Памятка "Буллинг в школе".
материал

Бывальцева Галина Дмитриевна

Информация для родителей и педагогов о том, что такое буллинг. Как определить, что ребёнок подвергается давлению и насилию со стороны своих одноклассников. Рекомендации для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_bulling.odt40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

 

«Проявления буллинга в школе». 

Воронеж, 2024 год

Буллинг, или травля

Вид группового эмоционального или физического насилия, которое повторяется систематически и направлено на одного и того же человека.                                                                    Общие сведения.

Термин «буллинг» происходит из английского языка, обозначает «хулиганство». Синоним – травля. Широко распространен в организованных коллективах: школьные классы, студенческие группы, армейские роты.

Причины буллинга.

Ситуация травли разворачивается как дезадаптивная форма совладания со стрессом ученика, испытывающего тревогу, дискомфорт.  Провоцирующими факторами буллинга в школе становятся:

Негармоничная иерархия. При распределении статусов в классе появляются роли «отверженных», «изолированных». Они становятся объектом насмешек, унижения, насилия со стороны более сильных, но эмоционально нестабильных учеников. Социально-экономические перемены. Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных устоев способствует проявлению агрессии. У подростков нет предпочитаемой модели поведения, возникает противоречивость действий, желаний.                                          Подростковый возраст. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи.                                                      Жестокое обращение в семье.  Агрессоры – люди, пережившие насилие от родителей или других родственников, обладающих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, более сильные, владеющие материальными благами члены злоупотребляют статусом, угрожают безопасности младших.                             Педагогическое влияние. Влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жесткая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.                                                  Социально-экономический статус. Установлено: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия.                                    Схема развития.                                                        Буллинг в школе разделяет его участников на три группы. Первая страдает от насилия, вторая – разжигает ненависть к жертве, самоутверждается, развлекается. К группе «страдающих» относятся не только жертвы, но и свидетели (третья группа). Они переживают вторичные эффекты насилия, живут с напряжением, опасением того, что травля будет обращена на них.                                                         За травлей всегда стоит физическое неравенство. Инициаторами агрессии становятся ученики, занимающие крайнее статусное положение: самые популярные либо отверженные. Последние могут собрать вокруг себя «поддержку» из таких же изгоев. Роль жертвы присваивается отверженным либо изолированным ученикам. Буллинг в школе может рассматриваться как механизм проживания негативных эмоций (тревоги, дискомфорта) и как способ самоидентификации, в ходе которой ученики получают представление о своем положении в социальной группе.

Проявления буллинга.

Для учащихся младших классов характерны простые физические способы травли. Используются толчки, пинки, удары. Часто агрессоры затевают драку, когда уверены, что жертва слабее. Другим важным атрибутом неравного конфликта являются зрители. Если процесс унижения никто не видит, то теряется смысл. Обидчики часто врут, делая это настолько убедительно, что учителя сразу верят. За ложью скрывается страх наказания, ориентация на мнение взрослого.

Ученики средних классов наряду с физическим насилием применяют вербальное. Мнение взрослых становится менее важным, появляется желание отделиться психологически. Буллинг в школе проявляется оскорблениями, словесными унижениями, физическим нанесением вреда. Ложь взрослому встречается реже, порицание с его стороны способствует сепарации подростка.

В средних, старших классах вербальный буллинг становится изощреннее. Помимо прямых оскорблений, используются сплетни, наговоры, сарказм. Распространение лживых слухов способно сильно снизить статус жертвы, способствовать социальному исключению, изоляции.

Последствия.

Буллинг в школе вызывает тяжелые психологические травмы у детей, ставших жертвами. Негативные последствия разнообразны: неуважение к себе, неспособность достичь успехов, нарушения сна. Вынужденная социальная изоляция, переживание одиночества становятся причинами депрессии, растягивающейся во взрослую жизнь. Возможно развитие панических атак,  психосоматических заболеваний. Снижение учебной мотивации приводит к прогулам уроков, уходу из школы. Травля – одна из наиболее распространенных причин самоубийств.

Диагностика

Родители, педагоги, школьные психологи – лица, участвуют в выявлении случаев травли. Первыми замечают проблему матери.

Настораживающие признаки поведения ребенка:

  • Негативное отношение к школе. Ученик ищет любые причины, чтобы не идти на занятия: плохое самочувствие.
  • Плохое настроение. После занятий ребенок всегда подавлен, разозлен. Часто плачет без видимых причин, требует оставить его в одиночестве. Настроение не связано с самочувствием или проблемами обучения.
  • Умалчивание о проблеме. Жертвы ничего не рассказывают об одноклассниках, о школьной жизни. На вопросы отвечают односложно. При попытках допроса раздражаются, становятся замкнутыми.
  • Ухудшение здоровья. Нарушается сон, аппетит. Часто возникают боли неясного происхождения (головные, мышечные, в животе, груди).
  • Внешние признаки травли. На лице, теле обнаруживаются ссадины, синяки, царапины. Ребенок приходит домой с порванной одеждой, грязным рюкзаком, сломанными школьными принадлежностями.

Важная роль в выявлении травли принадлежит педагогам. Именно они способны обнаружить проблему методом наблюдения за ежедневным поведением учащихся на уроках, переменах. Школьные психологи исследуют индивидуально-личностные особенности участников буллинга. Это позволяет определить роли, особенности поведения каждого участника. На основе диагностики составляются планы коррекционной работы с классом, с отдельными учениками.

Прогноз и профилактика

При совместных усилиях родителей, учителей и психологов буллинг в школе удается свести к минимуму. Профилактика заключается в своевременном выявлении попыток травли, а также в создании комфортных условий обучения. Чем меньше негативных переживаний провоцирует учеба в школе, тем менее вероятно проявление жестокости внутри класса. Другая важная профилактическая мера – создание условий для безопасного проявления негативных эмоций, поощрение дружеских отношений, поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...