Психологическое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 3-4 классов по развитию представлений о личных границах «Я и мои личные границы».
методическая разработка (3, 4 класс)
Данная методическая разработка отличается практико-ориентированным и проактивным характером. Она не просто объясняет, что такое границы, а дает детям реальный «инструментарий» — конкретные фразы, стратегии и визуальные подкрепления («Купюра прав»), которые они могут использовать уже на следующий день после занятия. Акцент на цифровой безопасности делает разработку высокоактуальной.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО СОШ «Академическая гимназия»
Психологическое
коррекционно-развивающее занятие
для учащихся 3-4 классов по развитию
представлений о личных границах
«Я и мои личные границы».
Разработала: Мурашкина Ю.А.,
педагог – психолог, нейропсихолог, специалист
Службы психолого-педагогического сопровождения
АНО СОШ «Академическая гимназия»
г. Москва 2025 г.
Актуальность. Проведение тренинговых занятий по формированию и защите личных границ для учащихся 3-4 классов приобретает особую, стратегическую актуальность, обусловленную переходом ребенка от начальной стадии школьной жизни к более сложному этапу предподросткового возраста. Это критически важный период для закрепления навыков, которые станут основой поведения в подростковом кризисе.
1. Социально-психологический контекст возраста (9-11 лет).
Усложнение групповой динамики. В 3-4 классе формируются устойчивые социальные группы и «классная иерархия». Резко возрастает влияние сверстников, а давление «быть как все» становится мощным инструментом манипуляции. Дети сталкиваются с необходимостью отстаивать свое мнение в группе.
Появление скрытых форм буллинга. Буллинг становится более изощренным: бойкоты, сплетни, психологическое давление, кибербуллинг. Ребенку нужны не просто простые отказы, а целый арсенал стратегий для защиты.
Рост самостоятельности и ответственности. Дети больше времени проводят без прямого контроля взрослых (в школе, на прогулках, в интернете). Умение самостоятельно распознавать угрозы и нарушение своих границ становится вопросом безопасности.
2. Ключевые аспекты актуальности для 3-4 класса:
А) Профилактика девиантного поведения и давления среды.
Противостояние групповому давлению. Тренинг учит ребенка отличать собственные желания от навязанных, дает инструменты для сопротивления провокациям («слабо?», «ты что, боян?»). Это прямая профилактика раннего вовлечения в курение, вейпинг, мелкое воровство «на спор».
Осознание последствий. В этом возрасте дети уже способны понять причинно-следственные связи. Они анализируют, к чему может привести нарушение чужих границ (потеря друзей, доверия, уважения).
Б) Развитие эмоционального интеллекта и эмпатии.
Распознавание сложных эмоций. Речь идет не только о «мне неприятно», но и о чувствах вины, стыда, смущения, которые часто используют манипуляторы. («Если ты не сделаешь это, ты плохой друг»).
Понимание границ другого. Акцент смещается с «моих прав» на баланс «мои права — права другого». Дети учатся видеть, где их собственное поведение может нарушать границы одноклассника (например, навязчивость, дразнение, распространение сплетен).
В) Формирование ассертивного поведения (уверенности).
От реакции к стратегии. Если в 1-2 классе мы учили говорить «стоп», то в 3-4 классе мы учим как, когда и зачем это говорить. Дети отрабатывают не только простые отказы, но и техники «Я-сообщений», чтобы не провоцировать конфликт, но четко обозначать свою позицию.
Умение договариваться. Дети учатся не просто защищаться, а искать компромисс, уважая границы всех участников ситуации. Это основа для конструктивного разрешения споров.
Г) Критически важный этап для цифровой гигиены.
Пик активности в соцсетях и играх. Именно в этом возрасте большинство детей активно осваивают онлайн-пространство. Понятие границ напрямую переносится на:
Конфиденциальность - какие данные можно выкладывать, а какие нет;
Кибербуллинг - как реагировать на травлю в чатах;
Общение с незнакомцами - умение распознать манипуляцию и сказать «нет» в переписке;
Уважение в сети - не распространять личную информацию о других без их согласия.
3. Психологическая подготовка к переходу в среднюю школу.
Предстоящие изменения. Переход в 5-й класс — это стресс: новые учителя, кабинетная система, более требовательная среда. Уверенный в себе ребенок, умеющий выстраивать отношения и защищать свое психологическое пространство, адаптируется гораздо легче.
Профилактика «выгорания». Умение говорить «нет» чрезмерной нагрузке, отстаивать право на отдых и личное время — ключевой навык для успешной учебы в средней и старшей школе.
Проведение тренинговых занятий «Я и мои границы» в 3-4 классе — это своевременное и необходимое психолого-педагогическое вмешательство. Оно решает не сиюминутные проблемы, а выполняет стратегическую функцию:
- Превращает разрозненные знания о себе в систему, которой ребенок может сознательно пользоваться;
- Является «прививкой» против деструктивного влияния в предстоящем подростковом возрасте;
- Формирует социально зрелую личность, способную к уважительным, партнерским отношениям и несущую ответственность за свои поступки.
Это последний и самый важный этап в начальной школе для закладки фундамента психологического благополучия и социальной компетентности ребенка перед его входом в более сложный и требовательный мир средней школы и подросткового возраста.
Психологическое коррекционно-развивающее занятие
для учащихся 3-4 классов по развитию представлений
о личных границах «Я и мои личные границы».
Метафора-концепция «Личная территория». Каждый человек — полноправный владелец своей территории. У него есть свои правила, свои ценности и право возводить «заборы» разного типа (прозрачные, высокие, с калиткой) в зависимости от ситуации.
Цель: Осознание и принятие своих личных границ, формирование навыков их гибкой защиты и уважения границ других людей.
Задачи:
Образовательные: Сформировать понятие «личные границы» как ответственность за свою территорию и уважение к чужой.
Развивающие: Отработать навык распознавания нарушений границ и научиться конструктивным способам реакции («Ассертивное поведение»).
Воспитательные: Сформировать установку на уважение права другого человека сказать «нет».
Целевая аудитория: учащиеся 3-4 класса (9-11 лет), группа 8-10 человек.
Продолжительность: 40-45 минут.
Оборудование и материалы:
Листы А4, маркеры, цветные карандаши.
Стикеры двух цветов (например, зеленые и красные).
Инфографика «Уровни границ» (интимная, личная, социальная).
Бланки «Купюра личных прав» (распечатанные шаблоны).
Карточки с ситуациями для разбора.
Мяч.
Ход занятия:
Этап 1. Организационный момент. «Правила нашей территории» (5 мин).
Упражнение №1. Приветствие «Энергия имени».
Каждый участник по кругу называет свое имя и делает уникальное движение, которое отражает его настроение. Группа повторяет и имя, и движение.
Психолог: Сегодня мы будем говорить о наших личных территориях. Чтобы всем было комфортно, давайте установим общие правила для нашей встречи.
Совместно с детьми формулируются и записываются на флипчарте правила: «Право сказать «НЕТ», «Без оценок», «Правило поднятой руки», «Конфиденциальность (не выносим личные истории за дверь)».
Этап 2. Разминка-активизация «Границы в движении» (7 мин).
Упражнение №2. «Разрешенная дистанция».
Участники свободно перемещаются по комнате.
Инструкция 1: Подойдите друг к другу на такое расстояние, которое вам КОМФОРТНО.
Психолог фиксирует: Посмотрите, какое расстояние выбрали ваши тела. Это ваша «зеленая зона» для друзей.
Инструкция 2: А теперь попробуйте подойти чуть ближе, чем вам комфортно. Что вы чувствуете? (Напряжение, желание отодвинуться). Это «красная зона» — сигнал «СТОП!».
Инструкция 3: А теперь отойдите так далеко, чтобы общение стало неудобным. Это «желтая зона» — зона формального общения.
Рефлексия: Наше тело — лучший детектор границ. Оно всегда подает нам сигналы: «Комфортно», «Тревожно», «Слишком далеко».
Этап 3. Основная содержательная часть (20 мин).
Упражнение №3. «Карта моей территории».
Дети рисуют на листах А4 «карту» своей личной территории.
Психолог: В центре — ваша крепость (ваше «Я»: что вы любите, что для вас важно). Вокруг — разные зоны:
Интимная зона (рисуем забор). Сюда допускаются только самые близкие. Что вы туда «пускаете»? (Свои секреты, слезы, объятия).
Личная зона (рисуем низкий забор или калитку). Здесь находятся друзья. Что здесь происходит? (Совместные игры, разговоры).
Социальная зона (рисуем скамейку в парке). Здесь находятся знакомые, одноклассники. Какие здесь правила? (Вежливое общение).
Обсуждение: Чем отличаются зоны? Кого и куда вы готовы пустить? Кто решает, пускать или нет? (Ответ: Только хозяин территории!).
Упражнение №4. «Банк стратегий: как защитить свою территорию?» (Кейс-метод).
Дети делятся на 2-3 группы. Каждая группа получает карточку с ситуацией-нарушением границ:
1. «Одноклассник постоянно берет твои вещи без спроса (ручку, ластик)».
2. «Друг настаивает, чтобы ты рассказал ему секрет, а ты не хочешь».
3. «Тебя дразнят в чате из-за твоей фотографии» (акцент на цифровых границах).
Задача: Придумать и записать 2-3 вежливых, но твердых способа защитить свои границы.
Примеры «щитов» (способов) для защиты:
«Я-сообщение»: «Мне неприятно, когда ты берешь мои вещи без спроса. Пожалуйста, спрашивай».
Четкий отказ: «Нет, я не буду этого делать. Это мое личное решение».
«Техника сэндвича» (Отказ между двумя добрыми фразами): «Я ценю нашу дружбу, но я не готов это обсуждать. Давай лучше во что-нибудь поиграем».
Группы представляют свои стратегии. Психолог обобщает и записывает лучшие формулировки.
Упражнение №5. «Купюра личных прав».
Каждый ребенок получает распечатанную «банкноту», на которой нужно дописать свои права.
Текст на купюре:
«Настоящая купюра подтверждает право ее владельца: 1. Иметь свое мнение. 2. Говорить «НЕТ». 3. Отвечать «Не знаю». 4. Менять свое решение. 5. Не оправдываться.»
Дети зачитывают свои права.
Психолог подчеркивает: Это не просто бумажка. Это напоминание о вашей силе и вашей ответственности. Вы имеете на это право!
Этап 4. Завершение. Рефлексия и ритуал выхода (5-7 мин).
Упражнение №6. «Чемодан в дорогу».
Все встают в круг.
Психолог: Наше путешествие по странам границ подходит к концу. Что важное вы возьмете с собой в «чемодан» из сегодняшнего занятия? Это может быть новый навык, мысль или чувство.
Каждый участник по кругу завершает фразу: «Я беру с собой...».
Упражнение №7. Ритуал выхода «Мост уважения».
Участники встают в два ряда, напротив друг друга, образуя «живой коридор» — мост.
Психолог: Этот мост построен из уважения к личным границам каждого. Пройдите по нему, чувствуя, что вашу территорию уважают, а вы уважаете территорию других.
Каждый по очереди проходит по «мосту», а группа мягко аплодирует ему.
В завершение — общее рукопожатие или «крик победы» над своими сомнениями.
Рекомендации педагогу-психологу (Ключевые отличия для 3-4 класса):
От метафоры к стратегии. В 1-2 классе мы знакомили с понятием, здесь мы учимся им управлять.
Язык и сложность. Используйте более сложные термины («ассертивность», «стратегия», «конфликт интересов»), но обязательно объясняйте их на примерах.
Работа с сопротивлением. В этом возрасте дети могут стесняться. Используйте проективные методы («некоторые ребята сталкиваются с...») и работу в малых группах, чтобы снизить тревогу.
Связь с реальностью. Все кейсы должны быть максимально приближены к школьной жизни (ссоры из-за парт, группировки в классе, давление в соцсетях).
Домашнее задание (по усмотрению). Предложить детям в течение недели осознанно воспользоваться одним из способов защиты границ и заметить, что из этого вышло.
Литература:
1. Кривцова С. «Восстановительная школа: как проводить круги сообществ и медиацию в школе» (методические материалы);
2. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)», части для 3-4 кл.;
3. Лютова-Робертс Е., Монина Г. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
4. Сборники игр и упражнений под ред. Хухлаевой, Кривцовой и др.;
5. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учащихся 2 «Б» класса «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей». «Создание учебного диафильма для чтения учащихся 2 класса "
Проект учащихся 2 «Б» класса ГОУ СОШ №141 с этнокультурным русским компонентом образования «Мудрость русских народных пословиц и поговорок в русских народных сказках глазами детей».«Создание уче...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"
Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...
Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"
Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...
Варенье-это польза или вред? Выполнила: Титаренко Валерия Александровна, учащаяся3 «В» класса МОУ СШ№11им.СкрипкиО.В; Прохорова Виктория Павловна, учащаяся 3 «В» класса МОУ СШ№11им.СкрипкиО.В; Ситникова Наталья Алексеевна, учащаяся 3 «В» класса МОУ СШ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 им. Скрипки О.В.г. Волжского Волгоградской области»(МОУ СШ №11 им. Скрипки О.В.)404104 г. Волжский, ул. Химиков, 5, тел. 38-3...

Конспект урока русского языка по теме «Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями» в 4 классе.
Данный конспект урока поможет учителям начальных классов при подготовке и проведении урока по теме "Личные местоимения. Написание предлогов с личными местоимениями"....

Психологическое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 1-2 классов по формированию представлений о личных границах «Я и мои личные границы».
Данная методическая разработка содержит целостную метафору понятия "личных границ", соединяющую все этапы занятия, а также акцент на сенсорном опыте и проработанные авторские техники, позвол...
