы имеет логопедическое сопровождение. Тесное сотрудничество учителей начальной школы и учителей-логопедов позволяет своевременно выявить учеников с речевыми проблемами, оказать им логопедическую поддержку.

По данным обследования поступающих в первый класс в последние годы не имеют логопедических проблем около 33 % детей. Из оставшихся 67 % первоклассников 20 % имеют грубые нарушения речи, отражающиеся на успеваемости по всем учебным дисциплинам. А если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, то в 9 случаях из 10 у него будут трудности с письмом и чтением. Для таких учеников чтение и письмо – это слишком сложный процесс. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой, где, казалось бы, требуется больше сообразительности, при этом каких-либо признаков отставания в умственном развитии у них нет. У многих возникает чувство тревоги перед уроками русского языка и литературного чтения, страх отвечать перед всем классом, появляются невротические расстройства. И здесь уже без консультации родителей с педагогом-психологом не обойтись. Главное, своевременно определить характер этих нарушений и помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы.

При более тяжелых формах «речевой» неподготовленности, имеется возможность выбора обучения по общеобразовательной программе в речевом классе, имеющем льготную систему обучения: наполняемость класса 12 человек, занятия с педагогом-психологом и учителем логопедом по специальной программе.

В условиях нашей школы есть прекрасная возможность комплексного подхода со стороны учителя и специалистов «Службы Сопровождения» при решении коррекционных и развивающих задач. Эффективность этой работы очень зависит также и от отношения к ней родителей. Только своевременно оказанная помощь и совместные усилия приводят к положительной динамике, что позволяет школьнику быть успешным в освоении учебных дисциплин, развитии коммуникативных навыков и уверенности в общении со сверстниками и взрослыми.

А в подростковом возрасте у ребят уже другие проблемы (самооценка, депривация, конфликтность, снижение учебной мотивации), которые  нужно понять, изучить, снять. И это при том, что мотивация и мировоззрение неустойчивые, расплывчатые. Перед школьным психологом и социальным педагогом стоит задача не наказать, а помочь.

Любая работа с подростками начинается с работы с семьей. Ведь иногда сами родители не понимают, в какую сложную проблему могут вылиться прогулы уроков их детьми. Пропуски уроков, как правило, прекращаются после коллективных бесед с ребенком и его родителями, а также после выбора для ребенка оптимального для него образовательного маршрута.

Очень важным аспектом работы «Службы Сопровождения» является организация досуга подростков. В реальной жизни случается именно так: плохая организация свободного от учебы времени ребенка приводит к росту правонарушений среди несовершеннолетних. Мы давно уже поняли, что только нравоучениями и наказаниями ничего не достичь, поэтому стараемся вовлечь ребят в общественную жизнь школы, способствуем знакомству со сверстниками и установлению товарищеской атмосферы. Вместе с ребятами мы принимаем участие в туриских слетах и военно-патриотических играх, проводим разнообразные внутришкольные спортивные и интеллектуальные игры. На каникулах ребята регулярно путешествуют  по Крыму, Хибинам, Карелии,  Алтаю, Уралу. В этих туриских походах  школьники учатся отвечать не только за себя, а еще и за своих товарищей, а порой даже за педагогов, на деле понимают, что такое взаимовыручка и взаимопомощь. Поэтому, наверное, самые «трудные» подростки возвращаются из таких путешествий повзрослевшими и легче входят в школьный коллектив.

Школу часто обвиняют в том, что она не готовит детей к реальной жизни, не учит их общению, решению конфликтных ситуаций.    Мы вооружаем школьника в соответствии с его возрастом средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных и экономических реалий сегодняшнего времени. С этой целью в 8 – 10 классах введены  элективные курсы «Психология личности» и «Психология межличностных взаимоотношений». На этих занятиях психолог знакомит детей с закономерностями межличностного восприятия и взаимодействия, обучает приемам избегания конфликтов и достижения согласия, развивает коммуникативные навыки и уверенности в себе.

В рамках этой статьи мы обозначили только некоторые из направлений, по которым проводится работа специалистов «Службы Сопровождения». В заключении хотелось бы  отметить тот факт, что современные подходы к преодолению трудностей школьника охватывают большой спектр возникающих проблем, многие из которых удается решить совместными усилиями педагогов, родителей и специалистов «Службы Сопровождения». За последние годы количество обращений родителей, педагогов и учащихся за помощью в нашу службу увеличилось: выросло доверие! Поэтому мы считаем, что в большинстве случаев преодоление школьных трудностей возможно.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужны психологи в школах и кто они такие

В этой статье идет  различия и описание обязанностей между школьным педагого-психологом и врачем - психиатором. Статья рекомендована учителям и родителям....

Основы духовно-нравственной культуры народов России. ОРКСЭ Светская этика. (4-й класс) Урок по теме: «Зачем в школе нужны особые правила поведения?»

Это 1-ый урок  в системе уроков по теме: Глава 3:  «Какие правила морали особенно важны в школе?» Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей шк...

Урок окружающего мира "Зачем нужны автомобили и ПДД?" (1 класс) УМК "Школа России"

Данный урок может использоваться  и как урок в 1 классе по окружающему миру, и как занятие по ПДД во внеурочной деятельности. Составлен урок в соответствии с требованиями ФГОС НОО в занимательной...

Зачем нужно проходить ПМПК для занятий с учителем-логопедом в общеобразовательной школе?

Статья для родителей и педагогов по вопросам прохождения ПМПК для  получения рекомендаций ребенку с ТНР с целью получения логопедической помощи на логопункте общеобразовательной школы....

Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу службы сопровождения школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Опыт командного взаимодействия при внедрении технологий с доказанной эффективностью для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями: обучение отдельными пробами, развитие коммуникации с помощью систем...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зачем нужны автомобили. Зачем нужны поезда»(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление с назначением, устройством, разнообразием автомобилей, автомобилями разных времен. познакомить с назначением и устройством ...