Особенности субъектности младших школьников
учебно-методический материал

1. Основная тема и проблемы: в психолого-педагогической практике складывается противоречие между потребностью общества в воспитании ответственной, самостоятельной, и умеющей взаимодействовать с окружающим миром личностью, и недостаточностью использования потенциала образовательной организации  в развитии субъектности младших школьников;

2. Цель исследования: выявить особенности субъектности у детей младшего школьного возраста и разработать программу, направленную
на развитие субъектности младших школьников.

3. Выводы автора:

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений об особенностях субъектности детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том,
что разработанная программа, направленная на развитие субъектности, может быть рекомендована в образовательных учреждениях начального общего образования при работе с младшими школьниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл subektnost_ml._shk_-_kopiya.docx70.07 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


АННОТАЦИЯ

Краткая характеристика содержания:

1. Основная тема и проблемы: в психолого-педагогической практике складывается противоречие между потребностью общества в воспитании ответственной, самостоятельной, и умеющей взаимодействовать с окружающим миром личностью, и недостаточностью использования потенциала образовательной организации в развитии субъектности младших школьников;

2. Цель исследования: выявить особенности субъектности у детей младшего школьного возраста и разработать программу, направленную
на развитие субъектности младших школьников.

3. Выводы автора:

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических представлений об особенностях субъектности детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость работы заключается в том,
что разработанная программа, направленная на развитие субъектности, может быть рекомендована в образовательных учреждениях начального общего образования при работе с младшими школьниками.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

9

Психолого-педагогические аспекты изучения субъектности в младшем школьном возрасте

9

Структура субъектности младших школьников

13

Особенности проявления субъектности у детей младшего школьного возраста

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Младший школьный возраст выступает особым этапом школьного детства, поскольку ребенок обретает новую социальную роль ученика, происходит качественное преобразование познавательной сферы, активное взаимодействие с социальной средой. Именно в данном возрастном периоде ребенок начинает осознавать себя в качестве субъекта.

В современных источниках у термина «субъектность» нет единого определения. Данное понятие по-разному интерпретируется авторами.

В трудах О.С. Лапковой субъектность определяется как интегративное личностное качество, которое объединяет в себе такие характеристики как активность, рефлексивность, стремление к саморазвитию, самостоятельность, конструктивное взаимодействие с окружающей средой [28, с. 140-145].

В исследованиях Т.А. Карлиной дается более общее понятие субъектности, которое заключается в способности человека преобразовать собственную жизнь, реализовать поставленные цели, а также контролировать и оценивать собственные действия и поступки, умение управлять ими [24, с. 265-267].

По мнению М.И. Вьюновой, развитие субъектности младшего школьника необходимо для раскрытия внутреннего потенциала ребенка, которое заключается в способности самостоятельно принимать решения в ситуациях самоопределения и нести за них ответственность, проявлении активности при взаимодействии с социальной средой, что в дальнейшем успешно скажется на развитии личности в целом [12].

Феномен субъектности изучался в трудах К.А. Абульхановой, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, Г.А. Цукермана. Субъектность младших школьников исследовалась Н.А. Жестковой, М.И. Вьюновой, О.С. Лапковой, М.А. Пыжьяновой.

Таким образом, исследование особенностей субъектности у детей младшего школьного возраста является актуальной, так как в этом возрасте формируется личность ребенка, его самооценка, мотивация, самостоятельность, ответственность и активность. От того, насколько успешно проходит данный период, зависит дальнейшее развитие личности и жизнедеятельность в целом.

Подтверждением этому могут служить нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность начального общего образования, так как они ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в разделе «Основные положения» обозначается, что целью начального общего образования является развитие личности, его способности к саморазвитию, самоопределению и самореализации. Одним из требований, предъявляемых к результатам обучения является «готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции…» [56].

Так, ФГОС НОО в целом направлен на развитие субъектности младших школьников.

Вышесказанное обозначило проблему исследования, которая заключается
в том, что
развитию субъектности младших школьников уделяется недостаточно внимания в системе начального общего образования.

На основании теоретического анализа проблемы исследования
и ее актуальности выявлены следующие противоречия:

- между потребностью общества в воспитании ответственной, самостоятельной, и умеющей взаимодействовать с окружающим миром личностью, и недостаточностью использования потенциала образовательной организации в развитии субъектности младших школьников;

- между сензетивностью младшего школьного возраста для развития субъектности и ограниченностью на практике форм и методов работы, способствующих развитию субъектности у младших школьников.

Цель исследования: выявить особенности субъектности у детей младшего школьного возраста и разработать программу, направленную
на развитие субъектности младших школьников.

Объект исследования: субъектность.

Предмет исследования: особенности субъектности у детей младшего школьного возраста.

Гипотезы исследования:

  1. Вероятно, существуют статистически значимые различия в проявлении субъектности у мальчиков и девочек младших классов.
  2. Вероятно, существует взаимосвязь субъектности с самооценкой и ответственностью у детей младшего школьного возраста.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблеме особенностей субъектности детей младшего школьного возраста.
  2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей субъектности у младших школьников, и оформить полученные результаты.
  3. По результатам исследования разработать программу, направленную на развитие субъектности младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования стали:

- научные труды исследования феномена субъектности К.А. Абульхановой, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Селиванова, В.И. Слободчикова;

- исследования Н.И. Вьюновой, Н.А. Жесткова, Н.В. Зотиковой, О.С. Лапкова, И.А. Липчанской, М.А. Пыжьянова по изучению субъектности младших школьников;

- работы В.А. Бардынина, Н.А. Жесткова, О.С. Лапкова, М.А. Пыжьянова, А.П. Рябищенкова о психолого-педагогических условиях развития субъектности.

Для достижения цели и проверки гипотезы мы использовали методы теоретического уровня, заключающиеся в теоретическом анализе научной литературы, обобщении научно-исследовательских работ по теме.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Психолого-педагогические аспекты изучения субъектности в младшем школьном возрасте

На сегодняшний день важным требованием общества выступает воспитание человека как уникальной личности. Формирование личности не представляется возможным без развития у нее субъектности [24, с. 265-267].

По мнению М.И. Вьюновой и О.С. Лапковой, каждый возраст играет определенную роль в развитии субъектности человека, но особое место отводится младшему школьному возрасту [12].

Именно в младшем школьном возрасте, по мнению О.С.Ульяновой, дети обретают новый социальный статус, осознают свое «Я», начинает активно взаимодействует с социальной средой [55, с. 28]. Как отмечает Н.И. Вьюнова, на данном возрастном периоде ведущей становится учебная деятельность, в которой формируется отношение к себе и другим людям, к обществу в целом, а также происходит развитие самого себя, так ребенок становится субъектом учебной деятельности [13].

По мнению А.В. Виноградовой на современном этапе развития общества понятие «субъектность» интерпретируется авторами по-разному и не имеет единого определения [10, с. 64-66].

В исследованиях В. И. Слободчикова под субъектностью понимается категория, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Иначе говоря, это способность личности управлять собственными действиями и поступками, преобразовывать свою жизнь [49].

В трудах А.К Осницкого субъектность определяется как волеизъявление в процессе жизни человека, которое основывается на личном опыте, намеченных целях, значимых ценностях [37, с. 5].

Наиболее полное описание подходов определения содержания субъектности с точки зрения психологии дала Е.С. Мурашева. В первую очередь стоит назвать субъектный подход, при котором субъект является центральным понятием [34].

Субъектность определяется в работах К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинским как главная категория и изучается с позиций её компонентов [2; 3; 7]. В работе В.А. Татенко субъектность изучается с позиции мотивационно - операционных механизмов [53].

В субъектно - деятельностном подходе субъектность трактуется К.А. Абульханова-Славская как способность личности [1]. В трудах А.К, Осницкого субъектность является приобретаемыым и формируемым свойством человека [37, с. 7]. В работе Л.И. Анциферова, субъектность - это конституирующая характеристика личности [3, с. 27].

По мнению В.А. Петровского, субъективность выступает как определяющая характеристика личности и является центральным образованием личности. Оно возникает на определенном уровне развития, и является новым системным качеством, интегрирующим такие составляющие, как самостоятельность, самодетерминация, активность, инициативность, рефлексивность, саморегуляция [39, с. 17-30].

В своих исследованиях Т.А. Карлина характеризует субъектность наличием у человека таких качеств, как дисциплинарность, активность, рефлексивность, осознанность, ответственность, самостоятельность в принятии решений, креативность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Также она отмечает, что субъектность проявляет себя в осуществляемой деятельности, познании и общении. Высшим уровнем развития субъектности является активная творческая деятельность [24, с. 265-267].

В трудах А.А. Григорьевой под субъектностью ребенка подразумевается отражение его возможности по достижению целей и решению задач, которые ставит педагог. Процесс становления субъектности ребенка имеет тесную связь с процессом становления собственного «Я» [15, с. 386-390].

Как отмечает Н.А. Жестакова, субъектность является интегративной характеристикой личности. Она отражается в различных сферах деятельности человека и может проявляться в одних сферах более отчетливо, в других - менее. К примеру, ребенок может выступать субъектом в общении со сверстниками, но при этом не брать на себя ответственность за свою учебную деятельность [19].

В работе Н.Е. Серебросвкой говорится, что личность развивается как субъект своей деятельности через взаимодействие с окружающим миром и людьми. Это происходит из-за активного влияния внешнего мира на личность. Поэтому необходимо осознавать условия социальной ситуации развития ребенка в школе и создавать образовательные условия, необходимые для его активного становления как субъекта [47].

При анализе работ разных авторов В.И. Слободчиков в своей диссертационной работе связывает становление субъектности с развитием самосознания и мотивационно-смысловой сферы личности. Осознанный выбор начинается с осознания себя, внутренних ресурсов, своих границ, интересов, потребностей. Для развития самоопределения младшему школьнику необходимы осознанность и ответственность перед самим собой, умение анализировать свою психическую реальность, развитый механизм рефлексии, адекватная самооценка и другие навыки. Младшему школьнику необходимо наладить диалог с собой и занять активную позицию по отношению к своей жизни как в настоящем, так и будущем. Все это напрямую связывается с развитием субъектности в младшем школьном возрасте.

Таким образом, субъектность, по мнению В.И. Слободчикова, является важной характеристикой личности в школьном периоде ее жизни [50].

В диссертационной работе А.С. Лапковой отмечается, что для развития субъектности младших школьников необходимым является взаимодействие взрослых (педагогов, психологов, родителей) и ребенка, которое будет побуждать к встречной активности, с целью понимания ценности своего «Я» и «Я» для другого, в стремлении к познанию себя и познанию особенностей других индивидов, в развитии способности самостоятельно реализовывать собственные идеи, умения самостоятельно выбирать методы и способы средства исполнения, соответствующие целям, умения управлять своим поведением и деятельностью, способность управлять своим поведением и деятельностью, в сознательном регулировании границ «Я» во взаимодействии с окружающим, в самонаблюдении и осознании своих изменений, в отражении нового субъективного опыта [27].

В исследованиях Н.И Вьюновой выделяются условия, необходимые для развития субъектности у детей:

- организация общения, так как субъектом выступает тот человек, который находится в отношениях субъектности с окружающими. К примеру, если педагоги либо родители будут относиться к ребенку только как к объекту воспитания, то это снизит его возможности в обретении субъектности.

- организация соответствующей деятельности, поскольку ребенку необходима деятельность, которая будет требовать от него ответственности и самостоятельности в принятии решений, а также которая способствует самореализации и развитию личности.

- субъектность может быть реализована на трех уровнях: уровень выбора ценностей, уровень собственного содержания деятельности, ее общественной формы, уровень технологического содержания деятельности (знания, умения и навыки) [13].

Таким образом, в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя субъектом. Под субъектностью будем понимать интегральное качество личности, которое проявляется в способность управлять собственными действиями и поступками, преобразовывать свою жизнь. Субъектность характеризуется наличием у человека дисциплинарности, активности, рефлексивности, осознанности, ответственность, самостоятельности в принятии решений, а также стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимыми условиями для развития личности детей выступают организация общения, соответствующей деятельности и познания.


Структура субъектности младших школьников

На сегодняшний день не существует единого подхода в выделении структурных компонентов субъектности. К характеристикам субъектности, выдвигаемых разными авторами относят следующие критерии и показатели:

- активность;

- деятельностное отношение к себе и окружающей действительности; [8, с. 3-11]

- инициативность;

- креативность, в том числе стремление к творческой реализации себя в деятельности;

- рефлексивность; [46, с. 29-35]

- самостоятельность [38];

- автономность;

- ответственность; [19]

- способность к саморазвитию;

- конструктивное взаимодействие с окружающей средой;

- адаптивность к внешним условиям; [6]

- целостное восприятие окружающего мира;

- способность разрешать противоречия [2, с. 13-26].

Наиболее полно проанализировала и представила различные подходы к структуре субъектности Е.С. Мурашова в своей диссертационной работе. Она выделила субъективный, субъектно-деятельностный, личностно-ориентированный, акмеологический и гуманитарные подходы [34].

В субъектном подходе А.В. Брушлинский в структуру субъектности включил активность, автономность, деятельностное отношение к себе и окружающей действительности [9].

В субъектно-деятельностном подходе К.А. Абульханова-Славская выделила активность, ответственность, саморегуляция, способность разрешать противоречия.

В личностно-ориентированном подходе И.С. Якиманской выделяет активность, возможности и способности учащегося, деятельностное отношение, осознанность.

В акмеологическом подходе А.А. Деркач, Э.В. Сайко в качестве структурных компонентов называют активность, саморазвитие, самореализацию.

Гуманитарный подход Н.Я. Большуновой определил в структуре субъектности саморегуляцию, самостоятельность, ответчивость, ответственность, рефлексию [34].

На основании теоретического анализа учеными определилось несколько подходов к структуре субъектности младших школьников.

В работе М.С. Кагана в структуре субъектности младших школьников выделяются активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственности за него, уникальность, понимание и принятие другого, саморазвитие [23].

В исследованиях Н.В. Зотиковой [21] рассмотрена специфика развития этих характеристик субъектности у младших школьников и представлена в таблице 1. (Таблица 1)

Таблица 1 – Специфика развития структурных характеристик субъектности младших школьников

Структурные характеристики субъектности

Проявления субъектности у младших школьников

Активность

Связана с решением учебных задач

Рефлексивность

У младших школьников есть определенные навыки самоконтроля. Самооценка в большинстве случаев носит «отраженный» характер, другими словами, знания ребенок о себе получает в качестве оценок от взрослых.

Свобода выбора и ответственность за него

Младший школьник еще не осознает своих прав и возможностей, он выступает «объектом» воспитательных воздействий со стороны взрослых.

Уникальность

Ребенок ощущает свою уникальность, но преобладают «присоединяющие» характеристики при описании себя и оценочные суждения значимых взрослых. В основном воспринимает себя как ученика.

Понимание и принятие другого

Формируется система оценивания сверстников с точки зрения этики. Принятие других основывается на отношениях, которые связанны с учебой. Чем выше учебные успехи, тем положительнее относятся к нему сверстники, неуспевающие ученики редко принимаются сверстниками.

Саморазвитие

Саморазвитие в младшем школьном возрасте связано с познавательной деятельностью. Младший школьник фиксирует свои учебные успехи и достижения.

В исследованиях Е.Н. Волковой и А.В. Брушлинского отмечается, что у младших школьников функционирующие компоненты субъектности проявляются и продолжают активно формироваться. К таким системно-функционирующим компонентам они относят активность, самостоятельность, ответственность, способность к рефлексии и самопознанию, осознание самооценки, конструктивное взаимодействие с окружающими. Рассмотрим содержание каждого критерия субъетности младших школьников [59].

Критерий «активность» - это внутреннее стремление младших школьников для эффективного познания окружающей действительности и деятельностное отношение к ней и к себе как к субъекту [41].

В исследованиях Н.И. Вьюновой и Н.А. Жестковой отмечается, что активность младших школьников проявляется при инициативном участии детей в значимой для общества деятельности, а также в самовыражении в общении, деятельности себя и познании [19].

К данному компоненту Б.К.Тогусова относит знания о видах деятельности, которые реализуются в школе, интерес, целенаправленное и осознанное отношение субъекта к деятельности, готовность к ее осуществлению [54].

Критерий «самостоятельность» - это способность младших школьников относительно независимо от других осуществлять собственную деятельность и нести за нее ответственность.

Для развития самостоятельности В.А. Лебедевым отмечены следующие необходимые условия:

- учет индивидуального своеобразия и возможностей младших школьников;

- безоценочное восприятие ребенка как личности;

- активизация потребности младшего школьника в игровой деятельности;

- разнообразие видов деятельности, занятий и увлечений;

- стимулирование творческого самовыражения ребенка;

- обеспечение комбинации обязательных и свободно выбираемых ребенком занятий;

- согласованные требования и ожидания от ученика со стороны как семьи так и школы;

- оказание помощи школьнику в осознании своей индивидуальности в контексте коллективной и индивидуальной деятельности [29, с. 5-19].

Критерий «ответственность» - это способность детей младшего школьного возраста осознавать причинно-следственные связи между собственными действиями и их индивидуальными, социальными и психологическими последствиями [54].

В исследованиях М.В. Матюхиной и С.Г. Яриковой отмечаеттся, что ответственность формируется у человека в младшем школьном возрасте [32, с. 116].

В работах К.А. Климовой выделяется несколько показателей ответственности у младших школьников, таких как осознание необходимости и значимости выполнения поручений, направленность на успешное выполнение заданий, эмоциональное вовлечение в задания и понимание необходимости отчета по завершению дела [25].

В диссертации Т.А. Городовой показателями данного критерия являются саморегуляция, дисциплинированность, самостоятельность, планирование своей деятельности и умение регулировать отношения с окружающими и самим собой. [14].

Критерий «способность к рефлексии и самопознание» - это способность к осознанию и изучению своего внутреннего мира В младшем школьном возрасте рефлексия является важным новообразованием [58].

В работе В.И. Степанского субъектность представляет собой специфическое качество человека, рефлексивное осознание самого себя. Она проявляется в умении младшего школьника анализировать свои действия, видеть себя со стороны и учитывать точки зрения других людей [52, с. 98-103].

В качестве показателей способности к рефлексии Т.А.Городова выделяет самовосприятие, самооценку и оценку других людей.

Критерий «осознание собственной уникальности и самооценка» представляет собой способность младшего школьника оценивать себя в целом и в определенных ситуациях [14].

Данные критерии являются интегральными характеристиками субъектности. Так субъект проявляет осознание своей уникальности в положительном самоотношении, в ощущении уверенности, самостоятельности и надежности, что позволяет ему уважать себя и повышает его самооценку [26, с. 148-150]

Именно младший школьный возраст является сенситивным для формирования самооценки. В данном возрастном периоде формируется и развивается самооценка, которая зависит от учебной деятельности, новой роли ученика и рефлексии, которым младший школьник только начинает овладевать. Показателями данного критерия служат уверенность, самостоятельность, рефлексивность [18, с. 306].

Критерий «конструктивное взаимодействие с окружающими» - это способность у младших школьников к эффективноик взаимодействию с окружающей средой и людьми, а также умение устанавливать и регулировать границы своего «Я» по отношению к внешнему миру [11, с. 89].

По мнению С.Л. Рубинштейна, отношение к другим людям является основным фактором, определяющих уровень развития личностных качеств субъекта жизни, поскольку именно через отношения с другими людьми человек проявляет себя как человек [42].

В работах Н.А, Жестаковой и О.С. Лапковой показателями данного критерия являются: умение налаживать взаимоотношения сотрудничества, умение сохранять границы собственного Я и Я другого, умение выбирать способ поведения, адекватный ситуации и отвечающий целям саморазвития, достижение положительных результатов в деятельности [19; 27].

Таким образом, в качестве структурных компонентов субъектности младших школьников мы будем понимать такие критерии как активность (внутреннее стремление к эффективному освоению окружающей действительности, деятельностное отношение к себе и окружающему), самостоятельность (способность младших школьников независимо от других осуществлять собственную деятельность и нести за нее ответственность), ответственность (осознание личной ответственности между своей деятельностью и ее последствиями) , способность к рефлексии (понимание своего внутреннего мира), осознание собственной уникальности и самооценку (признание неповторимости и незаменимости каждого субъекта во времени и пространстве, способность младшего школьника оценивать себя в целом и в определенных ситуациях), и конструктивное взаимодействие с окружающей средой (способность устанавливать и регулировать границы своего «Я»).

Особенности проявления субъектности у детей младшего школьного возраста

Период младшего школьного возраста представляет собой время, когда
у ребенка формируется новый социальный статус и начинается осознание собственной социальной идентичности, а также активное взаимодействие
с социальной средой. В этой стадии развития ребенок начинает осознавать себя
в качестве субъекта
[43].

Как отмечает О.С. Ульянова в своей диссертации, для обеспечения развития субъектности учащихся младшего школьного возраста необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия, которые позволяют полностью раскрыть внутренний потенциал каждого ученика. Эти условия включают в себя следующие аспекты:

1) способность принимать самостоятельные ответственные решения
в ситуациях самоопределения. Дети должны быть поощрены и поддержаны
в развитии навыков принятия решений и осознанного выбора своего пути действий.;

2) активное и осознанное взаимодействие с социальной средой, с целью защиты собственной независимости и индивидуальности. Ребенку следует помогать развивать уверенность в себе и навыки социального взаимодействия, чтобы он мог активно выступать за свои права и проявлять свою уникальность
в обществе
[55].

В работах Е.Д. Божович, при описании особенностей субъектности младших школьников, уделяется внимание принципам развивающего обучения, авторами которых являются Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов. Она определяет, что в работе педагога для становления субъектности к концу младшего школьного возраста помогут следующие принципы:

- принцип мотивации;

- принцип субъектного взаимодействия учителя и учащегося;

- принцип расширения функций субъекта;

-принцип движения от общего к частному [5].

Как отмечает В.В. Давыдов, субъектность младших школьников развивается и формируется в учебной деятельности как результат совместной деятельности, которая основана на субъект-субъектных отношениях. К особым формам коммуникации при этом относят коллективный диалог, учебную дискуссию, а также групповую и парную работу и проектную деятельность [17].

Раскрытие внутреннего потенциала детей приводит к успешному функционированию и общему развитию учащихся младшего школьного возраста [33].

Особенности субъектности в младшем школьном возрасте Т.Н. Башкова в своей диссертации связывает с развитием личности ребенка и его способностей к саморегуляции и самоопределению. Именно в младшем школьном возрасте младшие школьники начинают осознавать себя в качестве личности, учатся выражать собственные мысли и чувства, принимать решения и отвечать за совершенные поступки [4].

В диссертационной работе И.Ю. Рыжухиной к особенностям субъектности в младшем школьном возрасте относится развитие самосознания и самооценки. Младшие школьники начинают осознавать себя как личность и оценивать свои действия и поступки. Это связано с важнейшим новообразованием данного возраста - личностной рефлексией [45].

В работе Е.В. Леоновой особенностью субъектности младших школьников является развитие творческих способностей. Указывается на необходимость помощи детям в проявлении фантазии и творческого потенциала, развитии интереса к искусству и науке [31].

К специфике развития субъектности младших школьников А.И. Золотарева относит способность к саморегуляции. Ребенок в младшем школьном возрасте учится контролировать свои эмоции и поведение, а также принимать решения на основе своих ценностей и убеждений [20].

При описании особенностей становления субъектности младших школьников Е.П. Подшивалова отмечает, что субъекту учебной деятельности присущи не только общие характеристики, но и специфические, которые относятся к особой форме активности - познавательной активности. К таким характеристикам относятся желание учиться, понимание и осознание того, как учиться, умение учиться, а также стремление применить полученные знания [40].

В исследовании Г.А. Цукерман определено два критерия функционирования младшего школьника как субъекта учебной деятельности - это наличие действия оценки и поиск решения новой задачи. В дальнейшем автором отводится основополагающая роль в становлении субъектности в учебной деятельности именно поисковой активности. Г.А. Цукерман видит формирование поисковой активности и, как следствие, субъектности в учебной деятельности в организованных совместно-распределительных учебных работах, в совместном исследовании [58].

В статье В.В. Сидельника обращается внимание на такую особенность субъектности как умение работать в коллективе. В младшем школьном возрасте дети активно учатся сотрудничать и общаться с окружающими их людьми, учитывать мнения и индивидуальные потребности других [48].

В исследованиях субъектности младших школьников В.М Рудомазиной выявлено, что младшие школьники затрудняются понимать индивидуальные особенности других людей, а также осознавать ценность и значимость собственной личности. Однако, у них наблюдается стремление к самоанализу. Младшие школьники недостаточно осознанно и самостоятельно взаимодействуют с другими детьми и взрослыми для достижения учебных и значимых целей. Они не в полной мере проявляют свойства субъекта в познавательной сфере и в общении [44].

В исследованиях Е.А. Овсянниковой выявлено, что субъектность в младшем школьном возрасте находится на стадии активного формирования. При анализе результатов она определила, что существуют гендерные различия в уровне развития субъектности на данном возрастном этапе. Так она отмечает, что у девочек выше уровни субъектности по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также общий уровень субъектности выше, чем у мальчиков.

Данные различия объясняются Е.А.Овсянниковой тем, что девочки в этом возрасте отличаются большей самостоятельностью, коммуникабельностью, способностью лучше анализировать способы и результаты социального взаимодействия с целью познания как себя так других людей [36].

В научной статье Е.В. Стародубцевой также указывается на различия в проявлении субъектности у мальчиков и девочек младших классов. В ее исследовании отмечается, что у девочек чаще проявляется субъектность , касающаяся социальной сферы, то есть они более склонны к сотрудничеству, эмпатии, заботе о других людях. У мальчиков чаще проявляется субъектность в форме активности, самостоятельности и уверенности в своих действия [51].

В работе В.И Слободчикова и Е.И. Исаева рассматриваются особенности становления субъектности младших школьников в различных ситуациях развития (становления субъектности в деятельности, в общности и субъектности в сознании). Субъектность младших школьников в деятельности может быть представлена через способы принятия учебной задачи, уровня развития целеполагания и учебных действий, познавательной активности и произвольности, а также через эмоциональное отношение к учебе в обобщенном виде. Субъектность младших школьников в общности рассматривается через способ общения ученика со взрослыми, способность воспринимать и понимать позицию взрослого исходя из описания позиции школьника при взаимодействии со сверстниками, а также через способы общения в учебной деятельности. Субъектность младших школьников в сознании рассматривается через его внутреннюю позицию, образ Я, способности рефлексии в контексте учебной деятельности и самооценку [22]. Представим модель становления субъектности в младшем школьном возрасте через разные ситуации развития (Таблица 2)

Таблица 2 Модель становления субъектности в младшем школьном возрасте через разные ситуации развития по В.И. Слободчикову и Е.И. Исаеву

Основные линии развития

Типы ситуации развития

Интегральное новообразование

Школьная

Ученическая

Учебная

Субъектность младших школьников в деятельности

- содержательное отношение к школе;

- становление учебной и социальной мотивации (познавательный мотив, мотив достижения);

- формируются конкретные учебные и внеучебные склонности и интересы;

- способность принимать учебную задачу, удерживать и реализовывать учебную цель;

- осуществляет пошаговое планирование, оценивает качество выполнения действий как своих так и сверстников.

- содержательное отношение к учебным действиям;

- осознанное принятие учебной задачи, обозначение учебной цели;

- различие общих и частных способов действий;

-осуществление планирования учебной работы;

- избирательная познавательная активность.

содержательное отношение к учебной деятельности;

- способность выделению учебной задачи, определяет учебною цель как возможность научиться самому;

- ориентация на поиск общего способа действия;

- появление учебно-познавательной мотивации.

Субъект :

- собственных действий.

- совокупной учебной деятельности

Субъектность в общности

- восприятие учителя в роли организатора своих действий

- обращение к учителю за помощью для получения готового способа действия

- при общении с учителем удерживает контекст учебного задания, ожидает конкретизации

- восприятие взрослого как учителя, носителя норм учебной деятельности;

- использование помощи учителя для поиска способа действия;

- проявление инициативы в установлении и поддержании деловых отношений со сверстниками на основе учебных интересов. Учитывает мнение других.

- восприятие взрослого в роли собеседника, наставника, носителя информации;

- сотрудничает со взрослым с целью поиска способов учебной деятельности, обращается с конкретным запросом о недостающей информации;

- способен вступать в дискуссию со взрослыми на учебную тему;

-сверстник -партнер по учебной деятельности.

Деятельностная идентичность.

Внутренняя позиция учащегося.

Субъектность в сознании

- стремление к образу «Хороший ученик»,

- преобладает ситуативная самооценка учебных действий.

- принятие позиции «не знаю, но готов, чтобы научили»

- Дифференцированная самооценка учебных действий

- критичное отношение к себе, способность различить себя как «незнающего» и «знающего», но в составе класса как учебной общности, под руководством учителя.

-Адекватная самооценка

Сравнивающая рефлексия во внутреннем и предметном мире

Исходя из этих данных, интегральным образованием младшего школьника является становление его как субъекта совокупной учебной деятельности. Учащийся является субъектом учебной деятельности, когда вместе с классом в ситуации постановки учебной задачи активно участвует в поиске и становлении новых способов действия. Представление об школьнике как субъекте совокупной учебной деятельности определяет позицию учащегося: при встрече с новой задачей, ребенок начинает поиск новых способов действия за счет построения новых отношений со взрослым, со сверстниками, с которыми ему легче найти недостающие способы действия, и обрести собственную точку зрения. Центральным психологическим механизмом подобного поведения является сравнивающая рефлексия как способность индивида устанавливать границы своих возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею) [28].

В работах ряда авторов при описании особенностей проявления субъектности условно выделяется три уровня сформированности субъектной позиции младших школьников в учебной деятельности [27; 30; 44]. Проанализируем каждый из них.

К характеристикам высокого уровня сформированности субъектной позиции младших школьников относят:

- учение выступает социально-значимой деятельностью;

- положительное активное отношение к учебной деятельности;

- при выполнении учебной деятельности высокий уровень активности и самостоятельности;

- интерес к учению является устойчивым;

- результаты учения используются в социальной практике;

- высокие показатели самоконтроля и самооценки.

К характеристикам среднего уровня с относят:

- положительное отношение к учебной деятельности;

- в целом осознание структуры учения и самостоятельность при переходе от одного этапа работы к другому;

- умением применять знания в знакомых условиях;

- формирующийся познавательный интерес;

- адекватность самоконтроля и самооценки.

К характеристикам низкого уровня относят:

- отношение к учебной деятельности индифферентное или отрицательное;

- отдельные учебные действия выполняются по образцу;

- отсутствие умения переносить в новые условия приобретенные знания;

- отсутствие познавательного интереса или его неустойчивость;

- низкий уровень самооценки и самоконтроля.

Как отмечает В.В. Давыдов, особенность высокого уровня становления учебной деятельности младшего школьника заключается в развитии у него рефлексии. На ступени начального общего образования это обозначает сформированность рефлексии на свою учебную деятельность [16, с.13-16].

Исходя из вышесказанного, на формирование и становление субъектности в учебной деятельности младших школьников напрямую влияет сформированность компонентов учебной деятельности, ведущего учебно-познавательного мотива, а также содержательной рефлексии.

Таким образом, субъектность в младшем школьном возрасте находится на стадии активного формирования. К особенностям субъектности в младшем школьном возрасте относят развитие личности ребенка и его способности к саморегуляции и самоопределению, творческие способности, развитие самосознания и самооценки, умение работать в коллективе. Также отмечается, что существуют гендерные различия в развитии субъектности. Интегральным образованием младшего школьника является становление его как субъекта совокупной учебной деятельности, представление о котором определяет позицию учащегося. Центральным психологическим механизмом подобного поведения является сравнивающая рефлексия как способность индивида устанавливать границы своих возможностей, знать, что я знаю (умею) и чего не знаю (не умею).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя субъектом. Под субъектностью будем понимать интегральное качество личности, которое проявляется в способность управлять собственными действиями и поступками, преобразовывать свою жизнь. Необходимыми условиями для развития личности детей выступают организация общения, соответствующей деятельности и познания.

Существуют разные подходы в выделении структурных компонентов субъектности младших школьников. По мнению ряда авторов к таким системно-функционирующим компонентам субъектности младших школьников относятся активность (внутреннее стремление к эффективному освоению окружающей действительности, деятельностное отношение к себе и окружающему), самостоятельность (способность младших школьников независимо от других осуществлять собственную деятельность и нести за нее ответственность), ответственность (осознание личной ответственности между своей деятельностью и ее последствиями) , способность к рефлексии (понимание своего внутреннего мира), осознание собственной уникальности и самооценку (признание неповторимости и незаменимости каждого субъекта во времени и пространстве, способность младшего школьника оценивать себя в целом и в определенных ситуациях), и конструктивное взаимодействие с окружающим.

Субъектность в младшем школьном возрасте находится на стадии активного формирования. К особенностям субъектности в младшем школьном возрасте относят развитие личности ребенка и его способности к саморегуляции и самоопределению, творческие способности, развитие самосознания и самооценки, умение работать в коллективе. Также отмечается, что существуют гендерные различия в развитии субъектности. Интегральным образованием младшего школьника является становление его как субъекта совокупной учебной деятельности, представление о котором определяет позицию учащегося. Центральным психологическим механизмом подобного поведения является сравнивающая рефлексия.


Список использованных источников

  1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова-Славская// Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 1999. 224 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. С.Л. Рубинштейн – ретроспектива и перспектива / К.А. Абульханова-Славская, ред. А.В. Брушлинский// Проблема субъекта в психологической науке. М.: Акад.проект. 2000. С. 13–26.
  3. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феноменасубъекта и границы субъектно – деятельностного подхода/ Л.И. Анцыферова, под ред А.В. Брушлинский и др. // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Академический проект. 2000. С. 27–42.
  4. Башкова Т. Н. Формирование субъектности младших школьников в условиях педагогического взаимодействия / Т.Н. Башкова. Диссертация ... Дис… канд. пед. наук. Москва. 2009. 160 с.
  5. Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЭ. 2005. 400 с.
  6. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности. / Н.Я. Большунова. Дис. … д-ра психол. Наук. Новосибирск. 2007. 48 с.
  7. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики / А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 2000. Т.21. №6. С. 5–11.
  8. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологии/ А.В. Брушлинский // Психологический журнал. 1991. Т. 12. №6. С. 3–11.
  9. Брушлинский А.В. Психология субъекта /А.В. Брушлинский. Отв. Ред. Проф. В.В. Знаков. Санкт-Петербург: Алетейа. 2003. 272 с.
  10. Виноградова, А. В. Субъектные предпосылки коммуникативной эффективности младших школьников / А. В. Виноградова// Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. Науч. Конф. Москва: Буки-Веди. 2015. С. 64-66.
  11. Волкова Е.Н. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи / Е.Н. Волкова. Нижний Новгород: НГПУ имени К.Минина. 2012. 250 с.
  12. Вьюнова М. И., Лапкова О. С. Типология субъектности младших школьников и младших подростков / М. И. Вьюнова, О. С. Лапкова// Сибирский педагогический журнал. 2008. С. 266-272.
  13. Вьюнова, Н. И., Жесткова Н.А. Развитие субъектной позиции младшего школьника. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психолого-педагогического профиля / Н.И. Вьюнова, Н.А. Жесткова. Самара: Изд-во СПТУ. 2004. 100 с.
  14. Городова Т.А. Психолого - педагогические условия развития субъектности младших школьников / Т.А. Городова, науч. рук. Е.А. Овсянникова. Магистерская диссертация. Белгород. 2018. 228 с.
  15. Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности / А. А. Григорьева, М. И. Баишева// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 26. С. 386–390.
  16. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников / В.В. Давыдов, А.К. Маркова // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 13 - 26.
  17. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
  18. Дубровина И.В. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной // Учебное пособие 4-е изд. СПБ.: Питер. 2004. 592 с.
  19. Жесткова Н.А. Психолого – педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника / Н.А. Жесткова. Дис…канд. псих. Наук. Самара. 2004. 315с.
  20. Золотарева А.И. Специфика развития субъектности младшего школьника / А.И. Золотарева// Современные проблемы психологической практики, образования и воспитания субъекта социально-экономических преобразований России. Сборник материалов. 2017. С. 80-83.
  21. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших подростков/ Н.В. Зотикова. Дис. … канд. Психол. Наук. М. 2002. 167 с.
  22. Исаев Е.И, Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах / Е.И Исаев, В.И. Слободчиков. Издательство ПСТГУ. Москва. 2013. 432 с.
  23. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат. 1988. 319 с.
  24. Карлина, Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности / Т. А. Карлина. // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 265-267.
  25. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет / К.А. Климова М.: Просвещение. 1968. 224 с.
  26. Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 148–150.
  27. Лапкова О.С. Психолого-педагогические условия развития субъектности младших школьников и младших подростков / О.С. Лапкова. Дис. …канд. Психол. Наук. Воронеж. 2007. 216 с.
  28. Лапкова, О. С. Субъективный контроль в развитии субъектности младших школьников и младших подростков / О. С. Лапкова // Мир психологии. 2007. №3. С . 140-145.
  29. Лебедев В.А. Как помочь ребенку стать самостоятельным / В.А. Лебедев // Начальная школа. 1994. № 4. С. 5–9.
  30. Левитова Д.Ю., Савенышева С.С. Субъектность в младшем школьном и младшем подростковом возрасте: анализ уровневых и структурных характеристик / Д.Ю Левитова, С.С. Савенышева// Мир науки. Психология и педагогика. 2022. №3. 14 с.
  31. Леонова Е.В., Шатова С.С. Становление нравственно-этического и творческо-преобразующего компонентов субъектности младших школьников / Е.В. Леонова, С.С. Шатова // Современные проблемы психологической практики, образования и воспитания субъекта социально-экономических преобразований России. Сборник материалов. 2017. С. 57-59.
  32. Матюхина М.В., Ярикова С.Г. К изучению ответственности как свойства целостной личности школьника / М.В. Матюхина, С.Г. Ярикова // Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Волгоград. 1984. С. 115–129.
  33. Михайлова Е. В. Формирование субъектного познавательного опыта учащихся индивидуализированными средствами обучения / Е. В. Михайлова. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Петрозаводск. 2008. 192 с.
  34. Мурашева Е.С. Методика формирования субъектности младших школьников средствами языкового портфеля как компонента учебноме-тодического комплекса по иностранному языку / Е.С. Мурашева. Дис. … канд. Психол. Наук. М. 2014. 239 с.
  35. Обухова А. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией А. С. Обухова. Москва: Издательство Юрайт. 2023. 424 с.
  36. Овсяникова Е.А. Характеристики развития субъектности младших школьников. Проблемы психологического здоровья и развития субъектов учебной и профессиональной деятельности / Е.А. Овсяникова// Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. Белгород. 2021. 104 с.
  37. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
  38. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. Под ред. М. К. Кабардова. М.:Нальчик «Эль-Фа». 1996. 125 с.
  39. Петровский В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности / В.А. Петровский // Вопросы психологии. М. 1985. №4. С. 17–30.
  40. Подшивалова Е.П., Цукерман Г.А. Становление субъекта учебной деятельности (трехлетнее лонгитюдное исследование младших школьников) / Е.П. Подшивалова, Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. М. 2003. № 2.
  41. Пыжьянова, М.А. Психолого-педагогические условия развития субъектности в младшем школьном возрасте / М.А. Пыжьянова. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Нижегород. Гос. Ун-т. Н.Новгород. 2006. 20с.
  42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, сост., авт. Коммент. И послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – спб. и др. Питер Ком. 1999. 712 с.
  43. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии /
    С.Л. Рубинштейн. Спб. Издательство: Питер. 2002. 720 с.
  44. Рудомазина В.М. Психология развития, акмеология. Проявление субъектности у детей младшего школьного возраста / В.М. Рудомазина // Педагогика и психология образования. 2016. С. 100-107.
  45. Рыжухина И. Ю. Использование субъектного опыта учащихся при проектировании индивидуальных образовательных программ/ И. Ю. Рыжухина. Дисс. ... Канд. Психол. Наук. М. 2000. 129 с.
  46. Селиванов В.В. Стадии развития субъекта в онтогенезе / В.В. Селиванов //Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: сб. науч. тр. – Казань. 2004. С. 29–35.
  47. Серебровская Н. Е., Кочергина И. C. Становление субъектности школьников на пути их профессионального самоопределения: коллаборация школы и вуза / Н. Е. Серебровская, И. C. Кочергина // Вестник Мининского университета. Нижний Новгород. Т. 9, №3. 2021. с. 12.
  48. Сидельник В.В., Скуднова Т.Д. Субъектность как фактор развития личностного потенциала младших школьников в образовании / В.В. Сидельник, Т.Д Скуднова// Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Таганрог. 2018. С. 353-360 .
  49. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Москва: Школа-пресс, 1995. 384 с.
  50. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)/ В. И. Слободчиков. Дис. … д-ра психол. наук. М. 1994. 79 с.
  51. Стародубцева Е.В. Проблемы диагностики субъектного опыта младших школьников / Е.В. Стародубцева// Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. 2013. № 3 (70). C. 177-189.
  52. Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения/ В.И. Степанский // Вопросы Психологии. 1991. №5. С. 98–103.
  53. Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы / В.А. Татенко // Психологический журнал. 1995. Т.16. №3. С. 23–34
  54. Тогусова Б.К. Структура субъектности личности младшего школьника / Б.К. Тогусова // Инновации в образовании. Казахстан. 2016. С. 5-8.
  55. Ульянова О.С. Психологические условия развития субъект-субъектных отношений / О.С. Ульянова. Автореф. дис. … канд. психол. Наук. М. 2000. 28 с.
  56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
  57. Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста / А.А. Филоненко // Молодой ученый. 2014. №8. С. 892-894.
  58. Цукерман Г. А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 3-6.
  59. Юхновец Т.И. Национальная ценность субъектности во взаимоотношениях родителей и детей / Т.И. Юхновец// / Патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти в системе высшего образования Беларуси: современное состояние и перспективы : сборник материалов международной научно-практической конференции. Минск. 2022. С. 145-148.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития младших школьников

Материал можно использовать для родительских собраний...

Развитие субъектности младших школьников через деятельностный подход

Часто задумываюсь над такой проблемой: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий? И, как многие учителя, отвечаю: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках нашим детям становится с...

Сущность и особенности социализации младших школьников

Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.  Цель школы – разбудить, вызват...

Родительский лекторий "Особености мышления младших школьников"

В лектории описано как в доступной форме дать родителям знания об особенностях развития мышления детей 8-9 лет. В лектории даны упражнения и игры на развитие мышления, памяти, воображения....

Становление субъектности младших школьников

В статье рассматриваются основные особенности становления субъектности младших школьников....

Особенности обучения младших школьников по учебно-методическому комплексу "Гармония"

Одной из главных задач комплекта "Гармония" является разработка способой организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития....

"Развитие вербального мышления как средство формирования субъектности младшего школьника"

Обощение педагогического опыта «Развитие вербального мышления как средство формирования субъектности младшего школьника»...