Эссе "Учить нельзя воспитывать"
статья по теме

Канаева Татьяна Анатольевна

Тема: "Не будешь воспитывать ты - будут учить и воспитывать тебя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Не будешь воспитывать ты – будут учить и воспитывать тебя.


Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Но каждый учитель знает: учить детей легче, чем воспитывать. Воспитание – это процесс постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействия с родителями я строю на том, что не поучаю их, а советуюсь, размышляю вместе с ними. При общении с ними стараюсь использовать фразы: «Как думаете Вы?», «Давайте подумаем вместе, как поступить», «Хочется услышать Ваше мнение»… Общаюсь с ними, стараюсь показать, что они мои союзники и я не могу обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.
Работа с родителями осуществляется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально. Главным во взаимоотношениях классного руководителя с родителями является этика. Уважение к родителям – безусловно и обязательно. Оно является фундаментом взаимодействия и не исключается никакими обстоятельствами, даже при условиях низкого поведения родителей.
Иногда между семьей и школой складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушений этики. Когда правила этики нарушают работники школы – это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведение.
К сожалению, и в нашей практике встречаются случаи не корректного отношения к родителям. Таких огорченных фактов можно привести немало. Записи в дневниках классных руководителей в дневниках свидетельствуют о бессилии учителя, обращения к родителям официальны, иногда нетактичны: «Родители, подпишите, наконец, дневник», «Родители, зайдите в школу», «Срочно требую зайти в школу»…. Несомненно, заботливая мать проведет беседу с сыном о том, что на перемене нужно вести себя хорошо, но наводить порядок на уроках и переменах должен не родитель.
В одном дневнике одним и тем же учителем было записано несколько раз такое замечание: «Нарушает дисциплину на уроке!». На такое замечание родитель отреагировал следующей записью: «К большому сожалению, но по утрам работаю и не могу приходить в школу наводить порядок на уроке». В этих записях чувствуется раздраженность родителей, укор учителю и не чувствуется живого участия учителя в успехах и неудачах своего воспитанника. И если дневник ученика пестрит одними замечаниями, то такие записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они перестают на них реагировать. Зачем же тогда учителя их пишут? На всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Родители ждут и поощрений, которые ребенок заслужил. Значит, и они должны фиксироваться в дневниках. Поощрения ободряют ребенка, поднимают его настроение и он начинает с большим уважением относится к учителю. Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка.
Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать родителей, писать им жалобные письма. «Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть»- писал В. А. Сухомлинский.
При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:
• Уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, а давать педагогические советы и рекомендации, причем так давать, чтобы родители их принимали;
• Надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают как критику в свой собственный адрес;
• Уметь выслушивать критические замечания в свой адрес и в адрес своих коллег, правильно взвешивать и обосновывать;
• Избегать сравнения с другими детьми и другими семьями, так как каждый ребенок индивидуален;
• Начинать беседу надо с положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.
Необходимо помнить: родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет.
Слово дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Берегитесь от таких слов, которые разъединяют людей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением?

Как воспитывать детей с расторможенным, неуправляемым поведением? Ребенок невнимателен, излишне возбудим, раздражителен, не может контролировать своё поведение. «Без тормозов», «реактивный ...

Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...

доклад на тему : Обучать воспитывая и воспитывать обучая.

Здесь речь пойдет о воспитании детей....

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя

Ссылка на сайт 4 класса:   http://nsportal.ru/site/n-e-p-o-s-e-d-y   Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя...

"Учить нельзя воспитывать"

Эссе учителя начального класса...

Эссе на тему: «Учить нельзя воспитывать»

Эссе на тему: «Учить нельзя воспитывать»...

Эссе "Учить нельзя воспитывать!"

Эссе "Учить нельзя воспитывать!"...