Рабочая программа педагога-психолога.
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Рабочая программа 2022-2023 уч.г.
Рабочая программа 2023-2024 уч.г.
Рабочая программа 2024-2025 уч.г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.75 КБ | |
| 44.41 КБ | |
| 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
|
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская школа №1»
«Рассмотрено» на заседании ШПМПк _________________________ Протокол № ______________ от «___» ________ 20_____г.
| «Согласовано» Зам. директора по УВР КГБОУ «Железногорская школа №1» _______________________ «___» ___________ 20 ______ | «Утверждаю» Директор КГБОУ «Железногорская школа №1» Ольхина О.И.____________ Приказ № _______ «___» __________ 20_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных коррекционных занятий
по формированию произвольной регуляции , алгоритмов учебной деятельности
для обучающегося 1 «В» класса .
Составил:
Педагог-психолог
Зверевой Ю.М.
г. Железногорск
2022-2023 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), Примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением от 04.07.2017. Протокол №3/17), на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития КГБОУ «Железногорская школа № 1» (вариант 7.1, вариант 7.2).
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом системы «Школа России».
Вариант 7.2 предназначен для обучающихся с ЗПР и предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Данная рабочая программа составлена для обучающейся 1в класса Веденской В. В процессе обучения соблюдаются ряд общих требований с учетом психофизических особенностей обучающегося:
Веденской В. в соответствии с заключениями ПМПК рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с ЗПР, вариант ФГОС 7.2, которое предполагает соблюдение следующих форм и методов психолого-педагогической поддержки:
- Охранительный педагогический режим: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; предъявление заданий поэтапно, формирование задач четко и конкретно, контроль каждого этапа выполнения; применение всех видов педагогической помощи, учитывая индивидуальные особенности обучающегося; учёт индивидуального темпа работы и объёма предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; точность и краткость инструкции по выполнению заданий; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребёнка на новый вид работы, дозированная помощь; при выполнении задания (инструкции) наблюдать за деятельностью ученицы, организуя ее короткими уточнениями или оценками; опора на субъективный опыт обучающейся; использовать приемы активизации произвольного внимания; постепенно приучать ученицу к самостоятельным учебным действиям через постановку целей, понимание учебной цели и составление плана выполнения задания.
Цель программы: формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности.
Характеристика коррекционной программы:
Данная программа направлена на:
- формирование навыков самоконтроля;
- формирование умения строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации: выбирать и использовать средства (вербальные инструкции, правила, образцы);
- формирование познавательного интереса, познавательной активности;
- формирование умений выражать просьбы/требования;
- формирование социальной ответной реакции;
- формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
Форма и режим занятий: частота занятий 1 раз в неделю (32 ч. в год). Форма организации – индивидуальное занятие.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты:
Прогнозируемый результат (умения): | Диагностический метод |
эмоциональная устойчивость | Наблюдение, Тест личностной тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки), Выявление школьной тревожности (Е.В. Гореловой) |
волевой самоконтроль | Наблюдение, Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенкова |
контроль и самоконтроль своей деятельности | Методика «Домик» Н.И. Гуткиной |
мотивация к занятиям | Наблюдение, Методика Н.Г. Лускановой «Мотивация учебной деятельности» |
сосредоточенность на задаче, распределение своего внимание между разными видами действий | Тест «Корректурная проба» Бурдона |
самооценка (адекватность) | Тест "Лесенка" В.Г. Щур |
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные УУД
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Регулятивные УУД
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии
поставленной задачей
Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
Умение оценивать учебные действия, применяя критерии словесной оценки (задание выполнено самостоятельно, без ошибок, задание выполнено с помощью педагога и есть ошибки; не справился с заданием)
Познавательные УУД
- умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных
признаков.
- умение осуществлять логическое действие «синтез».
- умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным выбранным критериям.
- умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным выбранным критериям.
- умение осуществлять логическое действие «обобщение»
- умение устанавливать аналогии
- умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
-умение использовать приемы логической памяти
- умение концентрировать, распределять и переключать своё внимание в решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД
Умение легко входить в контакт со сверстниками и педагогом, пользоваться формами речевого этикета
Умение сотрудничать со сверстником (работать в паре, в группе; слушать, продуктивно разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения)
Умение доносить свою мысль и быть понятным для окружающих
Система оценки достижения планируемых результатов:
Оценка динамики результатов коррекционной работы отслеживается в листе «Оценка психологического статуса ученика» 3 раза в год.
Формирование УУД отслеживается в листе «Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса ученика» 2 раза в год, в рамках психологического мониторинга уровня развития УУД (см. АООП НОО КГБОУ «Железногорская школа №1» раздел 2.2.1).
III. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности»
Первый этап
Диагностика уровня развития уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.
Основной этап включает в себя упражнения и задания, направленные на:
- формирование навыков саморегуляции;
-развитие познавательных процессов;
-развитие алгоритмизации учебных действий.
Заключительный этап
Диагностика уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.
Методы и приемы: игры, упражнения, техники и приёмы саморегуляции, дидактический материал.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуальных занятий
Веденской Варвары, 1 в класса
Количество занятий в неделю - 1
Количество занятий в учебном году - 32
Месяц | Дата | Кол-во часов | Темы занятия | Содержание занятий |
Сентябрь | 7 | 1 | Обследование познавательной сферы | Диагностика развития внимания и т.д. |
14 | 1 | Обследование произвольной регуляции деятельности | Диагностика произвольной регуляции деятельности | |
21 | 1 | Развиваем концентрацию внимания, уравновешенность в поведении | Упражнение «Корректурная проба» Упражнение «Повтори узор» Упр. «Могу и делаю» | |
28 | 1 | Развиваем мышление. Мои сильные стороны. | Упражнение «Решаем задачи» Упражнение «Заплатки» Упр. «Мои сильные стороны» | |
Октябрь | 5 | 1 | Формируем навыки самоконтроля и адекватной самооценки | Упражнение «Продолжи по инструкции» Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Да и нет, не говори» |
12 | 1 | Зрительное внимание | Упражнение «Графический диктант» Игра «Что изменилось?» | |
19 | 1 | Произвольное внимание, моя воля. | Упражнение «Найди одинаковые…» Упражнение «Перепутанные линии» Упр. «Я и воля. Мои умения». | |
26 | 1 | Посмотри и запомни. Знания о себе. | Упражнение «Нарисуй по памяти» Упражнение «Выполни правильно» Упр. «Мои сильные и слабые стороны». | |
Ноябрь | 9 | 1 | Послушай и повтори. Умею управлять собой. | Упражнение «Пальчики здороваются» Упражнение «Солнце, дождь и ветер». Упр. «Мое произвольное поведение». |
16 | 1 | Послушай и повтори. | Упражнение «Почтальон». Упражнение «Вежливые и добрые слова». | |
23 | 1 | Послушный карандаш | Упражнение «Графический диктант» Упражнения на координацию рук Упражнение « Запомни картинку» | |
30 | 1 | Развиваем восприятие, умение управлять собой. | Упражнение «Послушный карандаш» Упражнение «Графический диктант» Задание «Наборщик». Упр. «Управляю собой» | |
Декабрь | 7 | 1 | Развиваем умение копировать образец. Эмоции. | Упражнение «Срисуй фигуры точно» Упражнение «Путаница» Упр. «Эмоции, их особенности». |
14 | 1 | Развиваем общую моторику. Адекватные эмоции. | Развитие мелкой моторики: упражнение «Пальчики обнимаются» Графический диктант. Упр. «Общение и разные эмоции» | |
21 | 1 | Развиваем логическое мышление. Адекватные эмоции: радость, страх, причины. | Упражнение «Логические задачи» Упражнение «Продолжи ряд» Упр. «Вырази эмоцию». | |
Январь | 11 | 1 | Пространственные представления. Произвольность. | Упражнение на развитие пространственных представлений. Формирование произвольности: Дыхательное упражнение «Насос». |
18 | 1 | Образец и правило. Произвольность. | Упражнение «Образец и правило» Упражнение «Загадочные контуры» Дыхательное упражнение «Мяч». | |
25 | 1 | Воспроизводим образец. Формирование произвольности | Упражнение «Найди отличия» Упражнение «Дорисуй недостающие детали» Упражнение на чередование напряжения и расслабления. | |
Февраль | 1 | 1 | Фантазируем, выражаем эмоции. | Правильное произнесение скороговорки. Рисование «Необыкновенное животное». Игра «Сочиняем сказку» Упражнение «Что перепутал художник» |
15 | 1 | Учимся сравнивать. | Упражнение «Найди одинаковые» Упражнение «Назови предмет» Упражнение «Молния» и «Речка» | |
22 | 1 | Составляем слова. Мои разные состояния. | Формирование навыков фонематического анализа и синтеза: предлагается слово, из букв которого составляются новые слова. Упр. «Учусь понимать разные состояния» | |
Март | 1 | 1 | Развиваем умение анализировать форму предмета. Алгоритмы действий. | Упражнение «Найди одинаковые и отличающиеся» Упражнение «Составь фигуру» Игра на алгоритмы «Действую и знаю». |
15 | 1 | Сходства и различия. Произвольность в движении. | Упражнение «Соблюдай правило» Упражнение «Сравнение слов» Упр. «Мяч» (дыхательное на произвольность). | |
29 | 1 | Развиваем наблюдательность. Напряжение и расслабление. | Упражнение «Графический диктант» Упражнение «Найди девятый» Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Деревья», «Ветер в лицо». | |
Апрель | 5 | 1 | Развиваем наглядно-образное мышление, ощущения. | Упражнение «Повтори по образцу». Развитие ощущений: «Тяжелые коробочки» |
12 | 1 | Развиваем наглядно-образное мышление. Эмоции в поведении. | Упражнение «Добавь фигуру» Упражнение «Лабиринт» Упр. «Зайка по лесу идет», «Жираф», «Карлики и великаны». | |
19 | 1 | Тренировка зрительной и слуховой памяти. Эмоции и воля. | Упражнение «Что изменилось?» Упражнение «Запомни и ответь на вопросы» Упр. «Воля поможет справиться с эмоциями» | |
26 | 1 | Внимание зрительное. | Упражнение «Муха» Упражнение «Корректурная проба» Упр. «Справиться смогу с эмоциями» | |
Май | 3 | 1 | Внимание слуховое. Управляю собой. | Упражнение «Бусы» Игра «Мемори» Упр. «Воля и эмоции». |
10 | 1 | Развиваем наблюдательность. Релаксация. | Упражнение «Составь предложение» Упражнение «Найди девятый» Релаксационное упражнение под музыку «Облако». | |
17 | 1 | Будь внимателен. Управляю своим телом. | Упражнение «Делаем вместе» Упражнение «Найди фото» Упр. «Чувствую свое тело». | |
24 | Обследование познавательной сферы . Обследование произвольной регуляции деятельности | Диагностика развития внимания и т.д. Диагностика произвольной регуляции деятельности. | ||
Итого: | 32 | |||
V. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- 1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения», 2004.
- 2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика, 2005г.
- 3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998..
- 4. Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М.: «Ось-89», 2006
- 5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога». – М.: АРКТИ, 2000.
- 6. Семаго Н.Я. «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска». - Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 48-58
- 7. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова.- М.Просвещение,1990.-128с.
- 8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
- 9. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.
- 10. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
- 11. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18 – 24.
- 12. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // 85 Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29 – 30.
- 13. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научнопрактической конференции. – Самара, 2003. – с. 408 – 410.
- 14. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. - №4.
С. 34-40.
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская школа №1»
«Рассмотрено» на заседании ШПМПк _________________________ Протокол № ______________ от «___» ________ 20_____г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР КГБОУ «Железногорская школа №1» _______________________ «___» ___________ 20 ______ | «Утверждаю» Директор КГБОУ «Железногорская школа №1» Ольхина О.И.____________ Приказ № _______ «___» __________ 20_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных коррекционных занятий
по формированию произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности и выстраиванию взаимодействия со сверстниками
обучающейся 1 «Е» класса .
Составил:
Педагог-психолог
Зверева Ю.М.
г. Железногорск
2023-2024 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), на основании адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) КГБОУ «Железногорская школа № 1» (вариант 8.2).
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом системы «Школа России».
Вариант 8.2 предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы) – для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1-6 классы) – для детей, не получивших дошкольное образование, способствующее освоению НОО на основе АООП.
Данная рабочая программа составлена для обучающейся 1г класса Кеуш Софии. В соответствии с заключениями ПМПК ей рекомендовано обучение по АООП НОО для детей с расстройством аутистического спектра, вариант ФГОС 8.2, которое предполагает соблюдение следующих форм и методов психолого-педагогической поддержки:
- Охранительный педагогический режим: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; индивидуальный подход: в моменты дискомфорта возможность уединиться, заняться стереотипными видами деятельности; чередование образовательной деятельности с сенсорными упражнениями; организация четкого распорядка дня, который повторяется изо дня в день; организация четкого распорядка дня, который повторяется изо дня в день; предъявление заданий поэтапно, формирование задач четко и конкретно, контроль каждого этапа выполнения; применение всех видов педагогической помощи, учитывая индивидуальные особенности обучающейся: учет индивидуального темпа работы и объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; точность и краткость инструкций по выполнению заданий; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание обучающейся на новый вид работы. дозированная помощь; при выполнении задания наблюдать за деятельностью ученицы, организовать ее короткими уточнениями или оценками; устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, подачу учебного материала осуществлять небольшими, логически завершенными дозами.
- Рациональная организация зрительного труда: чередование работы глаз с их отдыхом для снятия зрительного утомления обязательна на уроке физкультурная пауза с элементами зрительной гимнастики ;
- Щадящий ортопедический режим: профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи; контроль осанки, частая смена статической позы.
У Кеуш Софии на начало учебного года мотивация учения и внутренняя позиция школьника сформированы на среднем уровне. Самоконтроль, саморегуляция на среднем уровне, не всегда умеет управлять собой, контролировать свое поведение. Словесно-логическое мышление на низком уровне развития: затруднены процессы обобщения и установления аналогий. Внимание развито на низком уровне, не хватает устойчивости внимания . София не может длительно сосредоточиться на задании, трудность в распределении и переключении внимания с одного вида деятельности на другой .Познавательная деятельность, особенности поведения имеют специфические проявления по причине наличия у ребенка расстройства аутистического спектра(как одной из основных причин). Показатель слуховой памяти приближен к среднему уровню, зрительная память среднего уровня развития. Школьной и личностной тревожности не выявлено. Самооценка адекватная. Навыки взаимодействия со сверстниками развиты недостаточно.
Ключевыми психологическими установками при работе с детьми с РАС считаются:
- доброжелательность по отношению к ребенку;
- целеустремленность и упорство взрослых, принимающих участие в обучении ребенка;
- терпимость по отношению к ребенку;
- внимательность и оптимистичность;
- стремление поддержать ребенка в трудных ситуациях;
- готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание;
- требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни.
Взрослым необходимо поддерживать лидирующие позиции в процессе обучения, но в игре позволять ребенку руководить ходом игры.
Согласно концепции О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг (2007), формирование навыков коммуникации необходимо осуществлять через развитие аффективного отношения ребенка к окружающему миру и создание потребности в речевом общении. Авторы рекомендуют проводить дифференцированную работу по развитию речевой коммуникации в зависимости от уровня аффективного развития ребенка. Данный подход получил широкое распространение в отечественной специальной психологии и коррекционной педагогике.
Программа рекомендована для детей, находящихся на начальных этапах развития экспрессивной речи, способных произносить отдельные простые слова и слоги (например, «дай», «нет», «мама» и т.д.). Благоприятным условием для начала занятий является наличие у ребенка эхолалической речи и понимания изображений на картинке. Некоторые наиболее сложные задания, представленные в программе, рассчитаны для работы с детьми, владеющими учебными навыками: счетом, чтением.
Для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков, результативности работы используется опросник, разработанный Хаустовым А.В., а так же метод наблюдения.
Большое значение в процессе коррекционной работы имеет использование подсказок. Например, при общении с аутичным ребенком мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда он настроен на взаимодействие, но не знает, как привлечь внимание собеседника, попросить его о помощи, поиграть в любимую игру и т.д. В этом случае ребенку нужно подсказать слова, подходящие к данной ситуации: «Помоги!», «Давай играть!» и т.д. В ряде случаев, ребенок наоборот не настроен на взаимодействие и не способен адекватно выразить отказ, тогда он начинает кричать или демонстрирует другие формы дезадаптивного поведения, вместо того чтобы сказать «не хочу», «нет». В таких ситуациях ему также требуется помощь в виде вербальных подсказок.
Выстраивание взаимодействия со сверстниками, как одно из направлений программы, разработано на основании авторской методики формирования навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра Хаустова А.В.
Цель программы: формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности, выстраивание взаимодействия со сверстниками.
Характеристика коррекционной программы:
Данная программа направлена на:
- формирование навыков самоконтроля;
- формирование алгоритмических умений;
- формирование умения строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации: выбирать и использовать средства (вербальные инструкции, правила, образцы);
- формирование познавательного интереса, познавательной активности;
- формирование умений выражать просьбы/требования;
- формирование социальной ответной реакции;
- формирование умений выражать эмоции, чувства, сообщать о них;
- формирование навыков эмпатии и сопереживания;
- формирование навыков взаимодействия со сверстниками.
Форма и режим занятий: частота занятий 1 раз в неделю (33 ч. в год). Форма организации – индивидуальное занятие.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты: Предметные результаты:
Прогнозируемый результат (умения): | Диагностический метод |
эмоциональная устойчивость | Наблюдение,РНЖ, Выявление школьной тревожности (Е.В. Гореловой) |
волевой самоконтроль | Наблюдение, Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенкова |
контроль и самоконтроль своей деятельности | Методика «Домик» Н.И. Гуткиной |
мотивация к занятиям | Наблюдение, Методика Н.Г. Лускановой «Мотивация учебной деятельности» |
сосредоточенность на задаче, распределение своего внимание между разными видами действий | Тест «Корректурная проба» Бурдона |
самооценка (адекватность) | Наблюдение, Тест "Лесенка" В.Г. Щур |
взаимодействие со сверстниками (умение выражать просьбы-требования, социально приемлемая ответная реакция, умение выражать эмоции, проявлять эмпатию) | Наблюдение. Методика Г. Цукерман «Рукавички» |
Взаимоотношения со сверстниками | Наблюдение, Опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с РАС» А.В.Хаустов |
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе, к занятиям;
- положительное и осознанное принятие роли ученика;
- относится открыто к внешнему миру, чувствует свою уверенность, умеет адаптироваться к новым ситуациям;
- формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные УУД:
- осмысление правил поведения на уроке в школе и следование им;
- развитие произвольного внимания;
- развитие навыков осознанного восприятия и выполнения заданий учителя;
- развитие осмысленного отношения к процессу обучения, к учебному материалу;
- различать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
- развитие навыков взаимодействия со сверстниками;
- строить ответ в соответствии со смыслом вопроса учителя;
- выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом.
Познавательные УУД:
- умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных
признаков;
- умение осуществлять логическое действие «синтез»;
- умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным выбранным критериям;
- умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным выбранным критериям;
- умение осуществлять логическое действие «обобщение»;
- умение устанавливать аналогии;
- умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений;
- умение использовать приемы логической памяти;
- умение концентрировать, распределять и переключать своё внимание в решении проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- формировать первоначальные навыки сотрудничества со взрослым, выполнять задания учителя,
- слушать вопросы учителя и стараться ответить на них в соответствии со смыслом вопроса,
- умение сотрудничать со сверстником (работать в паре, в группе; слушать)
Система оценки достижения планируемых результатов:
Оценка динамики результатов коррекционной работы отслеживается в листе «Оценка психологического статуса ученика» 3 раза в год.
Формирование УУД отслеживается в листе «Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса ученика» 2 раза в год, в рамках психологического мониторинга уровня развития УУД (см. АООП НОО КГБОУ «Железногорская школа №1» раздел 2.2.1).
III. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из двух частей-подпрограмм: 1. формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности, 2. выстраивание взаимодействия со сверстниками. Упражнения, задания по каждой из двух подпрограмм чередуются в течение всего курса.
Содержание подпрограммы «Формирование произвольной регуляции, алгоритмов учебной деятельности»
Первый этап
Диагностика уровня развития уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.
Основной этап включает в себя упражнения и задания, направленные на:
- формирование навыков саморегуляции;
-развитие познавательных процессов;
-развитие алгоритмизации учебных действий.
Заключительный этап
Диагностика уровня сформированности саморегуляции, эмоциональной сферы обучающегося.
Методы и приемы: игры, упражнения, техники и приёмы саморегуляции, дидактический материал.
Содержание подпрограммы «Выстраивание взаимодействия со сверстниками»
Подпрограмма включает четыре последовательных блока, каждый из которых соответствует отдельному направлению работы. Каждый блок включает перечень навыков, формирующихся у детей в ходе обучения:
- Формирование знаний о себе, собственном теле, внутреннем мире, отличии от других.
- Формирование социальной ответной реакции:
Ответ на приветствия других людей
Выражение согласия
- Формирование умений выражать эмоции, чувства; сообщать о них
Выражение радости
Выражение грусти
Выражение страха
Выражение гнева
Сообщение о боли
Сообщение об усталости
Выражение удовольствия/недовольства
- Формирование социального поведения
Вежливость
Умение поделиться чем-либо с другим человеком
Выражение чувства привязанности
Методы и приемы: игра, психотехнические и психогимнастические упражнения, приемы на развитие коммуникации.
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуальных занятий
Кеуш Софии, 1е класса
Количество занятий в неделю - 1
Количество занятий в учебном году - 33
Месяц | Дата | Кол-во часов | Темы занятия | Содержание занятий |
Сентябрь | 1 | 1 | Обследование произвольной регуляции деятельности | Диагностика произвольной регуляции деятельности |
8 | 1 | Обследование межличностного взаимодействия со сверстниками. | Диагностика межличностного взаимодействия со сверстниками. | |
15 | 1 | Произвольность. Выполняем команды. | Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Зарядка Буратино». Упражнение «Вспомни сказку…(Теремок)», «Двигаемся по команде». Дыхательное упражнение. Релаксационное упражнение «Слушаем тишину». | |
22 | 1 | Королевство Внутреннего Мира. | Упр. «мой внутренний мир». Что я вижу в зеркале? Какой я? Упр. «Управляю собой». | |
29 | 1 | Назови предметы. Алгоритм действий. | Развитие словесных обозначений: «Назови предметы». Игра на развитие алгоритмов учебных действий «Планируем действия». | |
Октябрь | 6 | 1 | Что я знаю о себе? Что я знаю о себе и о других? | Упр. «Я и другие». Сравним по нескольким признакам. Мы разные, мы имеем сходство. |
13 | 1 | Выполни команду. Произвольность. | Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Зарядка Буратино», «Силач». | |
20 | 1 | Я — это кто? Мои ощущения. | Упр. «Кто я?» Игра «Ощущаю - не ощущаю». | |
27 | 1 | Мое восприятие мира. Мое внимание. | Упр. «Воспринимаю, осознаю». Мое внимание – необходимость замечать все вокруг. | |
Ноябрь | 10 | 1 | Учись слушать и выполнять. | Развитие произвольности и самоконтроля: «Учись слушать и выполнять», «Учитель-ученик, ученик-учитель». Упражнение на развитие алгоритмов учебных действий «Четко и последовательно». |
17 | 1 | Ответ на приветствия других людей. | Упр. «Хлопок при приветствии». | |
24 | 1 | Найди ошибку. Напряжение, расслабление. | Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. Развитие восприятия: «Найди ошибку». | |
Декабрь | 1 | 1 | Внимание. Кто точнее нарисует? | Формирование произвольности: Дыхательное упражнение «Насос». Развитие объема внимания: «Кто точнее нарисует?» |
8 | 1 | Выражение радости | Упр. «Весело!». | |
15 | 1 | Угадай, кто говорит. Объем внимания. | Дыхательное упражнение «Насос». Развитие объема внимания: «Угадай, кто говорит». | |
22 | 1 | Внимание. Найди отличия. | Работа с карточками. | |
29 | 1 | Выражение страха | Упр. «Б». | |
Январь | 12 | 1 | Двигательная память. | Развитие двигательной памяти: «Телеграфисты». |
19 | 1 | Выражение гнева | Упр. «Кто сердится?». | |
26 | 1 | Расставь слова. Переключение внимания. | Развитие переключения внимания: «Расставь слова», «Зашифруй слова», «Зашифруй цифры». | |
Февраль | 2 | 1 | Сообщение о боли | Упр. «Болит голова». |
9 | 1 | Выражение грусти | «Боюсь. Прижмусь.» | |
Март | 1 | 1 | Произвольность управления телом. | Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Великаны». |
15 | 1 | Сообщение об усталости | Упр. «Устал». | |
22 | 1 | Моя произвольность | Формирование произвольности: упражнения на чередование напряжения и расслабления. «Зайка по лесу идет», «Жираф», Игра «Четыре стихии». | |
Апрель | 5 | 1 | Выражение удовольствия/недовольства | Упр. «Мы едем, едем, едем». |
12 | 1 | Сгруппируй буквы. Зрительный анализатор. | Развитие зрительного анализатора: «Сгруппируй буквы» | |
19 | 1 | Вежливость Умение поделиться чем-либо с другим человеком. Оказание помощи. | Упр. «Маска». Упр. «Делюсь», «Помогаю». | |
26 | 1 | Моя произвольность | Упр. «Раскрась картинку» «Шифровка» | |
Май | 3 | 1 | Найди отличия. | Игра «Умный мяч», «Полоса препятствий». Дыхательное упражнение «Насос», «Мяч». Развитие мышления: «Найди отличия». |
7 | 1 | Выражение чувства привязанности. Умение утешить другого человека. | Упр. «Смотри, мальчик плачет». | |
17 | 1 | Соблюдай правило. | Развитие внимания: «Соблюдай правило». | |
24 | 1 | Обследование произвольной регуляции деятельности. Обследование межличностного взаимодействия со сверстниками. | Диагностика произвольной регуляции деятельности. Диагностика межличностного взаимодействия со сверстниками. | |
Итого: | 33 | |||
V. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения», 2004.
2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика, 2005г.
3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998..
4. Локалова Н.П., «Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов». - М.: «Ось-89», 2006
5. Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога». – М.: АРКТИ, 2000.
6. Семаго Н.Я. «Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные направления развития и перспективы научного поиска». - Москва, Изд. АПК и ПРО, 2003, С. 48-58
7. Чистякова М.И. Психогимнастика/Под ред. М.И.Буянова.- М.Просвещение,1990.-128с.
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Изд.4-е, стер. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
9. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод.разраб. – Изд.3-е. – М.: Теревинф, 2007. – 112 с.
10. Питерс Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 240 с.
11. Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. – 2004. – №3. – С. 18 – 24.
12. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков детей с аутизмом в зарубежной литературе // 85 Дети с проблемами в развитии. – 2005. – №1. – С. 29 – 30.
13. Хаустов А.В. Проблема социального взаимодействия и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом Современные тенденции специальной педагогики и психологии. Научные труды Всероссийской научнопрактической конференции. – Самара, 2003. – с. 408 – 410.
14. Хаустов А.В. Основные направления, принципы и условия эффективного формирования коммуникативных навыков у детей с аутизмом // Аутизм и нарушения развития. – 2005. - №4.
С. 34-40.
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Железногорская школа №1»
«Рассмотрено» на заседании ШППк _________________________ Протокол № ______________ от «___» ________ 20_____г | «Согласовано» Зам. директора по УВР КГБОУ «Железногорская школа №1» Горячкина Е.В._______ «___» ___________ 20 ______ | «Утверждаю» и.о.директора КГБОУ «Железногорская школа №1» Горячкина Е.В.____________ Приказ № ________ от«___» _________20_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуальных коррекционных занятий
по развитию пространственно-временных представлений
для обучающегося 1 Б класса .
Составил:
педагог-психолог
Зверева Ю.М.
г. Железногорск
2024-2025 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (приказ Минобрнауки РФ №1598 от 19.12.2014), основании Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи КГБОУ «Железногорская школа № 1» (вариант 5.2.), Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования КГБОУ «Железногорская школа № 1».
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом системы «Школа России».
Вариант 5.2 предназначен для обучающихся с ТНР и предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.
Данная рабочая программа составлена для обучающегося 1Бкласса Харунжина Матвея, которому рекомендовано в соответствии с заключением ТППК обучение по АООП НОО для детей с ТНР, вариант ФГОС 5.2. В процессе обучения соблюдаются ряд общих требований с учетом психофизических особенностей обучающегося:
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: Применение специальных методов, и средств обучения, обеспечивающих закрепление практических навыков правильного использования языковых средств в речевой деятельности; создание психолого-педагогических условий для речевой практики обучающегося, развития его речевой активности; поддержка любой инициативы обучающегося; использование современных педагогических технологий; устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими методами (упражнения, моделирование и др.); подачу учебного материала осуществлять небольшими логически завершенными дозами. Использование на занятиях мнестических опор: наглядных схем, шаблонов для выполнения заданий.
У Борисова Александра на начало учебного года выявлен средний уровень самоконтроля. Мотивация учения и внутренняя позиция школьника сформированы на высоком уровне. Внимание среднего уровня,при хорошем объеме не хватает устойчивости внимания. Словесно-логическое мышление развито на среднем уровне, испытывает некоторые затруднения при выполнении заданий на установление аналогий. Способность к обобщению развита хорошо.Слуховая память и зрительная память среднего уровня. Восприятие среднего уровня. Темп работы средний.Отмечается наличие познавательного интереса, любознательность,готовность задавать вопросы. Саморегуляция среднего уровня. Самооценка адекватная, то есть знает свои плюсы и минусы. Общительный, хороший уровень умения договариваться с одноклассниками. Школьной и личностной тревожности не выявлено.
Цель программы:развитие пространственно-временных представлений.
Характеристика коррекционной программы
Данная коррекционная программа направлена на формирование и развитие:
- овладение умениями самостоятельной пространственной ориентировки в знакомом и незнакомом, замкнутом и свободным пространстве;
- овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве и макропространстве;
- развитие пространственного мышления и формирование пространственных представлений;
- развитие навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве;
- преодоление неуверенности в овладении пространством;
- формирование потребности в самостоятельной ориентировке в пространстве;
- развитие пространственных представлений о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
- формирование целостной картины мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления);
- формирование представлений о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
- формирование навыков пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
- развитие пространственно-временных представлений;
- активизирование познавательной деятельности учащихся.
На занятиях создаются оптимальные условия для эффективного усвоения программного материала, всестороннего развития личности. Формирование компетенций обучающегося осуществляется в рамках игрового взаимодействия, выполнения разнообразных заданий и упражнений.
В основу программы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накоплении приемов и способов ориентирования в различных социальных сферах.
Содержание программы имеет интегративный характер, позволяющий соединять теоретические и практические знания, предусматривает постепенное усложнение материала по пространственному ориентированию. Сложность и объем заданий возрастает с переходом на следующий этап обучения.
Форма и режим занятий: частота занятий 1 раз в неделю (33ч. в год). Форма организации – индивидуальное занятие.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты:
Прогнозируемый результат (умения): | Диагностический тест: |
мотивация к занятиям | Методика Н.Г. Лускановой «Мотивация учебной деятельности» |
эмоциональная устойчивость | РНЖ, Выявление школьной тревожности (Е.В. Гореловой) |
волевой самоконтроль | Методика «Изучение саморегуляции» У.В. Ульенкова |
контроль и самоконтроль своей деятельности | Методика «Домик» Н.И. Гуткиной |
сосредоточенность на задаче, распределение своего внимание между разными видами действий | Тест «Корректурная проба» Бурдона |
умения определять пространственную расположенность объектов относительно друг друга; при ориентировке на плоскости; умение определять временную последовательность событий | Методы «Диагностика пространственных представлений ребенка» Н.Я. Семаго |
самооценка (адекватность) | Тест "Лесенка" В.Г. Щур |
Личностные и метапредметные результаты:
Личностные УУД
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к успеху, неудачам
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Регулятивные УУД
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии
поставленной задачей
Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
Умение оценивать учебные действия, применяя критерии словесной оценки (задание выполнено самостоятельно, без ошибок, задание выполнено с помощью педагога и есть ошибки; не справился с заданием)
Познавательные УУД
- умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных
признаков.
- умение осуществлять логическое действие «синтез».
- умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным выбранным критериям.
- умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным выбранным критериям.
- умение осуществлять логическое действие «обобщение»
- умение устанавливать аналогии
- умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
-умение использовать приемы логической памяти
- умение концентрировать, распределять и переключать своё внимание в решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД
Умение легко входить в контакт со сверстниками и педагогом, пользоваться формами речевого этикета
Умение сотрудничать со сверстником (работать в паре, в группе; слушать, продуктивно разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения)
Умение доносить свою мысль и быть понятным для окружающих
Система оценки достижения планируемых результатов:
Оценка динамики результатов коррекционной работы отслеживается в листе «Оценка психологического статуса ученика» 3 раза в год.
- Формирование УУД отслеживается в листе «Индивидуальная карта психолого-педагогического статуса ученика» 2 раза в год, в рамках психологического мониторинга уровня развития УУД (см. АООП НОО КГБОУ «Железногорская школа №1» раздел 2.2.1).
Ш.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
Содержание программы направлено на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с недостаточно развитыми пространственными представлениями, свойств и качеств их личности. Данная деятельность основывается на учете зоны актуального развития и определяет программу зоны ближайшего развития, создавая условия для поэтапного, многоступенчатого развития обучающегося.
Программа имеет четыре направления, которые связаны между собой.
- Овладение пространством собственного тела; расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси.
Схема тела. Части туловища. Объекты в пространстве с использованием предлогов «над», «под», «между». Понятия «выше», «ниже».
2. Представления о собственном теле и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси (право-лево).
Схема тела. Части лица в понятиях «лево», «право». Предметы относительно тела с использованием понятий «право-лево». Расположение предметов на листе тела с использованием понятий «право-лево». Тело и его части через понятия «правее», «левее». Представления «справа от», «слева от», «левее, чем», «правее, чем». Предметы «ближе к», «дальше от». Предметы с использованием предлогов «перед», «за».
3.Пространственно-временные представления.
Определение сторонностиобъектов напротив. Человек лицом ко мне. Определение последовательности предметов. Распорядок дня. Время суток. Времена года.
4.Развитие когнитивных процессов как необходимое условие грамотного ориентирования в пространстве и времени.
Произвольное внимание. Восприятие цвета. Восприятие величины. Восприятие размера. Восприятие формы. Признаки предметов. Развитие умения воспроизводить образец.
Методы и приемы работы: упражнения на развитие пространственных и временных ориентиров, дидактические игры на развитие когнитивных процессов, рисуночные методы, графические диктанты.
IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
индивидуальных занятий Харунжина Матвея,
1б класс
Количество занятий в неделю - 1
Количество занятий в учебном году - 33
Месяц | Дата | Кол-во часов | Темы занятия | Содержание занятий |
Сентябрь | 4 | 1 | Обследование пространственных представлений | Диагностика пространственных представлений |
11 | 1 | Обследование пространственных представлений | Диагностика пространственно-временных представлений | |
18 | 1 | Схема тела. Части лица. Части туловища | Выполнение упражнения «Схема тела». Решение задачи «Обведи по контуру». Выполнение упражнения «Назови правильно» Анализирование расположения частей лица по параметрам:выше всего, ниже всего, выше, чем, ниже, чем. | |
25 | 1 | Схема тела. Части лица. Левое, правое | Выполнение упражнения «Где что?» Игровая деятельность «Левое и правое. Турнир по ориентировке в пространстве» | |
Октябрь | 2 | 1 | Произвольное внимание | Выполнение теста «Корректурная проба». Выполнение упражнений «Муха», «Найди слова», «Повтори рисунок». Решение задачи «Нарисуй по точкам». |
9 | 1 | Предлоги «над», «под», «между». Объекты в пространстве. | Рассматривание картинок. Обсуждение и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем…, «ниже, чем»…, предлоги над, под, между) Выполнение упражнения «Графический диктант» | |
16 | 1 | Предлоги «над», «под», «между» | Рассматривание и анализ картинок. Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси. Выполнение упражнения «Повтори узор». Выполнение методики Семаго. | |
23 | 1 | Восприятие цвета | Выполнение упражнения «Найди свою пару» Творческая деятельность «Радуга» Творческая деятельность «Раскрась картинку». | |
Ноябрь | 6 | 1 | Восприятие величины | Конструирование из конструктора. Выполнение упражнения «Расставь по порядку». Выполнение упражнения «Соедини фигуры» Решение задачи «Нарисуй по точкам» Выполнение упражнения «Графический диктант». |
13 | 1 | Восприятие размера | Рассматривание и анализ картинки. Обсуждение понятий«длинный – короткий», «длиннее – короче»; «широкий – узкий», «шире – уже»; «глубокий – мелкий». Выполнение упражнения «Улицы». Решение задачи «Нарисуй по клеточкам». | |
20 | 1 | Восприятие формы | Обсуждение видов формы. Выполнение упражнения «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» Решение задачи «Повтори рисунок по точкам» | |
27 | 1 | Произвольное внимание | Выполнение упражнения «Найди слова». Выполнение упражнения «Повтори рисунок». Решение задачи «Нарисуй по точкам». | |
Декабрь | 4 | 1 | Признаки предметов | Выполнение упражнения «Загадки» Парное выполнение упражнения «Назови признаки» Выполнение упражнения «Устойчивые сочетания» Решение задачи «Объедини по группам» |
11 | 1 | Развитие умения воспроизводить образец | Выполнение упражнения «Назови предметы» Выполнение упражнения «Дорисуй фигуры» Обсуждение «Что здесь изображено?» Выполнение упражнения «Иголка и нитка» | |
18 | 1 | Воспроизводим образец | Выполнение упражнения «Назови предметы» Выполнение упражнения «Дорисуй фигуры» Упр. «Графический диктант» | |
25 | 1 | Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…» | Рассматривание и анализ картинки. Повторение и отработка представлений «ближе, чем…», «дальше, чем…» Выполнение упражнений «Ответь на вопросы», «Найди на картинке». | |
Январь | 15 | 1 | Работа над понятиями «выше», «ниже». | Анализирование картинки. Выполнение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость. Выполнение упражнения «Графический диктант» |
22 | 1 | Предлоги «перед», «за» | Рассматривание и анализ картинки. Повторение и озвучивание представлений предлогов «перед», «за». Выполнение упражнений «Лабиринт» Решение задачи «Ответь на вопросы» Игровая деятельность «Покажи направление» | |
29 | 1 | Работа над понятиями «право-лево», ориентируясь на собственное тело | Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции. Выполнение упражнений «Найди по инструкции», «Графический диктант» Игровая деятельность «Левое и правое. Турнир по ориентировке в пространстве» | |
Февраль | 5 | 1 | Работа над понятиями «право-лево», ориентация на листе | Выполнение упражнения «Ковер». Выполнение упражнения «Нарисуй по инструкции». Выполнение упражнения «Улитки». |
19 | 1 | Работа над представлениями «право-лево», ориентация на листе | Выполнение упражнения «Ковер» Игровая деятельность «Кто в домике живет?» Выполнение упражнения «Графический диктант» | |
26 | 1 | Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела. | Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции. Выполнение упражнения «Найди дорогу до друга» | |
Март | 5 | 1 | Отработка понятий «правее», «левее» относительно собственного тела | Рассматривание и анализ картинки. Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции Выполнение упражнения «Узор по инструкции» |
12 | 1 | Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…» | Рассматривание и анализ картинки. Повторение материала и проговаривание представлений «слева от…», «справа от…» Творческая деятельность «Найди путь» Выполнение упражнения «Графический диктант» | |
19 | 1 | Работа над представлениями: «левее, чем…», «правее, чем…» | Рассматривание и анализ картинки. Повторение материала и проговаривание представлений«левее, чем…», «правее, чем…» Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции Выполнение теста «Графический диктант» | |
Апрель | 2 | 1 | Определение сторонности объектов, находящихся напротив | Анализ картинки. Рассматривание и определение «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Выполнение упражнения «Покажи у товарища» Выполнение упражнения «Твоя правая рука – моя правая рука» |
9 | 1 | Работа с линейной последовательностью предметного ряда | Рассматривание и обсуждение последовательности предметов, расположенных в определенном порядке (слева – направо). Обсуждение понятий «до», «после» относительно данных предметов. Выполнение упражнения «Графический диктант». | |
16 | 1 | Работа с числовым рядом | Изучение числового ряда через анализ числа «перед» или «за» каким- либо. Обсуждение с примерами понятия «между». Отработка и проговаривание понимания того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду. Игровая деятельность «Соседи» числа». | |
23 | 1 | Работа с числовым рядом | Решение задачи «Повтори рисунок» Выполнение методики «Кубики Кооса». | |
30 | 1 | Временные представления. Распорядок дня. | Анализ временного распорядка дня ребенка. Выполнения упражнения «Распорядок дня». Выполнение теста «Графический диктант» Решение задачи «Реши задачи». | |
Май | 7 | 1 | Временные представления. Время суток. | Составление по схеме последовательностивремени суток. Выполнение упражнения «Впиши недостающее». |
14 | 1 | Временные представления. Времена года. | Анализ времен года: какое время года было «до», какое «после», какое «между». Игровая деятельность - игра-ходилка «Времена года» | |
21 | 1 | Обследование пространственно-временных представлений | Диагностика пространственных представлений Диагностика пространственно- временных представлений | |
итого | 33 |
- ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.
- Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов) – М.:»Ось-89», 2006
- Земцова О.Н. Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентируемся в пространстве. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014
- Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014
- Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
- Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004
- Семаго Н.Л., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003
- Семаго Н.Я. «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – Москва изд-во «Аркти» 2000 г.
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2004
- Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М., 2004
- Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей. М., 2003
- Сунцова А.В., С.В. Курдюкова «Изучаем пространство».- М.: Эксмо2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми ОВЗ (ЗПР), обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Программа для детей с ОВЗ — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказа...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с обучающимися "группы риска"
На первом этапе школьного обучения в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. ...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, обучающихся по АООП с ИН вариант 1.
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дете...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с ЗПР, обучающихся по 7.2 АООП НОО
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...

Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми с РАС, обучающихся по АООП с РАС вариант 8.2.
Коррекционно-развивающая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и личностной сфе...

Рабочая программа педагога-психолога начального образования (начальных классов) 2022-2023 г.
Рабочая программа разработана для начального образования 1-4 классы. Методическая тема :Одаренные дети"....

Рабочая программа педагога- психолога по психологии «Тропинка к своему Я» для начальных классов (1-4 кл.)
Рабочая программа педагога- психологапо психологии «Тропинка к своему Я»для начальных классов (1-4 кл.)...
