Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы
план-конспект

Мисюк Елена Викторовна

Занятие для проведения семинара для учителей младших классов на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы. Обсуждается процесс социальной успешности как качества личности младшего школьника. Рассматриваются модели взаимодействия учителя начальных классов и младшего школьника в современном образовании, а так же создание условий психологической комфортности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД № 1 (Тема доклада)

Условия формирования школьной и социальной успешности

учащихся начальной школы

В начале своей школьной жизни каждый ребенок хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Социальные мотивы учения – ответственность, необходимость получения образования, не осознаются младшими школьниками и не могут непосредственно побуждать их к учебной деятельности. Главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник поощрений, залог его эмоционального благополучия. От правильно организованной учебной деятельности зависит не только познавательная потребность младшего школьника, но и формируется мотивация учения.

Давайте порассуждаем. О каких учениках   мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве.

СЛАЙД № 2

Работа по формированию успешной  социальной личности  происходит:

в учебной деятельности (интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.),

во внеурочной деятельности (посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования.

СЛАЙД № 3

В период начального образования происходит формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации. При благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Формируются общеучебные умения, навыки и способы деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе.  

Школьная и социальная успешности учащихся начальной школы зависят от социального воспитания младшего школьника и являются составной частью процесса социализации. Социальная успешность приобретается и осознается в процессе социализации личности за счет прикладываемых ею усилий и создания внешних условий, задающих образцы поведения и отношения, способствующие достижениям.

СЛАЙД № 4

В младшем школьном возрасте процесс формирования социальной успешности как качества личности начинается с активного сознательного освоения социальной роли «ученик», когда еще желаема социально значимая учебная деятельность. Более того, «если ребенку удается достичь успеха в школе, у него есть все шансы успеха в жизни» (У. Глассер).

Социальная успешность определяется как результат положительного опыта деятельности, проявляющегося в стремлении включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности (по И.А. Гришановой).

СЛАЙД № 5

Социальная успешность – это качество личности, позволяющее в процессе освоения социального опыта конструктивно функционировать, позитивно развиваться, благополучно преодолевать трудности и разрешать проблемы.

СЛАЙД № 6

В школе обучается 1643 ребенка. Из них у 17 учащихся проявляется социальная неуспешность: в начальной школе 5 детей, со школьной неуспеваемостью – 2. Данные семьи состоят на сопровождении у социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, заместителя директора по УВР. Особое внимание при работе с родителями, детьми уделяется стилю воспитания ребенка в семье, развитию детско-родительских отношений, соответствию возрастного и психического развития, состоянию здоровья ребенка, семейному микроклимату и тому, к какой категории по социальной принадлежности относится семья (многодетная, малообеспеченная, полная/неполная). С родителями, детьми проводятся беседы, коррекционная работа, профилактика развития отклоняющего поведения ребенка в социальной среде. При необходимости привлекаются необходимые специалисты (инспектор ПДН, специалист по социальной работе КЦСОН, УСЗН, управления образования и др.).

СЛАЙД № 7

Структура подразделений, участвующих в работе с социально неуспешными детьми

 

СЛАЙД № 8

Указанный состав с социальной неуспешностью не является постоянным. В результате кропотливой индивидуальной работы всех структурных подразделений дети постепенно переходят в разряд успешных. В 2020/2021 учебном году 3 детей вышли из «группы риска» к успешно обучающимся.

Необходимо отметить, что в социальной успешности как состоянии личности отражается вся совокупность обстоятельств жизнедеятельности школьникакак в образовательном учреждении, так и за его пределами. При этом общеизвестно, что школьная жизнь максимально насыщена оценочными атрибутами, вследствие чего ее влияние оказывается ведущим в возникновении и закреплении состояний успешности или неуспешности детей не только в учебной деятельности, но и во всем спектре отношений с социальным окружением.

СЛАЙД № 9

Социальная успешность определяется воспитательной системой школы в целом, наличием в ней оптимальных для этого организационно-педагогических условий.

Главное условие, обеспечивающее эффективность всякой воспитательной системы, – личность педагога-воспитателя. Ему принадлежит ведущая роль в организации жизнедеятельности общеобразовательного учреждения, в создании обстоятельств жизни детей. Как писал в свое время К. Д. Ушинский: «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника». А. Матиас подчеркивал, что «тот, кто хочет воспитывать других, тот должен быть воспитанным сам. Не столько метод, сколько личность учителя оказывает воздействие на ученика. Только душа может воспитывать другую душу».

Педагог наделен инициативой в оценке учащихся. Поэтому от его мировоззрения во многом зависит, будут ли гуманными взаимоотношения учителя и ученика, будут ли они способствовать формированию у школьника таких качеств как высокая самооценка, уверенность в себе, оптимизм, успешность.

Проблему гуманных отношений с воспитанниками рассматривали Е. И. Ильин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и многие другие исследователи. В массовом сознании предполагается, что педагог в силу его специальной подготовки изначально является обладателем гуманистического мировоззрения. Однако реальный опыт говорит о том, что требуется специальная работа для того, чтобы теоретико-гуманистические ориентации педагогов были переведены на профессионально-деятельностный уровень.

СЛАЙД № 10

В настоящее время происходит смена модели взаимодействий учителя начальных классов и младшего школьника в современном образовании – от учебно-дисциплинарной, авторитарной к гуманной, личностно-ориентированной, утверждающей ценность личности ребенка и отвергающей манипулятивный подход к нему. Из транслятора знаний и опыта педагог становится организатором развивающей воспитывающей среды, способствующей максимальному раскрытию актуальных и потенциальных возможностей учащихся.

Суть гуманного отношения к ребенку выразил еще В. А. Сухомлинский отвечая на вопрос: Что такое хороший учитель? – «Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком».

СЛАЙД № 11

Среди основных принципов современного подхода в организации гуманистического («очеловеченного») образовательного процесса Е. В. Коротаева выделяет:

  • ценностное отношение к личности ребенка, признание за ним права на собственную позицию, на возможность высказать это мнение без последующих дисциплинарных наказаний. При этом важно учитывать, что ценностное отношение означает и обратный процесс: от ребенка к педагогу, и это – показатель уровня профессионального мастерства учителя;

субъект-субъектное межличностное взаимодействие педагога и воспитанника в образовательном процессе, то есть предполагающее активное, инициирующее участие обеих сторон в познании и воспитании вместо традиционного однонаправленного педагогического воздействия;

СЛАЙД № 12

признание за ребенком прав: на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых могут наиболее полно реализоваться способности и потенциальные возможности ребенка; признание на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью; признание за собой и за ребенком обязанностей: «Чтобы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиться».

Гуманизированный учебно-воспитательный процесс может организовать только педагог, ведущими характеристиками профессиональной культуры которого становятся его гуманистическая педагогическая позиция по отношению к детям и способность быть воспитателем, психолого-педагогическая компетенция и развитое педагогическое мышление, владение педагогической технологией формирования у учащихся гуманистических черт характера.

Поэтому, такой процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель.

Конкретную технологию гуманного отношения к воспитаннику предлагает В. А. Караковский. Он считает: «что если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире».

СЛАЙД № 13

Успешное обучение и воспитание детей, их внутреннее благополучие и социальная успешность во многом зависят от стиля работы учителя. Демократический стиль способствует успешному формированию психических функций ребенка, благоприятствуют обучению и обеспечению социальной успешности, а авторитарный стиль либо приводит к закреплению исполнительской позиции, формированию комфортного поведения, либо вызывает негативные эмоционально-поведенческие реакции детей. Д. В. Ольшанский предупреждает: «несчастен тот учитель, который лишь обучает и формирует личность ребенка по своему образу и подобию. Счастлив тот, который живет и растет вместе с детьми: воспитывая их, он воспитывается сам».

СЛАЙД № 14

Профессиональная позиция педагога как субъекта воспитательного влияния во взаимодействии с ребенком и детским сообществом школы предполагает его готовность и способность:

  1. Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: диалогичности; эмпатического понимания; доверия к возможностям, способностям ребенка; безоценочного отношения к ребенку как суверенной личности; конгруэнтного самовыражения (открытости для ребенка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя).
  2. Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую, на основе отношений сотрудничества и сотворчества (например, в процессе подготовки и реализации внутришкольных, внутриклассных событий).

СЛАЙД № 15

  1. Создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
  2. Раскрывать и реализовывать воспитательный потенциал процесса обучения (через содержание образования, формы и методы обучения), предметно-эстетической среды, окружающей детей.
  3. Взаимодействовать со школьниками как субъектами школьного самоуправления.
  4. Поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самореабилитации, ценностно-смыслового поиска ребенка, организуя необходимую групповую и индивидуальную работу.
  5. Предоставлять реальные возможности для личностной самореализации, жизненного самоопределения ребенка в пространстве воспитательной системы школы.
  6. Транслировать гуманистическую культуру отношений человека к себе, к окружающему миру.
  7. Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.

СЛАЙД № 16

Обеспечение социальной успешности школьников предполагает создание в школе обстановки психологической комфортности. Феномен «психологической комфортности» обладает достаточным потенциалом разрешения ряда проблем, начиная от расширения познавательных возможностей ребенка и до предупреждения различных социально-психологических отклонений. В частности, для функционального комфорта характерным является сочетание высокого уровня успешности деятельности с низкими нервно-психическими затратами.

Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения и далее соответственно с его жизненными потребностями.

Обстановка «психологической комфортности» является одним из признаков наличия в школе гуманистической воспитательной системы. К ним относятся:

  • Наличие общих представлений о школе как о целостном феномене, о ее качествах и свойствах, т.е. наличие собственной «малой концепции школы», отражающей ее настоящее и проектирующие будущее, концепции, принятой и педагогами, и учащимися.

Здоровый образ жизни ее коллектива, жизни, включающей помимо учебы, и труд, и развлечения и неформальное общение, и творческую деятельность по интересам.

СЛАЙД № 17

В нашей школе проводятся «Дни здоровья», коллективные выезды на природу не только в рамках классных мероприятий, но всего педагогического коллектива школы, позволяющие сплотить коллектив, снять усталость, зарядить позитивными эмоциями.

  • Наличие радостных событий в жизни ребят, событий, ожидаемых и переживаемых ими, порождающих энергию, подъем духа в коллективе.

В течение учебного года проводятся традиционные праздничные мероприятия (день знаний, дни рождения, новогодний праздник, 23 февраля, 8 марта, масленица), различные викторины, посещение кинотеатров, музеев и других общественно-культурных мероприятий, которые помогают формировать социальную успешность учащихся.

СЛАЙД № 18

Имеется клуб «Олимпик», где дети могут развиваться не только физически, но и укреплять свое здоровье. Работают спортивные кружки/секции: спортивное ориентирование, карате, судомодельный кружок, робототехника.

В центре дополнительного образования «Орленок» работают кружки, способствующие развитию внутреннего мира ребенка, раскрытию его творческих способностей (танцевальный кружок «Сальве», изостудия, умелые ручки).

Проведение элективов, факультативных занятий, таких как математическая мозаика, школьный телетайп, ракетомоделирование, театральная студия «дебют», математических калейдоскоп способствуют всестороннему развитию ребенка. Всего 11 направлений.

СЛАЙД № 19

Для 4-5 классов согласно ФГОС проводятся факультативы по психологии общения. В учебном году проводится 35 занятий для каждого класса. Дети учатся общаться конструктивному взаимодействию, бесконфликтному общению. Особое внимание уделяется развитию эмоционально-волевой сферы учащихся. Ведь именно от развития эмоционального интеллекта на сегодняшний день во многом зависит социальная успешность ребенка. Научиться осознавать свои эмоции и чувства, понимать и применять их в общении с людьми очень важно для развития социального здоровья личности, взаимодействия с внешней средой (выработка индивидуального стиля деятельности (поведения), наличие самоконтроля и саморегуляции в зависимости от обстоятельств).

СЛАЙД № 20

Наличие зон неупорядоченности, свободного развития отдельных классов, групп, детей, как дополнение упорядоченности и противовес заорганизованности.

  • Наличие «говорящих стен», отражающих повседневную жизнь ребят (обсуждение успехов детей, выявление причин неуспеха и пути решений для его исправления).
  • включенность среды в школу и школы в среду;
  • разрешение внутренних конфликтов за счет саморегуляции;

гуманистический характер личностных отношений между детьми и взрослыми, проявляющиеся в их повседневном общении.

Опираясь на мнение исследователей в данной области школа с ее гуманистической воспитательной системой (В. А. Караковский), в современных условиях остается почти единственным источником стабильности, своеобразной экологической нишей, гарантом «разумного, доброго, вечного», без чего не может развиваться растущий человек.

СЛАЙД № 21

Критериями эффективной работы службы психолого-педагогического сопровождения определяют «обеспечение основных психологических условий, способствующих развитию личности школьников, к которым относятся:

максимальная реализация в работе педагогического коллектива с учащимися возрастных возможностей и резервов (через семинары для учителей, родительские собрания);

  • развитие в учебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей учащихся внутри каждого возрастного периода интересов, склонностей, способностей, направленности, ценностных ориентаций, жизненных планов;
  • создание в школе благоприятного для развития и самочувствия детей психологического климата, который определяется продуктивным обучением, взаимодействием ребенка и взрослых, окружение сверстников».

Проектирование и реализацию условий для успешной социализации учащихся, перспектив их личностного роста считается основным направлением социально-педагогического сопровождения.

СЛАЙД № 22

И наконец, истинная цель сопровождения заключается в «обеспечении полноценного психологического здоровья (полного душевного комфорта физического и социально-психологического благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов». Основным средством достижения данной цели является «создание благополучных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития психики, личности и индивидуальности».

Таким образом, социальная успешность учащихся в школе возможна при наличии следующих организационно-педагогических условий:

  • перевод теоретико-гуманистических ориентаций педагогов на профессионально-деятельностный уровень;
  • создание обстановки психологической комфортности в школе;
  • создание поля реализации личностного потенциала школьников;
  • насыщение учебного процесса гуманитарным содержанием;
  • педагогическое сопровождение процесса личностного роста школьников в социальном взаимодействии.

Указанные условия способны обеспечить социальную успешность школьников в том случае, если они реализуются в едином комплексе и пронизывают всю систему жизнедеятельности образовательного учреждения.

Диагностика социальной успешности младшего школьника

Диагностика эмоционально-волевой сферы:

 «Определение уровня саморегуляции».

Диагностика школьной тревожности (Е. Амен).

Цветовой тест отношений «ЦТО» (А.М. Эткина).

Экспериментальная беседа по определению «Внутренней позиции школьника» (Н.И. Гуткина).

Исследование личностных особенностей младшего школьника (Р.Б. Кеттел, Р.В. Коан).

 Самооценка и уровень притязаний младшего школьника при помощи методики А.И. Липкиной «Три оценки».

Микропрактикум «Мой класс».

Эмоциональная удовлетворенность школьника.

Социометрический метод исследования.

Оценка привлекательности классного коллектива (диагностика взаимоотношений в классе).

Методика «Два домика».

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КЛАССЕ

1. «ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА»

Цель: Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива

Ответ

  • “а” - 5 баллов,
  • “б” - 4 балла,
  • “в” - 3 балла,
  • “г” - 2 балла,
  • “д” - 1 балл,
  • “е” - 0 баллов.

Анкета для оценки привлекательности классного коллектива

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти;

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;

в) Не вижу никакой разницы;

г) Скорее всего, остался бы в своем классе;

д) Очень хотел бы остаться в своем классе;

е) Не знаю, трудно сказать.

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как большинстве классов;

г) Хуже, чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

5. Какого отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе;

б) Лучше, чем в большинстве классов;

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;

г) Хуже ,чем в большинстве классов;

д) Хуже, чем в любом классе;

е) Не знаю.

Обработка результатов.

Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

  • 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
  • 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
  • 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
  • 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.

2. МЕТОДИКА «ДВА ДОМИКА»

Цель: выявить симпатии и антипатии к членам коллектива

Стимульный материал: на листе бумаги нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них, что побольше – красного цвета, а другой – черного. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашом.

 Детям предлагается инструкция следующего характера: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе и ты можешь приглашать к себе всех кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе в красный дом. В черном домике поселятся ребята, которые тебе совсем не нравятся».

 Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домах. Особое внимание здесь следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный дом, оставаясь в одиночестве или окружая себя взрослыми. Это, как правило, или очень закрытые, необщительные дети, либо дети очень конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

3. «ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель:   изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. 

Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это…
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…
3. Ребята, с которыми я хотел бы общаться, это…
4. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…
5. Ребята, с которыми мне приходится общаться по необходимости, это…
6. Ребята, интересы которых мне чужды, это…
7. Ребята, которые мне неприятны, это…
8. Ребята, которых я избегаю, это…

  1. МЕТОДИКА «ФОТОГРАФИЯ КЛАССА»

Цель: оценить взаимоотношения учащихся друг с другом и с классным руководителем

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

5. «СОЦИОМЕТРИЯ»

Цель: изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе.

Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания. Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок. Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии. Задание 3. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы

Метод проектов  относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая с...

Диагностика формирования социальной компетентности учащихся начальной школы.

Материал является результатом работы опытно-экспериментальной площадки по уровню сформированности социальной компетентности и содержит практические рекомендации....

Формирование социальной компетентности учащихся начальной школы, через внеурочную деятельность.

Современное образование  ответственно не только за сдачу школьниками предметных экзаменов, но и за развитие качеств личности, обеспечивающих возможность успешно адаптироваться в обществе. П...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

Доклад на тему: «Условия формирования устойчивой учебной мотивации у учащихся начальных классов»

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.Формирование мотивации — это воспитание у школьников и...

Формирование школьной и социальной успешности обучающихся

В работе оьобщен опыт по формированию успешности школьников...

Презентация на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы.

Презентация к семинару для учителей младших классов. Проведен в 2020-2021 учебном году. На семинаре обсуждается процесс социальной успешности как качество личности каждого школьника. Рассматриваются м...