Анализ урока
материал по теме

Иноземцева Татьяна Сергеевна

Представлено несколько вариантов анализа и самоанализа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r.no1_.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Конструирование современного урока

        Работу выполнила:

        Иноземцева Татьяна Сергеевна,

        

        

Варианты анализа современного урока.

Вариант№1.

Схема анализа урока.

  1. Цель и задачи урока.
  2. Тип и структура урока
  1. А) тип урока и его целесообразность
  2. Б) место урока в системе уроков по данному разделу
  3. Г) последовательность и логическая связь этапов урока
  4. Д) соответствие структуры данному типу
  5. Е) целостность и завершенность урока. Их обеспечение.
  1. оборудование урока.
  1. А) средства обучения
  2. Б) наглядные пособия
  3. В) технические средства обучения
  4. Г) готовность доски.
  1. Реализация принципов обучения

А) научность

Б) доступность

В) сознательность, активность, самостоятельность учащихся

Г) как осуществлялось руководство учащимися

Д) характер познавательной деятельности (репродуктивный, поисковый, творческий)

Е) реализация индивидуализации и дифференциации обучения

Ж) как стимулировалось положительное отношение учащихся к учению.

  1. Методы обучения.

А) соответствие теме урока

Б) методы способствования активизации учащихся

Г) планирование и проведение самостоятельной работы

  1. Организация учебной деятельности.

А) постановка учебной задачи на каждом этапе

Б) сочетание разных форм работы

В) чередование видов деятельности

Г) контроль над деятельностью учащихся (организация)

Д) правильность оценивания знаний и умений учащихся

Е) подведение итогов этапов и всего урока

  1. Система работы учителя.

А) общая организация урока

Б) распределение времени

В) переход от одного этапа к другому

Г) управление деятельностью учащихся

Д) владение классом

Е) соблюдение дисциплины

Ж) распределение учебного материала на уроке

З) поведение учителя (тон, такт, манеры, речь, эмоциональность, объективность, характер общения: демократический, авторитарный)

  1. Система работы учащихся.

А) организованность и активность

Б) адекватность эмоционального отклика

В) уровень сформированности методов и приемов работы

Г) уровень усвоения знаний

Д) умение творчески применять знания

  1. Общие результаты урока.

А) выполнение плана урока

Б) мера реализации учебно-воспитательной задачи

В) уровень усвоения и применения знаний учащимися

1-на уровне усвоения, понимания, запоминания

2-применение в аналогичной ситуации

3-творческое применение

Г) общая оценка результативности и эффективности урока

Д) рекомендации по улучшению качества

Вариант №2

Схема анализа урока.

1. Тип и структура урока:

– тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.

2. Содержание и методика повторения учебного материала:

– полнота и глубина проверки;
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.

3. Работа над новым учебным материалом:

– требования программы;
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.

4. Методы обучения:

– оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО. дидактическими материалами; целесообразность их применения;
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.

5. Усвоение нового материала:

– отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.

6. Задание на дом:

– объем, характер материала, его посильность;
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.

7. Характер деятельности учителя:

– уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

8. Результаты урока:

– подведение итога урока;
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.

V. Структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу.

Вариант №3.

Примерная схема анализа урока

 

Заголовок: Анализ урока по

выполнил :

 

Общие сведения:

  1. Дата проведения урока
  2. Класс
  3. Учитель
  4. Тема урока
  5. Тип урока (изложение нового материала, закрепление, отработка практических навыков, решение задач, смешанный)
  6. Форма проведения урока (лекция, семинар, лабораторное занятие, смешанное)

Оборудование (количество и тип компьютеров, программное обеспечение, плакаты и д.д.)

Состояние кабинета (соответствие санитарно-гигиеническим нормам, подготовка кабинета к уроку) .

Структура урока (обозначить этапы урока с указанием затраченного времени на каждый этап, раскрыть содержание каждого этапа)

Методическая сторона урока (приемы и методы, которыми пользовался учитель: наглядность, этапность, связь теории с практикой, использование принципа “от простого к сложному”, создание проблемной ситуации, обратная связь, ясность изложения материала)

Психологическая сторона урока (внимание учащихся, уровень заинтересованности, взаимоотношения между учителем и учеником, воспитательные методы: похвала, поощрение, порицание)

Результаты урока и выводы (общее впечатление об уроке, чему можно научиться)

Варианты самоанализа современного урока.

Вариант №1.

Схема самоанализа урока.

1. Место данного урока в теме, разделе, курсе.(Как он связан с предыдущим, как «работает» на последующие уроки, темы, разделы?)

2. Тип урока. Почему его выбрали?

3. Форма урока. Почему ее выбрали?

4. Задачи урока.

5. Структура урока. Рациональна ли она для данного класса?

6. Формы и методы проверки домашнего задания:

- формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная)

- какие специальные умения и навыки проверялись?

- грамотность, культура ответов учащихся

- активность учащихся

           - ошибки в ответах

7.На каком  содержании  (понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке? Почему?

-постановка задач урока

-мотивация учебного материала.

-методы изложения учебного материала

-формы организации учебной деятельности учащихся при восприятии нового, место самостоятельной работы

-научность преподавания

-создание проблемных ситуаций

-связь с предыдущим материалом

-межпредметные связи в преподавании

-использование кабинета

           -использование ТСО

8.3акрепление:

-формы организации учебной деятельности

           -формы и методы контроля и самоконтроля

9. Подведение итогов урока

10. Комментирование домашних заданий

11. Оценка деятельности учащихся.

Вариант №2

Схема самоанализа урока

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связан ли он с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки? В чём его специфика?
2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока? Опиралась ли на диагностику общеучебных специальных умений?
3. Какие задачи я решаю или решила на уроке: Была ли обеспечена их комплектность? Какие задачи были для меня главными, стержневыми, как учла в задачах особенности класса и отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено время для опроса изученного нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Существовала ли логическая связь между различными этапами урока.
5. На что делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли объект прочного усвоения, т.е. из всего рассказанного ясно и чётко выделить главное, чтобы дети не потерялись в объёме второстепенного?
6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объём, или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или всё в совокупности?
8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся? В каких формах и какими методами он осуществлялся?
9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
10. За счёт чего поддерживалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
11. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом? Как учитель поведёт себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
12. Как и за счёт чего обеспечивались на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
13. Какие были продуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? Если не удалось, то почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных заданий?

                                                  Вариант№3.

Самоанализ урока.

1. Оценка общей структуры урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были учащиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков учащихся (каким был охват учащихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение учащихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие учащихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность учителя и деятельность учащихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся и т.п.)?

7. Работа учителя на уроке.

Какие виды деятельности учителя имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся и др.)? Был ли достигнут контакт с классом.

8. Работа учащихся на уроке.

Какой была активность учащихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности учащихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты: Сидят ли учащиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Задачи, связанные с решением педсовета, метод объединения или продиктованы исследованием школы.

В зависимости от момента анализ может проводиться не по всем параметрам, а по двум-трем из перечисленных.

Самоанализ – это уже начало подготовки учителя к следующему уроку.

Вопросы для самоконтроля

Для чего необходим учителю самоанализ урока?

Назовите основные требования к современному уроку.

По каким аспектам можно проводить анализ урока?

Назовите основные критерии оценки эффективности урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

пояснительная записка к уроку и анализ урока

дан подробный самоанализ урока ОМ 4 класс по программе "ПНШ"...

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов", общепедагогический анализ урока.

Конспект урока математики по теме "Транспортир - прибор для измерения углов" ( 3 класс, развивающая система Л.В.Занкова) + общепедагогический анализ урока....

КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ

Тема:  ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида  + 1,  + ...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 4 классе, на тему: "Подвижные игры на развитие быстроты и ловкости". Анализ урока.

МКОУ «Александровская СОШ»Аннотация к разработке  урока по физической культуры в 4 классе. Дата: 20.01.2017г.Класс: 4Предмет: физическая культураРаздел урока: Подвижные игр...

Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока

   Применение мониторинга УУД на уроке позволяет формировать правильную организацию деятельности учащихся, используя разные методы, формы, средства обучения. На каждом этапе урока обу...