Использование арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений у детей
консультация

Остерникова Ирина Анатольевна

Рассматриваются наиболее эффективные методы  арт-терапии используемые в коррекционной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из наиболее частых причин обращения к психологу родителей является проблема эмоциональных нарушений у детей (повышенной детской тревожности, страхов и т.д.).

Повышенная тревожность – это склонность к переживанию беспокойства, которая не  связана с какой-либо конкретной ситуацией и проявляется почти постоянно. Тревожный ребенок живет в постоянном напряжении, в предчувствии опасности, как будто ему что-то угрожает. В страхе совершить ошибку такие дети излишне осторожничают, стараются меньше проявлять инициативу и выражать себя: свои эмоции, чувства, мысли и желания.

Со временем неблагоприятный эмоциональный фон может все больше усиливаться и к нему  могут добавляться страхи, панические атаки и психосоматические заболевания.

Если у ребенка есть, тревожность то работу лучше начинать как можно раньше. Чтобы не упустить возможность помочь ребенку преодолеть свою неуверенность, страхи  и обрести устойчивую самооценку.

От того, с каким внутренним "багажом" ребенок перейдет из детского сада в школу в многом зависит его будущее: как он сможет адаптироваться к учебной программе, будет ли успешным в учебе, сможет ли выстроить отношения со сверстниками.

Одним из эффективных методов используемых в работе с детьми являются методы арт-терапии. Слово «терапия» обозначает лечение, «арт» — искусство. Целительная сила творчества поистине способна на чудеса — ребенок, самовыражаясь, расслабляется и полностью освобождается от внутреннего напряжения, создаваемого страхом.

Выбор  борьбы с боязнью зависит от характера страха, тревожности и индивидуальных особенностей ребенка.

Основные направления арт-терапии

Подобное лечение напоминает народное искусство, ценностью которого является даже не результат, а сам процесс творения, акт самовыражения, вложения чувств и душевных сил.

К видам его проявления можно отнести:

  • изобразительное искусство (работа с цветом, рисунком, пластилином, лепка из глины, аппликация, рисование песком);
  • терапия музыкой и хореографией;
  • библиотерапия (чтение прозы, стихотворений, сказкотерапия) и имаготерапия (театр, создание образов, кукол).

Рассмотрим каждый из них подробней.

1. Изотерапия: секреты лечения страхов

Упражняясь в рисовании, лепке, составлении аппликаций, ребенок понимает саму суть: любую проблему можно выразить на бумаге, в пластилине, глине, а главное — отделить ее при этом от себя. И, если боязнь отделима от самого малыша, то он запросто может от нее избавиться и жить дальше лишь позитивно.

Методами изотерапии являются:

  • рисование на бумаге;
  • рисование пальцами с использованием красок, гуаши;
  • составление аппликаций;
  • рисование на песке;
  • лепка из пластилина, из глины.

Иногда, чтобы проследить откуда взялся тот или иной страх, следует создать серию рисунков, образов, вылепить целый ряд фигурок. Специалисты рекомендуют проявить полную свободу в самовыражении — не ограничиваться привычными формами и цветами.

Верным способом избавления от страхов считается рисование. Ребенок с удовольствием берет в руки карандаши и краски. И выразить на бумаге свои эмоции ему зачастую намного проще, чем описать словами.

Приемы рисования, рекомендуемые для работы с боязнью

1. Видоизменение, дорисовка

То, есть превращение страшного персонажа в смешного или жалкого. Чудовище можно украсить бантиками, цветочками или шарами. Рекомендуется дорисовать интересные и интригующие детали. Баба Яга с ярким маникюром, наклеенными ресницами, хорошим макияжем и в модном платье перестает пугать и ужасать.

В следующий раз в своем воображении ребенок вспомнит ее именно в таком креативном виде. Если не получается превратить чудовище в смешного персонажа, насильно этого делать не стоит, попробуйте рассмотреть другие приемы и варианты.

2. Закрашивание страшных моментов

Заметьте, закрашивать следует не сам персонаж, а то зло, которое он несет. Например, если малыш боится жуков, пауков, то можно нарисовать их в банке с надежной крышкой и обязательно проговорить о том, что насекомые нами будут выпущены на необитаемом острове, где им очень понравится, но в гости к ребенку уже заявиться без приглашения не смогут.

Еще лучше расположить рядом некий защитный объект. Малыш на подсознательном уровне примет подобную защиту за реальную и перестанет бояться.

http://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1541265895_89239.png

3. Рисование на песке

Целью данного упражнение является возможность быстро стереть и уничтожить образ. Персонаж перестанет казаться страшным, если ребенок увидит, что объект можно в любой момент преобразовать и удалить, как с песка, так и из своей жизни.

4. Применение ярких красок

Наилучших результатов по устранению боязни можно добиться при помощи цвета. Ребенку следует дать возможность выбора инструментов — это могут быть карандаши, фломастеры, краски, маркеры, мелки. Дети, живущие под гнетом страха, выбирают черные, темно-коричневые тона. Задача взрослых — помочь раскрасить окружающую жизнь малыша в яркие либо светлые пастельные тона.

5. Лепка отрицательных персонажей

Выразить свой страх на ощупь — еще один действенный метод изотерапии. Элементы, которые малыш создает из пластилина или глины, помогают ему наглядно передать то, чего он боится. Изображая персонажа, можно попутно придумывать о нем захватывающую историю.

http://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1541266187_89239.png

Наряду с монстром нужно вылепить и себя в роли победителя зла. Закрепив в воображении свой сильный образ, ребенок уже не будет бояться монстров.

Когда ребенок освобождается от подавленных негативных чувств и понимает, что может управлять своим эмоциональным состоянием, меняется его самоощущение: появляется уверенность в себе и своих силах, повышается самооценка.  Включается воображение, проявляется здоровая спонтанность, смелость озвучивать свои потребности и желания, высвобождается энергия для самовыражения, появляются идеи для создания новых продуктов творчества.

 Совместный рисунок или аппликация с родителями и членами семьи помогает научиться понимать друг друга, наладить контакт и гармонизировать отношения. 

http://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1541266152_89239.png

Создание песочных картин и насыпных мандал - помогает зафиксировать новое целостное состояние, обозначить свой центр и границы.

http://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1541266015_89239.png

http://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1541266030_89239.png

Как использовать изобразительное искусство для устранения страхов

Если малышу часто снятся кошмары, нужно предложить ему нарисовать свой страх — то есть, полностью достать его изнутри (из подсознания) и переложить на бумагу или запечатлеть в поделке из глины, пластилина или даже в тесте.

Дальше с таким рисунком или вылепленной фигуркой можно сделать все, что душе угодно — смять, поломать или выбросить. Лучшим вариантом будет преобразовать изображение в более позитивное, или даже смешное.

Согласитесь, Баба-Яга или Кощей, которых можно нарядить в костюмы клоунов, пожарных или водолазов-спасателей будут выглядеть довольно комично. Эмоция страха отступает там, где есть место смеху и хорошему настроению. Аналогично можно работать с ненавистью, обидой, чувством вины и другими отрицательными эмоциями.

Примеры сеансов изотерапии в домашних условиях:

  • Подготовьте ребенку черно-белые рисунки персонажей, которых он боится. Дайте ему задание дорисовать героев так, чтобы они стали смешными и добрыми, а затем и раскрасить их.
  • Разрешите окунуть пальцы в гуашь и предоставьте поверхность для рисования: это может быть плитка в ванной комнате или линолеум. Попросите ребенка нарисовать того, кого он боится. Возможность делать то, что ему до сих пор было незнакомо, раскрепощает. Наступает удачный момент, чтобы попросить  придумать для своего персонажа нарядную одежду и отправить его на курорт. При этом ребенок может рисовать все, что пригодится его герою в пути. В итоге получится весьма безобидное и привлекательное существо, с которым можно будет подружиться.

2. Магия музыки и хореографии

  • Прослушивание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, выстукивание, ритмичные хлопки, танец — все эти способы несут для ребенка новую гамму чувств и переживаний, которая постепенно замещает собой страх.
  • Кроме того, новые движения обретают обучающую форму. Все внимание малыша уделяется постижению искусства, при этом он забывает о своей боязни. Как известно, музыкальное искусство расширяет сознание, соответственно, ум видит новые возможности и делает ребенка мудрее и сильнее внутренне. Происходит укрепление эмоциональной сферы малыша.
  • Пример лечения музыкой в домашних условиях:
  • Рекомендуется совмещать изобразительное искусство с музыкой. Предложите малышу одновременное рисование и прослушивание классики (Моцарта, Вивальди, Вагнера) — это позволит ему быстро снять психоэмоциональное напряжение и, как следствие, достать из глубин подсознания страшные картинки.

3. Библиотерапия и имаготерапия

  • Эти виды лечения идут рядом. Ребенку можно предложить додумать любое литературное произведение, в том числе и сказку, а после этого принять участие в инсценировке. Имаготерапия — это театрализация и перевоплощение.
  • Когда малыш становится на место героического персонажа, уверенность в себе и бесстрашие проявляются помимо его воли. Зарядившись таким настроением, он и в обычной своей жизни надолго сохраняет образ смельчака.
  • Театральные представления лучше делать костюмированными, можно использовать кукол. Материалом для чтения и организации представлений могут быть произведения любых жанров: от сказок и рассказов до романов, поэм и стихов. Традиционно сказка занимает в лечении страхов первое место, благодаря возможности раздвинуть рамки сознания и более остро выразить внутренние переживания.

Примеры библиотерапии в работе с боязнью в домашних условиях:

  • Придумайте со своим ребенком собственную «Книгу подвигов». Разыграйте ситуацию, где главный персонаж побеждает злодея или совершает другой подвиг.
  • Зачитайте ребенку начало рассказа о страшном существе и предложите ему придумать веселое окончание истории.

Сказкатерапия  способствует лучшему пониманию мира и взаимоотношений в нем, учит какие уроки можно применить в реальной жизни, помогает ребенку накапливать опыт решения проблемных ситуаций, получает представление о моральных принципах в обществе и о своей жизни. 

Чем хороши методы арт-терапии

Страх, тревожность, недостаток коммуникативной активности легко устраняются творческим процессом и итоговым результатом

Страх, тревожность, недостаток коммуникативной активности легко.

Психокоррекционные упражнения, в которых используются способы арттерапии, библиотерапии, лечение музыкой, имеют свои преимущества:

  • не утомляют малышей на протяжении длительного времени;
  • у детей сохраняется высокая работоспособность, личная заинтересо-ванность;
  • методы не требуют больших финансовых затрат.

Страх, тревожность, недостаток коммуникативной активности легко устраняются творческим процессом и итоговым результатом

Дополнительные рекомендации

Важно знать: Процедуру выявления страхов следует всегда доводить до конца. Ребенок должен выразить все свои страхи, иначе пострадает результативность метода изотерапии.

Если проблема не ушла с первого раза, возвращайтесь к ней снова и снова. Меняйте методы и способы, добейтесь того, чтобы ребенок смог победить страх в итоге. Старайтесь сделать так, чтобы малыш соглашался рисовать с удовольствием, заинтересуйте его. В случае, когда боязнь оказалась сильнее крохи и справиться самостоятельно вам не удалось, обратитесь к детскому психологу или психотерапевту.

Профессионал сможет провести сеанс эффективнее, чем родители. Особенно в случаях, когда страх ребенка связан именно с жестким поведением взрослых членов семьи, либо они дискредитировали себя собственными страхами и неуверенностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных методик и приёмов в урочной и внеурочной деятельности для коррекции эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ»

Из опыта работы воспитателей   Огоньковой А.С. и Антоновой Л.Ш., представленном на  практическом семинаре по использованию видов арт –терапии в  работе с детьми начальной...

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.

Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....

Применение Су Джок терапии при коррекции речевых нарушений у умственно отсталых школьников

В статье рассмотрены особенности нарушения речи у умственно отсталых детей; Главные достоинства Су Джок терапии; Приемы Су  Джок терапии....

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в пос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Статья " Использование логоритмических технологий при коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ"...