Современные образовательные технологии как средство успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ
статья

Ребенок с ОВЗ есть прежде всего особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его недостатки раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются. Педагогу приходится иметь дело с социальными последствиями, с теми конфликтами, которые возникают у такого ребенка при вхождении в жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии как средство успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ

Захарова Татьяна Михайловна

учитель-дефектолог

 высшая квалификационная категория

МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»

целевая аудитория: учителя, воспитатели

Современные образовательные технологии как средство успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ есть прежде всего особенный ребенок, к нему складывается исключительное, не обычное, не такое, как к другим детям, отношение. Его недостатки раньше всего изменяет его социальную позицию, социальную установку в среде. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции общественного бытия перестраиваются. Педагогу приходится иметь дело с социальными последствиями, с теми конфликтами, которые возникают у такого ребенка при вхождении в жизнь. Поэтому воспитание ребенка с ОВЗ есть социальное воспитание.

Приведу примеры из своей практической деятельности как при помощи современных образовательных технологии, у нас получается побуждать ребенка к усиленной деятельности, которая могла бы компенсировать недостаток, преодолеть затруднения в социальной адаптации. В своей работе мы выделили ряд  образовательных технологии, которые помогают нам  в работе с младшими школьниками.

  1. Я активно использую технологию сотрудничества.

Мы переходим от педагогики требований к педагогике отношений, взаимодействуем вместе с ребенком. В процессе работы мы действуем вместе, становимся сотоварищами, партнерами, составляем союз. Мы вырабатываем позицию: каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы.  Необходимо выработать  стиль в отношении: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

        В результате работы, я заметила, что дети часто откликаются на создание совместных работ. Они чувствуют значимость каждого и понимают, что выполняют общую работу. Данная технология помогает увидеть, как можно создать совместную работу и что от каждого зависит результат.  

Мы с ребятами часто создаем совместные работы. В процессе данной деятельности пассивные учащиеся раскрываются, а активные – стараются сдерживать себя и направлять свою деятельность на работу.

2.  Технология социализации-индивидуализации. Сферами данной технологии является многообразная детская деятельность˸ игровая, коммуникативная, познавательная, исследовательская, проектная, где происходят активное взаимодействие и совмещение разных представлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленности ребёнка, приобретается социально-индивидуальный опыт. Что особенно важно для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

         Для ребят создаются различные ситуации, организуются поездки, в ходе которых накапливается необходимый опыт, вырабатываются навыки правильного поведения и общения. У учащихся формируются определенные нормы и правила. С помощью данной технологии мы можем подготовить детей с ОВЗ к активной жизни в обществе и сформировать их социальные навыки (качества). Влияние наследственности и среды может быть скорригировано воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать полезную для общества личность.

3.        Технология создания ситуации успеха.  Ситуации успеха

я применяю и создаю в ходе воспитательной работы: на уроках, на внеклассных мероприятиях (вечера, КВН, ситуационно-ролевые игры, игры-путешествия, игры – викторины  и т.д.), в семье (консультационно-просветительская работа с родителями).   Данная технология корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку, что позволяет ребенку успокоиться.  Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими.

Важно помнить, что во взаимодействии нескольких  технологий можно достигнуть наиболее положительного результата в социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Использование современных образовательных технологий как условие успешности педагогов и учащихся

Рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в начальной школе. Показаны их особенности использования в учебном процессе....

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий как средство развития познавательной активности обучающихся начальной школы»

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить в современных условиях как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной форм...

ПЛАН РАБОТЫ НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ «Формирование успешной социальной адаптации обучающихся с расстройством аутистического спектра в процессе внеурочной деятельности»

Процесс социализации - это процесс   взаимодействия личности и    общества. Данное  взаимодействие  включает в  себя, с  одной  стороны...