Психологическое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 1-2 классов по формированию представлений о личных границах «Я и мои личные границы».
методическая разработка (1, 2 класс)
Данная методическая разработка содержит целостную метафору понятия "личных границ", соединяющую все этапы занятия, а также акцент на сенсорном опыте и проработанные авторские техники, позволяющие маленьким детям понять абстрактное понятие "границы" через тело, образ и действие.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО СОШ «Академическая гимназия»
Психологическое
коррекционно-развивающее занятие
для учащихся 1-2 классов по формированию
представлений о личных границах
«Я и мои личные границы».
Разработала: Мурашкина Ю.А.,
педагог – психолог, нейропсихолог, специалист
Службы психолого-педагогического сопровождения
АНО СОШ «Академическая гимназия»
г. Москва 2025 г.
Актуальность. Проведение тренинговых занятий по формированию личных границ для детей 7-8 лет является особенно актуальным и своевременным в контексте решения ключевых задач развития младшего школьника. Это не просто модное веяние, а насущная необходимость, обусловленная следующими факторами:
1. Критический период социальной адаптации.
Переход из семьи в социум. Первый-второй класс — это этап, когда ребенок выходит из узкого семейного круга в большой и сложный мир школы. Он сталкивается с необходимостью выстраивать отношения с десятками новых людей — одноклассниками и учителями.
Отсутствие опыта. У многих детей этого возраста просто нет готовых моделей поведения в конфликтных или неприятных для них ситуациях (кто-то отбирает игрушку, толкается, обзывается, пытается заставить сделать что-то против воли). Тренинг дает им эти конкретные, практические модели.
2. Возрастные психофизиологические особенности.
Эгоцентризм. Дети 7-8 лет еще в значительной степени эгоцентричны. Им сложно понять, что у других людей тоже есть свои чувства и свое личное пространство. Занятия мягко и доступно учат их учитывать не только свои, но и чужие границы.
Конкретное мышление. Абстрактное понятие «границы» недоступно для их понимания. Поэтому тренинг через метафоры, телесные упражнения и игру переводит его на язык, понятный ребенку.
Высокая эмоциональная чувствительность и ранимость. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к оценкам и действиям окружающих. Нарушение их границ (даже неумышленное) может вызвать сильный стресс, нежелание идти в школу, слезы.
3. Ключевые аспекты актуальности для 1-2 класса:
А) Профилактика школьной дезадаптации и буллинга.
Раннее предупреждение травли. Ребенок, который умеет уверенно сказать «стоп, мне это не нравится» или «отдай, это мое», с меньшей вероятностью станет жертвой. Он посылает четкий сигнал, что с ним не так просто справиться.
Создание безопасной среды. Когда в классе несколько детей понимают и уважают границы, это создает здоровый психологический климат для всех.
Б) Формирование основ психологической безопасности.
Защита от злоупотреблений. Это самый важный аспект. В доступной для детей форме (через сказки, игры про «хорошие и плохие прикосновения») они усваивают, что их тело принадлежит только им, и они имеют право отказаться от любого прикосновения, которое им неприятно, даже со стороны знакомого взрослого.
Развитие «внутреннего компаса». Дети учатся распознавать сигналы своего тела («мне неприятно», «я испугался», «мне некомфортно») и доверять им. Это фундамент интуитивного чувства безопасности на всю жизнь.
В) Развитие самосознания и самостоятельности.
Ответственность за свое пространство. Ребенок учится понимать, что есть «я», «мои вещи», «мои чувства», «мои решения». Это основа для формирования адекватной самооценки и ответственности.
Умение делать выбор. Право сказать «нет» или «я не хочу» — это базовый навык самостоятельности. В будущем он поможет противостоять давлению сверстников в вопросах курения, алкоголя и другого рискованного поведения.
Г) Развитие социального интеллекта.
Уважение к другим. Понимая свои границы, ребенок начинает видеть и уважать границы одноклассников. Он учится спрашивать разрешения, ждать своей очереди, замечать, что другому может быть неприятно.
Разрешение конфликтов. Вместо слез или драки ребенок получает инструмент — «волшебные слова» (вежливый, но твердый отказ), которые помогают решить конфликт цивилизованно.
4. Современный контекст.
Цифровизация детства. Даже первоклассники активно используют гаджеты. Понятие границ можно и нужно переносить в цифровую среду: «нельзя передавать свои личные данные (пароли, адрес) незнакомцам в сети», «если тебе пишет что-то неприятное — это тоже нарушение твоих границ, и нужно рассказать взрослому».
Таким образом, тренинг «Я и мои границы» для 1-2 классов — это не роскошь, а базовый элемент психологической гигиены и социального обучения. Это инвестиция в эмоциональное благополучие и безопасность ребенка, которая:
- Снижает риски стать жертвой буллинга или злоупотреблений;
- Повышает уверенность в себе и своих силах;
- Закладывает фундамент для здоровых, уважительных отношений с окружающими;
- Помогает ребенку успешно и комфортно адаптироваться к школьной жизни.
Чем раньше ребенок получит эти знания и навыки, тем более защищенным и гармоничным будет его дальнейшее развитие в стенах школы и за ее пределами.
Психологическое коррекционно-развивающее занятие
для учащихся 1-2 классов по формированию представлений
о личных границах «Я и мои личные границы».
Метафора-концепция «Планета Я».
У каждого человека есть своя собственная планета с особым климатом (чувствами), жителями (мыслями) и границей — атмосферой, которая защищает и позволяет решать, кого и что впускать.
Цель: Формирование у учащихся 1-2 классов первичного представления о личных границах и обучение навыкам их экологичного обозначения.
Задачи:
Познавательные:
Познакомить с понятиями «мое личное пространство», «комфортно/некомфортно».
Развивающие:
Развивать эмоциональный интеллект (распознавание чувств «стоп» и «можно»), сенсорную чувствительность и коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к личным границам других людей.
Целевая аудитория: учащиеся 1-2 класса (6-8 лет), группа 6-8 человек.
Продолжительность: 35-40 минут.
Оборудование и материалы:
Листы бумаги А3, цветные карандаши, восковые мелки.
Индивидуальные небольшие коврики или обручи (для «личного пространства»).
Мягкая игрушка или мячик.
«Волшебные браслеты» или «перчатки» (можно из фольги или яркой бумаги).
Музыкальный центр со спокойной и веселой музыкой.
Значки-смайлики «Зеленый свет» (улыбка) и «Красный свет» (нейтральное/грустное лицо).
Ход занятия:
Этап 1. Организационный момент. Ритуал входа (5 мин).
Упражнение№1 «Приветствие на планете Я».
Каждый ребенок сидит на своем коврике (в своем обруче) — это его «личная планета».
Психолог: Здравствуйте, жители прекрасных планет! Сегодня мы с вами узнаем, как защитить свою планету и быть хорошими соседями для других. Давайте поздороваемся друг с другом, не покидая своих планет.
Дети по очереди машут рукой, посылают воздушный поцелуй или кивают головой остальным участникам.
Психолог: Давайте все вместе произнесем речевку: «Я есть! Я рад! Я тут стою! Свою планету берегу!» (можно сопроводить простыми движениями: показать на себя, улыбнуться, шаг на месте, обнять себя).
Этап 2. Разминка-исследование (7 мин).
Упражнение №1 «Живой сенсорный коврик».
Дети стоят на своих ковриках. Психолог предлагает им исследовать границы своего тела.
Психолог: Поднимите руки в стороны. Осторожно повернитесь. Чувствуете, сколько места занимает ваше тело? Это ваше личное пространство, ваша воздушная оболочка. Давайте его «раскрасим»! Потрогайте свои плечи — это ваше. Потрогайте свои коленки — это ваше. Погладьте свою голову — это ваше.
Рефлексия (кратко): «Что вы чувствуете, когда касаетесь себя? (Приятно, спокойно)».
Упражнение №2 «Стоп-сигналы тела».
Психолог: Наше тело — умное. Оно подает нам сигналы. Есть сигнал «Зеленый свет» — когда нам приятно, комфортно, и мы хотим общаться. А есть сигнал «Красный свет» — когда нам неприятно, мы устали или не хотим, чтобы к нам прикасались.
Детям раздаются смайлики «Зеленый» и «Красный» свет.
Психолог называет ситуации, а дети поднимают соответствующий смайлик.
«Тебя обняла мама» (Зеленый).
«Незнакомый человек хочет взять тебя за руку» (Красный).
«Друг отобрал у тебя игрушку» (Красный).
«Ты играешь с ребятами в мяч» (Зеленый).
Этап 3. Основная содержательная часть (15 мин).
Упражнение №3 «Рисунок «Моя планета и ее границы».
Дети получают листы А3 и карандаши.
Психолог: Давайте нарисуем вашу личную «Планету Я». В центре нарисуйте себя. А вокруг — все, что вы любите, что делает вас счастливыми: ваши игрушки, друзей, семью, любимые места. Теперь представьте, что у вашей планеты есть защитная оболочка, как у скафандра космонавта. Она прозрачная, но очень прочная. Она пропускает внутрь все хорошее: улыбки, добрые слова, помощь. А все неприятное (обидные слова, грубость, толчки) — задерживает. Раскрасьте эту оболочку любым цветом, который кажется вам надежным.
Во время рисования звучит спокойная фоновая музыка.
Упражнение №4 «Волшебные браслеты».
Психолог: Иногда нам нужно помочь своим границам. У меня есть «Волшебные браслеты» (или «перчатки»). Когда ты их надеваешь, твои слова становятся вежливыми, но твердыми.
Дети по желанию надевают браслеты из фольги/бумаги.
Отработка навыка: Психолог проигрывает с детьми ситуации, используя мягкую игрушку.
Ситуация: Игрушка «подходит» слишком близко к ребенку.
Правильная реакция (отрабатывается хором и индивидуально): Ребенок делает шаг назад, скрещивает руки на груди (поза «закрытых ворот») и говорит спокойным, но уверенным голосом: «Стоп, мне это неприятно. Отойди, пожалуйста».
Важно! Акцент делается на вежливости, но твердости. Не на агрессии, а на защите.
Этап 4. Завершение. Рефлексия и ритуал выхода (5-7 мин).
Упражнение №5 «Сундук сокровищ».
Все садятся в круг. Психолог: Сегодня мы узнали, что у каждого из нас есть своя «Планета Я» с прочными границами. Давайте каждый положит в наш воображаемый сундук одно «сокровище» — то, что ему сегодня запомнилось или понравилось».
Дети по кругу передают «сундук» (красивую коробочку или мячик) и заканчивают фразу: «Я сегодня узнал, что...» / «Мне понравилось, что...».
Ритуал выхода «Энерджайзер дружбы».
Все встают в круг, вытягивают вперед правую руку, соединяя ладони в центре круга. Психолог: Мы жители разных планет, но мы — хорошие соседи! Давайте зарядим наши границы силой дружбы! На счет три — все вместе крикнем «Я МОЛОДЕЦ!» и поднимем руки вверх!
Ритуал выполняется бодро и весело.
В конце каждый получает небольшой «артефакт» — бумажный смайлик «Зеленый свет» как напоминание о том, что он хозяин своей планеты.
Рекомендации педагогу-психологу:
Язык и метафоры. Говорите на языке детей. Используйте метафоры («планета Я»).
Безопасность. Никогда не заставляйте ребенка участвовать в тактильных упражнениях, если он сопротивляется. Его отказ — лучшая иллюстрация темы занятия.
Дисциплина. Четкие правила группы («поднимаем руку, если хотим сказать», «не перебиваем»).
Обратная связь. Хвалите за любую попытку применить новый навык. «Я вижу, ты очень четко сказал «стоп!»
Работа с родителями. По итогам занятия можно раздать родителям памятку с основными идеями и фразами, которые помогут детям закреплять навык дома.
Литература:
1. Людмила Петрановская. «Что делать, если…» (серия книг);
2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»;
3. Елена Лютова-Робертс, Галина Монина. «Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»;
4. Сборники игр и упражнений под ред. Хухлаевой, Кривцовой и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"
Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...
Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"
Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...
Варенье-это польза или вред? Выполнила: Титаренко Валерия Александровна, учащаяся3 «В» класса МОУ СШ№11им.СкрипкиО.В; Прохорова Виктория Павловна, учащаяся 3 «В» класса МОУ СШ№11им.СкрипкиО.В; Ситникова Наталья Алексеевна, учащаяся 3 «В» класса МОУ СШ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 им. Скрипки О.В.г. Волжского Волгоградской области»(МОУ СШ №11 им. Скрипки О.В.)404104 г. Волжский, ул. Химиков, 5, тел. 38-3...

Конспект урока русского языка по теме «Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями» в 4 классе.
Данный конспект урока поможет учителям начальных классов при подготовке и проведении урока по теме "Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями"....

Психологическое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 3-4 классов по развитию представлений о личных границах «Я и мои личные границы».
Данная методическая разработка отличается практико-ориентированным и проактивным характером. Она не просто объясняет, что такое границы, а дает детям реальный «инструментарий» — конк...
