Проект "Мы - правнуки победителей"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Тарасова Анна Викторовна

Представлен проект для учащихся начальной школы "Мы - правнуки победителей", состоящий из:

- плана пректа;

- планирования содержания проекта;

- визитки проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Proekt_My_-_pravnuki_pobediteley.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лист планирования содержания учебного проекта «Мы – правнуки победителей» в начальной школе МОУ СОШ № 34 г. Кирова

и этапов его проведения.

Продумывание темы проекта:

«Мы – правнуки победителей».

 (в рамках предметов «Литература», «Русский язык», «История», «Информатика»). Время проведения: при планировании проекта.

Выбор возрастной категории учащихся:

1, 2, 3, 4, класс МОУ СОШ № 34 г. Кирова

Время проведения: при планировании проекта.

Формулирование основополагающего вопроса учебной темы:

Что такое война?

Время проведения: при планировании проекта.

Формулирование проблемных вопросов учебной темы:

  1. Как Великая Отечественная война отразилась в судьбе моей семьи?
  2. Почему память о войне до сих пор хранят люди?
  3. Действительно ли военные песни имели большое значение в годы Великой Отечественной войны?
  4. Какие они,  мальчишки и девчонки сороковых?
  5. Зачем нужно изучать историю? 

Время проведения: при планировании проекта.

Формулирование дидактических целей проекта: 

  1. Создание условий для формирования патриотических чувств к Отчизне.
  2. Активизация интереса к истории своей семьи.
  3. Создание условий для формирования навыков самостоятельной работы.
  4. Создание условий для формирования навыков работы в команде.
  5. Привитие навыков работы с большим объёмом информации.
  6. Развитие умения выделять главное.

Время проведения: при планировании проекта.

Формулирование методических задач:

  1. Раскрыть понятие «война».
  2. Расширить круг знаний детей по теме «Великая Отечественная война» (история).
  3. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
  4. Учить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика).
  5. Учить анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
  6. Осваивать навыки исследовательской деятельности.

Время проведения: при планировании проекта.)

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся):

  • Время проведения –  1 рок (15-30 минут).
  • Форма проведения – мозговой штурм.
  • Метод наводящих вопросов. (Что такое «война»? Почему войну назвали «Великой»? «Отечественной»? Как война отразилась на истории твоей семьи? Что могло поднять дух солдат на войне? Почему сверстники уходили на священную войну? В те горестные годы войны дети быстро взрослели? Ребята осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества? В дни тяжёлых испытаний люди верили, что придёт час расплаты с ненавистным врагом? Можно забыть события тех дней? и т.д.)
  • Проблемы индивидуальных исследований:
  • 1 класс – как война отразилась в судьбе моей семьи;
  • 2, 3 классы – как война отразилась на судьбе детей;
  • 4 класс – как военные песни поднимали дух солдат во время Великой Отечественной войны?

Выдвижение гипотез решения проблем:

  • Время проведения –  1 рок (15-30 минут).
  • Гипотеза, сформулированная учащимися:
  • 1 класс – Великая Отечественная война отразилась, наверное, в истории моей семьи, в судьбах моих прадедушек и прабабушек.
  • 2, 3 классы – дети на войне, скорее всего, старались ни в чём не уступать взрослым.
  • 4 класс –   я думаю, что военные песни имели большое значение в годы Великой Отечественной войны.

Определение творческого названия проекта:

  • Время проведения –  2 рок (15 минут).
  • 1 класс – «Седой солдат расскажет правнукам».
  • 2, 3 классы – «Мы восхищаемся подвигом юных».
  • 4 класс – «… После боя сердце просит музыки вдвойне».

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов:

  • Время проведения –  2 рок (20 минут).
  • Форма проведения – управляемая дискуссия.
  • Метод наводящих вопросов.
  • Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях.
  •  Учащиеся выбирают форму представления результатов:
  • 1 класс – в виде сочинения.
  • 2, 3 классы – в виде презентации-выступления.
  • 4 класс – в виде выпуска газеты

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:

  • Время проведения –  2 рок (20 минут).
  • План работы учащимися:
  • 1 класс – 1.  Рассматривание семейного альбома.

                       2.  Проведение беседы с родителями с целью выяснения, кто из семьи

                            принимал участие в войне.

                       3.  Интервьюирование дедушек, бабушек, а также прадедушек и

 прабабушек с целью выяснения где они воевали, какие награды  

 имеют, что запомнилось из военных лет и т.д.  

                      4.  Оформление сочинения.

  • 2, 3 классы – 1.   Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
  1.                               2.   Знакомство с произведением.

                              3.   Подготовка сжатого пересказа.

                              4.   Иллюстрирование рассказа.

  1.                               5.   Выступление перед учащимися класса.
  2. 6.   Выступление на торжественном митинге, посвящённому Дню Победы.
  • 4 класс – 1.   Прослушивание грамзаписей, аудиоматериалов.
  1. Просмотр видеоматериалов.
  2. Разучивание песен военных лет.
  3. Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
  4. Обработка собранных сведений.
  5. Оформление результатов исследования.

 

Обсуждение со школьниками возможных источников информации:

Время проведения –  3 рок (15 минут).

  • Школьная библиотека.
  • Опрос родителей.
  • Интервью с дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками.
  • Энциклопедия «Вятской земли».
  • Музыкальные сборники.
  • Книга памяти.
  • Аудио и видеоматериалы.
  • Электронные носители.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

  • Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
  • Время проведения – 1 этап: 11-17 апреля. Изучение материалов, семейного архива; беседа

          (4, 5, 6 уроки)         с родителями; интервьюирование; посещение библиотеки …

                                            (сбор материала).

                                           2 этап: 18-24 апреля. Обработка собранных материалов, продумывание

                                           оформления отчёта.        

                                           3 этап: 25-30 апреля. Отчёт групп или индивидуальный.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе:

  • Время проведения – 7 урок (30-40 минут).
  • Оформление стенда, выступления учащихся с материалами исследований в микрогруппах.
  • Корректировка результатов проекта.
  • Подготовка литературно-музыкальной композиции.

Цель: мотивировать учащихся, систематизировать полученные данные.

Роль учителя — консультирование, помощь.

Защита полученных результатов и выводов:

  • Время проведения – 8 урок (40-60 минут).
  • Представление полученных результатов исследования в творческой форме в виде литературно-музыкальной композиции «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной!».

Оценивание результатов проекта школьниками и учителями:

  • Время проведения – 9 урок (10 минут).
  • Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель (жюри) оценивает работу групп в целом. 

План работы по проекту «Мы – правнуки победителей»

 в начальных классах МОУ СОШ № 34 г. Кирова.

№ п/п

Подготовительный этап

1

Осуществить планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

2

Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.

3

Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, компьютер, цветные карандаши, краски и пр.).

4

Подготовить необходимые книги и электронные материалы по теме проекта.

5

Провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.

6

Найти спонсоров для приобретения поощрительных призов участникам проекта.

7

Пригласить на презентацию проекта родителей, учителей, учащихся.

8

Купить необходимые принадлежности для практических занятий.

№ п/п

Процесс обучения

1

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

2

Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.

3

Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

4

Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

5

Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).

6

Выставить отметки по результатам учебной работы.

№ п/п

Заключительный этап

1

Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.

2

Вернуть оборудование, книги.

3

Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.

4

Наградить отличившихся учеников грамотами.

5

Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.

"Визитная карточка" проекта

«Мы – правнуки победителей»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Тарасова А.В., Коржик Т.М., Трушкова М.Л.

Город, в котором находится школа

г. Киров.

Номер и/или название школы

МОУ СОШ № 34.

Какова тема учебного проекта?

«Мы – правнуки победителей».

Какие дидактические цели преследует проект?

Практические знания по учебной теме " Великая Отечественная война".

  1. Создание условий для формирования патриотических чувств к Отчизне.
  2. Активизация интереса к истории своей семьи.
  3. Создание условий для формирования навыков самостоятельной работы.
  4. Создание условий для формирования навыков работы в команде.
  5. Привитие навыков работы с большим объёмом информации.
  6. Развитие умения выделять главное.  

Какие компетентности формирует проект?

▢ В сфере самостоятельной деятельности.

▢ Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

▢ В сфере гражданско-общественной деятельности.

▢ В сфере социально-трудовой деятельности.

▢ В бытовой сфере.

▢ В сфере культурно-досуговой деятельности.

Какие методические задачи ставятся в проекте?

1.    Раскрыть понятие «война».

2.    Расширить круг знаний детей по теме «Великая Отечественная война» (история).

  1. Учить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература).
  2. Учить пользоваться Microsoft PowerPoint для оформления результатов (информатика).
  3. Учить анализировать информацию и делать соответствующие выводы.
  4. Осваивать навыки исследовательской деятельности.

Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы ставятся перед учащимися?

Основополагающий вопрос:

Что такое война?

Вопросы учебной темы (проблемные):

  1. Как Великая Отечественная война отразилась в судьбе моей семьи?
  2. Почему память о войне до сих пор хранят люди?
  3. Действительно ли военные песни имели большое значение в годы Великой Отечественной войны?
  4. Какие они,  мальчишки и девчонки сороковых?

5.    Зачем нужно изучать историю? 

Творческое название учебного проекта?

  • 1 класс – «Седой солдат расскажет правнукам».
  • 2, 3 классы – «Мы восхищаемся подвигом юных».

      –    4 класс – «… После боя сердце просит музыки вдвойне».

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

  • 1 класс – 1.  Рассматривание семейного альбома.

                       2.  Проведение беседы с родителями с целью выяснения, кто из семьи

                            принимал участие в войне.

                       3.  Интервьюирование дедушек, бабушек, а также прадедушек и

                            прабабушек с целью выяснения где они воевали, какие награды имеют,

                            что запомнилось из военных лет и т.д.  

                      4.  Оформление сочинения.

  • 2, 3 классы – 1.   Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
  1.                               2.   Знакомство с произведением.

                              3.   Подготовка сжатого пересказа.

                              4.   Иллюстрирование рассказа.

  1.                               5.   Выступление перед учащимися класса.
  2.                               6.   Выступление на торжественном митинге, посвящённому Дню Победы.
  • 4 класс – 1.   Прослушивание грамзаписей, аудиоматериалов.
  1. Просмотр видеоматериалов.
  2. Разучивание песен военных лет.
  3. Посещение библиотеки с целью поиска литературы по данной теме.
  4. Обработка собранных сведений.
  5. Оформление результатов исследования.

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

История. Великая Отечественная война.

Предметные области

▢ Русский язык

▢ Химия

▢ Литература

▢ Материальные технологии

▢ Физическая география

▢  Информационные технологии

▢ Иностранный язык

▢ История

▢ Музыка

▢ Математика

▢ Обществоведение

▢ Информатика

▢ Граждановедение

▢ Физическая культура

▢ ОБЖ

▢  Биология

▢  Краеведение

▢ Физика и Астрономия

▢ Изобразительное искусство, МХК

▢  Окружающий мир, природоведение

▢  Экономическая география, экономика

Возраст учащихся

▢ начальная школа

  старшая школа

▢ разновозрастная

▢ средняя школа

Оформление результатов проекта

▢ Газета

▢ Веб-сайт

▢ Видеоклип

▢ Презентация

▢ Сочинение

Краткая аннотация проекта

Выполнение проекта направлено на изучение в увлекательной и практической форме темы "Великая Отечественная война " школьного курса истории (3, 4 класс). Важной особенностью проекта является

  • привлечение яркого примера) изучаемой темы, привлекающего внимания школьников,
  • использования для выполнения проведения знаний и умений из разных курсов школьной программы (история, информатика, литература, русский язык).

Выполнение самостоятельных работ происходит через постановку заданий в привлекательной для школьников форме:

  • подготовка и проведение презентации-выступления;
  • Конкурс на лучшее сочинение  "Седой солдат расскажет правнукам"; 
  • поиск и анализов материалов о Великой Отечественной войне;

         В результате выполнения проекта школьники должны понять как мир хрупок и дорога победа,

научиться беречь мир!

Время, требуемое для выполнения проекта

Проект выполняется на протяжении 1 месяца и включает в себя как учебные занятия в рамках школьного учебного плана по предмету, так и самостоятельную работу школьников вне школьного расписания занятий. Учебные занятия (уроки) по проекту включают:

В ходе выполнения проекта ведется освещение проекта и организуются краткие обсуждения хода проекта на уроках истории, литературы.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Техническое оснащение 

▢ Веб-камера

▢ CD-проигрыватель

▢ Видеокамера

▢ Компьютер(ы)

▢ Принтер

▢ Видеомагнитофон

▢ Цифровая камера

▢ Сканер

▢ Проекционная система

▢ DVD-проигрыватель

▢ Телевизор

▢ Другое:

▢ Доступ к Интернету

▢ Видео-, конференц-оборудование

Материалы на печатной основе 

Бородинское поле: Путеводитель. М., 1996.

Брагин М. Кутузов. – (Жизнь замечательных людей). – М., 1970.

Волынкин Н.М. Отечественная война 1812 года. М., 1972.

Генерал Багратион: Сборник документов и материалов. М., 1945.

Жилин П.А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974.

Кутузов М.И. Письма, записи. М., 1989.

Окуджава Б.Ш. Свидание с Бонапартом. М., 1985.

Тарле Е.В. Наполеон. М., 1994.

1812 год в воспоминаниях современников. М., 1995.

Другие принадлежности 

Интернет, ресурсы 

http://www.borodino.ru – на сайте подробно рассказывается сражению "Бородино"

http://teleschool.demo.metric.ru/lesson.asp?l=2792&c=2793- открытый урок по теме "Война 1812 года"

http://www.museum.ru/MUSEUM/1812/Persons/Brokhause/01111070.htm - музеи России, в частности музей "Война 1812 года"

http://www.100top.ru/encyclopedia/article/?articleid=10641 – на сайте подробно рассказывается

про Кутузова М.И.

Другое 

В ходе выполнения проекта необходимо найти и пригласить в школу:

- актеров театра, которые могут дать урок мастер класс;

- работников музея, которые могут рассказать о Нижегородском ополчении в войне 1812 года;

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

В ходе выполнения проекта деятельность учащихся оценивается при помощи контроля выполнения плана проведения самостоятельных работ. Окончательная оценка происходит после представления результатов проведенных самостоятельных работ; правила оценивания определяются разработанными при подготовке проекта критериев оценивания.

Ключевые слова

История. Война 1812 года.

Военный совет в Филях 1 сентября 1812 года

М. И. Кутузов

Информатика. Сеть Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Публикации в WWW. Поиск информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для младших школьников." Мы правнуки славной Победы".

Мероприятие посвящается годовщине  великой победы во Второй мировой войне....

Положение о проведении общешкольного конкурса чтецов "Мы правнуки твои, Победа"

Конкурс проводится в рамках общешкольного фестиваля "Под мирным небом", посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне...

Проект "Мы - правнуки Победы"

Проект "Мы - правнуки Победы" реализован в рамках внеурочной деятельности....

Проект "Мы правнуки Победы!"

Цель: в результате работы над проектом учащиеся обобщат и расширят знания об истории Великой Отечественной войны, о подвиге народа через различные виды деятельности. Укрепить нравственно-патриотически...

Образовательный проект "Мы правнуки славной Победы". Дубовицких М .В.

Образовательный проект  "Мы правнуки славной Победы", посвященный 70-летию Победы в  Великой Отечественной войне....

Образовательный проект "Мы правнуки славной Победы". (Дубовицких М.В.)

https://cloud.mail.ru/public/CHBm/JjsiQDKVn- Презентация к проекту. Для просмотра презентации необходимо пройти по ссылке....