Интегрированный урок по итогам Iчетверти
план-конспект урока (2 класс) по теме

  Татьяна Владимировна Маркова

Цели урока:
Окружающий мир: повторить и закрепить  представление о том, как человек и  животные готовятся к зиме.
Чтение: обобщать услышанное, прочитанное, выделять главное из текста.
Математика: продолжать учиться составлять задачи. Создать  условия для самостоятельного  поиска  вариантов решения учебных задач.
Русский язык:  правильно ставить ударение,  делить на слоги, называть  буквы и звуки.
Воспитывать бережное отношение к окружающей  природе.
Задачи:
научиться учиться «умею учить себя»
развивать познавательные интересы «люблю учиться, все интересно»
поддерживать внутреннюю мотивацию «понимаю, зачем учусь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx193.23 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Тема: интегрированный  урок по предметам: окружающий мир, математика, русский язык, чтение.

Цели урока:

Окружающий мир: повторить и закрепить  представление о том, как человек и  животные готовятся к зиме.

Чтение: обобщать услышанное, прочитанное, выделять главное из текста.

Математика: продолжать учиться составлять задачи. Создать  условия для самостоятельного  поиска  вариантов решения учебных задач.

Русский язык:  правильно ставить ударение,  делить на слоги, называть  буквы и звуки.

Воспитывать бережное отношение к окружающей  природе.

Задачи:

научиться учиться «умею учить себя» 

развивать познавательные интересы «люблю учиться, все интересно»

поддерживать внутреннюю мотивацию «понимаю, зачем учусь»

Оборудование:

дополнительный материал к уроку: карточка ученика (Приложение 1), рисунок волка и текст «Волчишко» (Приложение 2), презентация к уроку (Приложение 3).

К сказке: корзина, ободки на голову с рисунками овощей.

Предварительная работа.  Инсценировка сказки  «Овощи», диалог лисенка и кабанчика.

Ход урока:

 I.Орг.момент

-Ребята улыбнитесь  друг другу и начинаем наш урок.

На доске слова: линька, овощи, человек, животные, зима, жир, витамины, готовятся.

-Подумайте, что и о чем   говорят  нам эти слова? (Ответы детей)

Обобщение ответов: на уроке мы повторим и закрепим  представление о том, как человек и  животные готовятся к зиме.

 II. Актуализация знаний

-Работать будете  в «карте ученика» (Приложение 1), которая  лежит у вас на столе. Все решения, выводы будете записывать в неё.

-Внимательно просмотрите сказку.

Инсценировка  сказки «Репка» 

СКАЗКА ПРО РЕПКУ

Ведущий:

Дедка репку посадил...

Дедка репке говорил:

Дед:

Ты расти, расти большая.

Стань богатым урожаем,

Чтоб тобой я мог гордиться.

Принесу тебе водицы,

Удобрений ведер пять…

Ох, устал, пора поспать.

(Ложится недалеко от репки и засыпает.)

Ведущий:

Спит дедулька без забот.

Репка между тем растет,

Да воюет с сорняками:

Их ногами, и руками…

Вот уж осень на дворе.

Зябким утром в сентябре

Дед проснулся, испугался.

(Дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами.)

Дед:

Ах, я старый разоспался.

Репку уж пора тянуть.

Подросла, гляжу чуть-чуть.

Ай, да репка уродилась!

Мне такая и не снилась.

(Хватает репку и тянет.)

Ведущий:

Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:

Экий дедка ты неловкий!

Я - не репка, я - морковка.

Не умыл ты видно глаз.

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же.

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь…

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет…

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я - не репка. Я - Картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я - твой главный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку непохожа

У нее одна одежа,

У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…

А то…

Я - хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить…

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Дед:

Милости прошу… в корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…

Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал.

Я в сто раз ее красней,

И полезней и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах…

Я одна - источник цвета!

А свекольная котлета -

Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Лук:

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я - твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар…

Я для вирусов - кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я - отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит.

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

 

- Что выросло на огороде у деда вместо репки?

- Как одним словом назвать эти растения – морковь, репка, капуста, лук, картофель?                  (овощи)

- Каким овощем славится Астраханский край? Подберите синоним.

- Чем полезны для человека овощи? Для чего нужны витамины?

-Как  же люди  готовится к зиме? Ответы детей.

- Зимы в России долгие и холодные. В каждой семье мамы делают заготовки на зиму. Они консервируют овощи, фрукты и ягоды.

-А что готовят из помидоров? Конечно, кетчуп, томатную пасту, томатный сок, аджику.

Задача: Для приготовления  кетчупа понадобится    помидоров – 10 кг,  моркови – 4 кг,

    лука – 1 кг. Сколько  всего килограммов овощей нужно купить?

В  карточке задание №1: Запишите решение и ответ. Проверяем.

- Как человек готовится к зиме, мы выяснили. Как  же звери готовятся к зиме?

- Послушаем, о чём говорят Кабанчик и Лисёнок (диалог 2-х детей).

– Ай, ай, ты же совсем голый Кабанчик! Щетинка редкая, да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?

– Худой ты до чего, Лисёнок, хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

– У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!

 – А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей-то жир. Жир лучше всякой шубы греет.

   

Проводится беседа по диалогу (на экране лисенок и кабанчик)  

-Как готовится  к зиме    кабанчик?

-А кто же ещё накапливает жир? Внимательно послушайте и отгадайте.                                                          

Читает заранее подготовленный ученик.

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

После отгадывания на экране появляется фото картинка «медведь».

-Когда для медведя много еды? Куда ложится медведь на зиму? Что такое жир для медведя?

 В карточке задание №2: Записать слово медведь. Выполнить задание.

-Какой ещё зверь жирует осенью?

Читает заранее подготовленный ученик.

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму! (Барсук)

После отгадывания на экране барсук.

Беседа по тексту.

-Как готовится к зиме барсук? За кем он охотится? Что барсук копит к холодам?

В карточке задание №3: Придумать вопрос к задаче. 

Медведь за лето и осень прибавил в весе 78 кг жира, а барсук 8кг.

(На сколько кг  больше прибавил в весе медведь, чем барсук?) Проверяем.  

 Вспомните разговор Кабанчика и Лисёнка. Что Лисенку помогает перезимовать?

(Густая, теплая шубка).

-Как готовится к зиме  лисенок?

 С октября месяца у всех зверей вместо летней, редкой шерстки отрастает новая  – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска.

Слушаем выступление ученика.

Читает заранее подготовленный ученик.

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

-О ком идёт речь? Как вы догадались, что это заяц? (на экране заяц)

 Какие ещё звери меняют цвет шкурки? (белочка, заяц, песец).  

Обобщение: изменение густоты и окраски шерсти у животных получило название - линька.

В карточке задание №4: Решите задачу: Из 13 зайцев полиняло 5. Сколько  зайцев  не  полиняло?(8)  Проверяем решение.

Физминутка

Раз - присядка, два - прыжок. Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с  ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало –  начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

-О каком из животных  мы еще с вами  на уроке не говорили, а в физминутке   встретили?

-Сейчас я вам прочитаю рассказ Е.И.Чарушина «Волчишко» вы  подумайте:  «Правильно ли поступил человек?»

-Можно ли кого-либо брать из леса домой? Почему?

Запомните! Брать из природы животного нельзя!  Достаточно полюбоваться зверьком на природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.

В карточке№5: Затем дети ещё раз читают текст, самостоятельно выполняя 4 задание.  Проверяем.

-В подарок вам  рисунок  «Волчишко». Дома раскрасить и придумать про него интересный случай.

-А  что вы знаете про волка? Внимательно посмотрите фильм.

Просмотр фильма «Волк»  

В карточке задание №6:

-Что ещё нового вы узнали про волка  из фильма?  Как вы понимаете выражение: «Волка ноги кормят».

Дополнительный материал.

В конце нашего урока я бы хотела предложить вам решить такую задачу:

  « Волк, коза и капуста»:

“Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?  

(Если дети не справятся можно дать как  на домашнее задание)

III. Итог урока:

 -Что повторили  и закрепили   на уроке?

 -Какие задания вызвали затруднения?  

 -Оцените себя и свою работу.

 

Карточка ученика

Фамилия Имя  ученика(цы)_____________________________________________________

1 задание: 

        Решение:

                                                                

       10 кг               4 кг                1 кг                             Ответ: _________________                                                

                             

                              ?  

2 задание: Запиши слово медведь. Поставь ударение,  раздели его на слоги, посчитай буквы и звуки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 задание: Придумайте вопрос к задаче, чтобы она решалась действием вычитания и запиши решение.

Медведь за лето и осень прибавил в весе 78 кг жира, а барсук 8кг.

Решение:                

 Ответ:___________________________

4 задание: Решите задачу: Из 13 зайцев полиняло 5. Скольким зайцам осталось полинять?          

  

Решение:

Ответ:____________________________

5 задание: Ответь на вопросы и выполни задания по тексту. Если нужно, перечитай текст еще раз.

Выбери правильный ответ и обведи его.

1.  С кем жил волчишко?

    а) отцом

    б) с матерью

    в) с братьями

2. Кто поймал волчишку?

а) медведь

б) человек

в) ребята

3.Где  стал жить     волчишко?

а) под столом

б)  под стулом

в) под  креслом

* Составь цепочку действий побега волчишки:

а) С лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле, за полем в лес.

б) Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле,  за полем в лес.

в) С улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле, за полем в лес.

* Напиши,  как ты думаешь,   каким стал волчишко?                  

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6 задание: Составь нераспространённое предложение о волке. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Волчишко

 

Жил в лесу волчишко с матерью.

   Вот как-то раз ушла мать на охоту.  А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в дом. Посреди комнаты мешок положил.  

   Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел — испугался: человек сидит, на него смотрит.  В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает. А рядом пёс зубы скалит.  Совсем забоялся волчишко. Забился  под кресло и там стал жить-дрожать.

   Ночью человек уснул. Вылез волчишко осмотреться.  Походил, понюхал, а потом сел и завыл.  Пёс залаял.  Кот на стол прыгнул.  Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез.

    Утром ушёл человек.  Вылез из-под кресла волчишко, подполз к двери, а дверь-то открыта!  Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.  А за полем стоит лес.  А в лесу мать-волчиха.  Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по лесу.  А теперь волчишко вот каким стал волком.          

 Евгений  Чарушин



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 2 класс Тема урока: «Скоро весна!»

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ, МУЗЫКИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 3 КЛАССЕ

В статье раскрываются преимущества интегрированных уроков. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию навыков грамотной устной и пи...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...