Особенности субъектности младших школьников
учебно-методический материал
1. Основная тема и проблемы: в психолого-педагогической практике складывается противоречие между потребностью общества в воспитании ответственной, самостоятельной, и умеющей взаимодействовать с окружающим миром личностью, и недостаточностью использования потенциала образовательной организации в развитии субъектности младших школьников;
2. Цель исследования: выявить особенности субъектности у детей младшего школьного возраста и разработать программу, направленную
на развитие субъектности младших школьников.
3. Выводы автора:
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений об особенностях субъектности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том,
что разработанная программа, направленная на развитие субъектности, может быть рекомендована в образовательных учреждениях начального общего образования при работе с младшими школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
АННОТАЦИЯ
Краткая характеристика содержания:
1. Основная тема и проблемы: в психолого-педагогической практике складывается противоречие между потребностью общества в воспитании ответственной, самостоятельной, и умеющей взаимодействовать с окружающим миром личностью, и недостаточностью использования потенциала образовательной организации в развитии субъектности младших школьников;
2. Цель исследования: выявить особенности субъектности у детей младшего школьного возраста и разработать программу, направленную
на развитие субъектности младших школьников.
3. Выводы автора:
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений об особенностях субъектности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том,
что разработанная программа, направленная на развитие субъектности, может быть рекомендована в образовательных учреждениях начального общего образования при работе с младшими школьниками.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 9 |
Психолого-педагогические аспекты изучения субъектности в младшем школьном возрасте | 9 |
Структура субъектности младших школьников | 13 |
Особенности проявления субъектности у детей младшего школьного возраста | 18 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | |
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст выступает особым этапом школьного детства, поскольку ребенок обретает новую социальную роль ученика, происходит качественное преобразование познавательной сферы, активное взаимодействие с социальной средой. Именно в данном возрастном периоде ребенок начинает осознавать себя в качестве субъекта.
В современных источниках у термина «субъектность» нет единого определения. Данное понятие по-разному интерпретируется авторами.
В трудах О.С. Лапковой субъектность определяется как интегративное личностное качество, которое объединяет в себе такие характеристики как активность, рефлексивность, стремление к саморазвитию, самостоятельность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой [28, с. 140-145].
В исследованиях Т.А. Карлиной дается более общее понятие субъектности, которое заключается в способности человека преобразовать собственную жизнь, реализовать поставленные цели, а также контролировать и оценивать собственные действия и поступки, умение управлять ими [24, с. 265-267].
По мнению М.И. Вьюновой, развитие субъектности младшего школьника необходимо для раскрытия внутреннего потенциала ребенка, которое заключается в способности самостоятельно принимать решения в ситуациях самоопределения и нести за них ответственность, проявлении активности при взаимодействии с социальной средой, что в дальнейшем успешно скажется на развитии личности в целом [12].
Феномен субъектности изучался в трудах К.А. Абульхановой, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана. Субъектность младших школьников исследовалась Н.А. Жестковой, М.И. Вьюновой, О.С. Лапковой, М.А. Пыжьяновой.
Таким образом, исследование особенностей субъектности у детей младшего школьного возраста является актуальной, так как в этом возрасте формируется личность ребенка, его самооценка, мотивация, самостоятельность, ответственность и активность. От того, насколько успешно проходит данный период, зависит дальнейшее развитие личности и жизнедеятельность в целом.
Подтверждением этому могут служить нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность начального общего образования, так как они ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в разделе «Основные положения» обозначается, что целью начального общего образования является развитие личности, его способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации. Одним из требований, предъявляемых к результатам обучения является «готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции…» [56].
Так, ФГОС НОО в целом направлен на развитие субъектности младших школьников.
Вышесказанное обозначило проблему исследования, которая заключается
в том, что развитию субъектности младших школьников уделяется недостаточно внимания в системе начального общего образования.
На основании теоретического анализа проблемы исследования
и ее актуальности выявлены следующие противоречия:
- между потребностью общества в воспитании ответственной, самостоятельной, и умеющей взаимодействовать с окружающим миром личностью, и недостаточностью использования потенциала образовательной организации в развитии субъектности младших школьников;
- между сензетивностью младшего школьного возраста для развития субъектности и ограниченностью на практике форм и методов работы, способствующих развитию субъектности у младших школьников.
Цель исследования: выявить особенности субъектности у детей младшего школьного возраста и разработать программу, направленную
на развитие субъектности младших школьников.
Объект исследования: субъектность.
Предмет исследования: особенности субъектности у детей младшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
- Вероятно, существуют статистически значимые различия в проявлении субъектности у мальчиков и девочек младших классов.
- Вероятно, существует взаимосвязь субъектности с самооценкой и ответственностью у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:
- Провести теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблеме особенностей субъектности детей младшего школьного возраста.
- Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей субъектности у младших школьников, и оформить полученные результаты.
- По результатам исследования разработать программу, направленную на развитие субъектности младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- научные труды исследования феномена субъектности К.А. Абульхановой, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Селиванова, В.И. Слободчикова;
- исследования Н.И. Вьюновой, Н.А. Жесткова, Н.В. Зотиковой, О.С. Лапкова, И.А. Липчанской, М.А. Пыжьянова по изучению субъектности младших школьников;
- работы В.А. Бардынина, Н.А. Жесткова, О.С. Лапкова, М.А. Пыжьянова, А.П. Рябищенкова о психолого-педагогических условиях развития субъектности.
Для достижения цели и проверки гипотезы мы использовали методы теоретического уровня, заключающиеся в теоретическом анализе научной литературы, обобщении научно-исследовательских работ по теме.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические аспекты изучения субъектности в младшем школьном возрасте
На сегодняшний день важным требованием общества выступает воспитание человека как уникальной личности. Формирование личности не представляется возможным без развития у нее субъектности [24, с. 265-267].
По мнению М.И. Вьюновой и О.С. Лапковой, каждый возраст играет определенную роль в развитии субъектности человека, но особое место отводится младшему школьному возрасту [12].
Именно в младшем школьном возрасте, по мнению О.С.Ульяновой, дети обретают новый социальный статус, осознают свое «Я», начинает активно взаимодействует с социальной средой [55, с. 28]. Как отмечает Н.И. Вьюнова, на данном возрастном периоде ведущей становится учебная деятельность, в которой формируется отношение к себе и другим людям, к обществу в целом, а также происходит развитие самого себя, так ребенок становится субъектом учебной деятельности [13].
По мнению А.В. Виноградовой на современном этапе развития общества понятие «субъектность» интерпретируется авторами по-разному и не имеет единого определения [10, с. 64-66].
В исследованиях В. И. Слободчикова под субъектностью понимается категория, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Иначе говоря, это способность личности управлять собственными действиями и поступками, преобразовывать свою жизнь [49].
В трудах А.К Осницкого субъектность определяется как волеизъявление в процессе жизни человека, которое основывается на личном опыте, намеченных целях, значимых ценностях [37, с. 5].
Наиболее полное описание подходов определения содержания субъектности с точки зрения психологии дала Е.С. Мурашева. В первую очередь стоит назвать субъектный подход, при котором субъект является центральным понятием [34].
Субъектность определяется в работах К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинским как главная категория и изучается с позиций её компонентов [2; 3; 7]. В работе В.А. Татенко субъектность изучается с позиции мотивационно - операционных механизмов [53].
В субъектно - деятельностном подходе субъектность трактуется К.А. Абульханова-Славская как способность личности [1]. В трудах А.К, Осницкого субъектность является приобретаемыым и формируемым свойством человека [37, с. 7]. В работе Л.И. Анциферова, субъектность - это конституирующая характеристика личности [3, с. 27].
По мнению В.А. Петровского, субъективность выступает как определяющая характеристика личности и является центральным образованием личности. Оно возникает на определенном уровне развития, и является новым системным качеством, интегрирующим такие составляющие, как самостоятельность, самодетерминация, активность, инициативность, рефлексивность, саморегуляция [39, с. 17-30].
В своих исследованиях Т.А. Карлина характеризует субъектность наличием у человека таких качеств, как дисциплинарность, активность, рефлексивность, осознанность, ответственность, самостоятельность в принятии решений, креативность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Также она отмечает, что субъектность проявляет себя в осуществляемой деятельности, познании и общении. Высшим уровнем развития субъектности является активная творческая деятельность [24, с. 265-267].
В трудах А.А. Григорьевой под субъектностью ребенка подразумевается отражение его возможности по достижению целей и решению задач, которые ставит педагог. Процесс становления субъектности ребенка имеет тесную связь с процессом становления собственного «Я» [15, с. 386-390].
Как отмечает Н.А. Жестакова, субъектность является интегративной характеристикой личности. Она отражается в различных сферах деятельности человека и может проявляться в одних сферах более отчетливо, в других - менее. К примеру, ребенок может выступать субъектом в общении со сверстниками, но при этом не брать на себя ответственность за свою учебную деятельность [19].
В работе Н.Е. Серебросвкой говорится, что личность развивается как субъект своей деятельности через взаимодействие с окружающим миром и людьми. Это происходит из-за активного влияния внешнего мира на личность. Поэтому необходимо осознавать условия социальной ситуации развития ребенка в школе и создавать образовательные условия, необходимые для его активного становления как субъекта [47].
При анализе работ разных авторов В.И. Слободчиков в своей диссертационной работе связывает становление субъектности с развитием самосознания и мотивационно-смысловой сферы личности. Осознанный выбор начинается с осознания себя, внутренних ресурсов, своих границ, интересов, потребностей. Для развития самоопределения младшему школьнику необходимы осознанность и ответственность перед самим собой, умение анализировать свою психическую реальность, развитый механизм рефлексии, адекватная самооценка и другие навыки. Младшему школьнику необходимо наладить диалог с собой и занять активную позицию по отношению к своей жизни как в настоящем, так и будущем. Все это напрямую связывается с развитием субъектности в младшем школьном возрасте.
Таким образом, субъектность, по мнению В.И. Слободчикова, является важной характеристикой личности в школьном периоде ее жизни [50].
В диссертационной работе А.С. Лапковой отмечается, что для развития субъектности младших школьников необходимым является взаимодействие взрослых (педагогов, психологов, родителей) и ребенка, которое будет побуждать к встречной активности, с целью понимания ценности своего «Я» и «Я» для другого, в стремлении к познанию себя и познанию особенностей других индивидов, в развитии способности самостоятельно реализовывать собственные идеи, умения самостоятельно выбирать методы и способы средства исполнения, соответствующие целям, умения управлять своим поведением и деятельностью, способность управлять своим поведением и деятельностью, в сознательном регулировании границ «Я» во взаимодействии с окружающим, в самонаблюдении и осознании своих изменений, в отражении нового субъективного опыта [27].
В исследованиях Н.И Вьюновой выделяются условия, необходимые для развития субъектности у детей:
- организация общения, так как субъектом выступает тот человек, который находится в отношениях субъектности с окружающими. К примеру, если педагоги либо родители будут относиться к ребенку только как к объекту воспитания, то это снизит его возможности в обретении субъектности.
- организация соответствующей деятельности, поскольку ребенку необходима деятельность, которая будет требовать от него ответственности и самостоятельности в принятии решений, а также которая способствует самореализации и развитию личности.
- субъектность может быть реализована на трех уровнях: уровень выбора ценностей, уровень собственного содержания деятельности, ее общественной формы, уровень технологического содержания деятельности (знания, умения и навыки) [13].
Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя субъектом. Под субъектностью будем понимать интегральное качество личности, которое проявляется в способность управлять собственными действиями и поступками, преобразовывать свою жизнь. Субъектность характеризуется наличием у человека дисциплинарности, активности, рефлексивности, осознанности, ответственность, самостоятельности в принятии решений, а также стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимыми условиями для развития личности детей выступают организация общения, соответствующей деятельности и познания.
Структура субъектности младших школьников
На сегодняшний день не существует единого подхода в выделении структурных компонентов субъектности. К характеристикам субъектности, выдвигаемых разными авторами относят следующие критерии и показатели:
- активность;
- деятельностное отношение к себе и окружающей действительности; [8, с. 3-11]
- инициативность;
- креативность, в том числе стремление к творческой реализации себя в деятельности;
- рефлексивность; [46, с. 29-35]
- самостоятельность [38];
- автономность;
- ответственность; [19]
- способность к саморазвитию;
- конструктивное взаимодействие с окружающей средой;
- адаптивность к внешним условиям; [6]
- целостное восприятие окружающего мира;
- способность разрешать противоречия [2, с. 13-26].
Наиболее полно проанализировала и представила различные подходы к структуре субъектности Е.С. Мурашова в своей диссертационной работе. Она выделила субъективный, субъектно-деятельностный, личностно-ориентированный, акмеологический и гуманитарные подходы [34].
В субъектном подходе А.В. Брушлинский в структуру субъектности включил активность, автономность, деятельностное отношение к себе и окружающей действительности [9].
В субъектно-деятельностном подходе К.А. Абульханова-Славская выделила активность, ответственность, саморегуляция, способность разрешать противоречия.
В личностно-ориентированном подходе И.С. Якиманской выделяет активность, возможности и способности учащегося, деятельностное отношение, осознанность.
В акмеологическом подходе А.А. Деркач, Э.В. Сайко в качестве структурных компонентов называют активность, саморазвитие, самореализацию.
Гуманитарный подход Н.Я. Большуновой определил в структуре субъектности саморегуляцию, самостоятельность, ответчивость, ответственность, рефлексию [34].
На основании теоретического анализа учеными определилось несколько подходов к структуре субъектности младших школьников.
В работе М.С. Кагана в структуре субъектности младших школьников выделяются активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственности за него, уникальность, понимание и принятие другого, саморазвитие [23].
В исследованиях Н.В. Зотиковой [21] рассмотрена специфика развития этих характеристик субъектности у младших школьников и представлена в таблице 1. (Таблица 1)
Таблица 1 – Специфика развития структурных характеристик субъектности младших школьников
Структурные характеристики субъектности | Проявления субъектности у младших школьников |
Активность | Связана с решением учебных задач |
Рефлексивность | У младших школьников есть определенные навыки самоконтроля. Самооценка в большинстве случаев носит «отраженный» характер, другими словами, знания ребенок о себе получает в качестве оценок от взрослых. |
Свобода выбора и ответственность за него | Младший школьник еще не осознает своих прав и возможностей, он выступает «объектом» воспитательных воздействий со стороны взрослых. |
Уникальность | Ребенок ощущает свою уникальность, но преобладают «присоединяющие» характеристики при описании себя и оценочные суждения значимых взрослых. В основном воспринимает себя как ученика. |
Понимание и принятие другого | Формируется система оценивания сверстников с точки зрения этики. Принятие других основывается на отношениях, которые связанны с учебой. Чем выше учебные успехи, тем положительнее относятся к нему сверстники, неуспевающие ученики редко принимаются сверстниками. |
Саморазвитие | Саморазвитие в младшем школьном возрасте связано с познавательной деятельностью. Младший школьник фиксирует свои учебные успехи и достижения. |
В исследованиях Е.Н. Волковой и А.В. Брушлинского отмечается, что у младших школьников функционирующие компоненты субъектности проявляются и продолжают активно формироваться. К таким системно-функционирующим компонентам они относят активность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии и самопознанию, осознание самооценки, конструктивное взаимодействие с окружающими. Рассмотрим содержание каждого критерия субъетности младших школьников [59].
Критерий «активность» - это внутреннее стремление младших школьников для эффективного познания окружающей действительности и деятельностное отношение к ней и к себе как к субъекту [41].
В исследованиях Н.И. Вьюновой и Н.А. Жестковой отмечается, что активность младших школьников проявляется при инициативном участии детей в значимой для общества деятельности, а также в самовыражении в общении, деятельности себя и познании [19].
К данному компоненту Б.К.Тогусова относит знания о видах деятельности, которые реализуются в школе, интерес, целенаправленное и осознанное отношение субъекта к деятельности, готовность к ее осуществлению [54].
Критерий «самостоятельность» - это способность младших школьников относительно независимо от других осуществлять собственную деятельность и нести за нее ответственность.
Для развития самостоятельности В.А. Лебедевым отмечены следующие необходимые условия:
- учет индивидуального своеобразия и возможностей младших школьников;
- безоценочное восприятие ребенка как личности;
- активизация потребности младшего школьника в игровой деятельности;
- разнообразие видов деятельности, занятий и увлечений;
- стимулирование творческого самовыражения ребенка;
- обеспечение комбинации обязательных и свободно выбираемых ребенком занятий;
- согласованные требования и ожидания от ученика со стороны как семьи так и школы;
- оказание помощи школьнику в осознании своей индивидуальности в контексте коллективной и индивидуальной деятельности [29, с. 5-19].
Критерий «ответственность» - это способность детей младшего школьного возраста осознавать причинно-следственные связи между собственными действиями и их индивидуальными, социальными и психологическими последствиями [54].
В исследованиях М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой отмечаеттся, что ответственность формируется у человека в младшем школьном возрасте [32, с. 116].
В работах К.А. Климовой выделяется несколько показателей ответственности у младших школьников, таких как осознание необходимости и значимости выполнения поручений, направленность на успешное выполнение заданий, эмоциональное вовлечение в задания и понимание необходимости отчета по завершению дела [25].
В диссертации Т.А. Городовой показателями данного критерия являются саморегуляция, дисциплинированность, самостоятельность, планирование своей деятельности и умение регулировать отношения с окружающими и самим собой. [14].
Критерий «способность к рефлексии и самопознание» - это способность к осознанию и изучению своего внутреннего мира В младшем школьном возрасте рефлексия является важным новообразованием [58].
В работе В.И. Степанского субъектность представляет собой специфическое качество человека, рефлексивное осознание самого себя. Она проявляется в умении младшего школьника анализировать свои действия, видеть себя со стороны и учитывать точки зрения других людей [52, с. 98-103].
В качестве показателей способности к рефлексии Т.А.Городова выделяет самовосприятие, самооценку и оценку других людей.
Критерий «осознание собственной уникальности и самооценка» представляет собой способность младшего школьника оценивать себя в целом и в определенных ситуациях [14].
Данные критерии являются интегральными характеристиками субъектности. Так субъект проявляет осознание своей уникальности в положительном самоотношении, в ощущении уверенности, самостоятельности и надежности, что позволяет ему уважать себя и повышает его самооценку [26, с. 148-150]
Именно младший школьный возраст является сенситивным для формирования самооценки. В данном возрастном периоде формируется и развивается самооценка, которая зависит от учебной деятельности, новой роли ученика и рефлексии, которым младший школьник только начинает овладевать. Показателями данного критерия служат уверенность, самостоятельность, рефлексивность [18, с. 306].
Критерий «конструктивное взаимодействие с окружающими» - это способность у младших школьников к эффективноик взаимодействию с окружающей средой и людьми, а также умение устанавливать и регулировать границы своего «Я» по отношению к внешнему миру [11, с. 89].
По мнению С.Л. Рубинштейна, отношение к другим людям является основным фактором, определяющих уровень развития личностных качеств субъекта жизни, поскольку именно через отношения с другими людьми человек проявляет себя как человек [42].
В работах Н.А, Жестаковой и О.С. Лапковой показателями данного критерия являются: умение налаживать взаимоотношения сотрудничества, умение сохранять границы собственного Я и Я другого, умение выбирать способ поведения, адекватный ситуации и отвечающий целям саморазвития, достижение положительных результатов в деятельности [19; 27].
Таким образом, в качестве структурных компонентов субъектности младших школьников мы будем понимать такие критерии как активность (внутреннее стремление к эффективному освоению окружающей действительности, деятельностное отношение к себе и окружающему), самостоятельность (способность младших школьников независимо от других осуществлять собственную деятельность и нести за нее ответственность), ответственность (осознание личной ответственности между своей деятельностью и ее последствиями) , способность к рефлексии (понимание своего внутреннего мира), осознание собственной уникальности и самооценку (признание неповторимости и незаменимости каждого субъекта во времени и пространстве, способность младшего школьника оценивать себя в целом и в определенных ситуациях), и конструктивное взаимодействие с окружающей средой (способность устанавливать и регулировать границы своего «Я»).
Особенности проявления субъектности у детей младшего школьного возраста
Период младшего школьного возраста представляет собой время, когда
у ребенка формируется новый социальный статус и начинается осознание собственной социальной идентичности, а также активное взаимодействие
с социальной средой. В этой стадии развития ребенок начинает осознавать себя
в качестве субъекта [43].
Как отмечает О.С. Ульянова в своей диссертации, для обеспечения развития субъектности учащихся младшего школьного возраста необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия, которые позволяют полностью раскрыть внутренний потенциал каждого ученика. Эти условия включают в себя следующие аспекты:
1) способность принимать самостоятельные ответственные решения
в ситуациях самоопределения. Дети должны быть поощрены и поддержаны
в развитии навыков принятия решений и осознанного выбора своего пути действий.;
2) активное и осознанное взаимодействие с социальной средой, с целью защиты собственной независимости и индивидуальности. Ребенку следует помогать развивать уверенность в себе и навыки социального взаимодействия, чтобы он мог активно выступать за свои права и проявлять свою уникальность
в обществе [55].
В работах Е.Д. Божович, при описании особенностей субъектности младших школьников, уделяется внимание принципам развивающего обучения, авторами которых являются Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Она определяет, что в работе педагога для становления субъектности к концу младшего школьного возраста помогут следующие принципы:
- принцип мотивации;
- принцип субъектного взаимодействия учителя и учащегося;
- принцип расширения функций субъекта;
-принцип движения от общего к частному [5].
Как отмечает В.В. Давыдов, субъектность младших школьников развивается и формируется в учебной деятельности как результат совместной деятельности, которая основана на субъект-субъектных отношениях. К особым формам коммуникации при этом относят коллективный диалог, учебную дискуссию, а также групповую и парную работу и проектную деятельность [17].
Раскрытие внутреннего потенциала детей приводит к успешному функционированию и общему развитию учащихся младшего школьного возраста [33].
Особенности субъектности в младшем школьном возрасте Т.Н. Башкова в своей диссертации связывает с развитием личности ребенка и его способностей к саморегуляции и самоопределению. Именно в младшем школьном возрасте младшие школьники начинают осознавать себя в качестве личности, учатся выражать собственные мысли и чувства, принимать решения и отвечать за совершенные поступки [4].
В диссертационной работе И.Ю. Рыжухиной к особенностям субъектности в младшем школьном возрасте относится развитие самосознания и самооценки. Младшие школьники начинают осознавать себя как личность и оценивать свои действия и поступки. Это связано с важнейшим новообразованием данного возраста - личностной рефлексией [45].
В работе Е.В. Леоновой особенностью субъектности младших школьников является развитие творческих способностей. Указывается на необходимость помощи детям в проявлении фантазии и творческого потенциала, развитии интереса к искусству и науке [31].
К специфике развития субъектности младших школьников А.И. Золотарева относит способность к саморегуляции. Ребенок в младшем школьном возрасте учится контролировать свои эмоции и поведение, а также принимать решения на основе своих ценностей и убеждений [20].
При описании особенностей становления субъектности младших школьников Е.П. Подшивалова отмечает, что субъекту учебной деятельности присущи не только общие характеристики, но и специфические, которые относятся к особой форме активности - познавательной активности. К таким характеристикам относятся желание учиться, понимание и осознание того, как учиться, умение учиться, а также стремление применить полученные знания [40].
В исследовании Г.А. Цукерман определено два критерия функционирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности - это наличие действия оценки и поиск решения новой задачи. В дальнейшем автором отводится основополагающая роль в становлении субъектности в учебной деятельности именно поисковой активности. Г.А. Цукерман видит формирование поисковой активности и, как следствие, субъектности в учебной деятельности в организованных совместно-распределительных учебных работах, в совместном исследовании [58].
В статье В.В. Сидельника обращается внимание на такую особенность субъектности как умение работать в коллективе. В младшем школьном возрасте дети активно учатся сотрудничать и общаться с окружающими их людьми, учитывать мнения и индивидуальные потребности других [48].
В исследованиях субъектности младших школьников В.М Рудомазиной выявлено, что младшие школьники затрудняются понимать индивидуальные особенности других людей, а также осознавать ценность и значимость собственной личности. Однако, у них наблюдается стремление к самоанализу. Младшие школьники недостаточно осознанно и самостоятельно взаимодействуют с другими детьми и взрослыми для достижения учебных и значимых целей. Они не в полной мере проявляют свойства субъекта в познавательной сфере и в общении [44].
В исследованиях Е.А. Овсянниковой выявлено, что субъектность в младшем школьном возрасте находится на стадии активного формирования. При анализе результатов она определила, что существуют гендерные различия в уровне развития субъектности на данном возрастном этапе. Так она отмечает, что у девочек выше уровни субъектности по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также общий уровень субъектности выше, чем у мальчиков.
Данные различия объясняются Е.А.Овсянниковой тем, что девочки в этом возрасте отличаются большей самостоятельностью, коммуникабельностью, способностью лучше анализировать способы и результаты социального взаимодействия с целью познания как себя так других людей [36].
В научной статье Е.В. Стародубцевой также указывается на различия в проявлении субъектности у мальчиков и девочек младших классов. В ее исследовании отмечается, что у девочек чаще проявляется субъектность , касающаяся социальной сферы, то есть они более склонны к сотрудничеству, эмпатии, заботе о других людях. У мальчиков чаще проявляется субъектность в форме активности, самостоятельности и уверенности в своих действия [51].
В работе В.И Слободчикова и Е.И. Исаева рассматриваются особенности становления субъектности младших школьников в различных ситуациях развития (становления субъектности в деятельности, в общности и субъектности в сознании). Субъектность младших школьников в деятельности может быть представлена через способы принятия учебной задачи, уровня развития целеполагания и учебных действий, познавательной активности и произвольности, а также через эмоциональное отношение к учебе в обобщенном виде. Субъектность младших школьников в общности рассматривается через способ общения ученика со взрослыми, способность воспринимать и понимать позицию взрослого исходя из описания позиции школьника при взаимодействии со сверстниками, а также через способы общения в учебной деятельности. Субъектность младших школьников в сознании рассматривается через его внутреннюю позицию, образ Я, способности рефлексии в контексте учебной деятельности и самооценку [22]. Представим модель становления субъектности в младшем школьном возрасте через разные ситуации развития (Таблица 2)
Таблица 2 – Модель становления субъектности в младшем школьном возрасте через разные ситуации развития по В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву
Основные линии развития | Типы ситуации развития | Интегральное новообразование | ||
Школьная | Ученическая | Учебная | ||
Субъектность младших школьников в деятельности | - содержательное отношение к школе; - становление учебной и социальной мотивации (познавательный мотив, мотив достижения); - формируются конкретные учебные и внеучебные склонности и интересы; - способность принимать учебную задачу, удерживать и реализовывать учебную цель; - осуществляет пошаговое планирование, оценивает качество выполнения действий как своих так и сверстников. | - содержательное отношение к учебным действиям; - осознанное принятие учебной задачи, обозначение учебной цели; - различие общих и частных способов действий; -осуществление планирования учебной работы; - избирательная познавательная активность. | содержательное отношение к учебной деятельности; - способность выделению учебной задачи, определяет учебною цель как возможность научиться самому; - ориентация на поиск общего способа действия; - появление учебно-познавательной мотивации. | Субъект : - собственных действий. - совокупной учебной деятельности |
Субъектность в общности | - восприятие учителя в роли организатора своих действий - обращение к учителю за помощью для получения готового способа действия - при общении с учителем удерживает контекст учебного задания, ожидает конкретизации | - восприятие взрослого как учителя, носителя норм учебной деятельности; - использование помощи учителя для поиска способа действия; - проявление инициативы в установлении и поддержании деловых отношений со сверстниками на основе учебных интересов. Учитывает мнение других. | - восприятие взрослого в роли собеседника, наставника, носителя информации; - сотрудничает со взрослым с целью поиска способов учебной деятельности, обращается с конкретным запросом о недостающей информации; - способен вступать в дискуссию со взрослыми на учебную тему; -сверстник -партнер по учебной деятельности. | Деятельностная идентичность. Внутренняя позиция учащегося. |
Субъектность в сознании | - стремление к образу «Хороший ученик», - преобладает ситуативная самооценка учебных действий. | - принятие позиции «не знаю, но готов, чтобы научили» - Дифференцированная самооценка учебных действий | - критичное отношение к себе, способность различить себя как «незнающего» и «знающего», но в составе класса как учебной общности, под руководством учителя. -Адекватная самооценка | Сравнивающая рефлексия во внутреннем и предметном мире |
Исходя из этих данных, интегральным образованием младшего школьника является становление его как субъекта совокупной учебной деятельности. Учащийся является субъектом учебной деятельности, когда вместе с классом в ситуации постановки учебной задачи активно участвует в поиске и становлении новых способов действия. Представление об школьнике как субъекте совокупной учебной деятельности определяет позицию учащегося: при встрече с новой задачей, ребенок начинает поиск новых способов действия за счет построения новых отношений со взрослым, со сверстниками, с которыми ему легче найти недостающие способы действия, и обрести собственную точку зрения. Центральным психологическим механизмом подобного поведения является сравнивающая рефлексия как способность индивида устанавливать границы своих возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею) [28].
В работах ряда авторов при описании особенностей проявления субъектности условно выделяется три уровня сформированности субъектной позиции младших школьников в учебной деятельности [27; 30; 44]. Проанализируем каждый из них.
К характеристикам высокого уровня сформированности субъектной позиции младших школьников относят:
- учение выступает социально-значимой деятельностью;
- положительное активное отношение к учебной деятельности;
- при выполнении учебной деятельности высокий уровень активности и самостоятельности;
- интерес к учению является устойчивым;
- результаты учения используются в социальной практике;
- высокие показатели самоконтроля и самооценки.
К характеристикам среднего уровня с относят:
- положительное отношение к учебной деятельности;
- в целом осознание структуры учения и самостоятельность при переходе от одного этапа работы к другому;
- умением применять знания в знакомых условиях;
- формирующийся познавательный интерес;
- адекватность самоконтроля и самооценки.
К характеристикам низкого уровня относят:
- отношение к учебной деятельности индифферентное или отрицательное;
- отдельные учебные действия выполняются по образцу;
- отсутствие умения переносить в новые условия приобретенные знания;
- отсутствие познавательного интереса или его неустойчивость;
- низкий уровень самооценки и самоконтроля.
Как отмечает В.В. Давыдов, особенность высокого уровня становления учебной деятельности младшего школьника заключается в развитии у него рефлексии. На ступени начального общего образования это обозначает сформированность рефлексии на свою учебную деятельность [16, с.13-16].
Исходя из вышесказанного, на формирование и становление субъектности в учебной деятельности младших школьников напрямую влияет сформированность компонентов учебной деятельности, ведущего учебно-познавательного мотива, а также содержательной рефлексии.
Таким образом, субъектность в младшем школьном возрасте находится на стадии активного формирования. К особенностям субъектности в младшем школьном возрасте относят развитие личности ребенка и его способности к саморегуляции и самоопределению, творческие способности, развитие самосознания и самооценки, умение работать в коллективе. Также отмечается, что существуют гендерные различия в развитии субъектности. Интегральным образованием младшего школьника является становление его как субъекта совокупной учебной деятельности, представление о котором определяет позицию учащегося. Центральным психологическим механизмом подобного поведения является сравнивающая рефлексия как способность индивида устанавливать границы своих возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя субъектом. Под субъектностью будем понимать интегральное качество личности, которое проявляется в способность управлять собственными действиями и поступками, преобразовывать свою жизнь. Необходимыми условиями для развития личности детей выступают организация общения, соответствующей деятельности и познания.
Существуют разные подходы в выделении структурных компонентов субъектности младших школьников. По мнению ряда авторов к таким системно-функционирующим компонентам субъектности младших школьников относятся активность (внутреннее стремление к эффективному освоению окружающей действительности, деятельностное отношение к себе и окружающему), самостоятельность (способность младших школьников независимо от других осуществлять собственную деятельность и нести за нее ответственность), ответственность (осознание личной ответственности между своей деятельностью и ее последствиями) , способность к рефлексии (понимание своего внутреннего мира), осознание собственной уникальности и самооценку (признание неповторимости и незаменимости каждого субъекта во времени и пространстве, способность младшего школьника оценивать себя в целом и в определенных ситуациях), и конструктивное взаимодействие с окружающим.
Субъектность в младшем школьном возрасте находится на стадии активного формирования. К особенностям субъектности в младшем школьном возрасте относят развитие личности ребенка и его способности к саморегуляции и самоопределению, творческие способности, развитие самосознания и самооценки, умение работать в коллективе. Также отмечается, что существуют гендерные различия в развитии субъектности. Интегральным образованием младшего школьника является становление его как субъекта совокупной учебной деятельности, представление о котором определяет позицию учащегося. Центральным психологическим механизмом подобного поведения является сравнивающая рефлексия.
Список использованных источников
- Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова-Славская// Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 1999. 224 с.
- Абульханова-Славская К.А. С.Л. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива / К.А. Абульханова-Славская, ред. А.В. Брушлинский// Проблема субъекта в психологической науке. М.: Акад.проект. 2000. С. 13–26.
- Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феноменасубъекта и границы субъектно – деятельностного подхода/ Л.И. Анцыферова, под ред А.В. Брушлинский и др. // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект. 2000. С. 27–42.
- Башкова Т. Н. Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия / Т.Н. Башкова. Диссертация ... Дис… канд. пед. наук. Москва. 2009. 160 с.
- Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЭ. 2005. 400 с.
- Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. / Н.Я. Большунова. Дис. … д-ра психол. Наук. Новосибирск. 2007. 48 с.
- Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 2000. Т.21. №6. С. 5–11.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологии/ А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. Т. 12. №6. С. 3–11.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта /А.В. Брушлинский. Отв. Ред. Проф. В.В. Знаков. Санкт-Петербург: Алетейа. 2003. 272 с.
- Виноградова, А. В. Субъектные предпосылки коммуникативной эффективности младших школьников / А. В. Виноградова// Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. Науч. Конф. Москва: Буки-Веди. 2015. С. 64-66.
- Волкова Е.Н. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Е.Н. Волкова. Нижний Новгород: НГПУ имени К.Минина. 2012. 250 с.
- Вьюнова М. И., Лапкова О. С. Типология субъектности младших школьников и младших подростков / М. И. Вьюнова, О. С. Лапкова// Сибирский педагогический журнал. 2008. С. 266-272.
- Вьюнова, Н. И., Жесткова Н.А. Развитие субъектной позиции младшего школьника. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психолого-педагогического профиля / Н.И. Вьюнова, Н.А. Жесткова. Самара: Изд-во СПТУ. 2004. 100 с.
- Городова Т.А. Психолого - педагогические условия развития субъектности младших школьников / Т.А. Городова, науч. рук. Е.А. Овсянникова. Магистерская диссертация. Белгород. 2018. 228 с.
- Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности / А. А. Григорьева, М. И. Баишева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 26. С. 386–390.
- Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 13 - 26.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной // Учебное пособие 4-е изд. СПБ.: Питер. 2004. 592 с.
- Жесткова Н.А. Психолого – педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника / Н.А. Жесткова. Дис…канд. псих. Наук. Самара. 2004. 315с.
- Золотарева А.И. Специфика развития субъектности младшего школьника / А.И. Золотарева// Современные проблемы психологической практики, образования и воспитания субъекта социально-экономических преобразований России. Сборник материалов. 2017. С. 80-83.
- Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков/ Н.В. Зотикова. Дис. … канд. Психол. Наук. М. 2002. 167 с.
- Исаев Е.И, Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах / Е.И Исаев, В.И. Слободчиков. Издательство ПСТГУ. Москва. 2013. 432 с.
- Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат. 1988. 319 с.
- Карлина, Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности / Т. А. Карлина. // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 265-267.
- Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет / К.А. Климова М.: Просвещение. 1968. 224 с.
- Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 148–150.
- Лапкова О.С. Психолого-педагогические условия развития субъектности младших школьников и младших подростков / О.С. Лапкова. Дис. …канд. Психол. Наук. Воронеж. 2007. 216 с.
- Лапкова, О. С. Субъективный контроль в развитии субъектности младших школьников и младших подростков / О. С. Лапкова // Мир психологии. 2007. №3. С . 140-145.
- Лебедев В.А. Как помочь ребенку стать самостоятельным / В.А. Лебедев // Начальная школа. 1994. № 4. С. 5–9.
- Левитова Д.Ю., Савенышева С.С. Субъектность в младшем школьном и младшем подростковом возрасте: анализ уровневых и структурных характеристик / Д.Ю Левитова, С.С. Савенышева// Мир науки. Психология и педагогика. 2022. №3. 14 с.
- Леонова Е.В., Шатова С.С. Становление нравственно-этического и творческо-преобразующего компонентов субъектности младших школьников / Е.В. Леонова, С.С. Шатова // Современные проблемы психологической практики, образования и воспитания субъекта социально-экономических преобразований России. Сборник материалов. 2017. С. 57-59.
- Матюхина М.В., Ярикова С.Г. К изучению ответственности как свойства целостной личности школьника / М.В. Матюхина, С.Г. Ярикова // Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Волгоград. 1984. С. 115–129.
- Михайлова Е. В. Формирование субъектного познавательного опыта учащихся индивидуализированными средствами обучения / Е. В. Михайлова. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Петрозаводск. 2008. 192 с.
- Мурашева Е.С. Методика формирования субъектности младших школьников средствами языкового портфеля как компонента учебноме-тодического комплекса по иностранному языку / Е.С. Мурашева. Дис. … канд. Психол. Наук. М. 2014. 239 с.
- Обухова А. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией А. С. Обухова. Москва: Издательство Юрайт. 2023. 424 с.
- Овсяникова Е.А. Характеристики развития субъектности младших школьников. Проблемы психологического здоровья и развития субъектов учебной и профессиональной деятельности / Е.А. Овсяникова// Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. Белгород. 2021. 104 с.
- Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. Под ред. М. К. Кабардова. М.:Нальчик «Эль-Фа». 1996. 125 с.
- Петровский В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. М. 1985. №4. С. 17–30.
- Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) / Е.П. Подшивалова, Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. М. 2003. № 2.
- Пыжьянова, М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте / М.А. Пыжьянова. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижегород. Гос. Ун-т. Н.Новгород. 2006. 20с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, сост., авт. Коммент. И послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – спб. и др. Питер Ком. 1999. 712 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии /
С.Л. Рубинштейн. Спб. Издательство: Питер. 2002. 720 с. - Рудомазина В.М. Психология развития, акмеология. Проявление субъектности у детей младшего школьного возраста / В.М. Рудомазина // Педагогика и психология образования. 2016. С. 100-107.
- Рыжухина И. Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании индивидуальных образовательных программ/ И. Ю. Рыжухина. Дисс. ... Канд. Психол. Наук. М. 2000. 129 с.
- Селиванов В.В. Стадии развития субъекта в онтогенезе / В.В. Селиванов //Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: сб. науч. тр. – Казань. 2004. С. 29–35.
- Серебровская Н. Е., Кочергина И. C. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н. Е. Серебровская, И. C. Кочергина // Вестник Мининского университета. Нижний Новгород. Т. 9, №3. 2021. с. 12.
- Сидельник В.В., Скуднова Т.Д. Субъектность как фактор развития личностного потенциала младших школьников в образовании / В.В. Сидельник, Т.Д Скуднова// Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Таганрог. 2018. С. 353-360 .
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Москва: Школа-пресс, 1995. 384 с.
- Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)/ В. И. Слободчиков. Дис. … д-ра психол. наук. М. 1994. 79 с.
- Стародубцева Е.В. Проблемы диагностики субъектного опыта младших школьников / Е.В. Стародубцева// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2013. № 3 (70). C. 177-189.
- Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения/ В.И. Степанский // Вопросы Психологии. 1991. №5. С. 98–103.
- Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы / В.А. Татенко // Психологический журнал. 1995. Т.16. №3. С. 23–34
- Тогусова Б.К. Структура субъектности личности младшего школьника / Б.К. Тогусова // Инновации в образовании. Казахстан. 2016. С. 5-8.
- Ульянова О.С. Психологические условия развития субъект-субъектных отношений / О.С. Ульянова. Автореф. дис. … канд. психол. Наук. М. 2000. 28 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
- Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста / А.А. Филоненко // Молодой ученый. 2014. №8. С. 892-894.
- Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 3-6.
- Юхновец Т.И. Национальная ценность субъектности во взаимоотношениях родителей и детей / Т.И. Юхновец// / Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти в системе высшего образования Беларуси: современное состояние и перспективы : сборник материалов международной научно-практической конференции. Минск. 2022. С. 145-148.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития младших школьников
Материал можно использовать для родительских собраний...
Развитие субъектности младших школьников через деятельностный подход
Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий? И, как многие учителя, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-172268-1357656335.jpg)
Сущность и особенности социализации младших школьников
Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Цель школы – разбудить, вызват...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/29/picture-287002-1377788534.jpg)
Родительский лекторий "Особености мышления младших школьников"
В лектории описано как в доступной форме дать родителям знания об особенностях развития мышления детей 8-9 лет. В лектории даны упражнения и игры на развитие мышления, памяти, воображения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-298081-1473176536.jpg)
Становление субъектности младших школьников
В статье рассматриваются основные особенности становления субъектности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-493478-1413039994.jpg)
Особенности обучения младших школьников по учебно-методическому комплексу "Гармония"
Одной из главных задач комплекта "Гармония" является разработка способой организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/08/picture-199119-1360317583.jpg)
"Развитие вербального мышления как средство формирования субъектности младшего школьника"
Обощение педагогического опыта «Развитие вербального мышления как средство формирования субъектности младшего школьника»...