Формирование школьной и социальной успешности обучающихся
статья

Макарова Елена Владимировна

В работе оьобщен опыт по формированию успешности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_shkolnoy_uspeshnosti.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

        Организация работы учителя по формированию школьной успешности учащихся.

       Успешность – понятие собирательное и достаточно неопределенное. У каждого человека складывается свое представление об успешности, которое редко совпадает по своим характеристикам у разных людей. Но все хотят быть признанными, принятыми, по достоинству оцененными в обществе. Все хотят быть счастливыми.

       Любая успешность специализирована. Успешность в установлении межличностной гармонии достигается одним профилем (одними чертами) личности, деловая успешность - другим.

Однако, признаки универсальной успешности вычленить все-таки можно.

        Успешный человек - человек, успешно достигающий своих целей, ощущающий это сам и имеющий в этом признание окружающих.

  Школьная успешность, так же как и успешность  вообще, связана с умением достигать хороших результатов в деятельности и признанием окружающих. Социологи отмечают, что школьная успешность Жизненную успешность не обеспечивает. По крайней мере, главенствующим параметром не является. Понятие «успешный школьник» очень сильно отличается от понятия «успешный человек». Однако, успехи в школе (академическая успеваемость и популярность у одноклассников) являются важнейшими критериями психического здоровья, приспособленности и благополучного развития личности, которые    будут способствовать становлению Жизненной успешности во взрослой жизни. 

В то же время рядом исследователей отмечено, что школа может оказать неблагоприятное влияние: неуспеваемость предсказывает неблагополучие в дальнейшей жизни, а стресс, связанный с получением образования в современных условиях, может приводить к отклонениям психического здоровья. Кроме того, проблемы взаимоотношений с одноклассниками могут приводить к трудностям в общении на протяжении долгого времени.

      Существуют специальные программы по развитию у школьников качеств личности, необходимых для формирования у них в будущем Жизненной успешности   – «Школа социальной успешности». В них подчеркивается, чтоформирование  необходимых качеств   начинается  в раннем детстве, но подчас и целая жизнь не приводит к определенному и окончательному результату.

        Поэтому, считают авторы организационно-педагогической концепции школы социального успеха центра образования «Восточное ДЕГУНИНО»  №1678 г. МОСКВЫ, успешности нужно долго и старательно учиться! Успешность не приходит сама собой, без долгого и кропотливого труда над собой – своим характером, образованием, способностями, привычками, привязанностями. Эту работу по самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию каждый производит самостоятельно, но непременно при сопоставлении себя с другими, в процессе взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, незнакомыми людьми. Школа должна помогать ребенку в этой работе, помогать ему вырабатывать свой способ преодоления трудностей, разрешения проблем, организации своей успешности.     

       Воспитание возможно большего числа успешных граждан Отечества   считают авторы, и я к ним присоединяюсь, является важной социальной задачей, так как в этом случае и само государство может оптимистично определять перспективы своего социального развития.

 

        Исходя из  базисных характеристик личности, способствующих достижению целей и являющихся залогом успешности и счастья человека,  в   программах школ социального успеха  определены основные направления, содержание и методы  работы. Но хочется отметить, что если учителю не посчастливилось работать в таких Школах, он может разработать свою программу формирования успешности школьников. Причем, многие инновационные технологии, внедряемые в школах, так же нацелены именно на формирование качеств личности необходимых для достижения успешности и в период учения и в будущей взрослой жизни.

Исходя из позиции, что школьник не просто готовится к взрослой жизни, а уже живет(!) именно сейчас,   что школа не только и не столько учреждение, где  он  получает  образование, сколько  среда  его  обитания, место, где  он  проводит  большую часть своего времени,  очень важно,  чтобы школьные годы были для каждого учащегося оптимистичными, чтобы каждый нашел и проявил себя, стал успешным в каком-то, не обязательно учебном, виде труда, осознал себя нужным, значимым для других.

        Независимо от того  по какой программе работает, какие технологии применяет  каждый учитель, он может взять себе на вооружение девиз: «Да будет так: ученик - значит, успешный!»          Как же этого добиться в реальной практике?

        Методика формирования личной успешности включает в себя следующие задачи:

- Выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании.

- Определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся.

- Осуществлять реализацию дифференциации и индивидуализации обучения  на уроках,  индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях.

- Внедрять и совершенствовать новые программы, разрабатывать дидактические пособия.

- Развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей научно - познавательной деятельностью.

- Развивать интеллектуальные компетенции учащихся

          Так как важнейшими составляющими школьной успешности являются: здоровье, творческая самореализация, позитивность мышления, активность, адекватная позитивная самооценка, осведомленность, произвольность психических процессов, сформированность базовых учебных навыков, высокий адаптивный ресурс (возможность адаптироваться в сложной ситуации), мотивационные факторы и т.д.

        Целенаправленная работа учителя по формированию этих качеств и характеристик, и будет способствовать формированию успешности школьников.

         1)    Важнейшим показателем успешности школьников является академическая успеваемость. Формальным показателем школьной успешности является отметка, которую педагог выставляет детям.     Всегда в классе есть ряд школьников,  которые испытывают значительные трудности в обучении. Таким детям трудно ощущать себя успешными в рамках отметочной системы обучения, трудно достигать единых для всех планок успешности.  Поэтому эти планки можно задавать каждому индивидуально, и по мере их достижения – поднимать выше. Важно, чтобы при достижении очередного рубежа, ребенок испытывал чувство удовольствия, радости от достигнутого и стремился к новым достижениям. Ведь неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.

        Как это сделать?

        Необходимо, прежде всего, сконцентрировать внимание из множеств «неуспеваемостей» ребенка на той, которую важно ликвидировать на данном этапе. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами, а не только государственными нормами оценивания. Оценка действий ребенка должна быть очень дробной, дифференцированной.

                Важно ставить перед ребенком конкретные и реальные цели, которые он должен попытаться достичь.

             Е.А.Бугрименко и Г.А.Цукерман предлагают использовать вместо привычных отметок «волшебные линеечки». Вот как можно оценить домашнюю работу по русскому языку:

Аккуратность      Пропуски       Жи-ши

 

       Мы работали по таким линеечкам в 1-ых классах, в периоды безотметочного обучения. Со 2-го класса мы работали с ними параллельно с отметками. Т.е. за одну работу ребенок мог получить традиционную (не всегда высокую отметку) и оценку на волшебных линеечках. В оценочной работе могли принимать участие учитель, сам ребенок и родители ребенка.

«Линеечки» - не просто отметка, а руководство к действию: завтра надо сохранить все сегодняшние достижения, повторить правило жи-ши, постараться быть внимательнее при списывании.

Так отрабатывалось конкретно то или иное умение, ребенок поднимался по линеечкам все выше и выше. Мог сравнивать свою оценку с оценкой учителя и родителей, чем формировалась адекватная самооценка. При достаточно устойчивом фиксировании результата работ на высоком уровне, ребенок получал ещё и смайлик, т.е. признание успеха, и совместно выбирались следующие показатели для отработки следующего умения и достижения следующих успехов.

        При такой организации оценивания детских работ срабатывало правило управления: мы не можем избавиться от того, за что ругаем, но можем получить то, за что хвалим.

        Поставь ученику досягаемую планку, дай ему почувствовать удовольствие от достигнутого, дай   поверить в свою успешность – и он горы свернет.

          2)          При изучении материалов по осуществлению принципа успешности обучения, мне встретились интересная  “технология рейтинговой оценки учебной успешности учащихся”.  Она  представляет собой многофакторную технологию оценки обучения, в которой успешность, кроме успеваемости, оценивается по следующим оценочным критериям: домашнее задание (его наличие, соответствие заданному объему),

информационная активность (сообщения, доклады, конференции, рефераты и т. д.),

участие в изучении нового материала и закреплении изученного материала,

дисциплина, пропуски уроков и опоздания (без уважительной причины).

Для каждого из оценочного критерия разработана шкала оценивания в Ре (рейтинговые единицы). Таким образом, учитель получает возможность оценить все стороны учебно-воспитательного процесса.

       Предполагается, что на одном уроке учащийся может получить несколько оценок. В качестве оценки, т.е. стимулирующего поощрения может быть использовано поощрение с помощью накопления баллов, жетонов. Каждый жетон – маленькая победа, шаг на пути к большому успеху.

       Данный прием  позволяет повысить активность учащихся, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, повышает интерес  к предмету, рождает чувство радости от достигнутых успехов.  

     3)       Для учителя важно,  сделать ученика успешным по своему предмету (предметам). Успешным настолько насколько он может быть таковым.  Успешный   ученик  тот, который собой доволен, не в смысле самодовольства, а достигнутым результатом.

      Хорошим средством повышения самооценки, творческой самореализации, ощущения удовольствия от процесса работы, её результатов  является проектная деятельность школьников.

            Я применяю метод проектов для подготовки сообщений по ООМ, математике, русскому языку.

           В начале года детям предлагается список тем, приуроченных к изучаемым в течение года темам по предметам. Они расширяют, дополняют изучаемый программный материал. Каждый ребенок (дома) выбирает себе ту тему (проблему), которая ему наиболее интересна.

Конкретизируются цели проекта. Затем в течение определенного времени дети «добывают», обрабатывают необходимую информацию, готовят наглядный материал, готовят презентацию результатов работы. Ко времени прохождения темы на уроке дети демонстрируют полученные результаты, дают взаимооценку деятельности и результата.

               Так как темы для проектов выбираются детьми самостоятельно, с учетом интересов (т.е. планка выполнения -  досягаема) – неуспешных выступлений не бывает. Были кое-какие недочеты, были пожелания и рекомендации детей. Но оценка проектам всегда давалась хорошая.

               Результат работы – расширялись знания по предмету   и практические умения детей,

                                               - дети испытывали чувство удовольствия от проделанной работы.

               Следствие – увеличилось количество индивидуальных тем для подготовки проектов   (с одного до 4 – 5). Ведь еще великий  Аристотель  отметил, что  действия, повлекшие  за собой удовольствие, человек стремится воспроизводить вновь и вновь.  Успехи повышают уровень притязаний.

           Отмечу, что метод проектов можно использовать как метод формирования успешности   и во внеклассной работе – газеты, конкурсы, выставки.

       4)   Повышение самооценки может происходить при организации работы в группах, где в одной команде работают как более сильные, так и слабые ученики. Работа в группах может идти как на уроке, так и во внеурочной деятельности (КТД). Роли в группе, форма участия выбирается детьми в ходе работы, обязательное условие – участие каждого.

Например, задание группе: найти в тексте статьи названия редких растений Амурской области, записать их, найти соответствующие изображения в наборах открыток, подготовить сообщение о самом интересном из них, сделать выставку на доске.

 Вся группа получает общую оценку. Сильные ученики «вытягивают» ее на хороший уровень. Чувство сопричастности, успеха испытывают все участники группы.

                Аналогичная ситуация происходит и при организации КТД. «Совет дела» - наиболее компетентные ученики, которые могут привести задуманное дело к успеху. Остальные участники – исполнители. Награда для всех общая – успех.

               Не случайно, говоря о формировании личной успешности у детей, я так часто ссылаюсь на формирование у них адекватной высокой самооценки. Во-первых, высокая самооценка – сама по себе показатель успешности. А во-вторых,  на протяжении младшего школьного возраста наблюдается динамика развития самооценки: первоначально успешность обучения влияет на самооценку, а затем самооценка влияет на успешность обучения.

       5)    Очень наглядным мощным средством формирования  высокой адекватной самооценки,   ощущения себя победителем являются всевозможные соревнования.

        И хотя в предыдущих примерах мы показали, что давая ребенку оценку, его достижения  надо сравнивать с его же собственными достижениями, но все равно мы всегда сравниваем себя с другими людьми. Нам хочется достигать каких-то успехов по сравнению с другими.

          В той или иной форме соревнования используют все и всегда. Соревнования могут быть организованы по разным направлениям: учеба, дежурство, поручения, творческие дела…

          Для фиксации результатов используются самые разные экраны: рейтинговые ступеньки, смайлики, звездочки, «вершины»…

          Мы в этом году организовали общую «Копилку достижений». В копилку (на экран) можно внести любое  достижение конкретного ученика.

Например, Рита – всегда активна на уроках, для нее ежедневная активность – не достижение, а вот Вика – чаще всего пассивна на занятиях. Активное участие в ходе урока для неё может стать «достижением» в копилку. Для кого-то достижением может стать отличное дежурство, для кого-то – газета к празднику и т.д. В передовики может выбиться отнюдь не отличник.

Результаты подводятся за неделю (с вручением мини-грамоток) и за четверть.

          Если дети не всегда могут проявить себя в учебе, у них всегда есть возможность проявить себя в какой-то другой области.

      6)     В ряде исследований выявлена связь успеваемости со статусом в классе: низкая успеваемость является фактором риска непринятия сверстниками и учителями

Поэтому статус (положение) ребенка в классе, его способность к общению со сверстниками является важным критерием успешности. А работа учителя по  сплочению детского коллектива – одно из важных направлений по формированию школьной успешности.

         Развитию   личной успешности в полной мере способствует целенаправленная организация внеклассной работы.          

Наверно нет таких людей, которые бы не были чем-то увлечены, у которых что-то не получалось бы лучше, успешнее, чем у других. Вот на эти успехи и надо опираться учителю, чтобы формировать у детей ощущение успешности. Если ты –  не отличник, не победитель олимпиад, то ты вполне можешь оказаться  замечательным танцором, художником, каратистом.  Молодец!!!

  То, что у ребенка получается хорошо,  должно быть замечено и признано окружающими. То, что ребенок занимается где-то ещё, достиг определенных успехов, не должно быть тайной для одноклассников, а должно быть общей радостью и удовольствием.

     Во все внеклассные мероприятия, праздники включаю танцевальные номера, спортивные показательные выступления, сольное пение, чтение стихов собственного сочинения и т.п.  Особенно это важно для детей, которые не преуспели в учебе.  

7)          Своеобразным  экраном личной успешности школьника может стать создание  портфолио ученика, так как одной из задач портфолио как раз и является создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.

       Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует  максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

 При создании портфолио крайне важно усвоить:  несмотря на то, что портфолио, это своеобразное мерило успешности ученика,  не стоит, чтобы портфолио ученика начальной школы называлось "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.).  Важно пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

Ведь помимо фиксации успешности портфолио должно выполнять и другие задачи:

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии2, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

           

           Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует.   Работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти   творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

         Портфолио ученика может содержать следующие разделы:

-  Титульный лист (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс, контактная информация и фото ученика).

-   «Мой мир» (Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка: "Мое имя", "Моя семья", "Мой город", "Мои друзья", "Мои увлечения", "Моя школа",  "Мои любимые школьные предметы»)

-  «Моя учеба» (Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами)

-  «Моя общественная работа»    (Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему).

-  «Мое творчество» (рисунки, сказки, стихи)

-  «Мои впечатления»

-  «Мои достижения» (Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке).

-  «Отзывы и пожелания»

-  «Работы, которыми я горжусь» (При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе).

-  Содержание.

                Созданию ситуаций успеха, формированию школьной успешности могут способствовать и множество других методов, приемов:

составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга,        

предложение слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику            и другие педагогические находки.

Важно помнить: движущей  силой  развития  человека,  его  ценностной  ориентации  является  чувство  удовольствия  или  неудовольствия, побуждающее его к внутренней активности, тем или иным поступкам, решениям,  действиям.  

           

               Итак, несмотря на то, что многим учителям хорошо известны портреты двух типов школьников:

успешных ("лучших") учеников - трудолюбивых, целеустремленных, любознательных, тактичных, старательных, исполнительных  и

неуспешных учеников - ленивых, неряшливых, жестоких, неискренних, не желающих учиться.

Всем очень бы хотелось иметь учеников, соответствующих первому описанию. И тогда на помощь должна прийти старинная русская  мудрость: «Перестань искоренять недостатки, лучше помоги ученику увидеть сильные стороны  его души, а распрямится он сам».  Помогите детям стать успешными.

                    В заключение приведу качества, способности, умения и привычки успешного человека.   Формируйте их в детях, развивайте в себе.

- Эффективное мышление, умение учиться, привычка развиваться.

- Уверенное поведение, умение быть лидером,

- Привычка быть энергичным и склонность к здоровому образу жизни,

- Умение и привычка ставить цели,

- Нацеленность на результат, привычка планировать,

- Позитив, конструктив, склонность к сотрудничеству,

- Ответственность, дисциплина,

- Умение быть ярким, артистизм, харизма.

Успехов нам и нашим детям!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме: Формирование навыков социальной успешности личности.

Задача воспитания успешной лич­ности определена как одна из приоритетных в новой Концепции Государственного стандарта общего образования.      Важнейшей характеристикой в сист...

Современные образовательные технологии как средство успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ есть прежде всего особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его недостатки раньше всего изменяет его социальную позицию,...

«Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися младшего школьного возраста, имеющими серьезные отклонения в поведении»

Из опыта работы учителя «Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися младшего школьного возраста, имеющими серьезные отклонения в поведении»...

Формирование школьной успешности

     Успешность – понятие собирательное и достаточно неопределенное. У каждого человека складывается свое представление об успешности, которое редко совпадает по своим хара...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...

Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы

Занятие для проведения семинара для учителей младших классов на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы. Обсуждается процесс социальной успешности как каче...

Презентация на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы.

Презентация к семинару для учителей младших классов. Проведен в 2020-2021 учебном году. На семинаре обсуждается процесс социальной успешности как качество личности каждого школьника. Рассматриваются м...