Прогулки по Санкт - Петербургу
статья на тему

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_po_sankt_-_peterburgu.docx16.72 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулки по Санкт-Петербургу

                                                                      Крюкова Татьяна Александровна –

                                                                            педагог дополнительного образования.

      Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если ему доведется в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.

     Санкт-Петербург – один из крупнейших и красивейших городов Европы, город музеев и город-музей. Он самый молодой, но по значению, красоте и размерам стоит в одном ряду с древнейшими столицами мира. Красота Санкт-Петербурга особенная – здания и целые ансамбли, созданные по проектам замечательных зодчих, входят в золотой фонд архитектуры мира.

     Захлестнутые бурным потоком повседневных дел, мы пробегаем по улицам родного города и не замечаем его красоты. Рядом с нами – ИСТОРИЯ, а мы не слышим ее пульса. Остановитесь! Оглядитесь! Проникнитесь красотой Петербурга, духом его истории – парадной и повседневной, живой поныне и стертой с его лица.

     300 лет красуется на берегах Невы «град Петров». Для человеческой жизни – это смена девяти поколений. Очевидцев событий тех лет не осталось. Но сохранились «свидетели», которые помогают «вернуться» в те времена и представить, как все начиналось.

     В настоящее время заметно возрос интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга. И это не случайно. Санкт-Петербург – особый город, об этом говорят и его постоянные эпитеты: вторая столица, северная столица, Северная Пальмира, Северная Венеция, - и те понятия, которые он породил: петербургский стиль, петербургская школа, петербургская речь.

     У наших детей три воспитателя: семья, школа и город. И мы должны сделать так, чтобы и для нас, и для наших детей город был не точкой на карте, не местом жительства, а настоящим другом. Он не назойлив, но всегда рядом и никогда не говорит о своем превосходстве, хотя на 300 лет старше. Очень часто с ним легче и интереснее, чем с людьми.

     В нашей школе в рамках ДО (дополнительного образования) существует клуб «Прогулки по Санкт-Петербургу» для учащихся начальных классов. Клуб работает по скорректированной программе «История и культура Санкт-Петербурга» Дмитриевой Е. В.

     Курс предполагает ознакомление учащихся с богатым культурным наследием города на Неве, формировавшим духовный склад многих поколений людей, творивших историю России.

     Цель курса – воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга; чувства сопричастности тому, что в нем происходит, и ответственности за происходящее. «История проходит через Дом человека, через его жизнь», - писал Ю. Лотман.

     Но главной своей целью я считаю научить учащихся рассказывать о своем городе. Практика подтверждает, что в результате обучения большинство детей 10-летнего возраста оказываются способными запомнить необходимую информацию и провести экскурсию по обозначенному маршруту.

     Работа по ознакомлению с историей и традициями своего города должна вестись систематично. Даже хорошо усвоенный теоретический факт будет скоро забыт младшим школьником без практического применения.

     В своей работе я всегда учитываю различный уровень подготовленности учащихся к восприятию предлагаемого материала, а также семейный фактор (традиции в семье ребенка, возможность систематически посещать достопримечательности Санкт-Петербурга и т.д.). Именно на занятиях, благодаря особенностям их структуры, предоставляется возможность воплощать при обучении принцип уровневой дифференциации.

     Как педагог, я осознаю, что без реального восприятия учащимися объектов краеведения невозможно добиться положительных результатов. В этом отношении следует сказать об изначально неравных территориальных позициях школ, расположенных в центральной части Санкт-Петербурга, и школ, находящихся в так называемых «спальных» районах. Ведь учащиеся центральных школ могут посетить необходимые объекты в ходе пеших прогулок. А вот выезд класса в центр из отдаленных районов может стать целой проблемой.

Данную проблему мне помогают решить родители. Семьи учащихся очень активно участвуют в организации экскурсий всего класса, а также с огромным интересом совершают воскресные прогулки с ребенком по местам, о которых шла роль на школьных занятиях.

     Именно родителям доверяю роль первых экскурсантов у своих собственных детей. Судя по отзывам о таких экскурсиях, результаты часто превосходят ожидания.

     Безусловно, важны автобусные экскурсии. Но оптимизировать работу учащихся в ходе данной экскурсии возможно лишь при условии правильной организации доэкскурсионного, собственно экскурсионного и послеэкскурсионного этапов. Еще до начала экскурсии маршрут известен ученику. На занятии перед экскурсией мы подготавливаем «маршрутные листы». Я, конечно, учитываю, что делать какие-либо записи в автобусе учащиеся 1-2х классов не смогут. Однако, получив задание и усвоив его, учащиеся в состоянии соотносить в ходе экскурсии увиденное со своим «маршрутным листом», а также могут после экскурсии рассказать родителям о каждом запомнившемся им объекте. После экскурсии учащиеся совместно с родителями составляют отчет об экскурсии, который вкладывается в папку-портфолио и является, в дальнейшем, огромным помощником в составлении собственной экскурсии по выбранному маршруту.

     Большое внимание на занятиях уделяю работе с дополнительной литературой, в том числе со справочниками и с определителями. Опыт работы показывает, что к самостоятельному поиску в книгах необходимой информации младший школьник не готов. Далеко не каждый ученик начальной школы  способен из большого текста (чаще всего не адаптированного для младшего школьного возраста) выделить важную для него мысль. Ориентирующая роль учителя просто необходима.

     Наибольшая проблема в начальном курсе связана с формированием у младших школьников временных представлений. С этой проблемой мне помогает справиться летопись важнейших событий, происшедших в Санкт-Петербурге за все время его существования. Для систематизации временных событий на занятиях делаем временную таблицу на три разворота. Каждый разворот – новый век города. На левой половине разворота записываем события первой половины века, на правой – второй. Чем ниже на странице сделана запись, тем позже произошло событие. Таблица заполняется коллективно в течение всего периода обучения учащихся в клубе «Прогулки по Санкт-Петербургу».

     Никогда не заставляю учащихся младших классов заучивать даты событий. Как показывает практика, такая работа не дает положительных результатов. Краеведческий материал по Санкт-Петербургу имеет гораздо большие возможности для выбора упражнений для запоминания.

     Работая по данному курсу, обязательно рассказываю учащимся о знаменитых петербуржцах. Информация о них очень полезна в краеведческом, общеобразовательном и воспитательном плане, так как пробуждает у учащихся гордость за свой город. Без информации о таких людях невозможно говорить о своеобразии Петербурга. В свою тетрадь ученики заносят самые главные данные об известном жителе Петербурга, указывая род его деятельности, примеры наиболее значимых достижений его жизни и другие интересные факты из биографии этого деятеля. Название разворотов страниц в тетради (общественные деятели, полководцы, ученые, художники, музыканты и т.д.) обозначаем изначально.

     Контроль за результатами работы должен вестись постоянно. В классе устраиваем игровые мероприятия: КВН, викторины, игры «Что, где, когда?», «Счастливый случай». Учащиеся очень активно участвуют в самостоятельной подготовке занимательных заданий: ребусов, кроссвордов, задач. С большим интересом учащиеся оформляют фотоальбом «Любимые места Санкт-Петербурга».

     Как известно, экскурсовод, пусть даже 10-летнего возраста, должен обладать не только знаниями о достопримечательностях, которые он собирается показать участникам экскурсии, но и уметь интересно преподнести о них информацию. Поэтому на занятиях уделяю большое внимание развитию у учеников устной речи.

    Петербургская культура и поведение петербуржца всегда узнавалось и за пределами города. Особое отношение было и к ленинградцам. Ленинградская культура, ленинградская вежливость и доброжелательность всегда были заметны. Мы начали это терять. Мне очень жаль, что мы теряем и культуру отношения к своему городу. Нам нужно научиться самим и научить наших детей относиться к городу как к родному существу, которому мы не хотели бы причинить боль. А это так просто! Нужно просто любить его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка по Санкт- Петербургу

Этот материал может быть использован на уроке по истории Санкт- Петербурга, или  в работе кружка....

Внеклассное мероприятие: Прогулка по Санкт - Петербургу

· Петропавловская крепость· Васильевский остров· «Медный всадник»· Зимний дворец· Летний сад· Спас на крови· Исаакиевский собор...

презентация "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Наглядно-иллюстративный материал для организации заочного путешествия по городу Санкт-Петербургу. Презентация помогает сформировать познавательный интерес к символам города, его достопримечательностям...

Прогулка по Санкт-Петербургу

Увлекательные вопросы по истории Санкт-Петербурга для организации проектной деятельности учащихся...

Викторина "Прогулки по Санкт-Петербургу"

Викторина о Санкт-Петербурге содержит 20 вопросов  как об истории  основания города, так и о его основных достопримечательностях и событиях....