Коррекционно-развивающая программа для ребенка с ОВЗ (вариант 7.2.)
методическая разработка (4 класс)

Дёмина Наталья Владимировна

Индивидуальная программа сопровождения ребёнка с ЗПР разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития), который предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей данной категории, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_soprovozhdenie_7.2.docx32.75 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное   учреждение «Гимназия г. Алдан»

МР «Алданский район» РС (Я)

СӨ «Алдан оройуона» МО «Алдан к. гимназията»

уопсай үөрэх муниципальнай бүддьүөт тэрилтэтэ

МБОУ «Гимназия г. Алдан»

«Алдан к. гимназията» УоҮөМБТ

678900, РС (Я),  Алданский район,  г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ,14

тел: (41145) 32-8-91,  32-8-43.  Факс: (41145) 32-8-91

e-mail: gymnald@mail.ru

сайт:  http://ar-qa.obr.sakha.gov.ru

Рассмотрено на заседании кафедры

воспитательной работы                                                          

Протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

Заведующий  кафедрой _____                                              

М.А. Бондарь

                                                                           

Рассмотрено на педсовете № 6 от «31» августа 2022 г

Согласовано____________________Э. Б.Цыбикжапова,

Заместитель директора по УВР

«_31_» августа 2023 года

Коррекционно-развивающая программа

для ребенка с ОВЗ (вариант 7.2.)

                           

Разработчик:   Дёмина Наталья Владимировна

Педагог – психолог

Пояснительная записка:

Индивидуальная программа сопровождения ребёнка с ЗПР разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями (с задержкой психического развития), который предусматривает создание в образовательном учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей данной категории, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
  • Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901 – 6 о психолого–медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения.
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года N АФ – 150/06 о создании условий для получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидами.                                                

Программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями  районной ПМПК.

При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.

Психолого-педагогическая характеристика школьников с задержкой психического развития

Дети указанной категории обладают большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой, так и в познавательной деятельности, оказывающее негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.

Трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (слабость регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

У детей слабо сформированы пространственные представления,

Особенности внимания детей с задержкой психического развития проявляются в его неустойчивости; повышенной отвлекаемости; трудностях переключения; слабой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполняемой детьми деятельности и увеличивает количество ошибок.

Недостаточность развития памяти проявляется в: снижении продуктивности запоминания и его неустойчивости, низкой скорости запоминания; преобладании механического запоминания над словесно-логическим;

Воображение детей с задержкой психического развития недостаточно развито.

Особенности мышления проявляются в выраженном отставании и своеобразии в развитии познавательной деятельности, недостаточность наглядно-образного мышления;

Недостаточно сформирована аналитико-синтетическая деятельность во всех видах мышления.

У детей с задержкой психического развития отмечаются относительно высокие потенциальные возможности репродуктивного мышления, обеспечивающего усвоение знаний, преподнесенных в «готовом» виде, на основании детализированной помощи.

Психологическая характеристика обучающегося 2 «В» класса.

Варя обучается во 2 «В» классе в соответствии с заключением районной ПМПК:  обучение по адаптированной основной программе начального общего образования для  детей с задержкой психического развития вариант 7.2

В результате психологического исследования выявлено:

Общий осведомительный уровень- низкий

Моторная ловкость – низкий уровень сформированности

Характеристика деятельности:

Мотивация:   положительное отношение к школе с преобладанием игровых мотивов;

Критичность: снижена;

Работоспособность: низкая;

Темп деятельности: снижен, в виду повышенной утомляемости;

Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость, недостаточный объём внимания.

Особенности памяти: кратковременное запоминание превалирует над долговременным. Запоминает путём многократного механического повторения;

Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – ниже возрастной нормы;

анализ, синтез, классификация, обобщение - ниже возрастной нормы. Анализирует, классифицирует, обобщает с опорой на внешние и второстепенные признаки;

Временные и пространственные отношения: не сформированы.

Эмоционально- волевая сфера: Низкий уровень развития произвольности и самоконтроля, двигательная расторможенность;

Психологическое заключение: Уровень актуального развития  значительно ниже возрастной нормы. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально-  волевой сферы.

Цель программы – повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Задачи программы:

1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).

2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).

3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

4.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.

Программа опирается на следующие принципы:

системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический;

общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.

Курс занятий разработан для детей  8 - 9 лет.  С недостаточным, для данного возраста, уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления), пространственной ориентации, эмоционально –  волевой сферы.

Частота  проведения занятий – 1 раза в неделю. Продолжительность занятий – 30 – 40 мин.

Содержание программы:

Работа по программе включает в себя 2 раздела: развитие позновательной сферы и развитие эмоционально – волевой сферы. Занятия из разделов чередуются. Занятия разрабатываются на основе курса Д.А.        Глазунова «Психология. Развивающие занятия для 2 класса» и курса О.В. Хухлаевой Тропинка к своему Я» для 2 класса.

Развитие познавательной сферы:

 В    занятия включены    упражнения на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления). Также включены особые упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение. Каждое занятие начинается с «мозговой гимнастики». Это выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и улучшении функционирования межполушарного взаимодействия. Также мы предлагаем в каждое занятие включить «разминку». Основной задачей, которой является создание у детей положительного эмоционального фона, включение в работу, так как у детей этой группы часто снижен уровень познавательной мотивации. Также в каждое занятие включена весёлая переменка. Динамические паузы, позволяющие отдохнуть  от умственной деятельности.

Развитие эмоционально –  волевой сферы:

Первой темой на занятиях является «Вспоминаем чувства», учимся понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. Вторая тема «Качества людей», задачами которой, является  знакомство с характерологическими особенностями.

Третья тема: «Какай Я – Какой Ты»,  помогает  понять ребенку, что у него есть много хорошего, учит находить хорошее в других, коррекция тревожности. Каждое занятие по развитию эмоционально волевой сферы включаются задания на релаксацию, для регуляции эмоционального состояния ребёнка.

Планируемые результаты

В результате реализации программы планируется повышение уровня развития психических процессов. В эмоционально – волевой сфере развитие положительного отношения к школе, формирование учебной мотивации; развитие навыков  самостоятельности самоконтроля: способность осуществить несложные виды учебной деятельности, умение пользоваться внешними регуляторами деятельности, способность воспринимать на слух и визуально более сложные инструкции  и руководствоваться их указаниями  с помощью взрослого, знакомы с приёмами контроля, могут оценивать свою деятельность. Ребёнок научится понимать и контролировать свои эмоциональные состояния, понимать, что у него есть много хорошего, научится находить хорошее в других, коррекция тревожности.

Показатели эффективности планируемых результатов:

Достижение поставленных задач будет  отслежено при помощи диагностики  уровня психического развития и уровня эмоционально – личностного развития, уровня школьной  мотивации в начале и конце учебного года.     Критерием эффективности будет повышение уровня психического развития и уровня эмоционально –  волевого развития, уровня учебной мотивации учащихся.

Средства контроля программы:

В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося». Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.

Календарно-тематическое планирование

занятия

Дата

Темы

Кол – во часов

1 -2

Диагностика развития психических процессов

2

3-4

Диагностика эмоционально -  волевой сферы

2

5

Мы рады встрече

 1

6

Развитие воображения, устойчивости и произвольности внимания.  

1

7

Развитие воображения,   произвольности запоминания, развтие умения строить умозаключения.

1

8

Развитие произвольности запоминания, развтие умения строить умозаключения.

1

9

Понимаем чувства другого

1

10

Развитие воображения, устойчивости и произвольности внимания.  

1

11

Мы испытываем разные чувства

1

12

Развитие устойчивости внимания, произвольности запоминания, воображения.

1

13

Мы испытываем разные чувства

14

Развитие умения строить умозаключения. Развтие устойчивости и концентрации внимания.

1

15

Люди отличаются качествами

1

16

Развтитие воображения, произвольности запоминания.

1

17

Хорошие качества людей

1

18

Развтие воображения, внимания.

1

19

Самое важное хорошее качество.

1

20

Развитие произвольности внимания, пространственной ориентации

1

21

Самое важное хорошее качество.

1

22

Развитие устойчивости внимания, произвольности запоминания

1

23

Кто такой сердечный человек?

1

24

Развитие устойчивости внимания, произвольности запоминания

25

Кого называют доброжелательным

1

26

Развитие воображения, мышления.

1

27

Кого называют доброжелательным

1

28

Развитие внимания, воображения, умения строить умозаключения.

1

29

Развитие мышления, восприятия, внимания

1

30

Трудно ли быть доброжелательным

1

31

Развитие мышления, восприятия, внимания

1

32

Трудно ли быть доброжелательным

1

33

Развитие внимания, воображения, умения строить доказательства

34

Я желаю добра ребятам

1

35

Формирование внутреннего плана действий, развитие мышления восприятия

1

36

Чистое сердце

1

37

Развитие мышления, восприятия, внимания

1

38

Какие качества нравятся в другом

1

39

Развитие мышления,   внимания

1

40

Какими качествами мы похожи

1

41

Развитие внимания, воображения, умения строить доказательства

1

42

Каждый человек уникален

1

43

Развитие мышления, формирование внутреннего плана действий, развтие внимания

1

44

В каждом есть тёмное и светлое

1

45

Развтие воображения, мышления восприятия

1

46

Какой Я?

1

47

Развитие мышления, произвольности запоминания, внимания

1

48

Какой Ты?

1

49

Развитие внимания, воображения, произвольности запоминания

1

50

Учимся договариваться

1

51

Развитие мышления, внимания, восприятия

1

52

Трудности второклассника

1

53

Развитие мышления, произвольности запоминания, внимания

1

54

Школьные трудности

1

55

Развитие мышления, произвольности запоминания, внимания

1

56

Школьные трудности

1

57

Развитие памяти, внимания, формирование внутреннего плана действий

1

58

Домашние трудности

1

59

Развитие воображения, внимания, восприятия

1

60

Домашние трудности

1

61

Развитие воображения, памяти, мышления

1

62

 Диагностика развития психических процессов

1

63 -68

Повышение самооценки, снижение уровня тревожности, релаксация

6

Список литературы:

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: 1998.
  2. Бакланова Н.С. Практические материалы для работы с детьми младшего школьного возраста. М.: 2001.
  3. Голуб В.Т. Графические диктанты.  «Вако»: 2006.
  4. Глазунов Д.А. Психология развивающие занятия 2 класс.М.:2008.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: 2002.
  6. Кольцова М.М. Медлительные дети. СПБ.:  2003.
  7. Маклаков А. Г. Общая психология. СПБ.: 2000.
  8. Мещенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для педагога. М.: 2016.
  9. Мещенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Рабочая тетрадь 1 и 2 часть. М.: 2017.
  10. Немов Р. С. Психология. Книга 3: Психодиагностика. М.: 2001.
  11. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: 2002.
  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1. М.: 2002.
  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Екатеринбург 2004.
  14. Талызина. Педагогическая психология. М.: 1998.
  15. Холодова О. Юным умникам и умникам. Методическое пособие. М: 2006.
  16. Холодова О. Юным умникам и умникам. Рабочая тетрадь 1 и 2 части. М: 2013.
  17. Холодова О. Юным умникам и умникам. Рабочая тетрадь 1 и 2 части. М: 2013.
  18. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» методическое пособие. М.: 2015.
  19. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» рабочая тетрадь 2 класс. М.: 2015.
  20. Языканова Е.В. Развивающие задания тесты, упражнения, игры. 1 класс. М.: 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» 4 класса (вариант 2.3) на 2020 - 2021 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности (включая коррекционно – развивающую область) «Развитие познавательной сферы» для  4 класса составлена в соответствии с требованиями при...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 5.1

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной прогр...