Образовательная программа объединения "Мастерилка"
рабочая программа на тему

Программа дополнительного образования художественно - эстетического направления расчитана на учащихся начальных классов и развивает творчество детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obedinenie_do_masterilka.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Шапкинская  средняя общеобразовательная школа №11

 имени Героя РФ Боровикова В. В.»

        Утверждено                                                                                                   Рассмотрено                                                                                          

«      » _______________ 2011 г.                                                                  педагогическим  советом

_______________________                                                                             «     »____________ 2011 г.

директор МКОУ-СОШ № 11

        Т.П.Назаренко

Образовательная программа

дополнительного образования

« Детское творчество »

объединения « Мастерилка »

на 2011 – 2012 уч. г.

                               Автор:

                                                                  учитель начальных классов

                                                                       Прозорова Галина Николаевна

                                                      рассчитана на 1 год

                                                                 для учащихся 2 – 4 классов

Пояснительная записка.

Представленная образовательная  программа « Детское творчество » объединения « Мастерилка » рассчитана на применение в образовательной школе, а также в системе дополнительного образования . Программа ориентирована на учащихся 8 – 10 лет. В этом возрасте учащиеся уже получили первоначальную подготовку и элементарные навыки трудовых операций с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, бросовым материалом), но их трудовые умения ещё не совершенны.

        Образовательная  программа  направлена на:

 - удовлетворение интересов и запросов учащихся;

 - обеспечения эмоционального благополучия ребенка,

 - создание условий для творческой самореализации личности;

 - сотрудничество с семьей.

Занятия поводятся 2 раза в неделю во второй половине дня в школе.            

 Продолжительность одного занятия –2 часа.

 Предполагаемое количество учащихся – 15 человек (охвачены и дети из неблагополучных семей).  

 Планирование работы объединения составлено на 1 год.

 Общее количество часов – 296 час.

 Планируется участие во всех школьных выставках, также в районных, краевых творческих выставках детей.

 Объединение  работает и во время каникул (осенних, зимних, весенних).

         За этот период времени учащиеся приобретут  навык самостоятельного творческого подхода  к работе с бумагой, картоном, тканью, солёным тестом и другим материалом, к дизайну готового изделия, а полученные знания смогут применять в разных областях жизни. Сделать необычные красивые изделия, поделки, украшения для них не составит никакого труда.

Все занятия спланированы так, что  позволяют учащимся  проявить фантазию, познать красоту творчества и стремление сделать свою работу от начала до конца, получить удовлетворение от выполненной работы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получат новую жизнь.

Цель образовательной программы.

        

        Развивать творчество детей; учить их фантазировать, мастерить.

Задачи.

  1. Развитие мотивации личности ребенка к творчеству.
  2. Осуществление интеллектуального и духовного развития личности.
  3. Расширение и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей,  привитие навыков культурного труда.

Занятия объединения являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера и разработаны с учетом возрастных и психологических особенностей школьников данного возраста.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, а также используется разнообразный раздаточный  дидактический материал и соответствующая литература, даётся теоретический материал, являющийся базой для практических работ. Это сведения о материалах, инструментах, отдельных операциях, технике безопасности. Наибольшее внимание отводится анализу конструкции изделия и планированию самостоятельной работы.

Умения и навыки, которыми последовательно овладевают учащиеся:

  1. Предварительное планирование предстоящей трудовой деятельности (понять задачу, поставленную перед ними, представить характер работы, конструкцию изделия, нужные материалы, размеры и формы деталей, технологию осуществления предстоящего задания).
  2. Обработка материалов и изделий, овладение инструментами, различными видами соединений,  другими трудовыми операциями и конкретными трудовыми умениями.
  3. Овладение знаниями и умениями, связанными с организацией индивидуального и коллективного труда, культурой труда, элементами графической грамотности (понимать чертёж, уметь выполнять разметку по чертежу, выполнить эскиз изделия).
  4. Систематическое расширение кругозора и активизация мыслительной деятельности учащихся (сравнения, сопоставления, анализа, предвидения, самостоятельные суждения).
  5. Знания свойств и технологических особенностей используемых в работе материалов.
  6.  Умение замечать ошибки в своей работе и вовремя их устранять.

Методическое обеспечение программы.

Общедидактические методы занятий:

        - словесные: рассказ, беседа, инструктаж, коллективное планирование работы;

        - наглядные: демонстрация материалов, приспособлений, изделий, самостоятельные наблюдения, экскурсии, творческие выставки, просмотр репродукций и иллюстраций;

        

- практические: графические и лабораторные работы, упражнения, опыты, наблюдения, все виды практических работ, изготовление изделий.

Формы проведения занятий:

- индивидуальные, парные, групповые, коллективные,

Формы подведения итогов:

- участие в общешкольных мероприятиях, выставках, смотрах;

- участие в районных творческих выставках,

- обновление творческого уголка «Наши руки не для скуки» ( 1 раз в         четверть).

Инструменты для занятий: ножницы, карандаши, линейки, циркуль, пинцет, шило, кусачки, клей, набор игл, картон и др.

На занятиях объединения учащиеся соблюдают основные требования и правила сгибания и складывания бумаги, работы с клеем, колющими инструментами, выполняют « Правила рабочего человека».

Оборудование.

Методическая литература у руководителя объединения (список литературы прилагается).

Раздаточный материал у учащихся (образцы, выкройки, инструменты, все, что нужно для работы ).

Таблицы «Как создаются вещи»,  «Дидактический материал для детского творчества»

Класс оснащен всем необходимым для реализации образовательной программы и творческого развития участников объединения.

Содержание занятий.

Работа с разным материалом – 56 ч.

Теория – 4ч.

Практика – 52ч.

Учебно – воспитательные задачи:

        - учить учащихся делать поделки из использованного материала, отбирать его в соответствии с замыслом, передавать выразительность образа;

        -  знакомить рациональным приёмам технологических операций, с правилами безопасной работы с инструментами;

            - учить реконструировать, видоизменять ненужные вещи, представить их в обновленном виде;

         - развивать творческие возможности, фантазию и  навыки коллективной работы.

Технология римейка – переделка устаревшей одежды, обуви; использование в работе упаковочных, отделочных материалов в вещи современного дизайна.

Теоретическая направленность.

2 час.

Практическая деятельность.

52 час.

Материалы и оборудование.

Беседа об экологии и сохранении природных ресурсов.

Соблюдение ТБ.

Свойства, производство используемых материалов.

Исторические сведения.

Мозаика из кусочков поролона, карандашных стружек, газетных комков, ватных шариков.

Декоративное панно из жести. Аппликации

Украшения. Бижутерия.

Транспорт, мебель, сказочные герои из спичечных коробков.

Рамочки для фотографий.

Сувениры для подарков. Вазы.

Шкатулки. Корзинки.

Жесть, поролон, шпагат, тесьма, спичечные коробки, старые газеты, журналы, открытки, стеклянные и жестяные банки, пластиковые упаковки, фольга, полиэтиленовые пакеты, вата, перья птиц, упаковочные коробки, проволока и др.

Выставка « Наши первые изделия ».

Художественный труд ( работа с бумагой, оригами ) – 88ч.

Теория – 8ч.

Практика – 80ч.

Учебно – воспитательные задачи:

        - стимулировать творческую активность детей овладеть необходимыми умениями и навыками, работая с бумагой;

        - развивать и совершенствовать трудовую культуру, умение планировать и организовывать свою работу;

        - научить учащихся делать чертеж или разметку на бумаге по образцу, шаблону или чертежу, выполнять изделие по намеченному плану и разметке, проверять, оценивать и подводить итоги;

        - развивать художественный вкус, аккуратность, умения бережно и экономно использовать материал, приучать учащихся содержать в порядке рабочее место.

Теоретическая направленность.

8 час.

Практическая деятельность.

80 час.

Материалы и оборудование.


Из истории бумаги, оригами.

Характеристика видов и свойств бумаги.

Окраска бумаги.

Декоративная обработка бумаги.

Соблюдение ТБ.

Аппликация из кругов.

Объёмная мозаика из гофрированной бумаги.

Конструирование цветов.

Образ человека в сказочных сюжетах.

Оригами: животный мир, рыбы, насекомые, птицы.

Гофрированный картон «Деревня ».

Изделия из конусов и цилиндра.

Новогодние игрушки и др.

Цветная и гофрированная  бумага, картон, подставка для работы с клеем, шило,

краски, тесьма, проволока и др.

Выставка « Наши руки  не для скуки ».

Экскурсия в кабинет технологии на кружок « Морозко».

Работа с тканью – 128ч.

Теория – 8ч.

Практика - 120ч.

Учебно – воспитательные задачи:

        - учить детей работать с тканью, подбирать цвета, фактуру ткани в зависимости от образа изделия;

        - учить кроить и шить несложные поделки, украшать их тесьмой, кружевом, аппликацией, соблюдать последовательность действий и  операций, порядок на рабочем месте;

        - развивать у учащихся умение придумывать поделки, не повторяющие готовую модель, находить разные решения в изготовлении нужных поделок, вещей.

Теоретическая направленность.

8 час.

Практическая деятельность.

120час.

Материалы и оборудование.

Производство тканей. Виды и свойства тканей. Виды швов. Сравнение ниток, пряжи различных по назначению, прочности, толщине.

Беседа « Как создаются вещи».

Соблюдение ТБ с колющими предметами.

Футляры для расчесок, ключей, ножниц. Игольница. Газетница. Стельки для обуви. Нитяная графика.  Аппликация из сжатой ткани. Аппликация из нитей. Мягкие игрушки на выбор детей. Сувениры. Коллаж        « Матрешки» и др.

Разные виды тканей, пряжи.

Набор ниток. Напёрсток.

Пуговицы. Тесьма. Кружева.

Альбом с образцами тканей.

Выкройки. Шаблоны. Трафареты. Бусы. Бисер.

Клеёнка. Пяльцы и др.

 

Конкурс на лучшую поделку.

Выставка работ « Наше творчество ».

Тестопластика – 24ч.

Теория – 2ч.

Практика – 22ч.

Учебно – воспитательные задачи:

        - познакомить учащихся с приёмами тестопластики;

        - развивать глазомер, умение бережно и экономно использовать рабочий материал, работать по графическому изображению, соблюдая порядок выполнения операций;

        - продолжить развитие творческого воображения, аккуратности, настойчивости в достижении цели.

Теоретическая направленность.

2 час.

Практическая деятельность.

22 час.

Материалы и оборудование.

Свойства теста.

Способы сушки. Обработка изделий. Соблюдение ТБ.

Цветы. Овощи.

 Корзинка. Фрукты.

Сердечко. Подсвечник. Настенное панно. Украшения. Подкова и др.

Соленое тесто. Валики.  Ножичек. Деревянная стека. Шаблоны. Зубочистки. Лак. Алюминевая фольга. Стеклярус. Бусины. Клей. Краски  и др.

Выставка работ учащихся « Наши руки не для скуки ».

Ожидаемые результаты:

        - сформированность художественного вкуса и творчества детей;

        - развитие ручной умелости;

        - через развитие мелкий моторики повышение интеллекта учеников;

        - укрепление психического здоровья;

        - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

        - занятость детей в часы досуга.

Литература.

  1. Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для родителей. М. 1992.

  1. Гукасова А. М. Внеклассная работа по труду. Работа с разными материалами. М. 1991.

  1. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М. 1985.

  1. Дегтярева Т. Умные поделки из бумаги. Пособие для родителей и воспитателей. М. 1999.

  1. Ефимова А. В. Игрушки – самоделки. Чертежи выкроек. Ленинград. 1966.

  1. Каченаускайте Л. Аппликация. М. 2004.

  1. Максимова М. В. Лоскутки. М. 2000.

  1. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль. 1997.

  1. Проснякова Т. Н. Уроки мастерства. М. 2000.

  1. Цамуталина Е. Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль. 1999.

  1. Цирулик Н. А. Уроки творчества. М. 2000.

Участие объединения «Мастерилка» в мероприятиях

Наименование конкурса

Уровень

Количество участников

Результат

1

«Наша школьная страна»

школьный

15

1 место

призы

2

«Ёлка нашего двора»

школьный

15

Ценный подарок

3

«Новогодний сувенир»

районный

15

3 место

4

«Радуга талантов»

районный

15

Ценный подарок

5

«Весь мир наполнен чудесами»

«Пушкинский вернисаж»

районный

10

1 место

6

«Наш сказочный край»

краевой

15

Благодарности

Поощрительные

призы

7

«Зимняя планета детства»

краевой

15

Благодарность

8

«Любимый дворик»

краевой

10

1 место

Ценные подарки

Руководитель объединения:                                      Прозорова Г. Н.

.

Ф. И. О. педагога

Направление работы

Название работы

Сведения

 об авторе или авторском коллективе

Техника исполнения

Прозорова Г. Н.

Художест

вненно –

эстетическое

направление

Гроздья винограда

Тищенко В.

Квиллинг

Цветение сакуры

Все члены объединения

Аппликация

Снегири

Новоселова В.

Разная техника

Никто не забыт

У Вечного огня

Матус Л.

Разная техника

Птичий особняк

Никоноров Н.

Макет

Мы ждем тебя, Олимпиада

Шишкин А.

Смешаная техника

Аквариум

Все члены объединения

Бумагопластика

На катке

Тищенко В.

Ткань

Любимый дворик

Шишкин А. Коханевич Д.

Макет

Антикризис

Никоноров Н.

Бумагопластика

В космосе

Савина Е.

Аппликация

Мы за мир

Все члены объединения

Аппликация

В дальнее плавание

Смирнова Е.

Бумагопластика

Черепаха Тортилла

Ефимова А.

Ткань

В рождественскую ночь

Коханевич Д.

Аппликация

Праздничное панно

Савина Е.

Квиллинг

Петушок и курочка

Поученко Т.

Аппликация

Фабрика сердец

Смирнова К. Савина К.

Белоногова А

Смешаная техника

Букет цветов

Смирнова К

Бумагопластика

Мишутка с медом

Бузанакова Г.

Разная техника

Цветочное дерево

Новоселова В.

Бумагопластика

Подводное царство

Коллективная работа

Разная техника

Рождественский перезвон

Тищенко В.

Смешаная техника

Снежинки

Савина К.

Изонить

Крупа

Оберег

Закон Э.

Крупа

На севере

Белоногова А.

Аппликация

У пальмы

Бузанакова Г.

Разная техника

Пудель

Новоселова В.

Разная техника

Часовня

Шишкин А.

Мозаика

Карусель

Ефимова А.

Разная техника

Ноутбук

Никоноров Н

Смешаная техника

Ваза с цветами

Коллективная работа

Пластика

Подарок новорожденному

Коханевич Д.

Аппликация

Усадьба Деда Мороза

Коллективная работа

Бросовый материал

Оберег в круге

Смирнова Е.

Разная техника

Массажор

Тищенко В.

Пластика

Денежная лопата

Шишкин А.

Разная техника

Русь Православная

Поученко А.

Аппликация

Веер

Коханевич Д

Бумагопластика

Игольница

Новоселова В.

Ткань

Кот в мешке

Белогогова А.

Разная техника

На озере

Савина Е.

Разная техника

Панно

Тищенко В.

Природный материал

Теремок

Коллективная работа

Бумагопластика

Ракеты

Белоногова А.

Коханевич Д.

Савина Е.

Бумагопластика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений  Российской Федерации  является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.

Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...