Дидактические пособия для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста .
учебно-методическое пособие (1, 2, 3 класс)

Зверева Юлия Михайловна

 Материал будет полезен педагогам и родителям. Игры разработаны для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста с целью развития познавательной активности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор :педагог-психолог

Зверева Ю.М.

 

Авторское дидактическое пособие для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста .

 "Цветные кармашки" 

DSCN1459

Описание материала: материал будет полезен педагогам и родителям. Игры разработаны для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста с целью развития познавательной активности. 
Описание пособия: пособие представляет собой панно из ткани с цветными кармашками,
картонные карточки разного цвета и размера, цветные предметы разные по форме и величине(фрукты), фетровые бабочки, листочки и стеклянные цветные камушки.

Пособие позволяет решать многие задачи: 

- обучать группировке предметов по цвету

- развивать пальчиковую моторику

- закреплять знание основных цветов

- развивать познавательную активность;
- сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
- формировать элементарные математические представления;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать лексико – грамматический строй речи;

- обогащать сенсорный опыт детей (гладкий, шероховатый, мягкий, твердый)
- развивать моторику и координацию движений рук.

Данное пособие «Цветные кармашки», предусматривает применение специальных игр и заданий для стимуляции, активизации и развития мелкой моторики рук, внимания, памяти, развития речи.

Дидактическое  пособие служит не только усилению активности ребенка, но и способствует лучшему усвоению лексических тем, накоплению сенсорного опыта, повышению эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, возбуждению интересов.

 В процессе игры с развивающим пособием «Цветные кармашки»  у детей вырабатываются навыки быстрого произвольного переключения внимания, повышается уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, умение сравнивать и различать контрастные по величине (большой — маленький) и цвету (красный, желтый, зеленый, синий, черный, коричневый, белый) предметы, а так же развивается зрительно-моторная координация.

Игровое правило: ребёнок  подбирает для каждого кармашка предмет, картонную карточку соответствующего цвета, сравнивает и анализирует предметы по цвету, величине и форме вместе с педагогом. 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — учить детей определять предмет наощупь, узнавать их по характерным признакам.

Дидактическая игра «Подбери по форме» — учить детей зрительно обследовать, сопоставлять формы предметов с шаблонами.

Дидактическая игра «Разложи по кармашкам» — развитие наглядно-действенного мышления

Дидактическая игра «Определи какого размера предмет?»  - упражнять детей в определении размера рыбки.

Дидактическая игра «Достань предмет и назови его цвет»-закреплять знание цветов.

Дидактическая игра «Достань карточку и назови, какая геометрическая фигура изображена» - закреплять знание геометрических фигур.

Дидактическая игра «Чего не стало»- развивать внимательность

Дети расставляют цветные карточки или предметы в соответствующие кармашки, внимательно  рассматривают их. Затем закрывают глаза, а педагог убирает одну карточку или предмет из кармашка. Дети отгадывают, какого предмета не стало.





Предварительный просмотр:

                                                      Автор: педагог-психолог

                                                                        Зверева Ю.М.

Авторское дидактическое пособие   "Часы познания". 

 

Описание материала: материал будет полезен педагогам и родителям. Игры разработаны для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста с целью развития познавательной активности и развития речи.  

 

Пособие может использоваться: 

• В совместной деятельности детей                                  IMG_20240821_123449

• В ходе режимных моментов 

• Индивидуально и подгруппами 

 
Описание пособия: пособие представляет собой мягкое  основание в форме круга с 6 прозрачными  карманами под карточки и 2 деревянными стрелками, 
плотные  карточки соответствующие лексическим темам, конверты под карточки, кубик. Пособие можно использовать как в вертикальном виде (с помощью петли оно может быть помещено на доску или стену), так и в горизонтальном (на столе). 

 

Пособие позволяет решать многиезадачи: 

 -развивать пальчиковую моторику; 

- развивать познавательную активность; 

-закреплять знания о животных, птицах, фруктах,  овощах, насекомых, мебели, одежды и др.; 

- сенсорное развитие (восприятие цвета, формы); 
- формировать элементарные математические представления; 
- уточнять, развивать и активизировать словарный запас; 
- совершенствовать лексико – грамматический строй речи: формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных, учить изменению образованных прилагательных по родам, образовывать от существительных прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовывать числительные с существительными; изменять по падежам существительные в единственном и множественном числе; учить употреблению предлогов от, о , с, к, на, без, в и др; 

развивать умения в употреблении порядковых числительных, пространственных представлений «слева», «справа» «вверху», «внизу», предлогов «над», «под», «между»; 

- совершенствовать связную речь: учить ребёнка правильно сочетать слова в предложении, употреблять разные части речи, составлять разные по сложности предложения; 

- развивать воображение; 
 - обогащать социальный опыт ребёнка. 
 

 
Дидактическое  пособие служит не только усилению активности ребенка, но и способствует лучшему усвоению лексических тем, накоплению сенсорного опыта, повышению эмоционального тонуса, активизации положительных эмоций, возбуждению интересов. 

 

Дидактические игры: 

 

1) Игра "Найди лишнее": педагог  вставляет картинки в кармашки и спрашивает у детей, что лишнее. (н/р енот, заяц, лиса, белка, медведь, курица); 

 

2) Игра "Чего не стало": педагог вставляет картинки в кармашки ,а ребенок их запоминает. Далее ребёнок закрывает глаза и педагог убирает  (или заменяет) одну картинку. Ребёнок должен угадать, чего не стало (или что заменили); 

 

3) Игра "Один-много": педагог вставляет карточки на одну лексическую тему, а ребёнок поворачивает стрелку и называет один/много. (н/р один огурец/много огурцов, один баклажан/много баклажанов, один лук/много лука, одна картошка/много картошек); 

 

4) Игра "Великан и гномик" :педагог расставляет картинки с мебелью и рассказывает о том, что у Великана мебель какая?(большая), а у Гномика (маленькая). Ребёнок поворачивает стрелочку и строит предложения. (н/р у Великана стол, а у Гномика столик, у Великана стул, а у Гномика стульчик и т. д. ); 

 

5) Игра "Собери урожай": педагог выставляет картинки с овощами. И рассказывает о том, что овощи можно срезать, выдёргивать или выкапывать. Ребёнок поворачивает стрелку и оречевляет свои действия (Морковку выдёргиваю, капусту срезаю, картошку выкапываю и т. д); 

 

6) Игра "Посчитай": педагог выставляет карточки по определённой лексической теме, ребёнок бросает игральную кость, поворачивает стрелку и согласовывает числительное с существительным. (н/р одна пчела, 5 жуков, 3 кузнечика, 2 муравья и т. д); 

 

7) Игра "Назови ласково": педагог выставляет картинки, ребёнок поворачивает стрелку и называет ласково ( н/р мандарин-мандаринчик, яблоко-яблочко, виноград-виноградик, ананас-ананасик и т.д.); 

 

8) Игра "Гусеница": педагог демонстрирует картинку с гусеницей и расставляет картинки с фруктами. Ребёнок поворачивает стрелку и говорит к чему она ползёт. (н/р Гусеница ползёт к яблоку, гусеница ползёт к груше и т. д); 

 

9) Игра "Варим варенье": ребёнок должен вращать стрелку и называть из чего варенье (н/р варенье из слив-сливовое, варенье из малины-малиновое, варенье из клубники-клубничное и т. д. 

10)Игра”Уборка”:педагог выставляет картинки, предварительно задав вопрос, мама”Что делает?”, ребенок поворачивает стрелку и проговаривает действия мамы.(Мама протирает пыль со стола, шкафа, стирает футболку, платье и.т.д.). 

11)Игра” Кого испугался малыш?”:педагог выставляет картинки диких животных, насекомых,птиц,предварительно,задав вопрос, “мальчик кого испугался?”,ребенок поворачивает стрелку и  отвечает на поставленный вопрос “Мальчик испугался волка,жука,божью коровку,белку и т.д.). 

12)Игра "Он,она,оно,они": педагог выставляет карточки с изображениями персонажей и предметов,наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским,женским,средним родами.

13)Игра "Назови одни словом"педагог выставляет картинки в кармашки и спрашивает у детей,   " Как можно их назвать одним словом?"(н/р синица,дятел,ворона,сорока,воробей); 

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе детского сада.

Тема «Макетирование,как средство развития речи ребенка»

Цели - повышение педагогической компетенции родителей по проблеме

активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи,

обогащение воспитательного опыта родителей по вопросу готовности

ребёнка к школе.

Задачи:

-показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития

ребёнка подготовительной к школе группы;

-обсудить вопросы организации игровой среды в условиях семьи;

-развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры;

Форма проведения - традиционная с элементами совместных игр детей и

родителей.

Участники-воспитатели,учитель-логопед, родители.

План проведения:

Подготовительный этап:

-подбор материала для выставки: настольные развивающие игры, картотеки

игр, методическая литература для родителей;

-подготовка наглядного материала для оформления группы;

-памятки и советы для родителей по игре .

Оформление помещения группы: столы стоят полукругом, в центре лежит белый ватманА3, цветные карандаши. Родители, заходя в помещение, садятся за столы.

Здравствуйте,уважаемые родители,мы очень рады,что вы нашли время и пришли на родительское собрание,сегодня мы с вами поговорим о развитии речи наших детей через игру и творчество.

Для начала давайте немного поиграем,перед одним из вас лежит лист бумаги и карандаши,нам сейчас необходимо создать  коллективный рисунок,но создавать мы его будем невербально,т.е.без использования слов и речевых средств.

Первый участник задумывает рисунок,но не говорит,что он хочет нарисовать,рисует один элемент(линию или фигуру и передает другому участнику),следующий учстник должен продолжить рисунок и передать следующему участнику.Заканчивается игра тогда ,когда последний участник посчитает рисунок завершенным.(Рисование и обсуждение на сколько было сложно выполнить работу.Что испытывали участники во время творчества).И так как вы уже поняли,родители,коллективная работа(Игра) это сложный процесс,где для достижения определенных результатов необходимо в первую очередь уметь договариваться.

Как известно,игра-ведущий вид деятельности дошкольного периода,главное содержание детской жизни. Играя, ребенок бщается с другими детьми и взрослыми. Познает окружающий мир,учится осуществлять поиск,мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников место занимает новая форма сюжетной игры-режессерская игра с мелкими игрушками, но для того,чтобы она получила свое развитие, детям необходимо привлекательное игровое пространство.Таким пространством является макет.

Макет-это модель, представляющая собой уменьшенный обьект.

Игры с уменьшенными моделями реального мира завораживают детей,надолго привлекают их внимание.Наша группа с ноября участвует в пректе Детского сада.Дети совместно со взрослыми создают макеты в соответствии с лексической темой,а затем происходит наша совместная игра,которая способствует развитию речи наших детей. Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом создания макетов,а так же рассказать об играх,которые мы применяем.

Макеты могут иметь разную тематику,но в процессе их реализации решается несколько задач.

Задачи решаемые с помощью макета:

-Развитие речетворческого воображения,логического мышления,памяти и внимаяния детей.

-Повышения интереса к речевой деятельности.

-Развитие коммуникативных навыков.

-Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

-Активизация словаря лексического словаря.

-Развитие общей или мелкой моторики рук.

-Используем в качестве иллюстрированного материала или демонстрационного материала на логопедических занятиях.

Сейчас мы вам хотим продемонстрировать ,каким образом работаем с макетом и какую роль данная технология играет в развитии ребенка.(Показ воспитателями презентации).

Один из этапов макетирования –это его создание и дополнение детьми.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития и развития мелкой моторики.При создании ,наши ребята работают с разными материалами по фактуре,качеству,форме материалами,вырезают,клеют,раскрашивают детали и т.д.(Просмотр слайдов родителями).Таким образом развивают свои пальчики.

Макеты соответствуют теме недели и решают следующие задачи.

Например:Мы учимся употреблять предлоги. «Где находится пингвин?-Пингвин находится на скале,на льдине», «Где сидит сорока?-Сорока сидит  на дереве.», «Где сидит заяц?-Заяц сидит под деревом.,в кустах.», «Где стоит лестница?-Лестница стоит под крышей.», «Где плавают утки?-Утки плавают в озере».

Формируем пространственные представления. « Что находится слева от стола?-Стул стоит слева от стола.», «Что находится справа от дивана?-Торшер находится справа от стола.»

Развиваем словарь прилагательных.На примере лексической теме недели «дом» «мебель»:При описании макета,дети рассказывали о характерных особенностях мебели: из чего изготовлены,размеры,строение,а так же называют множественное и единственное число. «Диван хочу сделать из кожи.Диван(какой?)кожанный,а кожа (какая?)-гладкая,коричневая,мягкая. У стула есть 4ножки.сиденье,спинка.Один стул,а много стульев.»Так же учатся сравнивать предметы «Шкаф большой,а тумбочка маленькая.» Повествуя об обьекте,дети сначала описывают макет дома.Например: «Макет дома-трехэтажный,с балконом,там есть спальня ,ванная».Затем дети рассказывают о своей квартире или доме,где живут,опираясь на мнемо –таблицу и макет.

Дети рассуждают,что есть в доме,расположенном на макете,и чего нет там,где они живут.

Например: «В этом доме есть лестница и балкон,а в моей квартире нет».

Рассуждают,какой мебели не хватает,и для чего она нужна.

Дети рассуждают на тему,какой будет дом у них в будущем.  Создавая макет своими руками ,дети выбирают сами материал и описывают его.При самостоятельной игре с макетом,у детей развивается диалогическая речь.Дети на основе макета составляют предложения,а так же целые рассказы,таким образом у них развивается связная речь.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр,она востребована детьми и способствует речевому развитию.

Подведем итоги.Наши дети с удовольствием участвуют в макетировании,но как вы понимаете,данный процесс сложен и необходимо большое количество времени и средств.Поэтому мы обращаемся с просьбой к вам,дорогие родители,участвовать в данном процессе с детьми,проявлять интерес к данному виду деятельности.

Выступление логопеда.

Обсуждение режимных вопросов.

Решение родительского собрания:

1.продумать организацию игрового пространства в семье;

2.

Используемая литература

-О.Л.Зверева, Т.В.Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ» М.2007

-Т.Н. Зенина «Родительские собрания в детском саду» М.2007

-С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду»М. «Вако»2011

-Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения сентябрь №9

2011

Текст на пед.совет.

Как известно, игра-ведущий вид деятельности дошкольного периода ,главное содержание детской жизни. Играя, ребенок общается с другими детьми и взрослыми. Познает окружающий мир ,учится осуществлять поиск ,мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников место занимает новая форма сюжетной игры-режессерская игра с мелкими игрушками, но для того ,чтобы она получила свое развитие, детям необходимо привлекательное игровое пространство .Таким пространством является макет.

Макет-это модель, представляющая собой уменьшенный обьект.

Игры с уменьшенными моделями реального мира завораживают детей ,надолго привлекают их внимание .Наша группа с ноября участвует в проекте Детского сада .Дети совместно со взрослыми создают макеты в соответствии с лексической темой ,а затем происходит наша совместная игра , которая способствует развитию речи наших детей. Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом создания макетов ,а так же рассказать об играх ,которые мы применяем.

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации решается несколько задач.

Задачи решаемые с помощью макета:

-Развитие речетворческого воображения, логического мышления, памяти и внимания детей.

-Повышения интереса к речевой деятельности.

-Развитие коммуникативных навыков.

-Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

-Активизация словаря лексического словаря.

-Развитие общей или мелкой моторики рук.

-Используем в качестве иллюстрированного материала или демонстрационного материала на логопедических занятиях.

Сейчас мы вам хотим продемонстрировать ,каким образом работаем с макетом и какую роль данная технология играет в развитии ребенка.(Показ воспитателями презентации).

Один из этапов макетирования – это его создание и дополнение детьми.

Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития и развития мелкой моторики.При создании ,наши ребята работают с разными материалами по фактуре,качеству,форме материалами,вырезают,клеют,раскрашивают детали и т.д.(Просмотр слайдов родителями).Таким образом развивают свои пальчики.

Макеты соответствуют теме недели и решают следующие задачи.

Например:Мы учимся употреблять предлоги. «Где находится пингвин?-Пингвин находится на скале,на льдине», «Где сидит сорока?-Сорока сидит  на дереве.», «Где сидит заяц?-Заяц сидит под деревом.,в кустах.», «Где стоит лестница?-Лестница стоит под крышей.», «Где плавают утки?-Утки плавают в озере».

Формируем пространственные представления. « Что находится слева от стола?-Стул стоит слева от стола.», «Что находится справа от дивана?-Торшер находится справа от стола.»

Развиваем словарь прилагательных.На примере лексической теме недели «Дом» «Мебель»:При описании макета,дети рассказывали о характерных особенностях мебели: из чего изготовлены,размеры,строение,а так же называют множественное и единственное число. «Диван хочу

Сделать из кожи.Диван(какой?)кожанный,а кожа (какая?)-гладкая,коричневая,мягкая. У стула есть 4ножки.сиденье,спинка.Один стул,а много стульев.»Так же учатся сравнивать предметы «Шкаф большой,а тумбочка маленькая.» Повествуя об обьекте,дети сначала описывают макет дома.Например: «Макет дома-трехэтажный,с балконом,там есть спальня ,ванная».Затем дети рассказывают о своей квартире или доме,где живут,опираясь на мнемо –таблицу и макет.

Дети рассуждают,что есть в доме,расположенном на макете,и чего нет там,где они живут.

Например: «В этом доме есть лестница и балкон,а в моей квартире нет».

Рассуждают,какой мебели не хватает,и для чего она нужна.

Дети рассуждают на тему,какой будет дом у них в будущем.  Создавая макет своими руками ,дети выбирают сами материал и описывают его.При самостоятельной игре с макетом,у детей развивается диалогическая речь.Дети на основе макета составляют предложения,а так же целые рассказы,таким образом у них развивается связная речь.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр,она востребована детьми и способствует речевому развитию.

К вашему вниманию,было изготовлено пособие,напрвленное на развитие познавательной активности и речи детей с ТНР,с помощью которого можно продемонстрировать игры,которые используются ,на лексико-грамматических занятиях и на занятиях связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.

Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы  через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...

Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста

Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технол...

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста

Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  начального общего...

Электронно-методическое пособие "Словарная работа" для детей младшего школьного возраста

Данное дидактическое пособие предназначено для детей младшего школьного возраста и может быть применено учителями начальных классов в рамках непосредственно образовательной программы по русскому языку...

Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия

Данная  программа предназначена для работы с обучающимися  младшего школьного возраста   с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...

Селимова Р.Ф. "Учусь создавать проект" 0 - 4 классы. Инновационные пособия для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рабочие тетради курса "Учусь создавать проект" для детей дошкольного и младшего школьного возраста - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ...

«Формирование и развитие логического мышления посредством дидактических игр и упражнений у детей младшего школьного возраста с ЗПР»

Многочисленные исследования показывают, что у детей с ЗПР отмечается отставание во всех компонентах структуры мышления. Определено, что при ЗПР наблюдается мозаичная дефицитность отдельных корковых и ...