"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе" доклад
материал по теме

Шестерина Людмила Геннадьевна

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc410.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Архангельское

Учитель: Шестерина Л.Г.

Проблема здоровья, развития и воспитания детей остаётся важнейшей государственной проблемой. Каждое образовательное учреждение призвано обеспечить не только учебный процесс, но равно содействовать нормальному развитию обучающихся и охране их здоровья. Это чётко оговорено в п. 51 “Закона об образовании”.

Реформа содержания образования и модернизация образовательной системы подразумевают обязательное внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. Высокая общественная потребность в технологиях, укрепляющих и сохраняющих здоровье участников образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, тем, что уровень здоровья детских коллективов в 90-х годах резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами.

Ухудшение здоровья детей и подростков связано, прежде всего, с экологическим и социально-экономическим кризисом в стране. Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д. Важная роль принадлежит организации учебного процесса, учебной нагрузке.

Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни.

Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу - подходы, позволяющие грамотно построить учебно-воспитательный процесс и восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.

Всю организацию учебно-воспитательной работы мы построили с учетом физиологических принципов изменения работоспособности ребенка:

  1. сделали облегченной начало каждой учебной недели и учебной четверти (не задаются домашние задания, повторение ранее изученного);
  2. в ходе проведения уроков сложный материал изучается лишь тогда, когда работоспособность детей достигла высшего уровня;
  3. рационально чередуется учеба и отдых детей (еженедельно вечер отдыха, спортивные мероприятия, КВН и др.);
  4. расписание уроков составлено на основании соответствующих требований (наибольшее количество баллов приходится на среду и пятницу). 

Администрация школы определила основные направления оздоровительной работы:

  1. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы – ввели,  физзарядку на свежем воздухе (10 - 15 минут), уроки физкультуры на свежем воздухе, физкультминутки на уроках.
  2. Для учащихся применяются упражнения для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, комплекс упражнений гимнастики.
  3. Закаливание, повышение общей сопротивляемости организма детей. Для профилактики острых респираторных заболеваний используем прием самомассажа биологически активных точек и сквозное проветривание классов во время перемен.

В весенне-осенний период учащиеся получают поливитамины “Ревит”, а в течение учебного года фитотерапию. Учащиеся с удовольствием пьют витаминные чаи, собранные ими же самими.

  1. Для охраны зрения, для профилактики близорукости на уроках проводим упражнения на снятие напряжения глазных мышц. 
  2. Отбор детей в оздоровительные группы;
  3. Профилактические прививки;
  4. Соблюдение мероприятий по улучшению адаптационного периода у первоклассников;
  5. Строгое соблюдение норм санпина;
  6. Летняя оздоровительная компания (под девизом: “Если праздник, то спортивный; если отдых, то активный”);
  7. Витаминизация. (В нашей школе дети с удовольствием пьют витаминизированные кисели.)
  8. Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев, по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
  9. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.), которые могут стать в классе традиционными.

Работа образовательного учреждения направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Сегодня учителя начальных классов школы должны и могут стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся. При построении календарно-тематического планирования и поурочного планирования обязательно используется реализация этапов урока согласно здоровьесберегающим технологиям. Учебно-воспитательная работа строится на понимании всей значимости решения вопросов формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в процессе получения ими образования, присутствия фактора социального одобрения деятельности.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле мы понимаем все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Престиж здорового образа жизни в начальной школе очень высок. Соответствие участка, здания, планировки, площади помещений, современного дизайна, микроклимата, светового режима, отделки, оборудования учебных и не учебных помещений, организации питания. Наличие в классах атмосферы, способствующей хорошему настроению, высокой работоспособности, психогигиеническому комфорту и желанию все это сберечь и сохранить. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации учебного труда и отдыха, выбор режимов обучения, составление недельного расписания; использование на уроках здоровьесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения контрольных и самостоятельных работ. Эстетическое оформление интерьера школы, в котором гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит. В рекреациях начальных классов и классных комнатах подобраны цветочные композиции, оказывающие терапевтический эффект.

Проблема здоровьесбережения стала заботой не только учителей начальных классов, но и одним из вопросов школьного самоуправления. Сегодня в школе функционирует штаб физоргов, куда входят учащиеся с 1 по 11 класс. Основное направление их деятельности — это совместная с учителями физвоспитания разработка комплексов оздоровительных упражнений, планирование и проведение спортивных мероприятий (“День Здоровья”, олимпиада по физической культуре, соревнование “Веселые старты”, «Большие гонки» и др.)

     

Эти ребята являются ответственными в классе за проведение физкультминуток на уроках, зарядки до занятий. Они изучают заявки на участие в спортивных состязаниях, аккумулируют информацию об эмоциональной оценке урока физвоспитания, являются помощниками классного руководителя в подготовке и проведении спортивных мероприятий в классе.

Учителями начальных классов проводятся факультативные занятия  “Час Здоровья”, “Основы здорового образа жизни ”, в которых апробирована и внедрена масса педагогических, медицинских и психологических методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка, и его социальную адаптацию.

Педагогами 1-4 классов ведется психофизиологический мониторинг, в котором отражаются все характеристики здоровья ребенка, даны рекомендации, определены индивидуальные траектории развития для каждого ребенка. При построении оздоровительной работы с классом каждый классный руководитель обязательно учитывает психофизиологические особенности учащихся класса.

В настоящее время учителя начальных классов внедряют и применяют в работе личностно - ориентированные технологии. Но внедрение инновационных и экспериментальных форм работы ведется не с позиции слепого копирования, а с позиции здоровья ребенка. В процессе изучения и реализации личностно-ориентированного подхода коллективом учителей начальных классов были проведены методобъединения. Результатом этой работы явилось создание памятки для каждого учителя по его деятельности на уроке с здоровьесберегающей направленностью.

Для решения проблемы сохранения здоровья детей учителями реорганизуется весь учебно-воспитательный процесс: кабинеты оформлены с учетом рекомендаций (“Уголки здоровья”, “Глазодвигательные тренажеры). Педагоги подбирают звуковое сопровождение к урокам (“Звуки природы”, классические музыкальные произведения). На своих уроках постоянно работают с цветом, активно используя нарисованные кленовые листья, цветные мелки, цветные губки, изотерапевтические композиции. Дети, по совету учителя обзаводятся не гладкой, а ребристой авторучкой - когда пальцы устают, можно покатать ее между ладоней. В начальной школе имеются специальные самодельные тренажеры, которые ребята ласково прозвали “Ежиками”. На уроках детям рекомендуется пользоваться цветными ручками, карандашами, что является компенсирующим для многих категорий детей. Учебные занятия проходят под звуки природы - в магнитофон ставится кассета со звуками дождя, летнего леса, пения птиц, журчания ручейка. Учителя школы очень грамотно, профессионально характеризуют индивидуальность каждого ребенка, а кроме того, могут снабдить этой информацией родителей. И сами родители принимают участие в такой диагностике, получая задания понаблюдать за ребенком. Зачастую родители “открывают” своих детей с помощью учителей.

Включение в урок здоровьесберегающих технологий (посадка детей в классах с учетом здоровья ребёнка, физкультминутки, объяснение материала с учётом индивидуальных особенностей, сочетание индукции и дедукции, символа и схемы с образом и ассоциацией) позволяет создать атмосферу “здорового” урока. Учителя начальных классов на уроках не только не заставляют учащихся сидеть в статической позе, но и напоминают о необходимости ее смены (проводятся игры по смене вариантов, подвижные игровые моменты на внимание).

Учителями были выработаны основные направления оздоровления учащихся:

– учебные занятия в классах рекомендовано проводить в режиме динамических пауз. Для этого в классах проводятся физкультминутки, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;

– разучен комплекс упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы, бороться с миопией и другими офтальмологическими заболеваниями.

Одно из направлений— внедрение в процесс обучения младших школьников современных здоровьесберегающих технологий. Одна из них общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.

Неоценимую помощь в пропаганде ЗОЖ и занятий физической культурой осуществляет детская организация “СМИД”. Ребята проводят все общешкольные мероприятия, активные перемены, агитационную и пропагандистскую работу со сверстниками, их родителями и жителями села. Все события, проходящие в школе, освещаются на страничках школьной газеты. Большая воспитательная работа проводится учителями начальных классов: традиционные “Уроки Природы” - прогулки групп выходного дня, сбор природного сырья для витаминизации, строительство “Снежного городка”, “Литературно-музыкальная тропа”. Учащиеся школы занимаются проектной деятельностью на пришкольном участке, выращивая овощи, средства от реализации которых идут на удешевление школьного питания, принимают участие в конкурсе “Школа – цветущий сад”, создавая на своих цветниках и клумбах композиции с символикой России и детской общественной организации “СМИД”, что благотворно влияет на летнее оздоровление и патриотическое воспитание, воспитывает гордость за свою страну и малую родину.

   

Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Все чаще родители становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, родители-медработники активно участвуют в обсуждении вопроса о сезонной витаминизации учащихся, которая стала бы профилактической мерой в предупреждении различных заболеваний.

Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный.

На протяжении многих лет родители с огромным удовольствием участвуют в спортивных праздниках: “Папа, мама, я — спортивная семья”, театральных постановках, новогодних утренниках, тематических утренниках “Праздник урожая”, внеклассных мероприятиях по предметам, КВН, турнирах смекалистых, “Звездный час” и т.д. Они и режиссеры, и актеры, и оформители.

С помощью родителей проходят декады по озеленению классных комнат, рекреаций и пришкольного участка, что делает классы и коридоры уютными и комфортными. А у малыша, посадившего своими руками деревце или кустик и ухаживающего за ним, в душе крепнут ростки добра, милосердия, любви ко всему живущему, воспитывается экологическая культура.

Село Архангельское богато своими культурными традициями. Для создания экологосообразности и погружения ребенка в культурную среду учителя начальных классов тесно работают с БДЦ с. Архангельское, организуя общешкольные мероприятия “Праздник Знаний ”, “Крещенские посиделки”, “Рождественские колядки”, “Масленица”.

Здоровый образ жизни – это и правильное питание. Еще один важный аспект здоровья – это культура питания.

Лучший рацион здорового человека – пища с низким содержанием холестерина, сахара, соли, высоким содержанием макро- и микроэлементов, витаминов, и белка в разумном сочетании.

Растительная пища позволяет иметь такой рацион.

Для здоровой жизни необходима умеренность в еде.

Питание в школе четко сбалансировано, ежедневно ученики получают на обед салат из овощей (свекла, морковь, капуста,), первое или второе (картофель, капуста, крупы, мясо). Все овощи выращены летом своим трудом.

Проживая в деревне, мы имеем богатую возможность чаще бывать на природе, общаться с ней и получать от этого не только удовольствие, но и пользу своему здоровью.

Часто общешкольные мероприятия мы проводим именно в лесу – спортивные соревнования, сбор лекарственных трав, Зарницы, совместные походы, безопасное колесо и др.

Традиционны в школе ежегодные тематические педсоветы, где проводится анализ всей оздоровительной работы в школе, выявляются положительные и отрицательные тенденции.

Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, родителей и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали, беречь здоровье детей наша первоочередная задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Обобщение опыта работы по теме: "Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальных классах"

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических д...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....