Мастер-класс «Сеанс одновременной игры в шахматы»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.4 КБ |

Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей» Гусь – Хрустального района
КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
«Сеанс одновременной игры в шахматы»
по дополнительной общеобразовательной программе
«Шахматный клуб «Дебют»
Направленность: физкультурно-спортивная
Раздел программы: «Соревнования»
Тема занятия: Мастер-класс «Сеанс одновременной игры в шахматы»
Год обучения: 2 год обучения
Возраст обучающихся: 10 - 15 лет
Место проведения: МБУ ДО «ЦДОД» Гусь-Хрустального района
ФИО педагога ДО: Медведников Александр Викторович
г. Курлово
2024 год
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Мастер-класс «Сеанс одновременной игры в шахматы».
Цель занятия: обучение ребенка решению шахматных задач с помощью техник латерального мышления (использование инструментов нелинейной логики) в условиях переменных психофизических нагрузок.
Задачи:
Предметные:
- формирование у обучающихся навыков стабильной мозговой деятельности в условиях переменных психофизических нагрузок.
Метапредметные:
- обучение созданию отстраненного психического состояния для использования техник латерального мышления при приёме решений в сеансе одновременной игры в шахматы.
- обучение в процессе занятия использованию техник принятия решений.
Личностные:
- развитие устойчивости детской психики к стрессам и психоэмоциональным перегрузкам.
- развитие у обучающихся способности к латеральному мышлению.
- развитие у ребенка вербальных способностей.
Тип занятия: закрепление умений и навыков принятия решений в партиях.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
- формирование критического анализа социума у учащихся.
Метапредметные:
- применение творческого подхода к мыслительному процессу в разных ролях (сеансёр и участники сеанса),
- принятие взвешенных решений по итогам анализа поставленных задач.
Личностные:
- практическое использование интуитивных латеральных техник мышления.
Методы:
Словесный, наглядный, практический.
Репродуктивный метод.
Метод стимулирования и мотивации.
Аналитический метод.
Технологии обучения:
Игровые.
Технология коллективного взаимообучения и самоанализ.
Здоровьесберегающие технологии.
Методическое и материально-техническое обеспечение:
Мультимедийная презентация по теме «Сеанс одновременной игры»
Аудиозаписи: подборка произведений Вивальди.
Наборы для игры шахматы.
Шахматные столы.
Музыкальный центр.
Компьютер.
План занятия
Этапы занятия: | Предполагаемое время |
I Организационный момент | 2 минуты |
II Введение в тему | 2 минуты |
III Объяснение темы занятий | 8 минут |
IV Практическая работа | 30 минут |
V Подведение итогов. Рефлексия. | 3 минуты |
Всего: | 45 минут |
Ход занятия
I Организационный момент
Рассадка детей за шахматные столы в произвольном порядке.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие направлено прежде всего на то, чтобы научиться мыслить и принимать верные решения с помощью особых техник, тех, что делают мозг обычного человека мозгом шахматиста. Мыслить логически и составлять в голове цепочки рассуждений — это еще не предел разума человека. Мозг способен на гораздо большие чудеса!
Сегодня мы погрузимся в мир Больших шахмат и примерим на себя мозг чемпионов.
II Введение в тему
Каждый раз мы можем думать по-разному, в зависимости ситуации. Думаю, вы со мной согласитесь. Даже соперники в шахматах, сидя за одной доской и играя одну позицию, размышляют неодинаково.
Для обучения вас техникам мышления, мы погрузим вас в обстановку творчества с помощью сеанса одновременной игры в шахматы. И каждый сыграет здесь свою роль. Один станет сеансёром, другие - его противниками.
Чем отличается роль сеансёра? Это прежде всего, конечно же, работой мозга.
1. Концентрация. Сеансёр должен находиться в состоянии покоя и отстраненности от окружающей обстановки. Его не должны отвлекать никакие бытовые мелочи, такие, как развязавшийся шнурок, люди за окном или свет в помещении. У него слишком много сражений чтобы тратить своё внимание на всё иное.
2. Следующее свойство — способность мгновенно переключать свой мозг на следующую доску — если в тебя летит копьё, нужно сначала его отбить и только потом двигаться дальше. Для выполнение этой задачи вам потребуется свойство 1. Концентрация внимания позволит вам не завязнуть в одной партии, проиграв при том все остальные сражения.
Следующие пункты подойдут ко всем участникам.
3. Используйте интуицию при анализе вариантов. Не бойтесь верить подсказкам своего мозга.
4. Рассматривайте и используйте в анализе варианты, кажущиеся на первый взгляд абсурдными — жертвы фигур, ослабление позиций на одном участке для достижения стратегических целей на другом. Помните, выиграв ферзя порой, можно проиграть партию.
5. Используйте тело. Спокойствие тела во время игры поможет удерживать концентрацию во время партии. Минимум движений — ни постукивания ногой, ни кручение фигуры пальцами. Всё мешает!!!
А теперь правила, которые необходимо соблюдать во время проведения сеанса одновременной игры:
· белые фигуры принадлежат сеансеру;
· ответные ходы участники сеанса должны делать в присутствии сеансера;
· участник сеанса должен делать ход немедленно в присутствии сеансера даже в том случае, если он остался последним игроком сеанса;
· пропускать ходы не разрешается, с разрешения сеансера за всю игру допускается один пропуск хода;
· нельзя анализировать незаконченную партию на доске, передвигая фигуры;
· нельзя консультироваться со зрителями;
· сеансер может переменить сделанный ход в партии, если он еще не совершил ход в следующей партии.
Для начала назначим нашего сеансёра (определение ролей, разъяснение правил)
Просмотр ролика ««Сеанс одновременной игры».
III Объяснение темы занятий
Сегодня я вам дам индивидуальные задания, направленные на исправление ошибок в мышлении и поведении во время партии.
Краткое определение ключевых задач каждого (от особенности стратегии и используемого в партии дебюта до положения тела в момент игры).
Задачи формулируются так, что каждый слышит и осознает роли и задачи других участников.
Постановка задачи сеансёру. Каждый игрок знает задачу сеансёра и получает от педагога идею стратегии противодействия. Сегодня сеансёр получает задание играть дебют Берда, а его соперники имеют задачи играть — у одних закрытую позицию, у других, напротив, открыться и начать захват вертикалей ладьями
Определяются индивидуальные психофизические задачи каждого из игроков, способы управления приемом решений на основе техник латерального мышления и самоконтроля. Делается упор на принятие решений в острых позициях (просчет всех вариантов) поочередно: подсказанных интуицией, предпочтительных по позиции, возможных и, наконец, абсурдных на первый взгляд.
IV Практическая работа
Рассадка детей по доскам. Старт игры. Педагог ведёт судейство.
Процесс игры может быть остановлен (2-4 паузы) для обсуждения принятых решений, ходов игроками. Акцентируется внимание на ошибки.
Ребёнку обязательно дается возможность понять и найти самому ошибки в игре, прокомментировать их самостоятельно.
Ошибки могут быть: стратегические, тактические, поведенческие, которые подтолкнули к каким-либо действиям на доске.
Особое внимание уделяется оценке действий сеансёра. Сеансёр находится во время игры в состоянии психической отстраненности и стабильность его отстраненного состояния сознания является залогом правильных решений в игре. Важно подчеркнуть или похвалить успешно решённые задачи в плане поведения и создания верного психоэмоционального состояния. Это необходимо для закрепления понятия "победы только при правильном поведении". Раздраженность, гнев, также как и расслабленное состояние необходимо определить как ошибки.
V Подведение итогов. Рефлексия.
Подведение итогов сеанса игры (счет, победители). Разбор творческой работы каждого участника с указанием конкретного источника ошибки или наоборот удачного решения. Разбор ошибок психофизического плана. Поздравление победителей.
Постановка задач обучающимся по результатам.
Список использованной литературы:
1.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: 2000.
2.Эдвард Де Боно Гениально! Инструменты решения креативных задач. https://www.litres.ru/book/edvard-de-bono/genialno-instrumenty-resheniya-kreativnyh-zadach-7427910/
3. Шакуров М.Ф. – Принципы шахматной игры: учебное пособие.
Казань: Мастер Лайн, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой сеанс "Разные дети - равные возможности" (Мастер-класс)
Методический (практический материал) материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей, осуществляющих образовательную деятельности с детьми с проблемами в развитиии....

Мастер-класс “Квесты, викторины и игры в обучении”
Мастер-класс “Квесты, викторины и игры в обучении&rdquo...
Мастер-класс по финансовой грамотности игра "Кошелёк!
Закрепить знания по финансовой грамотности...

мастер-класс "Умение задавать вопросы" Игра "Поймай ответ"
Умение поставить вопрос к тексту – одно из ключевых читательских умений.Если ребенок может поставить вопрос, на который текст дает точный ответ, можно рассчитывать, что текст ему понятен.Научить...

Мастер-класс: «Чувашские детские подвижные игры»
Ознакомление с содержанием физического развития и оздоровлением детей с ОВЗ на традициях чувашского народа. Развивать интерес к физической культуре и формировать двигательный активность детей....

Мастер – класс Ореховской И. И. «Игра по финансовой грамотности «Покупки Волчонка»
1. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ1.1. Цель и задачи мероприятияЦель:·...
Мастер-класс для родителей "Развивающие игры для дома: учимся, играя!"
Мастер-класс для родителей...
