Рабочая программа педагога-психолога.
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Зверева Юлия Михайловна

Рабочая программа 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа 2023-2024 уч.г.

Рабочая программа 2024-2025 уч.г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Железногорская школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании ШПМПк

_________________________

Протокол № ______________

от «___» ________ 20_____г.

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР КГБОУ «Железногорская школа №1»

 _______________________

«___» ___________ 20 ______

«Утверждаю»

Директор   КГБОУ «Железногорская школа №1»

  Ольхина О.И.____________

  Приказ № _______

 «___» __________ 20_______

                                               

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных коррекционных занятий

по формированию произвольной регуляции , алгоритмов учебной деятельности

для обучающегося 1 «В» класса .

 

                                                                               Составил:

                                                                                             Педагог-психолог

                                                                                       Зверевой Ю.М.                                                          

г. Железногорск

2022-2023 учебный год

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), Примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17), на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития КГБОУ «Железногорская школа № 1» (вариант 7.1, вариант 7.2).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом системы «Школа России».

Вариант 7.2 предназначен для обучающихся с ЗПР и предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.

Данная рабочая программа составлена для обучающейся 1в класса Веденской В. В процессе обучения соблюдаются ряд общих требований с учетом психофизических особенностей обучающегося:

Веденской В. в соответствии с заключениями ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с ЗПР, вариант ФГОС 7.2, которое предполагает соблюдение следующих форм и методов психолого-педагогической поддержки:

  •  Охранительный педагогический режим: предупреждение психофизических перегрузок,         эмоциональных срывов; предъявление заданий поэтапно, формирование задач четко и         конкретно, контроль каждого этапа выполнения; применение всех видов педагогической         помощи, учитывая индивидуальные особенности обучающегося; учёт индивидуального темпа         работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; точность и краткость         инструкции по выполнению заданий; при переходе от одного задания к другому предлагать         упражнения, переключающие внимание ребёнка на новый вид работы, дозированная помощь;          при выполнении задания (инструкции) наблюдать за деятельностью ученицы, организуя  ее         короткими уточнениями или оценками; опора на субъективный опыт обучающейся; использовать приемы активизации произвольного внимания; постепенно приучать ученицу к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и составление плана выполнения задания.

Цель программы: формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности.

Характеристика коррекционной программы:

Данная программа направлена на:

  • формирование навыков самоконтроля;
  • формирование умения строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации: выбирать и использовать средства (вербальные инструкции, правила, образцы);
  • формирование познавательного интереса, познавательной активности;
  • формирование умений выражать просьбы/требования;
  • формирование социальной ответной реакции;
  • формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них; 

Форма и режим занятий: частота занятий 1 раз в неделю (32 ч. в год). Форма организации – индивидуальное занятие.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты:

Прогнозируемый результат (умения):

Диагностический метод

эмоциональная устойчивость

Наблюдение, Тест личностной тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), Выявление школьной тревожности (Е.В. Гореловой)

волевой самоконтроль

Наблюдение, Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенкова

контроль и самоконтроль своей деятельности

Методика «Домик» Н.И.  Гуткиной

мотивация к занятиям

Наблюдение, Методика Н.Г. Лускановой «Мотивация учебной деятельности»

сосредоточенность на задаче, распределение своего внимание между разными видами действий

Тест «Корректурная проба» Бурдона

самооценка (адекватность)

 Тест "Лесенка" В.Г. Щур

 Личностные и метапредметные результаты:

Личностные УУД

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Регулятивные УУД

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии

поставленной задачей

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

Умение оценивать учебные действия, применяя  критерии словесной оценки (задание выполнено самостоятельно, без ошибок,  задание выполнено  с помощью педагога и есть ошибки;  не справился с заданием)

Познавательные УУД

- умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных

  признаков.

- умение осуществлять логическое действие «синтез».

- умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным выбранным критериям.

- умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным выбранным критериям.

- умение осуществлять логическое действие «обобщение»

- умение устанавливать аналогии

- умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

-умение  использовать приемы логической памяти

- умение концентрировать,  распределять и переключать своё внимание в  решении проблем  поискового характера

Коммуникативные УУД

Умение легко входить в контакт со сверстниками и педагогом, пользоваться формами речевого этикета 

Умение сотрудничать со сверстником (работать в паре, в группе; слушать, продуктивно разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения)

Умение доносить свою мысль и быть понятным для окружающих

Система оценки достижения планируемых результатов:

     Оценка динамики результатов коррекционной работы отслеживается в листе «Оценка психологического статуса ученика» 3 раза в год.

     Формирование УУД отслеживается в листе «Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса ученика» 2 раза в год, в рамках психологического мониторинга уровня развития УУД (см. АООП НОО КГБОУ «Железногорская школа №1» раздел 2.2.1).

III. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы «Формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности»

Первый этап

Диагностика уровня развития уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.

Основной этап включает в себя упражнения и задания, направленные на:

- формирование навыков саморегуляции;

-развитие познавательных процессов;

-развитие алгоритмизации учебных действий.

Заключительный этап

Диагностика уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.

Методы и приемы: игры, упражнения, техники и приёмы саморегуляции, дидактический материал.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

индивидуальных занятий

Веденской Варвары, 1 в класса

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в учебном году - 32

Месяц

Дата

Кол-во часов

Темы занятия

Содержание занятий

Сентябрь

7

1

Обследование познавательной сферы

Диагностика развития внимания и т.д.

14

1

Обследование произвольной регуляции деятельности

Диагностика произвольной регуляции деятельности

21

1

Развиваем концентрацию внимания, уравновешенность в поведении

Упражнение «Корректурная проба»

Упражнение «Повтори узор»

Упр. «Могу и делаю»

28

1

Развиваем мышление.  Мои сильные стороны.

Упражнение «Решаем задачи»

Упражнение «Заплатки»

Упр. «Мои сильные стороны»

Октябрь

5

1

Формируем навыки самоконтроля и адекватной самооценки

Упражнение «Продолжи по инструкции»

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Да и нет, не говори»

12

1

Зрительное внимание

Упражнение «Графический диктант»

Игра «Что изменилось?»

19

1

Произвольное внимание, моя воля.

Упражнение «Найди одинаковые…»

Упражнение «Перепутанные линии»

Упр. «Я и воля. Мои умения».

26

1

Посмотри и запомни. Знания о себе.

Упражнение «Нарисуй по памяти»

Упражнение «Выполни правильно»

Упр. «Мои сильные и слабые стороны».

Ноябрь

9

1

Послушай и повтори. Умею управлять собой.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Упражнение «Солнце, дождь и ветер».

Упр. «Мое произвольное поведение».

16

1

Послушай и повтори.

Упражнение «Почтальон».

Упражнение «Вежливые и добрые слова».

23

1

Послушный карандаш

Упражнение «Графический диктант»

Упражнения на координацию рук

Упражнение « Запомни картинку»

30

1

Развиваем восприятие, умение управлять собой.

Упражнение «Послушный карандаш»

Упражнение «Графический диктант»

Задание «Наборщик».

Упр. «Управляю собой»

Декабрь

7

1

Развиваем умение копировать образец. Эмоции.

Упражнение «Срисуй фигуры точно»

Упражнение «Путаница»

Упр. «Эмоции, их особенности».

14

1

Развиваем общую моторику. Адекватные эмоции.

Развитие  мелкой моторики: упражнение «Пальчики обнимаются»

Графический диктант.

Упр. «Общение и разные эмоции»

21

1

Развиваем логическое мышление.

Адекватные эмоции: радость, страх, причины.

Упражнение «Логические задачи»

Упражнение «Продолжи ряд»

Упр. «Вырази эмоцию».

Январь

11

1

Пространственные представления. Произвольность.

Упражнение на развитие пространственных представлений. Формирование произвольности: Дыхательное упражнение «Насос».

18

1

Образец и правило.

Произвольность.

Упражнение «Образец и правило»

Упражнение «Загадочные контуры» Дыхательное упражнение «Мяч».

25

1

Воспроизводим образец. Формирование произвольности

Упражнение «Найди отличия»

Упражнение «Дорисуй недостающие детали»

Упражнение на чередование напряжения и расслабления.

Февраль

1

1

Фантазируем, выражаем эмоции.

Правильное произнесение скороговорки.

Рисование «Необыкновенное животное».

Игра «Сочиняем сказку»

Упражнение «Что перепутал художник»

15

1

Учимся сравнивать.

Упражнение «Найди одинаковые»

Упражнение «Назови предмет»

Упражнение «Молния» и «Речка»

22

1

Составляем слова.

Мои разные состояния.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза: предлагается слово, из букв которого  составляются новые слова.

Упр. «Учусь понимать разные состояния»

Март

1

1

Развиваем умение анализировать форму предмета. Алгоритмы действий.

Упражнение «Найди одинаковые и отличающиеся»

Упражнение «Составь фигуру»

Игра на алгоритмы «Действую и знаю».

15

1

Сходства и различия. Произвольность в движении.

Упражнение «Соблюдай правило»

Упражнение «Сравнение слов»

Упр. «Мяч» (дыхательное на произвольность).

29

1

Развиваем наблюдательность. Напряжение и расслабление.

Упражнение «Графический диктант»

Упражнение «Найди девятый»

Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Деревья», «Ветер в лицо».

Апрель

5

1

Развиваем наглядно-образное мышление, ощущения.

Упражнение «Повтори по образцу».

Развитие ощущений: «Тяжелые коробочки»  

12

1

Развиваем наглядно-образное мышление. Эмоции в поведении.

Упражнение «Добавь фигуру»

Упражнение «Лабиринт»

Упр. «Зайка по лесу идет», «Жираф», «Карлики и великаны».

19

1

Тренировка зрительной и слуховой памяти. Эмоции и воля.

Упражнение «Что изменилось?»

Упражнение «Запомни и ответь на вопросы»

Упр. «Воля поможет справиться с эмоциями»

26

1

Внимание зрительное.

Упражнение «Муха»

Упражнение «Корректурная проба»

Упр. «Справиться смогу с эмоциями»

Май

3

1

Внимание слуховое.

Управляю собой.

Упражнение «Бусы»

Игра  «Мемори»

Упр. «Воля и эмоции».

10

1

Развиваем наблюдательность. Релаксация.

Упражнение «Составь предложение»

Упражнение «Найди девятый»

Релаксационное упражнение под музыку «Облако».

17

1

Будь внимателен. Управляю своим телом.

Упражнение «Делаем вместе»

Упражнение «Найди фото»

Упр. «Чувствую свое тело».

24

Обследование познавательной сферы .

Обследование произвольной регуляции деятельности

Диагностика развития внимания и т.д. Диагностика произвольной регуляции деятельности.

Итого:

32

V. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

  1. 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения», 2004.
  2. 2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика, 2005г.
  3. 3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998..
  4. 4. Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М.: «Ось-89», 2006
  5. 5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога». – М.: АРКТИ, 2000.
  6. 6. Семаго Н.Я. «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска». - Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 48-58
  7. 7. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова.- М.Просвещение,1990.-128с.
  8. 8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
  9. 9. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.
  10. 10. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
  11. 11. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18 – 24.
  12. 12. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // 85 Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29 – 30.
  13. 13. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научнопрактической конференции. – Самара, 2003. – с. 408 – 410.
  14. 14. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. - №4.

С. 34-40.



Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Железногорская школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании ШПМПк

_________________________

Протокол № ______________

от «___» ________ 20_____г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР КГБОУ «Железногорская школа №1»

 _______________________

«___» ___________ 20 ______

«Утверждаю»

Директор   КГБОУ «Железногорская школа №1»

  Ольхина О.И.____________

  Приказ № _______

 «___» __________ 20_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных коррекционных занятий

по формированию произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности и выстраиванию взаимодействия со сверстниками

обучающейся 1 «Е» класса .

Составил:

                                                                                             Педагог-психолог

                                                                                       Зверева Ю.М.                                                          

г. Железногорск

2023-2024 учебный год

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), на основании адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) КГБОУ «Железногорская школа № 1» (вариант 8.2).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом системы «Школа России».

Вариант 8.2 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы) – для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1-6 классы) – для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.

Данная рабочая программа составлена для обучающейся 1г класса Кеуш Софии. В соответствии с заключениями ПМПК ей рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с расстройством аутистического спектра, вариант ФГОС 8.2, которое предполагает соблюдение следующих форм и методов психолого-педагогической поддержки:

  • Охранительный педагогический режим: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; индивидуальный подход: в моменты дискомфорта возможность уединиться, заняться стереотипными видами деятельности; чередование образовательной деятельности с сенсорными упражнениями; организация четкого распорядка дня, который повторяется изо дня в день; организация четкого распорядка дня, который повторяется изо дня в день; предъявление заданий поэтапно, формирование задач четко и конкретно, контроль каждого этапа выполнения; применение всех видов педагогической помощи, учитывая индивидуальные особенности обучающейся: учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; точность и краткость инструкций по выполнению заданий; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание обучающейся на новый вид работы. дозированная помощь; при выполнении задания наблюдать за деятельностью ученицы, организовать ее короткими уточнениями или оценками; устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, подачу учебного материала осуществлять небольшими, логически завершенными дозами.
  • Рациональная организация зрительного труда: чередование работы глаз с их отдыхом для снятия зрительного утомления обязательна на уроке физкультурная пауза с элементами зрительной гимнастики ;
  • Щадящий ортопедический режим: профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи; контроль осанки, частая смена статической позы.

У Кеуш Софии на начало учебного года мотивация учения и внутренняя позиция школьника сформированы на среднем уровне. Самоконтроль, саморегуляция на среднем уровне, не всегда умеет управлять собой, контролировать свое поведение. Словесно-логическое мышление на низком уровне развития: затруднены процессы обобщения и установления аналогий. Внимание развито на низком уровне, не хватает устойчивости внимания . София не может длительно сосредоточиться на задании, трудность в распределении и переключении внимания с одного вида деятельности на другой .Познавательная деятельность, особенности поведения имеют специфические проявления по причине наличия у ребенка расстройства аутистического спектра(как одной из основных причин). Показатель слуховой памяти приближен к среднему уровню, зрительная память среднего уровня развития. Школьной и личностной тревожности не выявлено. Самооценка адекватная. Навыки взаимодействия со сверстниками развиты недостаточно.

      Ключевыми психологическими установками при работе с детьми с РАС считаются:

  • доброжелательность по отношению к ребенку;
  • целеустремленность и упорство взрослых, принимающих участие в обучении ребенка;
  • терпимость по отношению к ребенку;
  • внимательность и оптимистичность;
  • стремление поддержать ребенка в трудных ситуациях;
  • готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание;
  • требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.

Взрослым необходимо поддерживать лидирующие позиции в процессе обучения, но в игре позволять ребенку руководить ходом игры.

        Согласно концепции О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (2007), формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через развитие аффективного отношения ребенка к окружающему миру и создание потребности в речевом общении. Авторы рекомендуют проводить дифференцированную работу по развитию речевой коммуникации в зависимости от уровня аффективного развития ребенка. Данный подход получил широкое распространение в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике.

        Программа рекомендована для детей, находящихся на начальных этапах развития экспрессивной речи, способных произносить отдельные простые слова и слоги (например, «дай», «нет», «мама» и т.д.). Благоприятным условием для начала занятий является наличие у ребенка эхолалической речи и понимания изображений на картинке. Некоторые наиболее сложные задания, представленные в программе, рассчитаны для работы с детьми, владеющими учебными навыками: счетом, чтением.

         Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков, результативности работы используется опросник, разработанный Хаустовым А.В., а так же метод наблюдения.

        Большое значение в процессе коррекционной работы имеет использование подсказок. Например, при общении с аутичным ребенком мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда он настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, попросить его о помощи, поиграть в любимую игру и т.д. В этом случае ребенку нужно подсказать слова, подходящие к данной ситуации: «Помоги!», «Давай играть!» и т.д. В ряде случаев, ребенок наоборот не настроен на взаимодействие и не способен адекватно выразить отказ, тогда он начинает кричать или демонстрирует другие формы дезадаптивного поведения, вместо того чтобы сказать «не хочу», «нет». В таких ситуациях ему также требуется помощь в виде вербальных подсказок.

Выстраивание взаимодействия со сверстниками, как одно из направлений программы, разработано на основании авторской методики формирования навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра Хаустова А.В.

        Цель программы: формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности, выстраивание взаимодействия со сверстниками.

Характеристика коррекционной программы:

Данная программа направлена на:

  • формирование навыков самоконтроля;
  • формирование алгоритмических умений;
  • формирование умения строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации: выбирать и использовать средства (вербальные инструкции, правила, образцы);
  • формирование познавательного интереса, познавательной активности;
  • формирование умений выражать просьбы/требования;
  • формирование социальной ответной реакции;
  • формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
  • формирование навыков эмпатии и сопереживания;
  • формирование навыков взаимодействия со сверстниками.

Форма и режим занятий: частота занятий 1 раз в неделю (33 ч. в год). Форма организации – индивидуальное занятие.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты: Предметные результаты:

Прогнозируемый результат (умения):

Диагностический метод

эмоциональная устойчивость

Наблюдение,РНЖ, Выявление школьной тревожности (Е.В. Гореловой)

волевой самоконтроль

Наблюдение, Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенкова

контроль и самоконтроль своей деятельности

Методика «Домик» Н.И.  Гуткиной

мотивация к занятиям

Наблюдение, Методика Н.Г. Лускановой «Мотивация учебной деятельности»

сосредоточенность на задаче, распределение своего внимание между разными видами действий

Тест «Корректурная проба» Бурдона

самооценка (адекватность)

Наблюдение, Тест "Лесенка" В.Г. Щур

взаимодействие со сверстниками (умение выражать просьбы-требования, социально приемлемая ответная реакция, умение выражать эмоции, проявлять эмпатию)

Наблюдение. Методика Г. Цукерман «Рукавички»

Взаимоотношения со сверстниками

Наблюдение, Опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с РАС» А.В.Хаустов

Личностные и метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • положительное отношение к школе, к занятиям;
  • положительное и осознанное принятие роли ученика;
  • относится открыто к внешнему миру, чувствует свою уверенность, умеет адаптироваться к новым ситуациям;
  • формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

        Регулятивные УУД:

  • осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им;
  • развитие произвольного внимания;
  • развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя;
  • развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу;
  • различать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
  • развитие навыков взаимодействия со сверстниками;
  • строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя;
  • выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом.

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных

признаков;

  • умение осуществлять логическое действие «синтез»;
  • умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным выбранным критериям;
  • умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным выбранным критериям;
  • умение осуществлять логическое действие «обобщение»;
  • умение устанавливать аналогии;
  • умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • умение  использовать приемы логической памяти;
  • умение концентрировать,  распределять и переключать своё внимание в  решении проблем  поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя,
  • слушать вопросы учителя и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,
  • умение сотрудничать со сверстником (работать в паре, в группе; слушать)

Система оценки достижения планируемых результатов:

     Оценка динамики результатов коррекционной работы отслеживается в листе «Оценка психологического статуса ученика» 3 раза в год.

Формирование УУД отслеживается в листе «Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса ученика» 2 раза в год, в рамках психологического мониторинга уровня развития УУД (см. АООП НОО КГБОУ «Железногорская школа №1» раздел 2.2.1).

III. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из двух частей-подпрограмм: 1. формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности, 2. выстраивание взаимодействия со сверстниками. Упражнения, задания по каждой из двух подпрограмм чередуются в течение всего курса.

Содержание подпрограммы «Формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности»

Первый этап

Диагностика уровня развития уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.

Основной этап включает в себя упражнения и задания, направленные на:

- формирование навыков саморегуляции;

-развитие познавательных процессов;

-развитие алгоритмизации учебных действий.

Заключительный этап

Диагностика уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.

Методы и приемы: игры, упражнения, техники и приёмы саморегуляции, дидактический материал.

Содержание подпрограммы «Выстраивание взаимодействия со сверстниками»

        Подпрограмма включает четыре последовательных блока, каждый из которых соответствует отдельному направлению работы. Каждый блок включает перечень навыков, формирующихся у детей в ходе обучения:

  1. Формирование знаний о себе, собственном теле, внутреннем мире, отличии от других.
  2. Формирование социальной ответной реакции:

Ответ на приветствия других людей

Выражение согласия

  1. Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них

Выражение радости

Выражение грусти

Выражение страха

Выражение гнева

Сообщение о боли

Сообщение об усталости

Выражение удовольствия/недовольства

  1. Формирование социального поведения

Вежливость

Умение поделиться чем-либо с другим человеком

Выражение чувства привязанности

        Методы и приемы: игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, приемы на развитие коммуникации.

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

индивидуальных занятий

Кеуш Софии, 1е класса

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в учебном году - 33

Месяц

Дата

Кол-во часов

Темы занятия

Содержание занятий

Сентябрь

1

1

Обследование произвольной регуляции деятельности

Диагностика произвольной регуляции деятельности

8

1

Обследование

межличностного взаимодействия со сверстниками.

Диагностика

межличностного взаимодействия со сверстниками.

15

1

Произвольность.

Выполняем команды.

Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Зарядка Буратино». Упражнение «Вспомни сказку…(Теремок)», «Двигаемся по команде».

Дыхательное упражнение. Релаксационное упражнение «Слушаем тишину».

22

1

Королевство Внутреннего Мира.

Упр. «мой внутренний мир». Что я вижу в зеркале? Какой я? Упр. «Управляю собой».

29

1

Назови предметы. Алгоритм действий.

Развитие словесных обозначений: «Назови предметы».

Игра на развитие алгоритмов учебных действий «Планируем действия».

Октябрь

6

1

Что я знаю о себе?

Что я знаю о себе и о других?

Упр. «Я и другие». Сравним по нескольким признакам. Мы разные, мы имеем сходство.

13

1

Выполни команду. Произвольность.

Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Зарядка Буратино», «Силач».

20

1

Я — это кто?

Мои ощущения.

Упр. «Кто я?» Игра «Ощущаю - не ощущаю».

27

1

Мое восприятие мира.

Мое внимание.

Упр. «Воспринимаю, осознаю». Мое внимание – необходимость замечать все вокруг.

Ноябрь

10

1

Учись слушать и выполнять.

Развитие произвольности и самоконтроля: «Учись слушать и выполнять», «Учитель-ученик, ученик-учитель».

Упражнение на развитие алгоритмов учебных действий «Четко и последовательно».

17

1

Ответ на приветствия других людей.

Упр. «Хлопок при приветствии».

24

1

Найди ошибку.  Напряжение, расслабление.

Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. Развитие восприятия: «Найди ошибку».

Декабрь

1

1

Внимание. Кто точнее нарисует?

Формирование произвольности: Дыхательное упражнение «Насос». Развитие объема внимания: «Кто точнее нарисует?»

8

1

Выражение радости

Упр. «Весело!».

15

1

Угадай, кто говорит. Объем внимания.

Дыхательное упражнение «Насос». Развитие объема внимания: «Угадай, кто говорит».

22

1

Внимание.  Найди отличия.

Работа с карточками.

29

1

Выражение страха

Упр. «Б».

Январь

12

1

Двигательная память.

Развитие двигательной памяти: «Телеграфисты».

19

1

Выражение гнева

Упр. «Кто сердится?».

26

1

Расставь слова. Переключение внимания.

Развитие переключения внимания: «Расставь слова», «Зашифруй слова», «Зашифруй цифры».

Февраль

2

1

Сообщение о боли

Упр. «Болит голова».

9

1

Выражение грусти

«Боюсь. Прижмусь.»

Март

1

1

Произвольность управления телом.

Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Великаны».

15

1

Сообщение об усталости

Упр. «Устал».

22

1

Моя произвольность

Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Зайка по лесу идет», «Жираф», Игра «Четыре стихии».

Апрель

      5

1

Выражение удовольствия/недовольства

Упр. «Мы едем, едем, едем».

12

1

Сгруппируй буквы. Зрительный анализатор.

Развитие зрительного анализатора: «Сгруппируй буквы»  

19

1

Вежливость

Умение поделиться чем-либо с другим человеком. Оказание помощи.

Упр. «Маска».

Упр. «Делюсь», «Помогаю».

26

1

Моя произвольность

Упр. «Раскрась картинку» «Шифровка»

Май

3

1

Найди отличия.

Игра «Умный мяч», «Полоса препятствий». Дыхательное упражнение «Насос», «Мяч». Развитие мышления: «Найди отличия».

7

1

Выражение чувства привязанности. Умение утешить другого человека.

Упр. «Смотри, мальчик плачет».

17

1

Соблюдай правило.

Развитие внимания: «Соблюдай правило».

24

1

Обследование произвольной регуляции деятельности. Обследование

межличностного взаимодействия со сверстниками.

Диагностика произвольной регуляции деятельности. Диагностика межличностного взаимодействия со сверстниками.

Итого:

33

V. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения», 2004.

2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика, 2005г.

3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998..

4. Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М.: «Ось-89», 2006

5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога». – М.: АРКТИ, 2000.

6. Семаго Н.Я. «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска». - Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 48-58

7. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова.- М.Просвещение,1990.-128с.

8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.

9. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.

10. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.

11. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18 – 24.

12. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // 85 Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29 – 30.

13. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научнопрактической конференции. – Самара, 2003. – с. 408 – 410.

14. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. - №4.

С. 34-40.



Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Железногорская школа №1»

«Рассмотрено»

на заседании ШППк

_________________________

Протокол № ______________

от «___» ________ 20_____г

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

КГБОУ

«Железногорская школа №1»

Горячкина Е.В._______

«___» ___________ 20 ______

«Утверждаю»

и.о.директора  

КГБОУ «Железногорская школа №1»

Горячкина Е.В.____________

Приказ № ________

от«___» _________20_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

индивидуальных коррекционных  занятий

по развитию пространственно-временных представлений

           для обучающегося 1 Б класса .

                                                                               Составил:

                                                                                             педагог-психолог

                                                                                       Зверева Ю.М.                                                          

г. Железногорск

2024-2025 учебный год

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), основании Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи КГБОУ «Железногорская школа № 1» (вариант 5.2.), Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования КГБОУ «Железногорская школа № 1».

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом системы «Школа России».

Вариант 5.2 предназначен для обучающихся с ТНР и предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.

Данная рабочая программа составлена для обучающегося 1Бкласса Харунжина Матвея, которому рекомендовано в соответствии с заключением ТППК обучение по АООП НОО для детей с ТНР, вариант ФГОС 5.2. В процессе обучения соблюдаются ряд общих требований с учетом психофизических особенностей обучающегося:

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: Применение специальных методов, и средств обучения, обеспечивающих закрепление практических навыков правильного использования языковых средств в речевой деятельности; создание психолого-педагогических условий для речевой практики обучающегося, развития его речевой активности; поддержка любой инициативы обучающегося; использование современных педагогических технологий; устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими методами (упражнения, моделирование и др.); подачу учебного материала осуществлять небольшими логически завершенными дозами. Использование на занятиях мнестических опор: наглядных схем, шаблонов для выполнения заданий.

У Борисова Александра на начало учебного года выявлен средний уровень самоконтроля. Мотивация учения и внутренняя позиция школьника сформированы на высоком уровне.  Внимание среднего уровня,при хорошем объеме не хватает устойчивости внимания. Словесно-логическое мышление развито на среднем уровне, испытывает некоторые затруднения при выполнении заданий на установление аналогий. Способность к обобщению развита хорошо.Слуховая память и зрительная память среднего уровня. Восприятие среднего уровня. Темп работы средний.Отмечается наличие познавательного интереса, любознательность,готовность задавать вопросы. Саморегуляция среднего уровня. Самооценка адекватная, то есть знает свои плюсы и минусы. Общительный, хороший уровень умения договариваться с одноклассниками. Школьной и личностной тревожности не выявлено.

Цель программы:развитие  пространственно-временных представлений.

Характеристика коррекционной программы

Данная коррекционная программа направлена на формирование и развитие:

  • овладение умениями самостоятельной пространственной ориентировки в знакомом и незнакомом, замкнутом и свободным пространстве;
  • овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве и макропространстве;
  • развитие пространственного мышления и формирование пространственных представлений;
  • развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве;
  • преодоление неуверенности в овладении пространством;
  • формирование потребности в самостоятельной ориентировке в пространстве;
  • развитие пространственных представлений о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • формирование целостной картины мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления);
  • формирование представлений о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
  • формирование навыков пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как  одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • активизирование познавательной деятельности учащихся.

На занятиях создаются оптимальные условия для эффективного усвоения программного материала, всестороннего развития личности. Формирование компетенций обучающегося осуществляется в рамках игрового взаимодействия, выполнения разнообразных заданий и упражнений.

                В основу программы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накоплении приемов и способов ориентирования в различных социальных сферах.

        Содержание программы имеет интегративный характер, позволяющий соединять теоретические и практические знания, предусматривает постепенное усложнение материала по пространственному ориентированию. Сложность и объем заданий возрастает с переходом на следующий этап обучения.

Форма и режим занятий: частота занятий 1 раз в неделю (33ч. в год). Форма организации – индивидуальное занятие.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные результаты:

Прогнозируемый результат (умения):

Диагностический тест:

мотивация к занятиям

Методика Н.Г. Лускановой «Мотивация учебной деятельности»

эмоциональная устойчивость

РНЖ, Выявление школьной тревожности (Е.В. Гореловой)

волевой самоконтроль

Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенкова

контроль и самоконтроль своей деятельности

Методика «Домик» Н.И.  Гуткиной

сосредоточенность на задаче, распределение своего внимание между разными видами действий

Тест «Корректурная проба» Бурдона

умения определять пространственную расположенность объектов относительно друг друга; при ориентировке на плоскости; умение  определять временную последовательность событий

Методы «Диагностика пространственных представлений ребенка» Н.Я.  Семаго

самооценка (адекватность)

Тест "Лесенка" В.Г. Щур

Личностные и метапредметные результаты:

Личностные УУД

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Регулятивные УУД

Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии

поставленной задачей

Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности

Умение оценивать учебные действия, применяя  критерии словесной оценки (задание выполнено самостоятельно, без ошибок,  задание выполнено  с помощью педагога и есть ошибки;  не справился с заданием)

Познавательные УУД

- умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных

  признаков.

- умение осуществлять логическое действие «синтез».

- умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным выбранным критериям.

- умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным выбранным критериям.

- умение осуществлять логическое действие «обобщение»

- умение устанавливать аналогии

- умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.

-умение  использовать приемы логической памяти

- умение концентрировать,  распределять и переключать своё внимание в  решении проблем  поискового характера

Коммуникативные УУД

Умение легко входить в контакт со сверстниками и педагогом, пользоваться формами речевого этикета

Умение сотрудничать со сверстником (работать в паре, в группе; слушать, продуктивно разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения)

Умение доносить свою мысль и быть понятным для окружающих

Система оценки достижения планируемых результатов:

     Оценка динамики результатов коррекционной работы отслеживается в листе «Оценка психологического статуса ученика» 3 раза в год.

  1.      Формирование УУД отслеживается в листе «Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса ученика» 2 раза в год, в рамках психологического мониторинга уровня развития УУД (см. АООП НОО КГБОУ «Железногорская школа №1» раздел 2.2.1).

                            Ш.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Содержание программы направлено на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с недостаточно развитыми пространственными представлениями, свойств и качеств их личности. Данная деятельность основывается на учете зоны актуального развития и определяет программу зоны ближайшего развития, создавая условия для поэтапного, многоступенчатого развития обучающегося.

Программа имеет четыре направления, которые связаны между собой.

  1. Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси.

Схема тела. Части туловища. Объекты в пространстве с использованием предлогов «над», «под», «между». Понятия «выше», «ниже».

2. Представления о собственном теле  и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси (право-лево).

Схема тела. Части лица в понятиях «лево», «право». Предметы относительно тела с использованием понятий «право-лево». Расположение предметов на листе тела с использованием понятий  «право-лево». Тело и его части через понятия «правее», «левее». Представления «справа от», «слева от», «левее, чем», «правее, чем». Предметы «ближе к», «дальше от». Предметы с использованием предлогов «перед», «за».

3.Пространственно-временные представления.

Определение сторонностиобъектов напротив. Человек лицом ко мне. Определение последовательности предметов. Распорядок дня. Время суток. Времена года.

4.Развитие когнитивных процессов как необходимое условие грамотного ориентирования в пространстве и времени.

Произвольное внимание. Восприятие цвета. Восприятие величины. Восприятие размера. Восприятие формы. Признаки предметов. Развитие умения воспроизводить образец.

Методы и приемы работы: упражнения на развитие пространственных и временных ориентиров, дидактические игры на развитие когнитивных процессов, рисуночные методы, графические диктанты.

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

индивидуальных занятий Харунжина Матвея,

1б класс

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в учебном году - 33

Месяц

Дата

Кол-во часов

Темы занятия

Содержание занятий

Сентябрь

4

1

Обследование пространственных представлений

Диагностика пространственных представлений

11

1

Обследование пространственных представлений

Диагностика пространственно-временных представлений

18

1

Схема тела. Части лица. Части туловища

Выполнение упражнения «Схема тела».

Решение задачи «Обведи по контуру».

Выполнение упражнения «Назови правильно»

Анализирование расположения частей лица по параметрам:выше всего, ниже всего, выше, чем, ниже, чем.

25

1

Схема тела. Части лица. Левое, правое

Выполнение упражнения «Где что?»

Игровая деятельность «Левое и правое. Турнир по ориентировке в пространстве»

Октябрь

2

1

Произвольное внимание

Выполнение теста  «Корректурная проба».

Выполнение упражнений «Муха», «Найди слова», «Повтори рисунок».

Решение задачи «Нарисуй по точкам».

9

1

Предлоги «над», «под», «между». Объекты в пространстве.

Рассматривание картинок.

Обсуждение и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем…, «ниже, чем»…, предлоги над, под, между)

Выполнение упражнения «Графический диктант»

16

1

Предлоги «над», «под», «между»

Рассматривание и анализ картинок.

Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси.

Выполнение упражнения «Повтори узор».

Выполнение методики Семаго.

23

1

Восприятие цвета

Выполнение упражнения «Найди свою пару»

Творческая деятельность «Радуга»

Творческая деятельность  «Раскрась картинку».

Ноябрь

6

1

Восприятие величины

Конструирование из конструктора.

Выполнение упражнения «Расставь по порядку».

Выполнение упражнения «Соедини фигуры»

Решение задачи «Нарисуй по точкам»

Выполнение упражнения «Графический диктант».

13

1

Восприятие размера

Рассматривание и анализ картинки.

Обсуждение понятий«длинный – короткий», «длиннее – короче»; «широкий – узкий», «шире – уже»; «глубокий – мелкий».

Выполнение упражнения «Улицы».

Решение задачи «Нарисуй по клеточкам».

20

1

Восприятие формы

Обсуждение видов формы.

Выполнение упражнения «Из каких геометрических фигур сложен рисунок»

Решение задачи «Повтори рисунок по точкам»

27

1

Произвольное внимание

Выполнение упражнения «Найди слова».

Выполнение упражнения «Повтори рисунок».

Решение задачи «Нарисуй по точкам».

Декабрь

4

1

Признаки предметов

Выполнение упражнения «Загадки»

Парное выполнение упражнения «Назови признаки»

Выполнение упражнения «Устойчивые сочетания»

Решение задачи «Объедини по группам»

11

1

Развитие умения воспроизводить образец

Выполнение упражнения «Назови предметы»

Выполнение упражнения «Дорисуй фигуры»

Обсуждение «Что здесь изображено?»

Выполнение упражнения «Иголка и нитка»

18

1

Воспроизводим образец

Выполнение упражнения «Назови предметы»

Выполнение упражнения «Дорисуй фигуры»

Упр. «Графический диктант»

25

1

Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…»

Рассматривание и анализ картинки.

Повторение и отработка представлений «ближе, чем…», «дальше, чем…»

Выполнение упражнений «Ответь на вопросы», «Найди на картинке».

Январь

15

1

Работа над понятиями «выше», «ниже».

Анализирование картинки.

Выполнение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.

Выполнение упражнения «Графический диктант»

22

1

Предлоги «перед», «за»

Рассматривание и анализ картинки.

Повторение и озвучивание представлений предлогов «перед», «за».

Выполнение упражнений «Лабиринт»

Решение задачи «Ответь на вопросы»

Игровая деятельность  «Покажи направление»

29

1

Работа над понятиями «право-лево», ориентируясь на собственное тело

Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.

Выполнение упражнений «Найди по инструкции»,  «Графический диктант»

Игровая деятельность «Левое и правое. Турнир по ориентировке в пространстве»

Февраль

5

1

Работа над понятиями «право-лево», ориентация на листе

Выполнение упражнения «Ковер».

Выполнение упражнения «Нарисуй по инструкции».

Выполнение упражнения «Улитки».

19

1

Работа над представлениями «право-лево», ориентация на листе

Выполнение упражнения «Ковер»

Игровая деятельность «Кто в домике живет?»

Выполнение упражнения «Графический диктант»

26

1

Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела.

Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.

Выполнение упражнения «Найди дорогу до друга»

Март

5

1

Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела

Рассматривание и анализ картинки.

Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции

Выполнение упражнения «Узор по инструкции»

12

1

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…»

Рассматривание и анализ картинки.

Повторение материала и проговаривание представлений «слева от…», «справа от…»

Творческая деятельность «Найди путь»

Выполнение упражнения «Графический диктант»

19

1

Работа над представлениями: «левее, чем…», «правее, чем…»

Рассматривание и анализ картинки.

Повторение материала  и проговаривание  представлений«левее, чем…», «правее, чем…»

Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции

Выполнение теста «Графический диктант»

Апрель

2

1

Определение сторонности объектов, находящихся напротив

Анализ картинки.

Рассматривание и определение «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Выполнение упражнения  «Покажи у товарища»

Выполнение упражнения  «Твоя правая рука – моя правая рука»

9

1

Работа с линейной последовательностью предметного ряда

Рассматривание и обсуждение последовательности предметов, расположенных в определенном порядке (слева – направо). Обсуждение понятий «до», «после» относительно данных предметов.

Выполнение упражнения «Графический диктант».

16

1

Работа с числовым рядом

Изучение числового ряда через анализ числа «перед» или «за» каким- либо.

Обсуждение с примерами понятия «между».

Отработка и проговаривание  понимания того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду.

Игровая деятельность «Соседи» числа».

23

1

Работа с числовым рядом

Решение задачи «Повтори рисунок»

Выполнение методики «Кубики Кооса».

30

1

Временные представления. Распорядок дня.

Анализ временного распорядка дня ребенка.

Выполнения упражнения «Распорядок дня».

Выполнение теста «Графический диктант»

Решение задачи «Реши задачи».

Май

7

1

Временные представления. Время суток.

Составление по схеме  последовательностивремени суток.

Выполнение упражнения «Впиши недостающее».

14

1

Временные представления. Времена года.

Анализ времен года: какое время года было «до», какое «после», какое «между».

Игровая деятельность - игра-ходилка «Времена года»

21

1

Обследование пространственно-временных представлений

Диагностика пространственных представлений

Диагностика пространственно- временных представлений

итого

  33

  1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.
  2. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов) – М.:»Ось-89», 2006
  4. Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014
  5. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014
  6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  7. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004
  8. Семаго Н.Л., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
  9. Семаго Н.Я. «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной
  10. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.
  11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – Москва изд-во «Аркти» 2000 г.
  12. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2004
  13. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М., 2004
  14. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003
  15. Сунцова А.В.,  С.В. Курдюкова «Изучаем пространство».- М.: Эксмо2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказа...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с обучающимися "группы риска"

   На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется  множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. ...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.

Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с ЗПР, обучающихся по 7.2 АООП НОО

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с РАС, обучающихся по АООП с РАС вариант 8.2.

Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста,  имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфе...

Рабочая программа педагога-психолога начального образования (начальных классов) 2022-2023 г.

Рабочая программа разработана для начального образования 1-4 классы. Методическая тема :Одаренные дети"....

Рабочая программа педагога- психолога по психологии «Тропинка к своему Я» для начальных классов (1-4 кл.)

Рабочая программа педагога- психологапо психологии «Тропинка к своему Я»для начальных классов (1-4 кл.)...