Главные вкладки

    Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.
    статья (1,2,3,4 класс) на тему

    Статья о роли эксперимента в развитии творческого мышления младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл postanovka_eksperimentov.docx14.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Постановка экспериментов – один из способов развития творческого мышления.

    Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Поэтому воспитание творческой личности имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.

    Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. Роль знания, приобретенного в нашей жизни, зависит от того, открыто ли оно самим человеком, или осталось для него чем-то формальным, чуждым, инородным.

    В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее подходящим для формирования основ научного мировоззрения. Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность учащихся являются основой для развития мышления, расширения кругозора. Необходимо учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, поэтому уже в раннем детстве необходимо пробуждать в детях радость открытия.

    Большую роль в этом может сыграть эксперимент. С помощью эксперимента «…человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».

    Эксперимент выступает как:

    1. метод обучения, если применяется для передачи новых знаний;
    2. форма организации педагогического процесса, если он основан на методе экспериментирования;
    3. вид познавательной деятельности.

    По характеру познавательной деятельности учащихся эксперименты подразделяются на:

    1. иллюстративные (когда учащимся все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
    2. поисковые (когда учащиеся не знают заранее, каков будет результат)
    3. решение экспериментальных задач

    В каждом эксперименте можно выделить определенную последовательность действий:

    1. Осознание того, что хочешь узнать;
    2. Формулирование задачи исследования;
    3. Продумывание методики эксперимента;
    4. Прогнозирование результатов;
    5. Выполнение работы;
    6. Наблюдение и фиксирование результатов;
    7. Анализ полученных данных;
    8. Словесный отчет об увиденном;
    9. Формулировка выводов;

    В процессе формулировки выводов учащиеся учатся выделять  главное, сравнивать объекты, находить между ними разницу. У учащихся формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.

    У меня сейчас второй класс и мы с ребятами только начинаем экспериментировать, но уже есть небольшой опыт в проведении экспериментов, которым ребята поделились на открытом заседании научного общества «Клуб знатоков», которое проводилось с учащимися 2 «А» и 2 «В» классов и называлось «Первые шаги в биологию». На этом заседании они выступали с докладами, рассказывали о проведенных экспериментах, анализировали полученные данные, формулировали выводы. При выращивании фасоли  учащиеся выяснили, какие условия необходимы для прорастания семян. Выращивая плесень, они узнали, что плесень – это грибы, что она бывает полезная и вредная. Проводя эксперимент по окрашиванию растений, учащиеся смогли наблюдать движение воды в растениях. В конце заседания все учащиеся стали членами научного общества и получили первое практическое задание на лето.

    Работа по развитию творческого мышления будет продолжаться, так как считаю, что только в процессе активной деятельности учащиеся реализуют свои потребности пытливого исследователя, осваивают методы и приемы изучения своего окружения. В результате происходит замена доминирующего наглядно-образного мышления теоретическим. В результате у учащихся развивается способность формировать идеи и радоваться их реализации. Все это возможно, если использовать такой метод обучения, как экспериментирование.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Занимательные" цифры, как один из способов формирования логического мышления на уроках математики.

      Предлагаю вашему вниманию  оригинальную методику "Занимательные (сказочные) цифры"  для формирования у детей логического  мышления. Методика разработана доктором психологи...

    Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

    В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

    «Проектная технология как один из способов развития творческих способностей учащихся»

    Урок русского языка в 3 классе (3 четверть)Учитель: Сывоконь Екатерина Игоревна , учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 13 г. Темрюка Тема: Значение и употребление имен прилагательных в речиТип: ...

    Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"

    Тип урока – изучение нового материала.Компетенции:  Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности....