Статья Социальный климат в детском коллективе
статья

Статья Социальный климат в детском коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya_sotsialnyy_klimat_v_detskom_kollektive.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Социально - психологический климат детского коллектива

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива и может определяться как феномен, представляющий собою динамическое поле отношений, в котором развивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие личности, меру проявления личностного "Я".

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих - психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел. Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются:

  • доброжелательность
  • защищенность
  • мобильность

- креативность

- оптимизм

- инициативность

- работоспособность, свобода "я"

При неблагоприятном - незащищенность, леность, агрессивность, пессимизм, зажатость, пассивность.

Благоприятный психологический климат способствует и лучшему взаимоотношению детей и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом для формирования коллектива класса. Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами. коллектива. Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов, у которого на этом этапе высокая авторитетность для детей, дети сенситивны к внешним воздействиям, а следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата. «При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными». [12,]

Наиболее эффективными способами формирования учителем психологического климата в классах начальной школы являются следующие: включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства:

  • использование игры
  • формирование общих традиций
  • создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий
  • стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка
  • наличие активной - позиции педагога по отношению к классному коллективу
  • привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива

Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами.

В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и другие.[5, ]

Однако большинство исследователей считает, что важнее иметь единство взглядов на сущность явления, чем спорить о его названии. Это представляется наиболее разумным.

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Психологический климат детских коллективов имеет свою специфику. Неизмеримый вклад в теорию детского коллектива внес А. С. Макаренко. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона (или нормального психологического климата - по современной терминологии) А. С. Макаренко выдвигал следующие:

1. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив.

2. Единство коллектива, дружеское единение его членов. Во внутренних отношениях можно критиковать отдельных воспитанников, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его перед посторонними, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его.

3. Защищенность всех членов коллектива. Ни один воспитанник, как бы ни был он мал, слабосилен и так далее, не должен чувствовать своего обособления или беззащитности.

4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива.

5. Умение быть сдержанным в движениях, словах. [2, c. 74]

Самочувствие ребенка в школе определяется прежде всего взаимоотношениями в первичном коллективе. Поэтому основной акцент будет сделан на анализе возможностей педагога в регуляции отношений ребенка в детском коллективе. Сущность психологического климата состоит в том, что сложившиеся в коллективе взаимоотношения приобретают эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива. Степень активности каждой личности, как и степень влияния коллектива на личность, определяется тем, насколько личность переживает эмоциональное благополучие в данном коллективе.

Следовательно, организуя психологический климат, стимулирующий развитие каждой личности и высокую работоспособность всего коллектива, следует начать с регуляции взаимоотношений и ценностных ориентации (как увидим ниже, эти два процесса фактически являются единым процессом).

Анализируя психологический климат классного коллектива, необходимо знать:

  1. каковы взаимоотношения между группировками;
  2. есть ли в классе настроенные против педагогических требований группировки;
  3. что представляют собой члены официально действующего (выборного) актива;
  4. являются ли выборный актив реальным активом (определяющим нормы и ценности коллектива);
  5. каково положение каждого ребенка в коллективе.

Хороший психологический климат - это следствие, результат сплочения коллектива. Сплачивать классные коллективы легче всего в той школе, где идет целенаправленная работа по организации школьного самоуправления. Детское самоуправление - это не совокупность выборных органов, а организация гуманистических отношений, которые реализуются в процессе деятельности всего коллектива и органов самоуправления. При нарушении совместной деятельности (например, при смене организатора деятельности) психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Прежде всего, возрастет количество ссор, споров и конфликтов. Затем появятся устойчивые противоборствующие группировки, занятые отставанием своего влияния на коллектив. Власть и влияние могут стать самоценностью, отношения перестанут опосредствоваться совместной деятельностью, превратятся во времяпрепровождение, в общение ради общения. Таким образом, положительное влияние группы на личность будет сведено к нулю. И это будет заметно по взаимоотношениям детей. «Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие». «При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными». Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, межличностных отношений. Главная черта межличностных отношений - их эмоциональная основа. «Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы». [14, ]

По мере развития коллектива внутренняя структура самоуправления может изменяться, но состав органов остается следующим: высшему органу самоуправления подчиняются постоянные и временные исполнительные органы. Сочетание постоянных и временных органов позволяет привлечь как можно больше учащихся к организаторской деятельности. Итак, формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В это управление входит и поддержка определенных ценностных ориентации через организацию значимой деятельности, через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления, и формирование доброжелательной атмосферы, и коррекция позиций каждой личности в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

Статья "Развитие самоуправления в детском коллективе".

Одной из главных задач современного общества является воспитание растущего человека как формирование развитой, коммуникативной, мобильной, социально-активной личности. Новый образовательный стандарт у...

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

   Социально-психологический климат оказывает положительное или негативное влияние на личность в силу сложившихся в нем норм отношений между людьми.     В педагоги...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Формирование социальных взаимоотношений в детском коллективе младших школьников имеет многоцелевую, целостно-системную и полифазную проблему, которая состоит из решения базисных задач: осознавать себя...

формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива...

Статья "Игры на сплочение детского коллектива"

laquo;Игры на сплочение детского коллектива» Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это сотворение собственного мира, в котором можно установ...