Психологические упражнения для занятий в начальной школе
материал (3 класс)
В материале представлен комплекс психологических упражнений для использования учителями начальных классов на перемене или занятиях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «На какой я ступеньке?»
Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:
1-4 ступенька – самооценка занижена
5-7 ступенька – самооценка адекватна
8-10 ступенька – самооценка завышена
Упражнение «Какая Я»
Ответить на этот вопрос прилагательными. Отметить какие из этих качеств относятся к Я – физическому, Я – интеллектуальному, Я – эмоциональному, Я – социальному. Если разница между различными Я составляет 1-2 балла, человек адекватно рассматривает себя со всех сторон. Если явно преобладает одна из субличностей, она может мешать человеку в жизни самому себе или в общении с окружающими.
Упражнение «Кто Я»
Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос «Кто я?». Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.
По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8 – прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10 – средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше.
Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: «Я учитель» или «Я мать». Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.
Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это в слух. (Высказывания по кругу)
Повторение упражнения «12-Я»
Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте себе вопрос: «Кто Я?». Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы.
Обмен мнениями, какие высказывания получились теперь.
Упражнение «Анонимка»
Это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.
Упражнение «Ассоциации»
Участники по очереди дают определение каждому члену группы: «Если бы это был цветок (погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т.д.), то – кто какой?».
Упражнение «Продолжи фразу»
Участникам тренинга предлагается продолжить фразу: «Счастье для меня – это...».
Психодиагностическое упражнение «Самохарактеристика»
Цель: позволяет выявить актуальные отношения человека к самому себе и к значимым другим.
Порядок проведения. Участникам тренинга ставят задачу: в течение 7 минут написать 20 предложений, которые начинаются с местоимения «Я». Столь жесткий временной параметр необходим для получения спонтанных ответов, когда недостаточно времени для нахождения социально приемлемых ответов.
Возможен вариант, когда тренер объявляет своеобразный конкурс: кто сможет за определенное время написать больше всех предложений-самохарактеристик, начинающихся с местоимения «Я».
Анализ ответов подчиненного позволяет выявить актуальное эмоциональное состояние, неблагополучные отношения с кем-либо, актуальные внутренние проблемы, устремления, ценности, установки и др.
Упражнение «Письмо самому себе»
Цель: способствовать пониманию своего «Я», его позитивному принятию.
Необходимое время: 15-20 минут
Материалы: бумага и ручки у каждого участника.
Процедура: участники располагаются в любом удобном для них месте комнаты, желательно, чтобы никто не сидел рядом, ведущему надо обратить внимание на самостоятельность участников и тишину в ходе выполнения этого упражнения. Перед упражнением провести релаксацию «Повозка». За 15 – 20 минут участники должны написать письмо самому себе. Условие одно – письмо начинать со слова «Здравствуй...»
Ваше «Я» обязательно ответит вам, только немного позже, дайте ему время подумать. Кто Он? Где Он? Почему Он такой?
Обсуждение. С какими чувствами писали письма? Желающие могут пересказать или зачитать свое письмо.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подумать и написать ответ самому себе на письмо))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.
Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....

Применение психологических аспектов здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Задачи и методы педагога по сохранению здоровья учащихся....

"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его ...

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»
Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную дея...

Психологические трениговые занятия для начальной школы.
Психологические трениговые занятия для начальной школы....

Упражнения для занятий в начальных классах
Данные упражнения можно использовать для снятия напряжения и повысить групповую сплоченность в классе...

Арт-терапевтические упражнения для организации работы на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе.
Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной ...