Картотека сенсомоторных игр для обучающихся с РАС младшего школьного возраста.
картотека (1, 2, 3 класс)
Сенсомоторные коррекционные игры для детей с РАС.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсомоторные коррекционные игры для детей с РАС.
Сенсорные игры дают возможность детям с аутизмом получить положительный эмоциональный навык с формированием зрительного, обонятельного, аудиального, вкусового, чувствительного восприятия, а также с развитием системы координации и представления о собственном теле.
Сенсорные игры решают следующие задачи:
- переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
- возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка;
- получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
- внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Сенсорные игры бывают разных видов:
Двигательные игры на развитие моторных и графомоторных навыков
Подбрасывание мячика вверх, удары об пол, о стену, кидание мяча друг другу, перекаты на фитболах.
Игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).
Ходьба по сенсорной дорожке с различным наполнителем, по нарисованной линии, прыжки на одной и двух ногах, повороты направо и налево по показу.
Бег на коленках (четвереньках), ползание под натянутой веревкой.
Пальчиковая гимнастика: «Гнездо»: пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Замок»: соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить.
«Пальчики здороваются»: на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединяются кончики пальцев обеих рук — большой с большим и т.д.
«Пальцеход»: на плотном ковролине нашито 20 пуговиц, по 10 в 2 ряда. Ребенок нажимает указательными пальцами обеих рук на пуговицы, имитируя ходьбу.
Упражнения с предметами: составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник); тренажеры - шнуровки; нанизывание на шнурок пуговиц, крупных бусин; сортировка бобов, фасоли, гороха, а также перебор крупы (пшено, гречка, рис); застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, липучек, крючков; завинчивание и отвинчивание гайки, крышек у пузырьков, баночек; надевание и снимание колечка, суджок (массаж пальца); комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь пальцами только одной руки); прикрепление бельевых прищепок; нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»; катание мячей-ежиков (с шипами).
Игры на развитие кинестетического и кинетического восприятия
Имитационные упражнения: бабочка летает, обезьянка прыгает, мячик подпрыгивает, маятник раскачивается, рыбка плавает, ветер дует и т.д. Упражнения выполняются стоя, сидя, лежа; на месте и в движении, при сочетании движений туловища, ног с подобными и противоположными движениями рук.
Игры на восприятие предметов в движении: игры в снежки, «камушки» (бросаем в сухой бассейн, играем «на берегу» и др.); передача по кругу предмета (мяч, кирпич, флажок и др.), рисование орнамента рукой в воздухе и др.
Игры на эмоционально-волевое восприятие: «Погремушка»: игра погремушкой, затем остановка по сигналу, по другому сигналу вновь игра погремушкой.
«Волшебный мешочек»: в тканый непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры, материалов (игрушки, геометрические фигуры и тела, предметы домашнего обихода и др.). Ребенку предлагают, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать любой предмет, затем рассмотреть его.
Игры на развитие зрительного восприятия
«Найди половинку»: перед ребенком выкладываются изображения предметов, разрезанные пополам. Ребенок должен найти и соединить половинки. Вариант усложнения — «Разрезанные картинки», где изображение разрезано на 2—4 части (можно сложить картинку из кубиков).
«Сложи узор»: ребенок выкладывает по образцу узор, предложенный педагогом (используя различные геометрические фигуры, счетные палочки, кубики, мозаику, конструктор и т.д.).
«Цветотерапия», «Светотерапия» — улучшение зрительного цветового восприятия с использованием оборудования со световым и цветовым эффектом, где цвет плавно перетекает один в другой, смешиваясь и образуя новые оттенки.
Игры на развитие слухового восприятия
«Найди пару»: в упаковки от киндер-сюрпризов раскладываются небольшие предметы (камушки, песок, бусины, скрепки, семечки) так, чтобы одинаковый наполнитель был в двух упаковках. Ребенок должен найти парные коробочки, ориентируясь только на звук при встряхивании.
«Повтори»: педагог показывает звучание музыкального инструмента, а ребенок должен повторить звук на инструменте (удары в барабан или бубен, шум трещоток, маракас, свистка и т.п.).
Игры на развитие восприятия пространства и времени, формы, величины и цвета
«Покажи правильно»: педагог на кукле показывает разные части тела. Ребенок должен показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, колено, локоть, пятка, щека и т. д.).
«Найди предмет указанной формы»: перед ребенком выкладываются картинки с изображениями разных предметов и выкладываются по очереди разные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Ребенок показывает предметы соответствующей формы.
«Какая фигура лишняя?»: ребенку предлагают наборы из 4 геометрических фигур (например, 3 круга и 1 треугольник). Необходимо убрать лишнюю фигуру. Вариант усложнения: можно использовать фигуры разного цвета и размера, но обращать внимание на то, чтобы 1 фигура не получилась лишней по цвету или форме.
«Пирамидка»: ребенок строит пирамидку из 5—7 колец. Усложнение задания: можно разобрать колечки из 2—3 пирамидок и все перемешать.
«Матрешки»: ребенок собирает матрешку из 3—4 частей.
Усложнение: разбираются 2—3 разные матрешки и все перемешиваются.
«Творческие работы»: ребенок может выполнять творческую работу по инструкции или самостоятельно с использованием пальчиковой краски, пластилина, теста, зубной пасты, пены для бритья и т.д.
Игры на восприятие запаха и вкуса
«Библиотека запахов»: это ароматические мешочки, в которые выложены цельные специи: кардамон, корица, фенхель. Плюс мешочков в том, что через них очень хорошо ощущается запах, при этом ребенок может трогать их фактуру и даже жевать их, что особенно важно при развитии восприятия.
«Аромабаночки»: в прозрачных баночках с крышками собраны кусочки того, что издает этот аромат, и капнуто соответствующее эфирное масло (например, лимон, роза, сосна, мята). Откручиваем крышки, вдыхаем аромат, затем обсуждаем, что там лежит, и закручиваем крышки.
«Съедобное - несъедобное». Перед ребенком выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.
«Узнай предмет на вкус»: ребенок закрывает глаза, пробует маленький кусочек (хлеба, яблока, огурца, лимона). В качестве усложнения отгадывает предмет, показывая или называя его.
Литература
1. Шпицберг И.Л. Коррекция нарушений сенсорных систем у детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения раз вития, 2013.
2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений: Книголюб, 2007.
3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия, направленного на развитие коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста.
Цель: содействие социализации детей с ОВЗ в условиях образовательной школы через создание ситуации успеха и благоприятного психологического климата.Задачи:развивать коммуникативные навыки у обуч...
Использование игровых технологий во внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста
Внеурочная познавательная деятельность младших школьников может быть организована не только в форме факультативов, олимпиад, научных и познавательных кружков, но и в форме использования игровых технол...

особенности воспитания нравственной культуры обучающихся и воспитанников младшего школьного возраста
Процесс развития духовно - нравственной личности является основным звеном в системе воспитания младшего школьника. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего...

Программа по развитию мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста, с использованием техники плетения чия
Данная программа предназначена для работы с обучающимися младшего школьного возраста с ОВЗ. Программа имеет коррекционно-воспитательную, коррекционно-образовательную, коррекцио...

Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста, обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2).
В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на уроках физической культуры, а также при составлении сценариев спортивных праздников и во внеурочной деятельности спортивно-оздор...
Рабочая программа по развитию коммуникативных навыков для обучающихся с ТМНР младшего школьного возраста «Речевая мозаика» (1,2,3,4 классы)
Рабочая программа...

Дидактические пособия для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста .
Материал будет полезен педагогам и родителям. Игры разработаны для обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста с целью развития познавательной активности....
